СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме: Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

разработка урока по по теме: Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки содержит самостоятельную работу на проверку правила буравчика и объяснение нового материала

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме: Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки»

конспект урока Гордеевой Е. Г. в 9 классе по теме:

«Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки»

Цели урока:

Образовательные:

    • Повторить правило буравчика и правило правой руки, отработать их с помощью упражнений

    • Познакомить с правилом левой руки для проводника с током и для отдельной частицы

    • Научить использовать правило левой руки для определения направления силы, действующей на проводник со стороны магнитного поля

Воспитательные:

    • Продолжить формировать интерес к предмету, к учебе, творческое отношение к деятельности, воспитывать добросовестное отношение к учебе, прививать навыки, как самостоятельной работы, так и работы в коллективе,

Развивающие:

    • Развивать физическое мышление учащихся, их творческие способности, умение самостоятельно формулировать выводы, расширять познавательный интерес путем привлечения дополнительного материала;

Развивать логическое мышление и внимание, умение анализировать, сопоставлять полученные результаты, делать соответствующие выводы.


Оборудование: на каждую парту и учительский стол: проволочный моток , штатив, источник постоянного тока, ключ, соединительные провода, полосовой магнит. Магнит полосовой, магнитная стрелка, . Мультимедийные средства.

Урок- исследование .

План урока:

I. Постановка целей

II.Проверка домашнего задания

III. Самостоятельная работа

I V. Объяснение новой темы.

V. Закрепление

VI .Подведение итогов

VII . Рефлексия

Ход урока.

II. Проверка домашнего задания.

1. Фронтальный опрос: Итак, мы продолжаем изучать магнитное поле(далее М П).

Давайте вспомним, что мы знаем о нем?

1)Чем создается М П ?

2)Как обнаруживается?

3)Чем изображается?
3)Свойства магнитных линий

4)Чем отличается однородное М П от неоднородного?

5) Какие мы знаем правила для определения направления М П ,создаваемого проводником?

2.Работа учащихся по карточкам на повторение( карточки о магнитном поле) 5 мин

3. Проверка домашнего упражнения. ( на доске заранее приготовлены рисунки)

1)Упр 35.(1,2)+ формулировка правила 2)упр 35(3, 4) + формулировка правила

III. Самостоятельная работа

а),б) определи направление линий М П

в ) определи полюса электромагнита






1 вариант 2 вариант

IV. Объяснение новой темы.

1.Создание проблемы с помощью эксперимента

1.Если взять два постоянных магнита, то они взаимодействуют между собой в соответствии с правилом: одноименные полюса отталкиваются ,а разноименные полюса притягиваются.( демонстрация взаимодействия магнита и магнитной стрелки)

2. Проводник с током вокруг себя создает М П, которое также приходит во взаимодействие с полем магнита. Результат мы видим своими глазами:

Опыт с проводником, помещенным в М П. Только вот результат непредсказуем!

Проводник, то притягивается к магниту , то отталкивается от него.

Я предлагаю провести вам аналогичный опыт с медным мотком и магнитом.

Подключите моток к источнику питания через ключ и поднесите к нему магнит

северным( синим ) полюсом. Что вы наблюдаете?

2. Поиски решения проблемы

Итак, у одних моток притягивается к магниту, а у других отталкивается!

Как вы думаете, почему? ( потому что полюса магнитного поля зависят от того, в каком направлении идет эл. ток по мотку) . И если магнит и эл. ток создают поля одноименные в точке их взаимодействия , то они будут отталкиваться и, наоборот, если поля будут разноименные, то моток притянется к магниту.

Оказывается, для того, чтобы определить, куда будет двигаться проводник не обязательно проводить эксперимент. Результат можно предугадать заранее. Достаточно знать правило левой руки.

          • 3. Объяснение правила левой руки.

1)Формулировка: Если левую руку расположить так, чтобы линии магнитного поля входили в ладонь перпендикулярно к ней, а четыре пальца были направлены по току, то отставленный на 90° большой палец покажет направление действующей на проводник силы.

2)Демонстрация на примере:


3)Правило левой руки можно использовать не только для целого проводника, но и для отдельной заряженной частицы.

Если частица положительная, то четыре пальца мы совмещаем

с направлением движения этой частицы, линии М П все также должны

входить в ладонь, а большой палец нам покажет направление силы,

в котором будет смещаться частица.

4) Демонстрация правила

5) Объяснение правила для отрицательной частицы

6) В том случае, когда скорость движения заряженных

частиц или ток в проводнике направлены вдоль магнитных

линий, сила будет равна 0!

V Закрепление.

1) Выполнение заданий: задания в презентации

Применение правила левой руки на практике

2)Сообщения учащихся о применении правила левой руки.

Из правила левой руки для частицы, мы видим, что частица, попадая в магнитное поле, отклоняется в этом поля. Значит ею можно с помощью М П управлять. Где это используется?

1. Обычный кинескопный телевизор. Основная часть телевизора- электронно-лучевая трубка. На экран электронно-лучевой трубки наносится специальный светящийся слой –люминофор. Люминофоры наносятся в виде крошечных точек, причем эти точки собираются по три; в каждой тройке, или триаде, имеются одна красная, одна синяя и одна зеленая точки. Всего на экране трубки имеется около 500 тысяч триад. В начале электронно-лучевой трубки имеется так называемая пушка, из которой вылетают с большой скоростью электроны. По дороге к экрану электрические и магнитные поля, создаваемые на пластинках, управляют электронным лучом, заставляя его пробежать весь экран слева направо и сверху вниз. Луч, вызывает свечение экрана и как кисточка художника, рисует на экране изображение. Так как скорость луча очень большая, то нам не видно его движения.

2. Рельсотрон. Рельсотро́н — электромагнитный ускоритель масс, разгоняющий токопроводящий снаряд вдоль двух металлических направляющих с помощью силы Лоренца. Рельсотрон состоит из двух параллельных рельсов, по которым пропускается мощный электрический ток. Магнитное поле, в которое помещена установка, взаимодействует электрическим током создает такую мощную силу. что снаряд, представляющий собой алюминиевые брусочки или проволоку , способен разгоняться до сверхбольших скоростей . Скорость , создаваемая рельсотроном доходит 9000км/ч (это примерно 2500м/с), дальность полета снаряда до до 180 км, а в перспективе — до 400 км; К тому же он имеет жуткую пробивную способность. Это пример оружия будущего. Такое оружие способно легко сбивать военные спутники и ракеты, а поставленное на танк, оно делает боевую машину неуязвимой. К тому же от неё практически не будет защиты. Снаряд с космической скоростью пробьет все, что угодно. 


VI Подведение итогов

Итак, с каким правилом мы сегодня познакомились?

Какие три величины объединяет оно: направление эл. тока( или движения частицы), направление линий М П и направление силы, действующей на проводник с током( на частицу)

Что можно узнать с помощью правила левой руки( одну из величин, если известны две другие)


VII. Рефлексия

Ребята ,давайте подведем итоги урока и сформулируем предложения

  • сегодня я узнал...

  • было трудно…

  • мне понравилось....

  • я понял, что…

  • я научился…

  • я смог…

  • было интересно узнать, что…

  • меня удивило…

  • мне захотелось…§45, упр36(1,3).


Домашнее задание: §45, упр36(1,3). по новым учебникам §40, упр371,2,3).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!