СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме " соли: классификация и свойства в свете ТЭД

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме " соли: классификация и свойства в свете ТЭД»

Урок на тему

"Соли в свете теории электролитической диссоциации, их химические свойства". 8-й класс

учитель химии МБОУ «СШ №29» Г. Смоленска М.Е. Прокопышко

Цели урока:

Образовательные:

  • Сформировать понятие о солях, как классе электролитов;

  • Изучить общие химические свойства солей в свете теории электролитической диссоциации.

  • Актуализировать учебный материал, направленный на подготовку к государственной итоговой аттестации.

Развивающие:

  • Развивать практические навыки, соблюдая правила техники безопасности во время выполнения лабораторных опытов;

  • Развивать взаимосвязь между предметами;

  • Учить анализировать полученную информацию;

  • Развивать логическое мышление путем сравнения, обобщения, систематизации знаний.

Воспитательные

  • Развивать интерес к предмету;

  • Развивать знания о применении химии в быту;

  • Учить аккуратности при выполнении химических опытов;

  • Развивать умение работать в микро группе уважительно и корректно.

Оборудование: растворы сульфата, хлорида, карбоната натрия, хлориды магния и бария, сульфат меди2, соляная и серная кислота, гидроксид натрия, метилоранж.

Штатив с пробирками.

План урока:

1. Организационный момент (1 мин.)

2. Актуализация знаний учащихся (5 мин.)

3. Изучение нового материала (30 мин.)

4. Подведение итогов урока, домашнее задание (2 мин.)

5. Рефлексия (2мин.)

Ход урока

1. Организационный момент. Определение темы урока, его цели (формулируют сами учащиеся).

Какие классы веществ электролитов вы знаете? Сегодня на уроке мы будем вести речь о самом многочисленном классе электролитов. Какой это класс?(соли) Дайте определение этого класса.

  • Соли - это сложные вещества, состоящие из ионов металлов и кислотных остатков.

  • Соли – электролиты, которые при диссоциации образуют катионы металла и анионы кислотного остатка.



2 Актуализация знаний обучающихся

До изучения химии, вы ,наверное думали что соль всего одна. Какая и ее химическая формула? А какие формулы вы знаете сейчас? Назовите формулу сульфата натрия, карбоната кальция, хлорида железа3. Какую из этих солей нельзя назвать электролитом и почему? У этой соли есть тривиальное название

В темном поле заяц белый
Прыгал, бегал, петли делал.
След за ним был тоже бел.
Кто же этот заяц?
(Мел)

Как вы думаете ,что мы сегодня должны узнать о солях, судя по оборудованию нашего урока? (химические свойства солей)

3. Изучение нового материала

Сегодня мы будем работать в маршрутных листах урока. По результатам заполнении которых каждый получит оценку .Будьте активными участниками образовательного процесса. Удачи в образовательном пути.!

Когда лаборант готовит растворы , он точно знает какая у него должна быть концентрация. Решите задачу на маршрутном листе.



Маршрутный лист урока

1.Лаборант приготовил раствор поваренной соли. Для этого он взял 80 гр. хлорида натрия и 700 мл воды. Рассчитайте концентрацию раствора.

Решение:







* Лаборант разлил раствор в бутылочки по 50 гр. Рассчитайте массу вещества в одной бутылочке (пробе).

Решение:





2. Соли, как электролиты, реагируют с кислотами, щелочами, солями, если выпадает осадок или выделяется газ (стр.255 учебника).

Проделайте эксперимент, соблюдая правила по технике безопасности:

А) в две пробирки налейте сульфат и карбонат натрия. В обе пробирки добавьте соляную кислоту. Сравните результаты.

Составьте молекулярное и сокращенное ионное уравнение и объясните результаты.

Уравнение:





Б) в две пробирки налейте хлориды натрия и магния. В обе пробирки добавьте щелочь (найдите среди реактивов). Сравните результаты.

Составьте молекулярное и сокращенное ионное уравнение и объясните результаты.

Уравнение:

В) в две пробирки налейте сульфат натрия и серную кислоту. В обе пробирки добавьте хлорид бария. Сравните результаты.

Составьте молекулярные и сокращенные ионные уравнения и объясните результаты.

Уравнение:



Как доказать что в одной пробирке присутствует кислота? Докажите это экспериментально.



Что общее между всеми реакциями, которые вы проделали? (реакции обмена)

Скорость этих реакций очень большая, они происходят мгновенно, если в них участвуют электролиты, и она идет до конца.

Но соли могут вступать и в реакции замещении, когда более сильный вытесняет более слабого. Как выдумаете с чем соли вступают в реакцию. (с металлами)

Это результат эксперимента взаимодействия медного купороса (сульфата меди 2) и металлической скрепки (железа)



3. Соли вступают в реакцию замещения по правилу: более активные металлы вытесняют менее активные из растворов солей.

Составьте уравнение реакции между сульфатом меди II и железом.

Уравнение:







4.Учимся доказывать качественный состав соли сульфата меди II.

С помощью таблицы растворимости найдите ионы, которые могут дать осадок с катионом меди II и сульфатом иона. Найдите реактивы, содержащие эти ионы. и поставьте перед ящиком (назовите эти вещества учителю).

В две пробирки налейте сульфат меди II, в одну из которой добавьте щелочь, а в другую соль. Сравните результаты.

Составьте молекулярные и сокращенные ионные уравнения и объясните результаты.

Уравнение:



4. Подведение итогов урока, домашнее задание

По результатам работы сделайте вывод о том, с какими классами веществ вступают в реакции соли как электролиты. Запишите его в маршрутный лист урока.

Знания, которые вы сегодня актуализировали и получили на уроке, являются базовыми для подготовки к государственной итоговой аттестации.

А правильное выполнение химического эксперимента заложено в практической части контрольной работы по химии, которую будут писать ученики в формате огэ в этом учебном году. Для получения максимального балла необходимо выполнение эксперимента с соблюдением правил по технике безопасности

Домашнее задание параграф 42, упражнение1-3.

Внимательно прочитайте содержание параграфа. Проанализируйте его содержание. Выделите информацию, которую мы не рассматривали сегодня на уроке. Именно она станет основой изучения материала на следующем уроке. Можно подготовить презентацию о применение солей по желанию.

5. Рефлексия

Оцените свою работу на уроке, как участники образовательного процесса. Поставьте в маршрутный лист урока самооценку карандашом. Поднимите руку, кто считает, что он работал на 5… 4…3…..

Окончательный результат вашей работы будет после проверки ваших маршрутных листов урока.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!