СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме "Сложные эфиры.Жиры."

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка включает технологическую карту урока ,в которой отражены этапы урока и их краткая характеристика

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "Сложные эфиры.Жиры."»



УРОК ХИМИИ В 10 КЛАССЕ

по теме: «Сложные эфиры. Жиры»


,

учитель химии ГОУ Луганской Народной Республики

«Краснолучская школа№4» Поляница Надежда Павловна


Цель: формирование представлений о сложных эфирах и наиболее важных представителей этого класса – жирах.

Задачи:

- обучающие:

знать о строении и свойствах сложных эфиров и жиров;

уметь осуществлять и составлять уравнение реакции этерификации;

иметь представление об областях применения жира и мыла;

- развивающие:

развивать коммуникативные действия и приёмы диалогической речи; умение анализировать, сравнивать, делать выводы и умозаключения;

развивать познавательный интерес, творческие способности, уверенность в своих силах, настойчивость.

владеть способами взаимоконтроля и самоконтроля при выполнении заданий;

- воспитательные:

создать условия для развития самостоятельности, реализации творческой активности, умения самостоятельно находить решение поставленной проблемы

Планируемые результаты:

Знать:

химические понятия: функциональная группа

важнейшие вещества и материалы: пальмитиновая, стеариновые кислоты, сложные эфиры, жиры, мыла.

Уметь:

называть кислородсодержащие орг. вещества по международной номенклатуре;

определять принадлежность органических веществ к определенному классу;

характеризовать общие химические свойства кислородсодержащих орг. веществ,

объяснять зависимость физических и химических свойств веществ от их строения

выполнять химический эксперимент по распознаванию веществ ;

проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников, использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах

Оборудование и реактивы.

На демонстрационном столе: бутылка подсолнечного масла, пачка маргарина, свеча, мыло, пачка сливочного масла, бутылка олифы.

На столах учащихся: пробирки, вода, бензин, раствор КMnO4, подсолнечное масло.

Форма организации работы – групповая


Тип урока: формирование новых знаний.


Структура и ход урока:

Этап урока

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время,

мин.

1

Организационный момент

.

Приветствует учащихся

Приветствуют учителя

1

2

Ориентировочно-мотиваци-онный

1 Рассказываю притчу: Гуляя в тенистой роще, греческий мудрец беседовал со своим учеником. «Скажи мне, - спросил юноша, - почему тебя часто одолевают сомнения? Ты прожил долгую жизнь, умудрен опытом и учился у великих эллинов. Как же так, что и для тебя осталось столь много неясных вопросов?»
В раздумье философ начертил посохом перед собой два круга: маленький и большой ( рисую круги на доске).
«Твои знания – это маленький круг, а мои - большой. Но все, что осталось вне этих кругов, - неизвестность. Маленький круг мало соприкасается с неизвестностью. Чем больше круг знаний, тем больше его граница с неизвестным. И впредь, чем больше ты станешь узнавать нового, тем больше у тебя будет возникать неясных вопросов

Сегодня наш урок мы начнем такими словами (на доске):

«Химия везде, химия во всем:
Во всем, чем мы дышим,
Во всем, что мы пьем,
Во всем, что мы носим,
Во всем, что едим».

Все вещества, которые у меня на демонстрационном столе, – подсолнечное масло, маргарин, свеча, мыло, сливочное масло, олифа – мы используем в своей повседневной жизни. Как вы назовете их одним словом?

2. Наш сегодняшний урок по теме: «Сложные эфиры. Жиры» постараемся рассмотреть с позиций собственного «Я». Мы сегодня будем искать интересующие нас знания по теме урока . Запишите тему урока.

3. Как вы думаете, что мы будем делать с вами в течение урока, чтобы изучить данную тему? По какому плану пойдёт изучение темы?

Эмоционально мобилизует на активную работу








































Формулирует тему урока.






Направляет на формулировку цели урока.


Настраиваются на работу




































Предлагают варианты ответов




Записывают тему







Формулируют цель урока.


10

3

Информационно-поисковый

1. Задание: соотнесите общие формулы веществ и названия классов (спирт, простой эфир, карбоновая кислота, сложный эфир). Что вызывает затруднение? Что общего между сложным и простым эфиром; спиртом, карбоновой кислотой и сложным эфиром? Дайте определение.

2. Предположите реакцию получения сложного эфира из спирта и карбоновой кислоты. Она называется - этерификация. Как вы думаете, сложные эфиры могут реагировать с водой?

3. Свойства сложных эфиров: жидкость с запахом, горючи. Распространение в природе. Проделайте опыт.

4. Почему жиры изучают вместе со сложными эфирами?

Жиры – сложные эфиры глицерина (многоатомного спирта) и высших карбоновых кислот (более 10 атомов углерода в молекуле). Какие ассоциации у вас вызывает слово жир?

5. Какие вы знаете жиры в природе? Приведите примеры. Какое происхождение имеет маргарин?

6. Изучение жира проводил в первой половине XIX в. французский химик Мишель Эжен Шеврель, когда изучал состав мыла. Мыло – соль жирных кислот, которую получают щелочным гидролизом жира. Твёрдое (натриевые соли) и жидкое мыло (калиевые соли). Применение жира и мыла.

Выводит учащихся на вывод о строении формулы сложного эфира.




Направляет учащихся на выводы.



Демонстрирует опыты





Предлагает проблемный вопрос.

Даёт определение.




Схема «Животные и растительные жиры».



Предлагает найти области применения жира и мыла.

Сравнивают формулы, находят сходство и отличие. Дают определение сложного эфира.


Делают вывод об обратимости реакции этерификации.

Делают вывод о свойствах.



Предполагают сходство в строении.

Проводят аналогии между жиром и сложными эфирами

Вывод о предельном и непредельном строении.


Записывают в тетрадь области применения веществ.

20

4

Обобщение и систематизация

Вам предлагаются тестовые вопросы по материалу урока. На слайде критерии оценивания. Выполните задания. Запишите пример своего вопроса по теме урока.

Объясняет задание, наблюдает.

Отвечают на вопросы, производят самооценку.

7

5

Рефлексия

сегодня я узнал… 
было интересно… 
было трудно… 
я выполнял задания… 
я понял, что…  теперь я могу… 
я почувствовал, что… 
я приобрел… 
я научился… 
у меня получилось … 
я смогу

я попробую… 
меня удивило… 

урок дал мне для жизни… 
мне захотелось… 

«БУКЕТ НАСТРОЕНИЯ»

Предложить учащимся расставить цветы в вазу

красный – есть проблема, нужна помощь;

желтый – не все понятно;

зеленый – все хорошо.


Формулирует вопросы, помогает с ответами.

Отвечают на вопросы.

4

6

Домашнее

задание

Сделайте анализ усвоения пройденной темы. Подготовьте сообщения по темам «Способы удаления жировых пятен», «Ожирение и его последствия», «Интересные факты о жирах»

Предлагает выбрать задание.

Выбирают вариант задания исходя из личных предпочтений.

2

7

Итог урока


Организованно заканчивает урок, благодарит учащихся за активную работу.

Выходят из класса.

1

Приложение(объяснение учителя)

Жиры – это сложные эфиры глицерина и высших карбоновых кислот (стеариновой, пальмитиновой, линоленовой, олеиновой и др.). Синтез одного из жиров (тристеарина) можно представить схемой:

По происхождению жиры подразделяют на животные и растительные.

К животным жирам относят свиной и говяжий жиры, барсучье сало, жиры млекопитающих, рыбий жир.

Растительные жиры называют маслами. Известны соевое, подсолнечное, оливковое, облепиховое, кокосовое и другие масла.

В составе животных жиров преобладают остатки предельных кислот, а в составе растительных – остатки непредельных кислот.

Остатки карбоновых кислот могут быть одинаковыми (простые жиры) или различными (смешанные жиры).

По физическим свойствам жиры – легкоплавкие, твердые или жидкие вещества. Жиры нерастворимы в воде, зато хорошо растворяются в органических растворителях (ацетон, керосин, бензин).

Проведите лабораторный опыт и посмотрите, происходит ли растворение жира (подсолнечного масла) в холодной воде, бензине и ацетоне.

Жиры не имеют точки плавления и плавятся в широком интервале температур. При высоких температурах жиры разлагаются. Плотность жиров меньше 1 г/мл, они бывают различными по окраске, впитывают запахи других веществ.

Химические свойства жиров определяются их принадлежностью к классу сложных эфиров. Поэтому наиболее характерная реакция жиров – гидролиз. Непредельные жиры могут вступать в реакцию окисления, например окисляются кислородом воздуха.

Реакция гидролиза жиров:

Уравнение реакции гидрирования жиров:

Тест

Презентация «История открытия жиров»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!