Урок по теме: « Официально-деловой стиль речи»
Цели: познакомить с особенностями официально-делового стиля речи; учить составлять тексты официально-делового стиля; закреплять умение определять стили речи.
Планируемые результаты: знание отличительных признаков официально-делового стиля; умения создавать тексты официально-делового стиля, определять стили речи.
Ход урока
I.Организационный момент.
II.Проверка домашнего задания.
III.Самоопределение к деятельности
- С какими стилями речи вы знакомы? Коротко расскажите об их особенностях.
1)Разговорный стиль — неофициальность, преобладание устной формы, эмоциональность, непосредственность, широкое использование разговорной лексики.
2) Научный стиль — официальность, преобладание письменной формы, подготовленность речи, логичность, объективность, точность, широкое использование специальной лексики. 3) Художественный стиль — эстетичность, образность, индивидуальность стиля, использование всех средств языка, стилистическая окрашенность лексики, использование тропов, фигур речи, звукописи.)
Всем нам приходится иметь дело с различными документами, обращаться по разным вопросам в какие-либо организации. Как вы думаете, каким стилем речи вы при этом пользуетесь? (Ответы детей.)
IV. Работа по теме урока
1. Работа по учебнику
(Чтение теоретического материала (с. 49).)
2. Беседа
- Вспомните ситуации, в которых вам приходилось сталкиваться с текстами официально-делового стиля. Что это были за документы?(завления,справки, объяснительные записки)
- Почему при составлении текстов официально-делового стиля важны точность, однозначность слов и выражений, строгая, формальная лексика, стандартные обороты?( Текст официально-делового стиля должен быть максимально сжатым: все четко, конкретно, по существу. Лишних деталей быть не должно. Это обязательное требование, для того чтобы понять смысл вашего письма быстрее и ответить на него соответственно)
- Почему тексты официально-делового стиля неэмоциональны?(т.к. эмоциональность присуща только разговорной речи и художественной)
- Почему в них не используются изобразительные средства языка?(присущи худ.тексту)
3. Практическое задание
— Замените слова официально-делового стиля нейтральными словами.
Преподнёс (подарил), направился (пошёл), заявил (сказал), проживает (живёт).
4. Работа по учебнику
1. Упр. 88 — устное выполнение. Удостоверять, взимать. , нижеизложенный, протокол, расследование, инструкция, дирекция, резолюция(Резолюция (решение, разрешение) — решение, принятое должностным лицом или совещательным органом, международной организацией ), меморандум( Дипломатический документ, излагающий взгляды правительства по какому-л. Опросу), уведомление, накладная, аннулировать, конфискация.
2. Упр. 89 — самостоятельное выполнение после предварительного обсуждения.
(Необходимо обратить внимание учеников на форматирование документа: где и как расположены его части; на то, что слово заявление пишется со строчной буквы, а после него ставится точка; заявление — завершающее слово шапки, а не заголовок.)
VI. Закрепление изученного материала.
1. Работа по учебнику.
1. Упр. 90 - чтение текста, обсуждение, самостоятельное выполнение задания с последующей проверкой.
Директору
средней общеобразовательной школы № 22 г. Москва
А. А. Светлову
ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Мой сын, Филатов Денис, ученик 6-Б класса, пропустил занятия в школе 24 сентября 2013 г. по причине плохого самочувствия.
25.09.2013 | Филатова | И.В. Филатова |
2. Упр. 91 — обсуждение вопросов.(Справка о том что болел, заявление в школу, объяснительная записка о срыве занятия, доверенность о поездке за границу ребенка, договор купли-продажи, приказ а зачислении в школу)
3. Занимательная лингвистика
Знаете ли вы, что такое канцелярия? (Отдел учреждения, ведающий делопроизводством; деловые бумаги, документы.)
- Какой стиль речи используется в канцелярских делах?(официально-деловой)
- Как вы понимаете слово канцеляризм?
В текстах официально-делового стиля неизбежно употребление канцеляризмов — слов или оборотов речи, характерных для деловых бумаг, документов. Канцеляризмы уместны и даже необходимы в официально деловой речи: отношение, предписание, заявление, внедрение, усиление роли, оказать воздействие, обсудить вопрос, представить к рассмотрению.
VII. Подведение итогов урока.
- Назовите основные черты официально-делового стиля. (Официальность, преобладание письменной формы, стандартизация текстов, точность, строгость, неэмоциональность, безличность, широкое использование официально-деловой лексики.)
-В каких сферах жизни, в каких ситуациях используется официально-деловой стиль?
VIII. Домашнее задание
Учебник: § 19,стр.49 учить правило наизусть.