СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме "Сложносочинённое предложение"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Матеріал до уроку подібраний з опорою на екологічне становище міста Кривий Ріг і має виховну значимість. Також лексічний та синтаксичний матеріал підкреплені презентацією.

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "Сложносочинённое предложение"»

Учитель русского языка и зарубежной 1

литературы КОШ І-ІІІ степеней № 99

г. Кривого Рога Днепропетровской области

Лысякова Тамара Николаевна, специалист

высшей категории, старший учитель

Урок русского языка в 9 классе

Тема урока: Сложноподчинённое предложение с придаточными

обстоятельственными (времени, cравнительными)

«Проблемы моего города»

Цели:

Обучающие: углубить знания учащихся о сложноподчинённых

предложениях с придаточными обстоятельственными;

Развивающие: совершенствовать пунктуационные навыки учащихся по

расстановке знаков препинания в таких предложениях;

Воспитательные: - формировать целостное видение мира, закономерности

его развития;

- воспитывать у учащихся потребность беречь природу родного края, города, заботиться о сбережении природных ресурсов;

- осветить проблемы родного города;

- воспитывать толерантность и уважение друг к другу, активную общественную позицию, стремление решать социальные, экологические, нравственные проблемы города и его жителей.

Оборудование: фотосушка «Мой город», буклеты «Город моими глазами»,

мультимедийная установка, презентация «Проблемы города Кривого Рога»

Тип урока: комбинированный урок развития речи с использованием

интерактивных технологий.

Словарь: толерантность, альтернатива, гармония, гуманность,

наркомания, нравственность, экология, проблема

Тип: Формирование навыков и умений

План

Слово учителя: Сегодня мы углубим представление о 2

Сложноподчинённом предложении с придаточными обстоятельственными, познакомимся и осветим проблемы нашего любимого города Кривого Рога, и, возможно, найдём коллективно некоторые пути их решения.

Слайд 1 Дома вы выполняли задания по этой теме, подбирали материал. Поделитесь с соседом по парте своей информацией, а для этого обменяйтесь тетрадями.

Проверьте работу соседа, напишите замечания, если они есть, или поощрение.

Мозговой - Какие предложения называются сложноподчинёнными?

штурм: - Как связываются части сложноподчинённого предложения?

- Какие типы придаточных вы знаете?

- Назовите виды придаточных обстоятельственных

- С помощью чего они могут присоединяться к главному предложению? - Что вы знаете о придаточных времени и сравнительных?

- С помощью каких союзов и союзных слов они присоединяются к главному

предложению?

Слово учителя Изучение темы «Сложноподчинённые предложения» на уроке не обходится для вас без проблем так же, как и в жизни вы не можете прожить и дня без решения каких –то проблем, только вам их доставляют окружающие вас люди, транспорт, экология, город. А может быть, мы сами виноваты во многих из них? Давайте разбираться.

Слайд 1 - Какие проблемы нашего города вам известны?

(дети перечисляют ряд проблем, среди которых на первом месте стоят экологические, социальные и транспортные).

Слайд 2 - Раскрывая проблемы города Кривого Рога, и, в частности,

проблемы молодёжи, мы с вами одновременно выясним роль придаточных времени и сравнительных в контексте.

- Найдите на слайде предложение с придаточным времени, запишите его в тетрадь. (На слайде предложение: Когда ты остаёшься наедине с собой, ты

чувствуешь себя никому не нужным, всеми забытым и заброшенным). 3

Слайд 3 - Найдите предложение с придаточным времени, спишите его. Выделите грамматические основы и определите, чем придаточное присоединяется к главному (один ученик по просьбе учителя зачитывает его вслух: Ты остаёшься совсем один на огромном белом свете, когда рядом нет близких друзей, сверстников).

Спишите предложения с придаточным сравнительным, определите, чем оно присоединено к главному. (Один из учеников зачитывает: В нашем большом и красивом городе тебе часто бывает так же одиноко, как бывает и твоим сверстникам в других городах).

Слайд 4 - Дайте характеристику предложений с придаточным сравнительным по наличию в них простых

2) Проблема молодёжи нашего города, как и других мегаполисов, в том, что мы находим время лишь на короткие встречи, но его категорически не хватает на душевное общение друг с другом.

3) И лишь изредка ты делаешь вынужденную остановку под хмурым небом мегаполиса, словно накрывающим тебя большим парашютом, пытающимся отъединить от мира людей.

Слайд 5 – Определите типы придаточных, расставьте знаки препинания, вставьте пропущенные буквы.

4)Только тогда когда в твоей жизни были пр..ятные м..нуты общения с близкими и друзьями ты вспоминаешь и бабушкины пирожки и советы

друзей и свою родину.

5) Память возвращает нас к тем м..ментам когда мы были счастливы в своём

родном доме своём городе, рядом с друзьями и бли..кими.

Слайд 6 Прочитайте предложения. Итак, решаются некоторые личностные проблемы простым путём ОБЩЕНИЯ

Предложения слайда: - Общение необходимо каждому человеку, особенно подростку, когда он чувствует одиночество.

- Ему нужно ощущать родственную душу рядом тогда, когда ему это

необходимо. Кого-то спасает от одиночества электронное общение в 4

минуты, когда невозможно общаться с живым человеком.

Слайд 7 -Чему учит содержание 7 слайда? Выпишите из него предложение с придаточным времени в средине.

Предложение слайда: Но даже самые красочные анимированные смайлы, которые создал настоящий художник, не могут передать энергию горящих глаз собеседника.

Слайд 8 Итак, проблему одиночества можно решить… встретившись

с друзьями…

Предложение слайда: Тогда, когда тебе особенно плохо, нужно просто встретиться с родителями или друзьями, поговорить с соседями, найти хобби, заняться социальными вопросами…

Слайд 9 О какой проблеме идёт речь? (Социальная проблема одна из них)

Учитель зачитывает стихотворение, представленное на слайде:

Тупой иглой терзая плоть, испытывая иллюзорность мифа.

Душа в крови, блаженства боль. Нет я не сплю, а умираю тихо ...

Наркомания поражает детей, не ставших в жизни учеными, бизнесменами, политиками, творческими людьми.

Слайд 10 Прочесть предложение, дать характеристику. Какая проблема раскрывается? Предложение слайда: Употребление алкоголя увеличивает риск нанесения вреда здоровью других людей: травмы, насилие, убийства.

Слайд 11 Построить схему предложения на слайде: Какие проблемы

молодёжи нашего города?

Алкоголизм, наркомания, пищевая, компьютерная зависимость, зависимость от азартных игр, - это все тяжелая форма психического расстройства.

Слайд 12 Город, в котором мы живём, один из крупнейших в Украине,

протяжённость его более ста тридцати километров.

Прочитайте текст. О какой проблеме идёт речь? (экологической)

Слайд 13 Найдите и прочитайте сложноподчинённые предложения

На территории нашего города расположены десятки предприятий, 5

Наиболее значимые из которых Южный ГОК, Ингулецкий ГОК, Новокриворожский ГОК, Центральный ГОК, Северный ГОК, действующие шахты по добыче железной руды: Артем -1, Родина, Большевик, Октябрь, Гвардейская, Юбилейная, Орджоникидзе, Фрунзе…

Слайды 14,15 Прочитайте тексты слайдов и определите очередную

проблему нашего города:

Это наш город, большой мегаполис, но мы его очень любим!

Окна домов большими глазами глядят друг на друга,

Опоры бетонные электроузлами между собой связаны туго…

В развитии общества людей, конечно, большую роль играют

(доска) города. Процесс повышения роли городов в развитии общества

называется…(урбанизация).

Слайды 16-21 Об этой проблеме пойдёт речь в стихотворении ученицы

Милы Пальцевой «Мегаполис», которое мы немного дополнили (Текст на слайдах).

Вывод: Сегодня на уроке мы углубили представление о сложноподчинённых предложениях, осветили проблемы родного города,

решать которые предстоит не только взрослым, но и вам, школьникам.

Среди учащихся нашей школы есть лидеры, которые входят в состав молодёжного комитета города, участвуют в молодёжных проектах, направленных как раз на решение многих проблем социального, экологического, экономического плана. Решать их, прежде всего, молодёжи, но без поддержки взрослых нам не обойтись.

Вместе нам всё по плечу!

Д/З. Написать заметку в школьную газету, используя материал урока и проявив своё творчество, на тему: «Что бы я хотел изменить в моём городе».

Сделать синтаксический разбор двух сложноподчинённых предложений.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!