УРОК ХИМИИ В 10 КЛАССЕ
по теме: «Сложные эфиры. Жиры»
,
учитель химии ГОУ Луганской Народной Республики
«Краснолучская школа№4» Поляница Надежда Павловна
Цель: формирование представлений о сложных эфирах и наиболее важных представителей этого класса – жирах.
Задачи:
- обучающие:
знать о строении и свойствах сложных эфиров и жиров;
уметь осуществлять и составлять уравнение реакции этерификации;
иметь представление об областях применения жира и мыла;
- развивающие:
развивать коммуникативные действия и приёмы диалогической речи; умение анализировать, сравнивать, делать выводы и умозаключения;
развивать познавательный интерес, творческие способности, уверенность в своих силах, настойчивость.
владеть способами взаимоконтроля и самоконтроля при выполнении заданий;
- воспитательные:
создать условия для развития самостоятельности, реализации творческой активности, умения самостоятельно находить решение поставленной проблемы
Планируемые результаты:
Знать:
химические понятия: функциональная группа
важнейшие вещества и материалы: пальмитиновая, стеариновые кислоты, сложные эфиры, жиры, мыла.
Уметь:
называть кислородсодержащие орг. вещества по международной номенклатуре;
определять принадлежность органических веществ к определенному классу;
характеризовать общие химические свойства кислородсодержащих орг. веществ,
объяснять зависимость физических и химических свойств веществ от их строения
выполнять химический эксперимент по распознаванию веществ ;
проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников, использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах
Оборудование и реактивы.
На демонстрационном столе: бутылка подсолнечного масла, пачка маргарина, свеча, мыло, пачка сливочного масла, бутылка олифы.
На столах учащихся: пробирки, вода, бензин, раствор КMnO4, подсолнечное масло.
Форма организации работы – групповая
Тип урока: формирование новых знаний.
Структура и ход урока:
№ | Этап урока | Содержание | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Время, мин. |
1 | Организационный момент | . | Приветствует учащихся | Приветствуют учителя | 1 |
2 | Ориентировочно-мотиваци-онный | 1 Рассказываю притчу: Гуляя в тенистой роще, греческий мудрец беседовал со своим учеником. «Скажи мне, - спросил юноша, - почему тебя часто одолевают сомнения? Ты прожил долгую жизнь, умудрен опытом и учился у великих эллинов. Как же так, что и для тебя осталось столь много неясных вопросов?» В раздумье философ начертил посохом перед собой два круга: маленький и большой ( рисую круги на доске). «Твои знания – это маленький круг, а мои - большой. Но все, что осталось вне этих кругов, - неизвестность. Маленький круг мало соприкасается с неизвестностью. Чем больше круг знаний, тем больше его граница с неизвестным. И впредь, чем больше ты станешь узнавать нового, тем больше у тебя будет возникать неясных вопросов Сегодня наш урок мы начнем такими словами (на доске): «Химия везде, химия во всем: Во всем, чем мы дышим, Во всем, что мы пьем, Во всем, что мы носим, Во всем, что едим». Все вещества, которые у меня на демонстрационном столе, – подсолнечное масло, маргарин, свеча, мыло, сливочное масло, олифа – мы используем в своей повседневной жизни. Как вы назовете их одним словом? 2. Наш сегодняшний урок по теме: «Сложные эфиры. Жиры» постараемся рассмотреть с позиций собственного «Я». Мы сегодня будем искать интересующие нас знания по теме урока . Запишите тему урока. 3. Как вы думаете, что мы будем делать с вами в течение урока, чтобы изучить данную тему? По какому плану пойдёт изучение темы? | Эмоционально мобилизует на активную работу Формулирует тему урока. Направляет на формулировку цели урока. | Настраиваются на работу Предлагают варианты ответов Записывают тему Формулируют цель урока. | 10 |
3 | Информационно-поисковый | 1. Задание: соотнесите общие формулы веществ и названия классов (спирт, простой эфир, карбоновая кислота, сложный эфир). Что вызывает затруднение? Что общего между сложным и простым эфиром; спиртом, карбоновой кислотой и сложным эфиром? Дайте определение. 2. Предположите реакцию получения сложного эфира из спирта и карбоновой кислоты. Она называется - этерификация. Как вы думаете, сложные эфиры могут реагировать с водой? 3. Свойства сложных эфиров: жидкость с запахом, горючи. Распространение в природе. Проделайте опыт. 4. Почему жиры изучают вместе со сложными эфирами? Жиры – сложные эфиры глицерина (многоатомного спирта) и высших карбоновых кислот (более 10 атомов углерода в молекуле). Какие ассоциации у вас вызывает слово жир? 5. Какие вы знаете жиры в природе? Приведите примеры. Какое происхождение имеет маргарин? 6. Изучение жира проводил в первой половине XIX в. французский химик Мишель Эжен Шеврель, когда изучал состав мыла. Мыло – соль жирных кислот, которую получают щелочным гидролизом жира. Твёрдое (натриевые соли) и жидкое мыло (калиевые соли). Применение жира и мыла. | Выводит учащихся на вывод о строении формулы сложного эфира. Направляет учащихся на выводы. Демонстрирует опыты Предлагает проблемный вопрос. Даёт определение. Схема «Животные и растительные жиры». Предлагает найти области применения жира и мыла. | Сравнивают формулы, находят сходство и отличие. Дают определение сложного эфира. Делают вывод об обратимости реакции этерификации. Делают вывод о свойствах. Предполагают сходство в строении. Проводят аналогии между жиром и сложными эфирами Вывод о предельном и непредельном строении. Записывают в тетрадь области применения веществ. | 20 |
4 | Обобщение и систематизация | Вам предлагаются тестовые вопросы по материалу урока. На слайде критерии оценивания. Выполните задания. Запишите пример своего вопроса по теме урока. | Объясняет задание, наблюдает. | Отвечают на вопросы, производят самооценку. | 7 |
5 | Рефлексия | сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрел… я научился… у меня получилось … я смогу я попробую… меня удивило… урок дал мне для жизни… мне захотелось… «БУКЕТ НАСТРОЕНИЯ» Предложить учащимся расставить цветы в вазу красный – есть проблема, нужна помощь; желтый – не все понятно; зеленый – все хорошо. | Формулирует вопросы, помогает с ответами. | Отвечают на вопросы. | 4 |
6 | Домашнее задание | Сделайте анализ усвоения пройденной темы. Подготовьте сообщения по темам «Способы удаления жировых пятен», «Ожирение и его последствия», «Интересные факты о жирах» | Предлагает выбрать задание. | Выбирают вариант задания исходя из личных предпочтений. | 2 |
7 | Итог урока | | Организованно заканчивает урок, благодарит учащихся за активную работу. | Выходят из класса. | 1 |
Приложение(объяснение учителя)
Жиры – это сложные эфиры глицерина и высших карбоновых кислот (стеариновой, пальмитиновой, линоленовой, олеиновой и др.). Синтез одного из жиров (тристеарина) можно представить схемой:
По происхождению жиры подразделяют на животные и растительные.
К животным жирам относят свиной и говяжий жиры, барсучье сало, жиры млекопитающих, рыбий жир.
Растительные жиры называют маслами. Известны соевое, подсолнечное, оливковое, облепиховое, кокосовое и другие масла.
В составе животных жиров преобладают остатки предельных кислот, а в составе растительных – остатки непредельных кислот.
Остатки карбоновых кислот могут быть одинаковыми (простые жиры) или различными (смешанные жиры).
По физическим свойствам жиры – легкоплавкие, твердые или жидкие вещества. Жиры нерастворимы в воде, зато хорошо растворяются в органических растворителях (ацетон, керосин, бензин).
Проведите лабораторный опыт и посмотрите, происходит ли растворение жира (подсолнечного масла) в холодной воде, бензине и ацетоне.
Жиры не имеют точки плавления и плавятся в широком интервале температур. При высоких температурах жиры разлагаются. Плотность жиров меньше 1 г/мл, они бывают различными по окраске, впитывают запахи других веществ.
Химические свойства жиров определяются их принадлежностью к классу сложных эфиров. Поэтому наиболее характерная реакция жиров – гидролиз. Непредельные жиры могут вступать в реакцию окисления, например окисляются кислородом воздуха.
Реакция гидролиза жиров:
Уравнение реакции гидрирования жиров:
Тест
Презентация «История открытия жиров»