Урок по теме "Правописание падежных окончаний существительных".
5-й класс
Цели урока:
1. Воспитательная.
Воспитание уважительного отношения к родному языку;
Воспитание нравственности, коммуникативных умений и навыков;
Воспитать в детях умение видеть и творить прекрасное.
2. Развивающая.
Развитие логического мышления школьников, их аналитических способностей: умения сравнивать, сопоставлять, делать выводы;
Развитие монологической речи учеников;
Развитие внимания, зрительной памяти;
Умения анализировать свою деятельность.
3. Обучающая.
Общение и систематизация знаний по теме “ Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных ”;
Совершенствование навыков правописания имен существительных.
Оборудование: орфографические словари, карточки морфологического разбора; карточки с заданиями; словарь C. И. Ожегова; перфокарты, тематическая тетрадь, таблицы.
Ход урока
I. Организационный момент.
Доброе утро. Проверьте, пожалуйста, готовность к уроку. Кто отсутствует в классе?
Запишите в тетради число и классную работу.
II. Разминка.
Выборочный диктант.
Как называется вид диктанта, в котором нужно выбирать нужные слова и классифицировать? (Выборочный.)
Задание: запишите имена существительные с предлогами. В левый столбик напишите существительные, в которых в безударном положении пишется окончание -е, в правый – -и. Выделите окончания, укажите склонение и падеж. (К доске вызываются два человека, и они работают за доской).
Говорить о пьесе и времени ее постановки. Рассказать об открытии выставки. Присутствовать при беседе. Подниматься по лестнице башни. Отдыхать в санатории. О лебединой песне. Читать на веранде.
Проверяем. Поменяйтесь, пожалуйста, тетрадями, напишите в тетради одноклассника на следующей строке свою фамилию, на другой количество ошибок. Поставьте отметку по нашим критериям (1 ошибка –“5”, 2 ош. – “4”, 3–4 ош. “3”, более 5 ош. –“2”).
Как вы думаете, какова же тема нашего урока? Давайте определим цель.
III. Работа по теме урока “ Правописание падежных окончаний имен существительных”.
Сегодня у нас очень важный урок. Мы закрепляем, уточняем свои знания о падежных окончаниях имен существительных 1, 2, 3 склонения.
Фронтальный опрос.
1. Сколько падежей в русском языке?
2. Как называется изменение имен существительных по падежам?
3. По какой форме имени существительного определяется склонение?
4. По какой морфеме?
5. Скажите, что нужно сделать, чтобы не ошибиться в написании гласных –е– -и– в падежных окончаниях существительных единственного числа?
Давайте составим алгоритм рассуждения:
1. Определяю склонение, падеж имени существительного.
2. Вспоминаю, какое окончание пишется у существительного данного склонения в этом падеже.
IV. Работа с таблицей.
Продолжаем наш урок. Вы прекрасно знаете, что в русском языке существует такое понятие как “верные предлоги”. Что это за предлоги? (Это предлоги, которые употребляются только с одним падежом. По “верному предлогу” легко определить падеж). Я составляла таблицу, и у меня произошел сбой программы, и все предлоги перепутались. Соберите их, пожалуйста, в систему.
Молодцы, вы хорошо справились с задачей.
V. ФИЗМИНУТКА
VI. Зрительный диктант.
Посмотрите на доску, что там записано?
По каким признакам вы определили, что это пословица?
Как вы понимаете смысл пословицы? Прочитайте ее еще раз. Пословица с доски стирается.
Запишите пословицу по памяти, графически выделите орфограмму №17.
Набирайся ума в учении, а храбрости в сражении.
VII. Самостоятельная работа.
А теперь вы поработаете самостоятельно в группах, на листочках составьте словосочетания (диктант), чтобы в них встречались слова с безударными окончаниями. Можно пользоваться учебников и другими средствами, но чтобы эти слова не повторялись с теми, которые уже встретились на этом урок. Кто быстрее и больше подберет, тот и выиграл (конечно, если все верно). Проверка. Сдача.
VIII. Рефлексия (смайлики)
IX. Итог урока.
Какие три падежа существительных трудны для написания окончаний?
Какая гласная “ведет” окончание существительных 3-го склонения и существительных на –мя?
В каком падеже эта гласная употребляется у существительных 1-го склонения?
Какая гласная “не дружит” со словами 3-го склонения?
Выставление отметок, запись домашнего задания (теория параграфа 99, карточки по вариантам).
(Если остается время, игра «Сапер» (данная игра поможет отработать любое орфографическое правило)).
Суть игры:
ученику называются слова, он только указывает букву, которую надо вставить (например, корни с чередованием е-и). Игра становится интереснее и труднее, если задать довольно быстрый темп.
Урок окончен, до свидания!