СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме "Степени окисления"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе дается представление о степени окисления, о правилах определения степени окисления и правилах составления формул по степени окисления и определение степени окисления по формуле бинарного соединения

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "Степени окисления"»

Тема урока: Степени окисления

Цель урока:

1. Дать понятие степени окисления.

  1. Научить рассчитывать степени окисления по формулам бинарных соединений и составлять химические формулы по степени окисления.

  2. Дать первоначальные представления о номенклатуре химических соединений

Оборудование: компьютер с мультимедийной приставкой, периодическая система химических элементов, ряд электроотрицательности неметаллов



I. Организационно - мотивационная часть

- организационный момент

-цель урока

II. Повторение изученного материала

Наш урок я хочу начать со слов Козьмы Пруткова «Отыщи всему начало и ты многое поймешь»

Начнем мы с того, что вспомним о видах химической связи

  1. Виды химической связи

Слайд 2

- Прежде всего давайте вспомним какие виды химической связи вы знаете

(Ковалентная полярная, ковалентная неполярная, ионная, металлическая)

-Нас сегодня будут интересовать только 3 типа связи - Ковалентная полярная, ковалентная неполярная, ионная, металлическая

Поиграем в «Крестики-нолики»


Найдите выигрышный путь. «Игра в крестики –нолики»

Слайд 3

Дайте определение: какая связь является ковалентной неполярной?

Найдите вещества с ковалентной неполярной связью

Na

Mg

F2

O2

H2

Cl2

Fe

S8

Ca


Задание по командам Определите относительную молекулярную массу (каждой команде – одно вещество). Проверим, полученный результат.



Слайд 4

Дайте определение: какая связь является ковалентной полярной?

Найдите вещества с ковалентной полярной связью

HCl

MgO

FeO

SO2

H2O

CaO

KBr

NaCl

SO3


Задание по командам Определите относительную молекулярную массу Проверим, полученный результат.


Слайд 4

Дайте определение: какая связь является ионной?

Найдите вещества с ионной связью

CO2

H2O

CuS

SO2

KBr

ZnO

NaCl

SiO2

P2O5


Задание по командам Определите относительную молекулярную массу Проверим, полученный результат.


Слайд 5 Прочитать формулы веществ

Прочитайте формулы веществ.



NaCl, KCl, MgCl2, ZnCl2, AlCl3,

Na2O, K2O, MgO, ZnO, Al2O3,

Na2S, K2S, MgS, ZnS, Al2S3

Скажите, задумывались ли вы, почему в формулах различное количество атомов? Как вы думаете: от чего это зависит?

II. Изучение нового материала

Рассмотрим как происходит образование молекул KCl и HCl

(Ученики рассказывают о положении атомов в таблице и строении атомов).

Молекула калий хлор образована атомами металла и неметалла, поэтому связь- ионная. Следовательно, при образовании молекулы происходит переход электрона от атома лития к атому хлора. И атомы превращаются в ионы.

K0 + Cl0  K+1Cl-1

Молекула хлороводорода состоит из разных атомов неметаллов

И при образовании молекулы перехода электрона не происходит, происходит лишь смещение электронной пары к наиболее электроотрицательному элементу хлору. А если мы предположим, что все же произошел переход электрона, то мы получим такую запись

H0 + Cl0  H+1Cl-1

Мы получили условные заряды – это и есть степени окисления. Найдите в учебнике на стр. 61 определение

УТВЕРЖДЕНИЕ: Степень окисления может быть положительной, отрицательной или нулевой.

Давайте попробуем доказать или опровергнуть это утверждение.

- Во-первых, вспомним, что все атомы кроме инертных, стремятся к тому, чтобы последний энергетический уровень был завершен. Какими путями этого можно добиться?

(Отдать или принять электроны)

Докажите, что атомы металлов образуют только положительно заряженные ионы (задание по командам)

Задание: Записать строение атомов и образование ионов: Na, Mg, Al. (если у вас есть затруднения обратитесь к учебнику стр. 31 и 38)

Вывод: у металлов главных подгрупп степень окисления равна номеру группы и всегда положительная.

Как вы думаете: как себя ведут атомы неметаллов?

Возьмем S, P, C. У них на последнем энергетическом уровне электронов 4 и более, им легче принять электроны. Значит, у них степень окисления будет отрицательной. S -2 P -3 Si -4 Это утверждение верно на 100% только для атома фтора. У фтора с.о. -1. У остальных атомов неметаллов она может быть и положительной и отрицательной.(обратиться к ряду электроотрицательности неметаллов)

Задание: Рассчитать положительную степень окисления у данных атомов.

Правила определения степени окисления

У каждого на столе лежит памятка по определению степени окисления.

Проговорить и пояснить эти правила.


Задание. Определить степени окисления в соединениях

MnO, MnO2, Mn2O7 (рассмотреть 1 пример вместе). Дети рассчитывают и проверяем

Задание. Составить формулы веществ и назвать вещества:

Mg Cl , Al Cl , Al O, P O (III), P O (IV), CuS , Na S



До сих пор мы читали с вами формулы веществ, а сегодня попробуем дать названия веществам по систематической номенклатуре (стр.63 учебника).



Задание для самостоятельной работы. Назовите химические соединения.


Задания на карточках. Определить степень окисления и назвать вещества.

1) LiCl, ZnCl2, LiH , PH3, NaH

2) CaS, K2S , Li2S AlCl3, CaO,

3) NaCl , MgS, KCl, BaC 2, Cl2O


Рефлексия. Что узнали? Чем занимались? Какие вопросы?


Домашнее задание: п. 17 упр. 2 стр.64




Правила определения степени окисления


  1. С. о. атомов простых веществ = 0

  2. С.о. фтора = -1

  3. С.о. кислорода = -2 (кроме H2O2, OF2)

  4. С.о. водорода с неМе = +1, а с Ме = -1

  5. С.о. Ме I, II, III групп главных подгрупп «+» = номеру группы

  6. С.о. неМе «+» = номеру групп

  7. С.О. неМе «- » = (номер группы - 8)

  8. В молекуле сумма с.о. = 0

6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!