СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме:"Официально-деловой стиль речи"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эта разработка урока поможет вспомнить ранее изученные стили, а также подробно изучить особенности официально-делового стиля.

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме:"Официально-деловой стиль речи"»

Урок по теме: « Официально-деловой стиль речи»

Цели: познакомить с особенностями официально-делового стиля речи; учить составлять тексты официально-делового стиля; закреплять умение определять стили речи.

Планируемые результаты: знание отличительных признаков официально-делового стиля; умения создавать тексты официаль­но-делового стиля, определять стили речи.

Ход урока

I.Организационный момент.

II.Проверка домашнего задания.

III.Самоопределение к деятельности


- С какими стилями речи вы знакомы? Коротко расскажите об их особенностях.

1)Разговорный стиль — неофициальность, преобладание устной формы, эмоциональность, непосред­ственность, широкое использование разговорной лексики.

2) Научный стиль — официальность, преобладание пись­менной формы, подготовленность речи, логичность, объек­тивность, точность, широкое использование специальной лексики. 3) Художественный стиль — эстетичность, образ­ность, индивидуальность стиля, использование всех средств языка, стилистическая окрашенность лексики, использо­вание тропов, фигур речи, звукописи.)


Всем нам приходится иметь дело с различными докумен­тами, обращаться по разным вопросам в какие-либо орга­низации. Как вы думаете, каким стилем речи вы при этом пользуетесь? (Ответы детей.)

IV. Работа по теме урока

1. Работа по учебнику

(Чтение теоретического материала (с. 49).)

2. Беседа

- Вспомните ситуации, в которых вам приходилось стал­киваться с текстами официально-делового стиля. Что это были за документы?(завления,справки, объяснительные записки)

- Почему при составлении текстов официально-делового стиля важны точность, однозначность слов и выражений, строгая, формальная лексика, стандартные обороты?( Текст официально-делового стиля должен быть максимально сжатым: все четко, конкретно, по существу. Лишних деталей быть не должно. Это обязательное требование, для того чтобы понять смысл вашего письма быстрее и ответить на него соответственно)

- Почему тексты официально-делового стиля неэмоциональны?(т.к. эмоциональность присуща только разговорной речи и художественной)

- Почему в них не используются изобразительные средства языка?(присущи худ.тексту)

3. Практическое задание

Замените слова официально-делового стиля нейтральными словами.

Преподнёс (подарил), направился (пошёл), заявил (сказал), проживает (живёт).

4. Работа по учебнику

1. Упр. 88 — устное выполнение. Удостоверять, взимать. , нижеизложенный, протокол, расследование, инструкция, дирекция, резолюция(Резолюция (решение, разрешение) — решение, принятое должностным лицом или совещательным органом, международной организацией ), меморандум( Дипломатический документ, излагающий взгляды правительства по какому-л. Опросу), уведомление, накладная, аннулировать, конфискация.

2. Упр. 89 — самостоятельное выполнение после предварительного обсуждения.

(Необходимо обратить внимание учеников на форматирова­ние документа: где и как расположены его части; на то, что слово заявление пишется со строчной буквы, а после него ставится точ­ка; заявление — завершающее слово шапки, а не заголовок.)

VI. Закрепление изученного материала.

1. Работа по учебнику.

1. Упр. 90 - чтение текста, обсуждение, самостоятельное выполнение задания с последующей проверкой.

Директору 
средней общеобразовательной школы № 22 г. Москва 
А. А. Светлову



ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Мой сын, Филатов Денис, ученик 6-Б класса, пропустил занятия в школе 24 сентября 2013 г. по причине плохого самочувствия.

25.09.2013

Филатова

И.В. Филатова

2. Упр. 91 — обсуждение вопросов.(Справка о том что болел, заявление в школу, объяснительная записка о срыве занятия, доверенность о поездке за границу ребенка, договор купли-продажи, приказ а зачислении в школу)

3. Занимательная лингвистика

Знаете ли вы, что такое канцелярия? (Отдел учреждения, ведающий делопроизводством; деловые бумаги, документы.)

- Какой стиль речи используется в канцелярских делах?(официально-деловой)

- Как вы понимаете слово канцеляризм?

В текстах официально-делового стиля неизбежно употребление кан­целяризмов — слов или оборотов речи, характерных для деловых бумаг, документов. Канцеляризмы уместны и даже необходимы в официаль­но деловой речи: отношение, предписание, заявление, внедрение, усиление роли, оказать воздействие, обсудить вопрос, представить к рассмотрению.

VII. Подведение итогов урока.

- Назовите основные черты официально-делового стиля. (Официальность, преобладание письменной формы, стандар­тизация текстов, точность, строгость, неэмоциональность, безличность, широкое использование официально-деловой лек­сики.)

-В каких сферах жизни, в каких ситуациях используется официально-деловой стиль?

VIII. Домашнее задание

Учебник: § 19,стр.49 учить правило наизусть.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!