ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни.
ФИО: Анджаева Вера Бадмаевна
Место работы: МБОУ «Малодербетовская СОШ №2 »
Должность: учитель
Предмет: биология
Класс: 7
Тема и номер урока в теме: Тип плоские черви. Урок №2.
Базовый учебник: Сонин Н.И. «Биология. Животные. 7 класс». М., изд. «Дрофа», 2011 год
Цель урока: познакомить учащихся с классами плоских червей, представители которых ведут паразитический образ жизни; выявить признаки упрощения организации этих червей по сравнению с ресничными червями и признаки, резвившиеся у них в связи с переходом к паразитическому; показать вред, наносимый плоскими червями-паразитами домашним животным и человеку.
Задачи
- обучающие: познакомить с основными понятиями темы (окончательный хозяин, промежуточный хозяин, эндопаразиты, финна); рассмотреть признаки упрощения паразитических червей в связи с их образом жизни.
-развивающие: научить составлять схему жизненного цикла паразитических червей; развивать умения сравнивать черты строения паразитических червей и плоских на основе имеющихся у них знаний о белой планарии; формировать информационно-коммуникативные компетентности учащихся (навыки работы на ПК, на ИД, развитие навыков контроля за временем работы на ПК).
-воспитательные: познакомить со способами заражения и мерами профилактики заболеваний, вызванных червями-паразитами, что является одним из направлений формирования культуры здорового образа жизни; соблюдение гигиенических требований при работе на ПК
Тип урока: комбинированный
Формы работы учащихся: фронтальная работа учащихся, сравнение объектов с поиском ответов на вопросы, выполнение виртуальной лабораторной работы в группах, интерактивное взаимодействий с ПК и ИД, выполнение самостоятельно практической работы в группах.
Необходимое техническое оборудование: автоматизированное место учителя, интерактивная доска, ПК для учащихся или компьютерный класс - если есть возможность.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ № | Этап урока | Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность ученика | Время (в мин.) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | Организа - ция урока | - | Приветствие учащихся. Сообщение темы урока, цели урока, запись даты на доске | Слушают, записывают дату и тему урока р тетрадях | 2 мин |
2 | Проверка и учёт знаний | Внутреннее строение белой планарии. (№1) | Демонстрация статической иллюстрации во время сообщения учащегося, контроль | Интерактивное взаимодействие: решение творческих заданий, индивидуально у интерактивной доски или работа в группах | 15 мин |
3 | Объясне ние новой темы | Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни.(№2) . | Демонстрация иллюстрации для изучения содержания, беседа по плану: 1.Классификация Типа Плоские черви. 2.Класс Сосальщики, или Трематоды, печеночный сосальщик. 3.Жизненный цикл печеночного сосальщика 4.Класс Ленточные черви, или Цестоды, свиной цепень. 5.Жизненный цикл свиного цепня. 6.Проблемный вопрос: Какие особенности жизнедеятельности возникают у сосальщиков и цепней в связи с паразитизмом Консультация | Самостоятельная работа: рассмотреть схему и изучить её содержимое. Ответы на вопросы учителя по содержанию данной схемы. | 20 мин. |
4 | Закрепле ние полученных знаний | Разнообразие плоских червей.(№3) | Демонстрация, контроль | Интерактивное взаимодействие: выполнение практической работы индивидуально у интерактивной доски или работа в группах | 8 мин. |
5 | Домашнее задание | Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни. | Консультация (ссылки на задания и программы для их воспроизведения можно разместить на школьном сайте. | Письменные сообщения о заболеваниях, вызванных червями-паразитами | 1 мин. |
Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
| Внутреннее строение белой планарии. | Интерактивное задание | Интерактив. | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7cd441e0-ea26-4d01-9fc0-92710dca5601/%5BBIO7_05-15%5D_%5BIM_02%5D.swf |
| Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни. | Информационный модуль | Иллюстрация | http://eor.edu.ru/card/4369/raznoobrazie-ploskih-chervey-sosalshiki-i-cepni.html |
| Разнообразие плоских червей. | Практический модуль | Интерактив. | http://fcior.edu.ru/card/12774/raznoobrazie-ploskih-chervey-sosalshiki-i-cepni.html |
Используемые источники информации:
http://fcior.edu.ru
http://eor.edu.ru
http://files.school-collection.edu.ru
Академия Айти «Использование ЭОР. Биология»; http://eor.it.ru
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА « Органы цветкового растения. Лист.»
1. ФИО: Анджаева Вера Бадмаевна
2. Место работы: МБОУ «Малодербетовская СОШ №2 »
3. Должность: учитель
4. Предмет: биология
5. Класс: 6
6. Тема и номер урока в теме: Органы цветкового растения. Лист. Урок №4.
7. Базовый учебник: Сонин Н.И. «Биология. Живой организм. 6 класс». М., изд. «Дрофа», 2011 год
Тип урока: обобщение
Формы работы учащихся: фронтальная работа учащихся, сравнение объектов с поиском ответов на вопросы, интерактивное взаимодействий с ИД, выполнение самостоятельно творческой работы в группах.
Цель: обобщить знания учащихся о строении листа как вегетативного органа растения.
Оборудование: интерактивная доска, готовые матрицы, заготовки « солнышки», презентация, стихи И. Бунина, В.Шуграевой.
Ход урока.
Приветствие (здравствуйте, девочки и мальчики!)
Учитель: Запишите в тетради число и тему урока.
2.Разминка. Внимание, ребята! Сейчас, я вам зачитаю описание одного растения, а вы отгадайте о каком растении идёт речь. Итак: с древних времён его обожествляли. В Индии и Китае его называли не иначе как « дар богов». Действительно, значение этого растения в жизни человека тех времён трудно переоценить. Практически все части растения шли в дело. Из него изготавливали лекарства, из корневищ мололи муку, а семена заваривали, получая напиток, по вкусу похожий на кофе. Кроме того, у этого растения великолепные розовые и белые цветки на длинных цветоножках. Они всегда обращены к солнцу, поворачиваясь в течение дня. - О каком растении идёт речь?( о лотосе)
- Где изображён лотос? На флаге, какой республики? (на флаге Калмыкии)
- Итак, лотос относится к цветковым растениям, потому что у него есть цветок. Вокруг нас находится огромное количество цветковых растений.
- какие вы знаете, ребята, цветковые растения?
- К какому царству живых организмов относятся цветковые растения?
- А какие царства живых организмов вы знаете? (работа на интерактивной доске – ученик заполняет пустые клетки)
- Что общего между царствами живых организмов? Или из чего они все состоят? (из клеток, имеют клеточное строение)
- Мы часто слышим, что клетка – основа организма. Посмотрите внимательно на данную схему:
Клетка ? ? организм
Чего не хватает в схеме? Кто уже знает и пойдёт заполнит пустые клетки?
Таким образом, мы видим, что клетка – основа тканей и органов, из которых состоит организм.
- Какие же бывают органы у цветкового растения? Давайте вместе запишем схему:
Органы цветковых растений.
(« органон» греч. – оружие, инстумент, часть организма)
вегетативные генеративные или репродуктивные
(лат. «вегетативус» - растительный) ( лат. «генераре» - производить)
Корень----------------- побег ----------------- цветок--------------- плод---------------- семя
лист стебель почки
!!! Поработать с ребятами по схеме.
- А сейчас, мы более подробно поговорим о таком органе растения как лист. Выясним, почему лист – вегетативный орган растения. Мы будем работать с матрицей (матрица должна быть на интерактивной доске и на партах в виде заготовок; ученики выходят к доске и заполняют матрицу, а также на готовых матрицах у себя на парте).
Признаки листа | Части листа | Функции листа |
1.Внешнее строение | | |
2.Внутреннее строение | | |
Вывод (делают учащиеся с помощью учителя или сами): Лист- орган растения, вегетативный орган, состоит из клеток, часть побега, имеет видоизменения, выполняет различные функции.
Физминутка.
№1 – выпрямить осанку, поднять руки вверх, потянулись как листочки к Солнцу.
№2 – и.п. – ноги на ширине плеч, руки вверх, наклоны тела влево, вправо – листок на ветру колышится.
№3.- и.п. - ноги вместе, руки вытянуты в стороны – листочек медленно кружится произвольно в одну сторону, а потом в другую и опускается на землю ( садимся на свои места).
- Учитель: продолжаем работать. Выполним следующее задание – заполним пустые клетки.
1)
- Что происходит с простыми и сложными листьями осенью? (они опадают, начинается листопад).
- Листопад красивое явление в природе! Многие писатели восхищаются листопадом в своих стихотворениях. Послушайте отрывок стихотворения Ивана Бунина «Листопад»
- Калмыцкие писатели тоже пишут о листопаде: стихотворение Веры Шуграевой «Намр» ( отрывок).
- А почему происходит листопад?( уменьшает испарение воды в неблагоприятное время для жизни растений; так как холодная вода не всасывается корнями, а мороз действует иссушающее; накопление большого количества продуктов обмена в листьях также приводит к листопаду)
- Сейчас, давайте, ребята, подведем итоги и ответим на вопрос: Почему же лист – вегетативный орган?
Лист – вегетативный орган, потому что:
1.лист- часть побега ( смотрим схему на доске), а побег – вегетативный орган.
2.лист – орган вегетативного размножения.
3.как все вегетативные органы растения, он состоит из клеток, тканей, органов (смотри схему на доске).
4.как вегетативный орган он поддерживает жизнедеятельность организма – питание, дыхание, рост, развитие, размножение, обмен веществ и т.д.
Заключительное слово учителя.
Выступления по теме: «Исследовательская деятельность учащихся на уроках биологии»
№ | Дата | Название мероприятия | Тема | Место |
1 | 14.03.2011 | Школьная научно-практическая конференция «Первые шаги в науку» | «Исследовательская деятельность учащихся. Обмен опытом» | МБОУ «МДСОШ №2» |
2 | 6.03.2012 | Районный семинар «Применение технологии УДЕ на уроках биологии» | «Исследовательская деятельность через технологию УДЕ» | МБОУ «МДСОШ №2» |
3 | 22.03.2013 | Заседание круглого стола «Отчёт по теме самообразования». | «Активизация познавательной деятельности на уроках биологии» | МБОУ «МДСОШ №2» |