СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме "Перенос слова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по теме "Перенос слова" 1класс

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "Перенос слова"»

ТЕМА : Правила переноса слов (1 кл)

ЦЕЛИ:

  1. Ознакомить учащихся с правилами переноса слов, учить проводить исследование;

  2. Развивать умения видеть «опасные места» в словах и правильно писать слова с изученными орфограммами;

  3. Закрепить орфоэпические и каллиграфические навыки;

  4. Воспитывать чувство взаимопомощи, любви к родному языку, природе.

Оборудование: таблица «Правила переноса слов», карточки для работы в группе, рисунок улитки, DVD диск «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия», компьютер, магнитофон, кассета с записью звуков природы.

Ход урока

I. Организационный момент.

Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё на месте, всё в порядке
Книги, ручки и тетрадки?

II. Чистописание.

Я тетрадочку возьму
И как надо положу
Я, друзья, от Вас не скрою:
Ручку я вот так держу!
Сяду ровно не согнусь,
За работу я возьмусь!

1. Работа в тетрадях.

-Рассмотрите рисунок на странице 9.

-Куда спешит улитка? Кто её там ждёт?

-Какие буквы живут в этом домике? (ъ, ь, ы)

-Сегодня мы с вами поможем улитке добраться до домика. Расчистить дорожку мы сможем, выполняя различные задания.

-Нарисуем улитку на строчке.

(Показ на доске: сначала е- образные рожки, затем туловище и «домик»)

(Показ улитки на компьютере)

-Осенью, особенно в сырую погоду, на огородах и в лесу можно найти множество улиток-слизней. Называются они так, потому что часто оставляют свои следы в виде тонкой плёнки – застывшей слизи. Глаза улитки могут отличать только свет от тьмы. Свою пищу, улитки находят по запаху. Запахи они могут улавливать за 1-2 метра. Носа у улиток нет, но у них есть рожки – щупальца, их даже две пары. Нижней парой они ощупывают поверхность во время движения. Верхняя пара рожек – зрение и обоняние. Это и есть главные органы чувств улиток.

- Подчеркните самую красивую улитку, которую вы написали

2. Роль твёрдого и мягкого знаков.

-Какие буквы написаны на следующей строчке? (ь, ъ, ы)

-Обратите внимание на одинаковые элементы написания этих букв, на соединения с этими буквами.

(Ученики проговаривают написания букв и прописывают по образцу).

Он очень вежлив Мягкий знак,
Не любит споров он и драк.
Он в слове мать и в слове дочь,
И тихом лунном слове ночь.
Чтоб никого не огорчить,
Он всё старается смягчить.

А Твёрдый знак отличается молчаливостью и твёрдостью. Там где он появляется, слышится чёткость.

3. Прочитайте слова в тетради и скажите, какую роль выполняют Буквы Ъ и Ь?

Моль; платье; съел; объявил; рыбы.

-Назовите односложные, двусложные, трёхсложные слова?

- В каких словах звуков и букв поровну?

- Запишите слова, подчеркните ь и ъ знаки

4. Упражнения для самоконтроля.

Улитка в гости к буквам поспешила,
А адрес дома взять она забыла.
Вам надо за неё решить,
Куда отправиться гостить!
Принять её готовы, факт,
«Ы», твёрдый или мягкий знак!?

(Лучшую из букв ученики вписывают в окошечко домика.)

- Мы уже с вами помогли улитке добраться до болота, а чтобы его обойти надо на помощь позвать лягушек.

Физкультминутка.

На болоте две лягушки, две весёлые подружки.
Ножками топали: раз, два, три.
Ручками хлопали: раз, два, три.
Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались.
Вот здоровья в чём секрет.
Всем друзьям: «Физкультпривет!»

III. Словарная работа (с. 18-19 учебника).

-Итак, улитка добралась до яблоневого сада, но пройти через него можно, если соберём урожай.

-Перед вами необычная яблоня, а волшебная. На ней выросли не только обыкновенные яблоки, но и волшебные с буквами.

Сорвать эти яблоки сможет только тот, кто подберёт для каждого из них подходящее слово.

На доске:

Ученики подбирают для каждого слова яблоко, снимают их и прикрепляют на месте пропусков.

-Напишите слова, поставьте ударение, подчеркните буквы, сорванные с яблони.

-Найдите однокоренные слова, выделите корень

-Какое слово лишнее? («заяц»- в нём все согласные твёрдые; безударная гласная во втором слоге, а в остальных словах - в первом; в нём звуков больше, чем букв, а в других словах- поровну.)

Обозначьте цветными карандашами звуковой состав слова.

IV. Постановка проблемного вопроса.

Сообщение темы.

-Как вы поступите, если начали писать слово, а места на строке не хватает?

-Как вы думаете, а существуют ли правила переноса слов? Что бы вы предложили?

-Итак, ваша задача определить правила переноса слов.

V. Ознакомление с новым материалом.

1. Работа в группах.

Каждая группа получает карточку с одним из случаев переноса слов.

Задача: сформулировать и озвучить правила переноса слов.

I группа

IIгруппа

III группа

IVгруппа

V группа

Ре-бя-та;

Пас-тух;

Сол-ныш-ко.

Вывод:Слова переносятся по слогам.

Май-ка;

Зай-ка;

Вой-на.

Вывод:буква Й остаётся в предыдущем слоге.

Боль-шой;

Буль-он;

Отъ-езд.

Вывод: Ъ и Ь знаки не переносятся на следующую строку.

Кас-са;

Ван-на;

Мас-са.

Вывод: две одинаковые буквы в слове разделяются переносом.

Ася-яма;

Ава-рия;

Яго-да.

Вывод: нельзя оставлять на строчке или переносить одну букву.

-Улитке осталось перебраться через луг, поможем ей.

2. Работа на доске под руководством учителя.

- Запишите предложение:

Бродит стадо по лугам.

- Разделите слова на слоги.

3. Заучивание правила.

Здесь порядок очень строгий.
Делим все слова на слоги,
Переносим по слогам:
Бро-дит ста-до по лу-гам.

4. Чтение правила в учебнике. (с. 21)

5. Выполнение упражнения 21. (по заданию).

VI. Закрепление пройденного.

1. Упражнение в делении слов для переноса.

Выполняется на доске и в тетрадях с объяснением:

Огонь, подъ-ём, конь-ки, змея, лей-ка, мас-са.

Пальчиковая гимнастика.

Идёт по парте человек,
Переставляет ножки,
А если ножки смотрят вверх,
То получились рожки.

2. Метаграмма.

(Загадка, в которой из загаданного слова путём замены одной буквы на другую получается новое слово.)

-Какие слова зашифрованы? О каких словах идёт речь?

  • Ч над морем я летаю (чай-ка)

  • Г в машинах я бываю (гай-ка)

  • М меня ты надеваешь(май-ка)

  • Л собаку называешь(лай-ка)

- Разделите эти слова для переноса.

VII. Итог урока.

-Послушайте стихотворение А. Шибаева, как первоклассник переносил слова.

Как я перенёс слова.

Мы изучаем перенос, 
Вот как я слово перенёс
Едва 
Я перенёс:
Е -
Два - 
Как получил за это «два». 
Укол
Я перенёс 
У-
кол
И получил за это «кол»
Опять
Я перенёс:
О-
пять. 
Теперь,
Наверно,
Будет
«пять».

-А вы как думаете, ребята? (говорят правила переноса слов)

- Ну, вот и добралась улитка до домика, молодцы вы хорошо потрудились.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!