СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме "Пояса освещенности" 6 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок подготовлен в соответствии с требованиями ФГООС.Основные понятия, изучаемые на уроке: Пояс освещенности, Северный тропик, Южный тропик, Северный полярный круг, Южный полярный круг. Тип урока комбинированный. В уроке отрабатываются теоретические и практические навыки обучающихся. Работа  учащихся с таблицами и контурными картами.

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "Пояса освещенности" 6 класс»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Ипатовская средняя общеобразовательная школа № 6

г. Ипатово Ставропольского края







Разработка урока по географии

6 класс

по теме «Пояса освещенности »



Автор: учитель географии,

высшая квалификационная категория

Платонова Галина Николаевна













г. Ипатово, 2021



Тема урока « Пояса освещенности»

Цели урока: сформировать знания учащихся о поясах освещенности; как связан уровень освещенности поверхности Земли и элементы градусной сетки.

Задачи урока:

  1. Познакомить обучающихся с понятиями «тропики» и «полярные круги».

  2. Выяснить, почему тропики и полярные круги имеют определенное градусное значение географической широты.

  3. Сформировать представление о поясах освещенности.

  4. Продолжить формирование предметных и метапредметных учебных действий на основе тематического содержания урока.

Оборудование: Физическая карта полушарий, карты атласа, контурные карты, цветные карандаши.

Тип урока: комбинированный

Методы обучения: беседа, поисковый метод, практические задания на закрепление знаний.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся:

индивидуальная работа , в парах.

УЭ – 0 Цель: Организационный момент.

УЭ – 1 Цель: Проверка знаний

  1. Актуализация знаний

Давайте вспомним.

  1. В чём состоит особенность распределения солнечного света по поверхности Земли?

  2. Какие районы земли получают наибольшее количество солнечного света, а какие - наименьшее?

  3. Какие особенные дни, связанные с разным уровнем освещенности Земли, есть в календаре?

  4. Какие последствия имеет суточное вращение? (имеем день и ночь).

  5. Каково следствие вращения Земли вокруг Солнца?

  6. Почему происходит смена сезонов года?

  7. Почему солнечное тепло и свет по поверхности Земли распределяются неравномерно?

  8. Чем примечательны дни весеннего и осеннего равноденствия?

  9. Что бы изменилось, если бы земная ось была перпендикулярна плоскости орбиты? (день и ночь были бы равны, по 12 ч в каждое время суток. Прекратилась бы смена сезонов года. Температура бы не менялась в течение года.

  10. Когда ближе Земля к Солнцу – зимой или летом.

  11. Каковы особенности земной орбиты в Солнечной системе? Орбита вытянута в виде смещенного эллипса и наклоне земной оси, что приводит к неравномерному нагреванию северного и Южного полушария.

  12. Работа по карточкам (определение географических координат)

  1. Постановка цели и задач урока. Одинаков ли угол падения солнечных лучей на земную поверхность от экватора к полюсам? Как он изменяется?

Учащиеся выдвигают предположение о теме урока. Отвечают на вопросы учителя

Выделение существенной информации из слов учителя

Взаимодействуют с учителем.

УЭ -2 Цель: Первичное усвоение новых знаний. Выяснить, что такое тропики и полярные круги.

Смотрим видео: «Полярная ночь и полярный день)

Решаем проблему?

Как изменилось бы градусное значение географической широты тропиков и полярных кругов при изменении угла наклона земной оси?

  • Учитель предлагает вспомнить, что такое «зенит»?

Зенит* – это наивысшая точка небесной сферы над головой наблюдателя.

  • Учитель работает с фонариком и глобусом, выясняя какая часть Земли, получает больше тепла? Где сейчас лето?

На какую линию Земли солнечные лучи падают отвесно? Или где на Земле сейчас зенит?

  • Ученик смотрит на глобус и определяет, что это линия – северный тропик.

Затем учитель меняет на Южный тропик. Показываем по карте.

  • Вызвать ученика, что бы он поставил глобус в летнее положение для северного полушария. Затем, чтобы показал суточное вращение в этом же положении Земли.

  • Для начала найдем "особые" линии на карте.

Учащиеся читают текст учебника стр.24 -25. Систематизируют материал. Делают схему (логический конспект)

Тропики

Полярный день

Полярная ночь

определение

определение

определение

Вывод

Вывод

Вывод

22 июня в день летнего солнцестояния, Северное полушарие получает больше всего солнечных лучей падающих на поверхность Земли под наибольшими углами.

В этот день на Северный тропик лучи в полдень падают под прямым углом.

  • Тропики* - это две параллели над которыми Солнце один раз в год находится в зените. (23º 50´ с.ш. или ю.ш.)

  • День в Северном полушарии длиннее ночи, а за полярным кругом Солнце – вовсе не уходит за горизонт – полярный день.

? Что вы заметили особенного в смене дня и ночи на северном полюсе и на южном? (Северном полюсе – солнце не заходит за горизонт, а южный полюс не освещается в течение суток.)

Значит, это - какие явления? – Полярный день и полярная ночь.

Полярная ночь* - период времени, когда Солнце определённое количество суток не поднимается над горизонтом. Длина полярных ночей возрастает от полярных кругов к полюсам: от одних суток на полярном круге до 178,5 суток на Северном полюсе.

Полярный круг* - параллель, отстоящая от экватора на 66º33´. Есть два полярных круга.

В области между полярным кругом и полюсами наблюдается полярная день и полярная ночь.

УЭ -3 Цель: Пояса освещенности Земли.

Работа с текстом учебника стр.26 -27.



Вывод: Количества тепла и света зависит от угла падения солнечных лучей и продолжительности освещения, а это зависит от того, где находится, т.е. от географической широты.


Пояса освещённости иногда называют тепловыми, но это не правильно.


  1. Северный полярный пояс вечного мороза t

  2. Северный холодный t

  3. Северный Умеренный t июля =20º, t янв= 20º;

  4. Тропический пояс t средняя = 20º (жаркий)

  5. Южный умеренный t 10º, t

  6. Южный холодный t летом = от 0º до 10º.

  7. Южный полярный пояс вечного мороза t

Вывод: самые жаркие районы планеты лежат в тропическом поясе освещенности. А самые холодные районы Земли расположены в двух полярных поясах – северном и южном.

Между тропиками и полярными кругамирасполагаются

УЭ – 4 Цель: Первичное закрепление

Что имел в виду А.С. Пушкин, написав эти строки?


...Когда я в комнате моей

Пишу, читаю без лампады,

И ясны спящие громады

Пустынных улиц, и светла

Адмиралтейская игла,

И не пуская тьму ночную

На золотые небеса,

Одна заря сменить другую

Спешит, дав ночи полчаса.

Ответить на вопросы:

1. В чём состоит особенность распределения солнечного света по поверхности Земли?

2. Какие районы Земли получают наибольшее количество солнечного света? Наименьшее количество

Компетенция обучающихся в области первичных сведений о материке.

Сотрудничают с учителем и обучающими. Выражают свои мысли в соответствии с задачами.

Развитие логического мышления.

Развитие регуляции учебной деятельности

Анализ принятой информации. Осознание качества и уровня усвоения.

УЭ -5 Цель: Практические задания на закрепление теоретических знаний:

  1. «Составление схемы «пояса освещенности Земли» стр. 26 – 27

  2. Работа с контурной картой

На  контурной  карте  полушарий:

1)  обозначьте  красным  цветом - экватор,  оранжевым  цветом - Северный  и  Южный  тропики,  синим  цветом - Северный  полярный  и  Южный  полярный  круги;

2)  Закрасьте  жёлтым  цветом  жаркий  тепловой  пояс,  зелёным  цветом - умеренные  тепловые  пояса,  а  голубым  цветом - холодные  тепловые  пояса  и  подпишите  названия  тепловых  поясов;

3)  Подпишите  красным  цветом  материки,  большая  часть  которых  расположена  в  пределах  жаркого  теплового  пояса,  а  чёрным  цветом - расположенных преимущественно  в  умеренном  тепловом  поясе,  а  синим - в  холодном  тепловом  поясе;

4)  Красным  цветом  подчеркните  самый  жаркий  материк  Земли,  а  синим  цветом - самый  холодный.



УЭ – 6 Цель: Закрепление.

  1. Где на Земном шаре день равен ночи круглый год? (на экваторе)

  2. Можно ли где-нибудь в северном полушарии видеть в полдень Солнце на севере? (Да, между экватором и северным тропиком).

  3. Когда на Земле день равен ночи? Где в это время Солнце находится в зените? ( В дни равноденствий. Солнце в зените в это время над экватором).


  • Учащиеся отвечают на вопросы

  • Осознанно строят речевое высказывание в устной форме.

  • Умение обсуждать содержание урока.

  • Формулируют собственное мнение и позицию

  • Проводят контроль и самоконтроль.

  • Умение слушать в соответствии с целевой установкой

УЭ – 7 Цель: Рефлексия

- О чем мы говорили на уроке?

- Что вам больше всего запомнилось?

- В каком поясе освещенности вам хотелось бы жить?

- Что вызвало трудности на уроке?

Рефлексируют.

Умение делать выводы

Взаимодействуют с учителем

Уметь формулировать собственное мнение и позицию

Проводят саморегуляцию эмоциональных и функциональных состояний.

Саморегуляция




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!