Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №16» с.Дубовка
Шпаковского округа Ставропольского края
Методическая разработка урока математики с технологической картой
Тема урока «Отношения. Пропорции (обобщение и систематизация знаний)»
Скобычкина Лилия Рашитовна, учитель математики
Стаж работы – 32 года
Краткая аннотация.
Урок разработан для учащихся 6-х классов общеобразовательной школы по теме «Отношения. Пропорции (урок обобщения и систематизации знаний)» по учебнику «Математика, 6 класс» А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир, издательство «Просвещение», Москва 2021. Технологическая карта урока составлена в соответствии с ФГОС. Урок имеет практическую направленность (подобранные задания формируют функциональную грамотность обучающихся). Использование на уроке ИКТ делает его более наглядным и доступным для учащихся. На уроке используются фронтальная, групповая и индивидуальная формы обучения.
Технологическая карта урока
Тема «Отношения. Пропорции (урок обобщения и систематизации знаний)»
Класс – 6
Тип урока – урок обобщения и систематизации знаний.
Цель. Расширить представления учащихся о разнообразии задач и различных способах их решения; формировать навыки выбора способов решения, умений составлять различные задачи, формировать функциональную грамотность обучающихся.
Задачи. Образовательные – обучающиеся должны научиться составлять алгоритм для решения задач, видеть применение задач в различных областях жизни.
Воспитательные – умение работать в группах, умение слушать и слышать друг друга, умение вырабатывать коллективное решение, умение отстаивать свою точку зрения.
Развивающие – развитие математической грамотности, развитие устной и письменной математической речи, уметь извлекать информацию, используя различные источники; развитие самоконтроля.
Планируемые образовательные результаты. Предметные. Обучающиеся должны показать умения решения различных задач, умения извлекать необходимую информацию, умения точно и грамотно выражать свои мысли.
Личностные. Формирование положительного отношение к учёбе и своим знаниям, развитие творческого воображения; умение осуществлять самооценку успешности усваиваемого содержания.
Метапредметные: регулятивные - определять учебную задачу; уметь обрабатывать информацию, сотрудничать при решении учебных задач; планировать собственную деятельность; задавать вопросы разного вида; выделять критерии для сравнения и осуществлять сравнения; формулировать выводы; вести диалог; кратко формулировать свои мысли; контролировать и оценивать процесс и результаты своей деятельности, вносить необходимые коррективы в свою деятельность для достижения цели; коммуникативные – уметь выражать свои мысли чётко, ясно и понятно для окружающих, уметь договариваться о правилах поведения и распределения обязанностей в группах; познавательные – уметь добывать новые знания, используя различные источники информации, уметь строить логические цепочки рассуждения.
Материалы: учебник «Математика 6» А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир, Москва, «Просвещение» 2021, план-конспект урока, презентация, компьютер, раздаточный материал.
УУД: К – коммуникативные; П – познавательные, Р – регулятивные, Л - личностные.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты | Длительность этапа |
предметные | УУД |
1.Организационный момент. Цель: создать благоприятный психологический настрой учащихся; создать условия для формирования внутренней потребности к учебной деятельности | - Здравствуйте! Слайд №1 (приложение 1) Урок мне хотелось бы начать словами великого математика Рене Декарта «Мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применять». Как вы понимаете это высказывание? | Слушают учителя Примерные ответы: Если даже человек много будет знать, но не сможет применить свои знания, то пользы никакой ни для кого не будет… | | К – уметь оформлять свои мысли, предполагать П- уметь находить ответ на вопрос | 2 минуты |
2. Мотивация к учебной деятельности. Цель: создать условия для формулирования новой темы; организовать актуализацию мыслительных операций, достаточных для построения нового знания: анализ, сравнение, обобщение; | На экране – слайды №2-8 (приложение 1). Учитель предлагает прочитать вопросы и ответить на них. Учитель предлагает сформулировать тему урока, выслушивает предположения | Фронтальная работа. Учащиеся выполняют задание, отвечают на поставленные вопросы Примерные ответы: «Мы сегодня будем повторять, обобщать изученный материал по теме «Отношения. Пропорции» и искать возможность применения» | | П – уметь ориентироваться в своей системе знаний, Р- контроль и оценка результатов деятельности Л – уметь прислушиваться к мнению своего товарища, уметь высказывать и обосновывать свою точку зрения | 3 минуты 1 минута |
3. Постановка цели и задач урока | Коррекция и уточнение темы, цели урока (Слайд 9) | Слушают, записывают тему урока в тетрадь. Ставят цель, выясняют, чем будут заниматься на уроке. | | | 2 минуты |
4. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения. Цели: выявить затруднения и пути выхода из создавшейся ситуации; организовать учащихся для составления плана действий | Учитель: Я предлагаю вам поработать в группах. У каждой группы – своё задание (учитель раздаёт карточки, учитывая уровень сложности заданий). Вам предстоит выполнить задание и объяснить его решение (слайды 10-16). | Слушают. Выполняют задания. | Учащиеся вспоминают правила составления пропорций, проговаривают в группе каждый шаг своего решения. | К – умение слушать, высказывать свою точку зрения Р – уметь проговаривать последовательность действий на уроке, высказывать предположение. Формирование мотивации к учению, расширение познавательной деятельности | 10 минут |
5. Физминутка Цель – смена видов деятельности | Создаёт условия для отдыха | Выполняют под руководством своего товарища | | Л – осознание ценности здоровья | 1 минута |
6. Построение проекта выхода из затруднения. Реализация построенного проекта Цели: уточнить цели действий учащихся, определить алгоритмы, модели, правила, выявить пробелы | Учитель организует деятельность учащихся. | Учащиеся у доски показывают решение своего задания. Остальные учащиеся записывают, задают интересующие их вопросы, по необходимости корректируют решение. При проверке учащиеся узнают интересные сведения о правильности приготовления варенья из крыжовника, о рецепте приготовления праздничного салата. Отдельно заслушивается решения задания от группы «Модельеров» (слайд 12). Обучающиеся показывают, как были произведены необходимые измерения пиджака и юбки у одноклассницы и соответствуют ли полученные результаты «хорошей пропорции» | Учащиеся должны уметь аргументировано отвечать на поставленные вопросы, владеть полученной информацией | П –выделение необходимой информации, Р – планирование своей будущей деятельности, определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата, внесение необходимых коррективов | 10 минут 3 минуты |
7. Проверка усвоения основного материала Цель – проверить уровень усвоения основных элементов тем повторения (составление и решение пропорций) | Проводит тест (слайд №17) Организует взаимную проверку (слайд №18) Учитель: -Предлагаю вам из следующих пословиц выбрать те, смысл которых указывает на прямо пропорциональные и обратно пропорциональные величины (Слайд 19) | Выполняют задание самостоятельно. Взаимная проверка. Оценивание результатов теста своего товарища Учащиеся отвечают на вопросы, обосновывая свою точку зрения, а также выбирают наиболее понравившуюся им пословицу и объясняют её смысл | Уметь применять алгоритм, анализировать и проверять полученный результат | К – вырабатывают коллективное решение Р- анализируют информацию, соизмеряют с конечным результатом | 4 минуты 1 минута |
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Подведение итогов урока. Цели: организовать детей на высказывание своего мнения о своей деятельности и деятельности учебного коллектива на данном уроке | Организует рефлексию учащихся. (слайд №20) - А сейчас, пожалуйста, оцените свою работу на уроке и результаты урока для себя. Проговаривает домашнее задание (по уровням) (слайд №21) | Отвечают на вопросы. Высказывают своё мнение об уроке, выясняют, над чем им необходимо ещё поработать (слайд 20 ). | | К – умение слушать и вступать в диалог, уметь самостоятельно анализировать свои действия Р – контроль и оценка своей деятельности в рамках данного урока П – построение речевого высказывания | 2 минуты 1 минуты |
Использованная литература:
Ресурсы Интернет
Учебник «Математика, 6 класс» А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир, издательство «Просвещение», Москва 2021
2