СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме: Производство-источник экономических благ.Обществознание ,8 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Производство — это процесс создания экономических благ (товаров и услуг) для удовлетворения потребностей людей (запись в тетрадь).

     В истории человечества именно производство составляло основу для развития экономики. Сначала такой основой было сельскохозяйственное производство, затем — промышленное, с середины XX в. технический прогресс превратил науку в главную движущую силу экономического развития.

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме: Производство-источник экономических благ.Обществознание ,8 класс.»

Урок № --- Тема: Производство-источник экономических благ.

Дата:

Класс: 8

Учитель:

Цель: сформировать у учащихся комплекс знаний о производстве как основа экономики.

предметные: Дать представление о производстве как основе экономики, обеспечивающей выполнение ею важнейшей роли в обществе – создание экономических благ.

метапредметные: Развивать умение анализировать и систематизировать информацию;

личностные: Воспитывать у учащихся стремление реализовывать свои возможности и способности, стремление к получению знаний.

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: учебник, мультимедийный проектор,доска.

Ход урока.

1.Оргмомент

2. Актуализация

1.Чем определяется спрос (Размерами индивидуального дохода; Потребностями, необходимыми сегодня; Модой; Ценами на товары – заменители.)

2.Что такое спрос? (Это желание и возможность потребителя купить конкретный товар или получить услугу в конкретное время и в конкретном месте).

3.Назовите условия функционирования рынка? (Свобода предпринимательской деятельности; Конкуренция; Свободное ценообразование).

4. Что такое предложение? (Это желание и возможности продавца продать конкретный товар в конкретное время и в конкретном месте).

5. Характерные черты экономики? (Свободный обмен; Частная собственность; Материальная ответственность).

6.Что такое конкуренция? (Соперничество между участниками экономической деятельности за наиболее выгодные условия купли-продажи на рынке).

3.Изучение нового материала.

План:

1) Главный источник экономических благ.

2) Товары и услуги.

3) Факторы производства.

4) Разделение труда и специализация.

2.Изучение нового материала.

Вводная беседа.

- Что такое потребности?

- Как человек может удовлетворить свои потребности?

Часть 1. Главный источник экономических благ

Производство — это процесс создания экономических благ (товаров и услуг) для удовлетворения потребностей людей (запись в тетрадь).

В истории человечества именно производство составляло основу для развития экономики. Сначала такой основой было сельскохозяйственное производство, затем — промышленное, с середины XX в. технический прогресс превратил науку в главную движущую силу экономического развития.

Для характеристики производства используют различные показатели: что производится (какого назначения выпускаются товары), в каком количестве производится (объем производства), численность занятых работников, масштабы производства (от домашнего производства до производства страны) и др.

Что и сколько необходимо производить? Вы уже знаете, что действующие в мире экономические системы по-разному решают этот вопрос. Его решение зависит от используемого способа координации экономического выбора производителей: с помощью обычаев и традиций, решений правительства или рынка.

Основной производственной ячейкой, где создаются экономические блага, является предприятие (завод, ферма, кооператив и др.). Большинство предприятий в экономике группируется по отраслям. Отрасль экономики — совокупность предприятий и организаций, производящих однородную продукцию или услуги (запись в тетрадь).

ОТРАСЛИ ЭКОНОМИКИ

Производящие материальные блага. Производящие услуги

- приведите примеры

- Какие из современных отраслей получат большее развитие?

Часть 2. Товары и услуги.

ответить на вопросы: Что такое товар? Чем он отличается от продукта труда?

Как различить товар от услуги?

Целью и результатом производства является продукт.

Продукт – результат экономической деятельности, воплощённый в вещах и услугах.

Това́р — любая вещь, которая участвует в свободном обмене на другие вещи; продукт, произведённый для продажи.

Он обладает двумя основными свойствами: потребительной стоимостью, т. е. способностью быть полезным, нужным людям, и меновой стоимостью, т. е. способностью обмениваться на другие товары.

Все товары в зависимости от назначения делятся на две группы:

1) средства производства (станки, рабочие здания, оборудование) и 2) предметы потребления (продукты питания, одежда).

Введение новых технологий способствует появлению огромного разнообразия товаров. Старшее поколение не так давно рассталось с печатной машинкой, которую заменили компьютеры, ксероксы, факсы. Вам, вероятно, предстоит взвешивать достоинства и недостатки электронного обучения, или обучения «на расстоянии».


Особым видом продукта как результата деятельности является услуга.

Услуга – экономическая деятельность, приносящая удовлетворение личных потребностей населения и общества в целом (запись в тетрадь).

? Может ли современный человек обойтись без поездок в автобусе и посещения библиотеки, без разговоров с друзьями по телефону и консультации врача?

Разница между товарами и услугами в одном: товар сначала производится, а затем потребляется, а услуга, как правило, потребляется непосредственно в момент её производства.

- Вывод: Сфера услуг превращается в главную сферу общественного производства, оказывающую существенное влияние на уровень экономического развития страны и благосостояние населения.

Часть 3. Факторы производства.

- Давайте вместе определим значение понятия «факторы производства». Вы все любите вкусную булочку. Какие продукты нужны для выпечки?

Ответ: (мука, молоко, яйцо, сахар, соль, дрожжи. Кроме этого, духовка, электроэнергия, труд человека и т.д.)

Производство

Производством называют деятельность по созданию экономических благ (товаров и услуг) для удовлетворения существующих потребностей людей.

В ходе производства существует строгая необходимость в коммуникации между каждым участником производства. Изолированно от общества отдельная личность практически не может производить блага и жить вообще. В большинстве случаев для успешной работы человеку требуются орудия труда, определённые материалы и соответствующие условия — всё это создаётся и добывается другими людьми. На сегодняшний день результат труда человека обычно предназначен не только лично для него, но и для других людей, для общества.

 

 

При товарной форме производства формируются целые производственные цепочки, имеющие главную цель — удовлетворить все возникающие и существующие потребности людей. Основным двигателем таких отношений является метод обмена благами. В современном мире ключевой единицей обмена выступают деньги.
 
Для анализа производства используют разнообразные критерии:

  • объём производимой продукции (количество и общая стоимость);

  • число занятых работников;

  • размеры производства.

Фундаментальным пунктом является место создания товара — предприятие.

Предприятие — самостоятельный субъект, наделённый правами и полномочиями юридического лица, осуществляющего в соответствии с внутренними нормативными правовыми актами производственную или иную деятельность с целью извлечения прибыли.

В экономической науке принято группировать предприятия по отраслям.

Отрасль экономики — система взаимосвязанных между собой предприятий и организаций, основывающихся на производстве однородной продукции или услуг.

Все виды деятельности экономики объединены в две группы: сфера материального производства и социально-культурная сфера.


 

                       

 

Новые технологии производства, возникающие благодаря технологическому прогрессу, в значительной степени увеличивают объёмы и качество производимых товаров, что более эффективно способствует удовлетворению постоянно растущих потребностей человечества.

Факторы производства: Труд, земля, капитал, предпринимательские способности, информация (запись в тетрадь).



Земля как фактор производства -природные ресурсы, используемые в производстве: собственно земля (пахотные земли, место размещения производственных зданий и сооружений), полезные ископаемые, леса, вода, растительный и животный мир природы.


Труд -Так называемый «человеческий капитал»: физические и умственные усилия, способности и умения, здоровье и квалификация работников. Человек способен привести в движение средства производства, он оживляет их, без него они мертвы.


Капитал как фактор производства- созданные людьми средства производства: здания и сооружения» машины и инструменты, оборудование.







Предпринимательские способности- фактор, связывающий воедино остальные ресурсы производства. Он позволяет наилучшим образом использовать ресурсы с целью получения высоких результатов (большего количества продукции и лучшего качества). Это совокупность энергичной деятельности предпринимателей, их организационно-хозяйственного новаторства (поиск и реализация новых идей, технологий) и готовности к риску при организации своего дела.





Во второй половине XX в. стал очевиден еще один источник богатства – информация: тот, кто владеет информацией, владеет миром.

Информация (от лат. information – разъяснение, изложение) – ресурс, используемый в экономических процессах (запись в тетрадь).

Как продукт мыслительной деятельности информация – это, прежде всего, знания, сведения, сообщении, данные, используемые в процессе анализа и выработки экономических решений, в управлении и т. д.

Информация – настолько важный в современном обществе, переживающем информационную революцию, ресурс, что, по мнению экономистов, заслуживает особого места в ряду факторов производства.

Пример:

создание наукоёмких товаров, интеллектуальных продуктов, информационных услуг, создание новейших технологий производства и управления и многое другое.

Воздействие на то, как субъекты экономики воспринимают и какие ожидания у них возникают.

Пример:

создание целостного представления о продукте, фирме (репутация), формирование потребностей или воздействие на них

Выделяя информацию как экономический ресурс, стоит отметить, что она обладает характерными особенностями, которые отличают её от традиционных факторов производства. Особого внимания заслуживают следующие свойства:

не потребляется в процессе использования;

увеличивается в объёме в процессе потребления;

отсутствует зависимость между начальным объёмом и заново созданным;

быстро передаётся в пространстве;

легко тиражируется.

5. Разделение труда и специализация.

- изложение материала с элементами беседы.

- работа с документом «Фрагмент труда А.Смита»

глава «Богатства народов», озаглавленной «О разделении труда»

под «отдельным производством» он понимает производство одного конечного потребительского товара, удовлетворяющего «спрос лишь небольшого количества людей», которое полностью помещается в одной «мастерской», в то время как в больших мануфактурах «…каждая отдельная часть работы занимает столь значительное количество людей, что уже представляется невозможным соединить их всех в одной и той же мастерской». Это условие нужно ему для того, чтобы РТ можно было охватить взглядом одного «наблюдателя»

Рефлексия. Закрепление изученного.

Найдите в приведённом списке примеры услуг:

1) Показ спектакля

2) Создание кинофильма

3) Изготовление лекарства

4) Парикмахерская

5) Медицинский осмотр

6) Издание учебной литературы.

Итог урок.

Домашнее задание



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!