Муниципальное общеобразовательное учреждение
Ипатовская средняя общеобразовательная школа № 6
г. Ипатово Ставропольского края
Разработка урока по географии
6 класс
по теме «Пояса освещенности »
Автор: учитель географии,
высшая квалификационная категория
Платонова Галина Николаевна
г. Ипатово, 2021
Тема урока « Пояса освещенности»
Цели урока: сформировать знания учащихся о поясах освещенности; как связан уровень освещенности поверхности Земли и элементы градусной сетки.
Задачи урока:
Познакомить обучающихся с понятиями «тропики» и «полярные круги».
Выяснить, почему тропики и полярные круги имеют определенное градусное значение географической широты.
Сформировать представление о поясах освещенности.
Продолжить формирование предметных и метапредметных учебных действий на основе тематического содержания урока.
Оборудование: Физическая карта полушарий, карты атласа, контурные карты, цветные карандаши.
Тип урока: комбинированный
Методы обучения: беседа, поисковый метод, практические задания на закрепление знаний.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся:
индивидуальная работа , в парах.
УЭ – 0 Цель: Организационный момент.
УЭ – 1 Цель: Проверка знаний
Актуализация знаний
Давайте вспомним.
В чём состоит особенность распределения солнечного света по поверхности Земли?
Какие районы земли получают наибольшее количество солнечного света, а какие - наименьшее?
Какие особенные дни, связанные с разным уровнем освещенности Земли, есть в календаре?
Какие последствия имеет суточное вращение? (имеем день и ночь).
Каково следствие вращения Земли вокруг Солнца?
Почему происходит смена сезонов года?
Почему солнечное тепло и свет по поверхности Земли распределяются неравномерно?
Чем примечательны дни весеннего и осеннего равноденствия?
Что бы изменилось, если бы земная ось была перпендикулярна плоскости орбиты? (день и ночь были бы равны, по 12 ч в каждое время суток. Прекратилась бы смена сезонов года. Температура бы не менялась в течение года.
Когда ближе Земля к Солнцу – зимой или летом.
Каковы особенности земной орбиты в Солнечной системе? Орбита вытянута в виде смещенного эллипса и наклоне земной оси, что приводит к неравномерному нагреванию северного и Южного полушария.
Работа по карточкам (определение географических координат)
Постановка цели и задач урока. Одинаков ли угол падения солнечных лучей на земную поверхность от экватора к полюсам? Как он изменяется?
Учащиеся выдвигают предположение о теме урока. Отвечают на вопросы учителя
Выделение существенной информации из слов учителя
Взаимодействуют с учителем.
УЭ -2 Цель: Первичное усвоение новых знаний. Выяснить, что такое тропики и полярные круги.
Смотрим видео: «Полярная ночь и полярный день)
Решаем проблему?
Как изменилось бы градусное значение географической широты тропиков и полярных кругов при изменении угла наклона земной оси?
Учитель предлагает вспомнить, что такое «зенит»?
Зенит* – это наивысшая точка небесной сферы над головой наблюдателя.
Учитель работает с фонариком и глобусом, выясняя какая часть Земли, получает больше тепла? Где сейчас лето?
На какую линию Земли солнечные лучи падают отвесно? Или где на Земле сейчас зенит?
Ученик смотрит на глобус и определяет, что это линия – северный тропик.
Затем учитель меняет на Южный тропик. Показываем по карте.
Вызвать ученика, что бы он поставил глобус в летнее положение для северного полушария. Затем, чтобы показал суточное вращение в этом же положении Земли.
Для начала найдем "особые" линии на карте.
Учащиеся читают текст учебника стр.24 -25. Систематизируют материал. Делают схему (логический конспект) |
Тропики | Полярный день | Полярная ночь |
определение | определение | определение |
Вывод | Вывод | Вывод |
22 июня в день летнего солнцестояния, Северное полушарие получает больше всего солнечных лучей падающих на поверхность Земли под наибольшими углами.
В этот день на Северный тропик лучи в полдень падают под прямым углом.
Тропики* - это две параллели над которыми Солнце один раз в год находится в зените. (23º 50´ с.ш. или ю.ш.)
День в Северном полушарии длиннее ночи, а за полярным кругом Солнце – вовсе не уходит за горизонт – полярный день.
? Что вы заметили особенного в смене дня и ночи на северном полюсе и на южном? (Северном полюсе – солнце не заходит за горизонт, а южный полюс не освещается в течение суток.)
Значит, это - какие явления? – Полярный день и полярная ночь.
Полярная ночь* - период времени, когда Солнце определённое количество суток не поднимается над горизонтом. Длина полярных ночей возрастает от полярных кругов к полюсам: от одних суток на полярном круге до 178,5 суток на Северном полюсе.
Полярный круг* - параллель, отстоящая от экватора на 66º33´. Есть два полярных круга.
В области между полярным кругом и полюсами наблюдается полярная день и полярная ночь.
УЭ -3 Цель: Пояса освещенности Земли.
Работа с текстом учебника стр.26 -27. |
Вывод: Количества тепла и света зависит от угла падения солнечных лучей и продолжительности освещения, а это зависит от того, где находится, т.е. от географической широты. Пояса освещённости иногда называют тепловыми, но это не правильно. |
Северный полярный пояс вечного мороза t
Северный холодный t
Северный Умеренный t июля =20º, t янв= 20º;
Тропический пояс t средняя = 20º (жаркий)
Южный умеренный t 10º, t
Южный холодный t летом = от 0º до 10º.
Южный полярный пояс вечного мороза t
Вывод: самые жаркие районы планеты лежат в тропическом поясе освещенности. А самые холодные районы Земли расположены в двух полярных поясах – северном и южном. |
Между тропиками и полярными кругамирасполагаются |
УЭ – 4 Цель: Первичное закрепление
Что имел в виду А.С. Пушкин, написав эти строки?
...Когда я в комнате моей
Пишу, читаю без лампады,
И ясны спящие громады
Пустынных улиц, и светла
Адмиралтейская игла,
И не пуская тьму ночную
На золотые небеса,
Одна заря сменить другую
Спешит, дав ночи полчаса.
Ответить на вопросы:
1. В чём состоит особенность распределения солнечного света по поверхности Земли?
2. Какие районы Земли получают наибольшее количество солнечного света? Наименьшее количество
Компетенция обучающихся в области первичных сведений о материке.
Сотрудничают с учителем и обучающими. Выражают свои мысли в соответствии с задачами.
Развитие логического мышления.
Развитие регуляции учебной деятельности
Анализ принятой информации. Осознание качества и уровня усвоения.
УЭ -5 Цель: Практические задания на закрепление теоретических знаний:
«Составление схемы «пояса освещенности Земли» стр. 26 – 27
Работа с контурной картой
На контурной карте полушарий:
1) обозначьте красным цветом - экватор, оранжевым цветом - Северный и Южный тропики, синим цветом - Северный полярный и Южный полярный круги;
2) Закрасьте жёлтым цветом жаркий тепловой пояс, зелёным цветом - умеренные тепловые пояса, а голубым цветом - холодные тепловые пояса и подпишите названия тепловых поясов;
3) Подпишите красным цветом материки, большая часть которых расположена в пределах жаркого теплового пояса, а чёрным цветом - расположенных преимущественно в умеренном тепловом поясе, а синим - в холодном тепловом поясе;
4) Красным цветом подчеркните самый жаркий материк Земли, а синим цветом - самый холодный.
УЭ – 6 Цель: Закрепление.
Где на Земном шаре день равен ночи круглый год? (на экваторе)
Можно ли где-нибудь в северном полушарии видеть в полдень Солнце на севере? (Да, между экватором и северным тропиком).
Когда на Земле день равен ночи? Где в это время Солнце находится в зените? ( В дни равноденствий. Солнце в зените в это время над экватором).
Осознанно строят речевое высказывание в устной форме.
Умение обсуждать содержание урока.
Формулируют собственное мнение и позицию
Проводят контроль и самоконтроль.
Умение слушать в соответствии с целевой установкой
УЭ – 7 Цель: Рефлексия
- О чем мы говорили на уроке?
- Что вам больше всего запомнилось?
- В каком поясе освещенности вам хотелось бы жить?
- Что вызвало трудности на уроке?
Рефлексируют.
Умение делать выводы
Взаимодействуют с учителем
Уметь формулировать собственное мнение и позицию
Проводят саморегуляцию эмоциональных и функциональных состояний.
Саморегуляция