СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме: "Природные комплексы Северного Кавказа".

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по географии 8 класс по теме: "Природные комплексы Северного Кавказа". Урок составлен к учебнику географии 8 класс: "География России". Баринова И.И.

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме: "Природные комплексы Северного Кавказа".»

8 класс. География.

Тема: Северный Кавказ.
Обучающая. Организовать работу учащихся по изучению рельефа, климата, высотной поясности Кавказа. Познакомить с новыми терминами.
Развивающая. Развивать умения работать с картами, схемами. Использовать для получения информации ИКТ.
Воспитывающая. Расширить знания о регионе, прививать любовь к Малой Родине. Развивать коммуникативные качества.


Планируемый результат:


  • Знать: основные признаки гор Кавказа: рельеф, климат.


  • Уметь: показать на карте важнейшие высшие точки, названия гор; находить на карте важнейшие месторождения полезных ископаемых.


  • Использование для получения информации дополнительные источники.



Оборудование: физическая карта гор Кавказа, атласы для 8 класса, карточки-задания.


Ход урока:

1 Организационный момент.

- добрый день, сегодня мы узнаем на уроке много нового и интересного о природе Северного Кавказза.
2. Изучение новой темы.

Цели и задачи урока.

запишите тему нашего урока. В учебнике открыли 30 параграф.

План урока


  1. географическое положение 161стр


  2. рельеф и полезные ископаемые 162стр


  3. климат 165 стр


  4. реки 168 стр



Первое что мы должны узнать по плану это географическое положение.


  1. географическое положение.
    Горы расположены к югу от Русской равнины. От нее отделяются условно Кумо-Манычской впадиной. Кавказские горы протянулись с северо-запада на юго-восток через перешеек, отделяющий Азовское и Черное моря от Каспийского моря. На западе от Таманского полуострова до Апшеронского полуострова на востоке.

    - Кавказские горы – самые высокие горы России. Определите высоту высочайшей вершины Кавказа и России. Гора Эльбрус, 5642м

    - Найдите другие вершины Кавказа. Казбек – 5033м. Дыхтау – 5203м. Шхара – 5068м. Шхельда – 4322м

    - Почему Кавказ – высокие горы? Потому, что это область новой кайнозойской складчатости и там происходили и происходят землетрясения.

    ^ Вывод пишем в тетрадях: Кавказ расположен на юге России. Самая высокая точка гора – гора Эльбрус высота, которой 5642м.

    Второй пункт нашего плана.


  1. рельеф и полезные ископаемые


Работа с географической схемой (рис 81. стр. 204) и физической картой это карта есть у вас в учебнике найдите на странице .

-Найдите: ^ Предкавказье и Большой Кавказ, - это территория России.

Закавказье не относится к России. По гребню горы проходит граница с Грузией и Азербайджаном.

Вершины Кавказа пикообразны, гребни острые, склоны крутые. Вершины покрыты вечными снегами, по склонам стекают горные ледники.

О возрасте гор – говорят пикообразные вершины и острые гребни – это молодые горы. А также о том, что горы складчатые. А снежные вершины гор говорят о большой высоте.

- Найдите в учебнике на странице 162 полезные ископаемые Кавказа?

На Большом Кавказе – полиметаллические руды, молибденовые руды, вольфрамовые руды, ртутные руды. Образовались во время вулканической деятельности.

В Предкавказье – нефть, газ, минеральные источники. Нефть и газ это осадочные породы и поэтому расположены на равнине. Кавказские минеральные воды – это курортный район на Кавказе, где имеются сотни различных минеральных источников. В этом районе находятся города – курорты - Кисловодск, Пятигорск, Ессентуки и др.

^ Вывод: Кавказ – это молодые горы. Руды в горах образовались во время вулканических процессов, а осадочные породы нефть и газ на равнине. Всероссийский курорт.


Теперь рассмотрим, какой климат на Кавказе.

3. климат

За исключением высокогорий климат на Северном Кавказе мягкий, теплый, на равнинах средняя температура июля всюду превышает 20* градусов, а лето продолжается от 4,5 до 5,5 месяцев. Средние температуры января колеблются от – 10 до +6* градусов, а зима длится всего два три месяца. На северном Кавказе находится город сочи, где самая теплая зима в России с температурой января +6 градусов.

Почему?

1) обилие тепла и влаги.

2) В горах теплые воздушные массы с Атлантического океана охлаждаются и выпадают в виде осадков.

3) С высотой температура падает. Граница «вечных льдов» проходит на высоте 2700 метров. В горах накапливается до 5 метров снега. Малейшее потепление может вызвать сход лавин, что и недавно происходило.

новые слова на странице 167

в горах образуются местные ветры – фён и бора. Фён – это теплый иногда горячий ветер. Возникает чаще всего весной. Бора – северный ветер. Это сильный холодный ветер, достигающий ураганной скорости. Образуется чаще всего зимой.

Вывод: климат на Северном Кавказе мягкий, теплый. В горах холодно. В городе Сочи самая теплая зима + 6 *

Что вы знаете о городе Сочи?


4. И 4 по плану реки Кавказа.

Реки многочисленны и так же, как рельеф и климат, четко делятся на равнинные и горные. Основном источником питания которых служат снега и ледники. Крупные реки – Кубань и Терек.

- найдите на карте реки: Кубань, Терек, Кума, Калаус.


Равнинная часть Предкавказья имеют плодородные почвы - черноземы, поэтому большая часть их распахана и занята полями пшеницы, кукурузы, а также садами бахчей и виноградниками.


Дополнительный материал

2. Северный Кавказ – это неиссякаемый источник вдохновения. Не случайно ему посвящено огромное количество поэтических строк. Легче перечислить, кто из деятелей русской культуры не был на территории Северного Кавказа, чем тех, кто приезжал сюда.

3. Здесь самое большое количество рождаемости детей по России. В среднем в каждой семье по 4-5 ребенка.

3. Физ. минутка.

- Ребята как вы думаете, что невозможно купить ни за какие деньги. Правильно – это здоровье. Так давайте же поможем нашему организму немного размяться.

- Встали, руки вверх потянулись раз два, медленно опускаем. Еще раз.

- Руки на уровне груди и на носочках вращаемся вокруг себя. А теперь в другую сторону.

- Постучали пятками, поднимаемся на носочки, постучали пятками раз два, раз два.
Мы немного отдохнули. Садитесь.


4. закрепление полученных знаний

- А теперь пришло время показать наши знания. Закрепление полученных знаний состоит из 4 видов. Оценка зависит от того, сколько и каких фишек вы соберете. Лучшим будут выдаваться сертификаты отличия, который дает право проводить экскурсии по Северному Кавказу.


План отработки знаний


  1. отвечаем на вопросы


  2. сравнение Кавказа и Восточного Танну -Ола


  3. работа на карте


  4. конкурс красноречия



- Перед этим быстренько прочитаем параграф учебника за одну минуту.



  1. Вопросы для закрепления:


Ответьте на следующие вопросы:


  • Почему Кавказ считают самыми молодыми горами России?


  • Почему в горах добывают руды, а на равнине – нефть и газ?


  • Что такое фен, бора


  • Почему поля Предкавказья распаханы более чем на 80%?


  • Что такое Кавказские Минеральные воды



  1. на контурных картах


- Перед вами контурные карты, в которые за 1 минуту, вы должны нанести как можно больше географических объектов.



  1. сравнение.


- ребята, скажите, чем отличается наш Восточный Танну-Ола от Кавказа?


В дополнение сказанного хочу сказать, что мы любим нашу Танну-Олу нашу малую Родину, хотя она может где-то в чем-то может быть, и уступает Кавказу. А любовь к родному краю делает человека Человеком с большой буквы.



  1. конкурс красноречия


Вы, наверное, видели передачу умники и умницы на первом канале так, вот у нас тоже конкурс красноречия. Вы за одну минуту готовитесь и отвечаете на вопрос «Расскажите об особенностях гор Кавказа?»


Можно использовать следующие слова:

самые высокие горы России; вершины покрыты вечными снегами; высотой температура падает; самая теплая зима в г. Сочи; склоны крутые; богата нефтью и газом; лавины; курортный район; богатые почвы; многонациональный; о Кавказе писали Лермонтов, Пушкин и др;



  1. Выставление оценок



4. Домашнее задание


  • Прочитать в учебнике параграф 30 на стр161


  • Подготовить сообщение о Кавказе по сайтам Интернета












































9 класс

Тема урока «Центральная Россия. Состав, географическое положение».



Цели: изучить географическое положение, природные условия и ресурсы. Дать оценку ЭГП для развития экономики Центральной России.

Оборудование: политико-административная и физическая карты России.

Компьютерная презентация урока

Ход урока.

1. Орг. Момент.

2. Проверка дом. задания.

Узнайте по описанию субъект РФ и ответьте на дополнительные вопросы. Определите экономические районы.

  1. Второй по численности населения город страны, крупнейший транспортный узел района, важнейший международный морской порт страны. (г. Санкт-Петербург)

1)главная река, (р. Нева)

2)залив, (Финский)

3)основатель города. (Петр 1)



2. Приморская область, тесно связанная с крупнейшим городом Севера.

Добывают горючие сланцы, бокситы и фосфориты. На северо-западе и востоке

области проживают малые коренные народы – ижорцы и вепсы. (Ленинград. обл.)

1)каналы, (Беломоро-Балтийский, Волго-Балтийский)

2)тип электростанции в Сосновом Бору, (АЭС)

3)крепость-порт на острове Котлин (город-побратим Зеленодольска).

(Крондштат)



3. Областной центр – старейший город России, столица средневековой феодальной республики. Очень крупное месторождение огнеупорных глин. Несколько крупнейших пищевых предприятий зарубежных фирм (Кэдбери, Дирол).

(Новгород. обл.)

1)главная река, (р. Волхов)

2)озеро, (Ильмень)

3)тип минеральных удобрений, производимых в областном центре. (азотное)



4. Пограничная область с тремя зарубежными соседями и самым большим в стране отрицательным естественным приростом населения. Областной центр известен с 903 г., лидирует по концентрации памятников старины. (Псковская обл.)

1)озера, (Псковское и Чудское)

2)новгородский князь, победивший в Ледовом побоище, (Александр Невский)

3)главные сельскохозяйственные культуры. (рожь, ячмень)



5. Здесь добывают уголь, газ, нефть и сосредоточена почти вся топливная промышленность района. Единственные на Севере нефтеперерабатывающий и газоперерабатывающий заводы. Максимальная в районе доля титульного народа (23%). (Р. Коми)

1)столица, (Сыктывкар)

2)каменноугольный бассейн, (Печорский)

3)природная зона на севере республики.(тундра)



6. Край озер, гранитных скал и порожистых рек. Доля титульной нации, говорящей на одном с финнами языке, не превышает 10%. Развиты лесная, целлюлозно-бумажная, алюминиевая промышленность, производство тракторов. (Р. Карелия)

1)водопад, (Кивач)

2)крупное месторождение железной руды, (Костомукша)

3)языковая группа титульного народа. (финно-угорская)



7. В этом субъекте РФ одна из самых высоких доля городского населения (91,9%). Единственный в Арктике незамерзающий порт. Крупнейший рыбоконсервный завод. Развитая горнодобывающая промышленность. (Мурманская обл.)

1)тип Кислогубской электростанции, (приливная)

2)невысокие горы, (Хибины)

3)коренной народ. (саами)



8. Крупнейший район лесозаготовок, лесоэкспорта и целлюлозно-бумажной промышленности. Старейший морской порт России. Родина М.В. Ломоносова.

(Архангельская обл.)

1)месторождение алмазов, (Холмогорское)

2)космодром, (Плесецк)

3)монастырь на о-вах Белого моря. (Соловецкий)



9. Область, знаменитая на весь мир маслом и кружевами, и крупнейшим в стране предприятием «Северсталь» (чугун, сталь и прокат). (Вологодская обл.)

1)город металлургов, (Череповец)

2)родина Деда Мороза, (Великий Устюг)

3)главная река. (Сухона)



10. Омываемый Белым, Баренцевым и Карским морями Автономный округ. Включает острова. По территории региона протекает река Печора. Плотность населения здесь наименьшая в Европейской России. Есть перспективные месторождения газа и нефти. (Ненецкий АО)

1)столица, (Нарьян-Мар)

2)два острова, (Колгуев и Вайгач)

3)ведущие отрасли хозяйств (оленеводство, рыболовство, охота)

3. Изучение нового материала.

- Сегодня мы приступаем к изучению Центральной России. Это крупный межрайонный комплекс, столичный регион, индустриальное и научное ядро России.

Изучение любой территории придерживается определенного плана. (Учащиеся вспоминают план изучения экономического района или региона)





План изучения экономического района:

1.Состав района;

2.ЭГП района (его историческое изменение);

3.Природные условия и ресурсы.

4.Население и трудовые ресурсы;

5.Хозяйство;

6.Города;

7.Проблемы и перспективы развития.

По ходу изучения вопросов учащиеся делают краткую запись в тетради (или на контурной карте).

1.Состав

В состав Центральной России входят:

1)Центральный район;

2)Центрально-Черноземный;

3)Волго-Вятский.

Задание:

-Используя политико-административную карту и карту Центральной России обозначьте на к/карте состав экономических районов..

-Проведите границу между эконом. районами.

- Какой район состоит из 12 областей? (Центральный)

-В какой район входит 5 областей? (ЦЧР)

-В состав, какого района кроме областей входят 3 республики? (Волго-Вятский)

-Назовите крупнейшие города районов? (Центральный - Москва, Волго-Вятский-Нижний Новгород, ЦЧР – Воронеж.)

2.ЭГП района.

План изучения:

  1. Положение района на территории страны (окраинное, центральное, пограничное);

  2. Соседние районы, пограничные государства;

  3. Положение по отношению к транспортным магистралям (возможность использования морских путей, судоходных рек, железных дорог, трубопроводов);

  4. Положение по отношению к сырьевым, топливно-энергетическим базам;

  5. Изменение ЭГП района;

  6. Вывод о влиянии ЭГП на развитие экономики района.

(Учащиеся определяют ЭГП Центральной России, работая с картами атласа).

Центральность положения

Для Центральной России это - широкое понятие, характеризующее его различные стороны. (рис. 68, стр. 221 Учащиеся определяют особенности ЭГП Центральной России)

  • Физико-географическое положение в центре Русской равнины

  • Удачное военно-стратегическое положение (безопасность от внешних вторжений имело междуречье Оки и Волги)



-Определите по карте, водоразделы каких рек находятся на территории ЦР? (Волга, Ока, Днепр, Зап.Двина)

  • Выгодное транспортное положение на пути «из варяг в греки».

-Найдите путь «из варяг в греки» на картосхеме (рис.67,стр. 218) и назовите реки, по которым проходили вводно-волоковые пути.



- Какое значение имели реки в России XI-XVI вв.? Реки были транспортными путями; по рекам осуществлялись связи с соседними странами и окраинами России)



  • Радиально-кольцевая структура (атлас стр.32, стр21, стр22., стр23)

  • Центральное положение в хозяйстве страны (индустриальное ядро России)

  • Центральность этнокультурного положения (национальное и культурное ядро)



Столичность положения.

Москва, как столичный город, оказывает сильнейшее влияние на свое окружение, притягивая население и способствуя развитию практически всех сфер хозяйственной деятельности человека.

-Москва – один из крупных центров международной политики.

-После распада с СССР Центральная Россия граничит с Украиной и Белоруссией.

Граница на протяжении более 3000 км.



Ориентация на привозное сырьё.

Природно-ресурсный потенциал Центральной России гораздо меньше, чем у большинства других районов России. Поэтому сырьё и топливо завозятся.



Вывод: ЭГП района очень выгодно так как:

  1. Является центром европейской части страны.

  2. Имеет столичное положение.

  3. Расположен на пересечении важнейших транспортных магистралей.

  4. Является историческим и экономическим ядром России.

4.Закрепление полученных знаний.

Географический диктант-тест в интерактивном режиме.



Задание:

-Используя политико-административную карту и карту Центральной России обозначьте на к/карте состав экономических районов..

-Проведите границу между эконом. районами.

- Какой район состоит из 12 областей? (Центральный)

-В какой район входит 5 областей? (ЦЧР)

-В состав, какого района кроме областей входят 3 республики? (Волго-Вятский)

-Назовите крупнейшие города районов? (Центральный - Москва, Волго-Вятский-Нижний Новгород, ЦЧР – Воронеж.)



5. Дом. задание. Параграф 41, к/карта – задание №1,2.









































9 класс. География.

Тема: Население и трудовые ресурсы.

Цели: - ознакомить учащихся с населением и демографическими ситуациями РТ;

- формировать навыков работы с таблицами и статистическими данными;

- воспитывать толерантность, уважение народам России;

Оборудование: Экономическая карта , справочники;


Ход урока:IV

  1. Актуализация.

- Что такое демографическая ситуация?

- Что такое трудовые ресурсы?

- Что такое демография?

II. Изучение новой темы.

1)Сравнение численности РТ с другими регионами РФ

Республика Татарстан – 3786,4

Республика Башкортостан - 4072,3

Республика Калмыкия - 289,4

Республика Карелия - 645,2

Республика Саха - 3083,5
Татарстан занимает восьмое место в России по численности населения после Москвы и Санкт-Петербурга, Краснодарского края, Республики Башкортостан, Московской, Свердловской и Ростовской областей. В Приволжском федеральном округе республика – вторая по численности населения. По предварительным данным, при проведении Всероссийской переписи населения 2010 года в Татарстане учтено 3786,4 тыс. (Выводы сравнения учащиеся пишут в тетрадях.)

2)Работа по статистическими данными.Динамика общей численности постоянного населения и численности населения Республики Татарстан.(по годам / тысч.чел.)

Городское и сельское население Республики Татарстан.(Выводы сравнения учащиеся пишут в тетрадях.)


3) «Татарстан».

Начиная с перестройки, когда у людей не было возможности просто нормально питаться, детей не рожали. Демографически всплески всегда начинаются тогда, когда экономика более или менее стабилизируется.Лучшее тому подтверждение — исследования центра семьи и демографии Академии наук Республики Татарстан. - Они показывают, что сегодня на первом месте у молодых людей — семья, на втором — получение образования, на третьем — карьера, на четвертом — жилье.- Дети только на пятом месте. Все сначала хотят устроить свою жизнь, семья и дети.
В Татарстане впервые за 19 лет рождаемость превысила смертность
В 2011 году впервые за последние 19 лет рождаемость в Татарстане превысила смертность, и таким образом в республике наблюдался естественный прирост населения. ( Выводы зафиксируют в тетрадях)
4) Национальный состав населения РТ.

Татары - 52,95 %

Русские - 39,51 %

Чуваши - 3,35 %

Удмурты - 0,64 %

Украинцы - 0,64 %

Мордва - 0,63 %

Марийцы - 0,5 %

Башкиры - 0,39 %( многонациональная республика).
5)Трудовые ресурсы РТ
Трудовые ресурсы 2432,3
Занятое население- 1813,3
Учащиеся -239,1
Лица трудоспособного возраста, не занятые в экономике- 379,6
Безработные – 157,9
Занятость населения РТ
Обрабатывающая промышленность -21%

Образование – 13%

Сельское хозяйство – 10%

Сфера обслуживания -50%

Добыча полезных ископаемых -3%

Производство электроэнергии – 2%

Рыболовство -1%

III. Закрепление.

Работа с учебником.

Ответы на вопросы в конце параграфа.

IV. Итог урока.

Домашнее задание. Подготовить сообщение о традициях народов России.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!