конспект урока Гордеевой Е. Г. в 9 классе по теме:
«Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки»
Цели урока:
Образовательные:
Повторить правило буравчика и правило правой руки, отработать их с помощью упражнений
Познакомить с правилом левой руки для проводника с током и для отдельной частицы
Научить использовать правило левой руки для определения направления силы, действующей на проводник со стороны магнитного поля
Воспитательные:
Продолжить формировать интерес к предмету, к учебе, творческое отношение к деятельности, воспитывать добросовестное отношение к учебе, прививать навыки, как самостоятельной работы, так и работы в коллективе,
Развивающие:
Развивать физическое мышление учащихся, их творческие способности, умение самостоятельно формулировать выводы, расширять познавательный интерес путем привлечения дополнительного материала;
Развивать логическое мышление и внимание, умение анализировать, сопоставлять полученные результаты, делать соответствующие выводы.
Оборудование: на каждую парту и учительский стол: проволочный моток , штатив, источник постоянного тока, ключ, соединительные провода, полосовой магнит. Магнит полосовой, магнитная стрелка, . Мультимедийные средства.
Урок- исследование .
План урока:
I. Постановка целей
II.Проверка домашнего задания
III. Самостоятельная работа
I V. Объяснение новой темы.
V. Закрепление
VI .Подведение итогов
VII . Рефлексия
Ход урока.
II. Проверка домашнего задания.
1. Фронтальный опрос: Итак, мы продолжаем изучать магнитное поле(далее М П).
Давайте вспомним, что мы знаем о нем?
1)Чем создается М П ?
2)Как обнаруживается?
3)Чем изображается?
3)Свойства магнитных линий
4)Чем отличается однородное М П от неоднородного?
5) Какие мы знаем правила для определения направления М П ,создаваемого проводником?
2.Работа учащихся по карточкам на повторение( карточки о магнитном поле) 5 мин
3. Проверка домашнего упражнения. ( на доске заранее приготовлены рисунки)
1)Упр 35.(1,2)+ формулировка правила 2)упр 35(3, 4) + формулировка правила
III. Самостоятельная работа
а),б) определи направление линий М П
в ) определи полюса электромагнита
1 вариант 2 вариант
IV. Объяснение новой темы.
1.Создание проблемы с помощью эксперимента
1.Если взять два постоянных магнита, то они взаимодействуют между собой в соответствии с правилом: одноименные полюса отталкиваются ,а разноименные полюса притягиваются.( демонстрация взаимодействия магнита и магнитной стрелки)
2. Проводник с током вокруг себя создает М П, которое также приходит во взаимодействие с полем магнита. Результат мы видим своими глазами:
Опыт с проводником, помещенным в М П. Только вот результат непредсказуем!
Проводник, то притягивается к магниту , то отталкивается от него.
Я предлагаю провести вам аналогичный опыт с медным мотком и магнитом.
Подключите моток к источнику питания через ключ и поднесите к нему магнит
северным( синим ) полюсом. Что вы наблюдаете?
2. Поиски решения проблемы
Итак, у одних моток притягивается к магниту, а у других отталкивается!
Как вы думаете, почему? ( потому что полюса магнитного поля зависят от того, в каком направлении идет эл. ток по мотку) . И если магнит и эл. ток создают поля одноименные в точке их взаимодействия , то они будут отталкиваться и, наоборот, если поля будут разноименные, то моток притянется к магниту.
Оказывается, для того, чтобы определить, куда будет двигаться проводник не обязательно проводить эксперимент. Результат можно предугадать заранее. Достаточно знать правило левой руки.
1)Формулировка: Если левую руку расположить так, чтобы линии магнитного поля входили в ладонь перпендикулярно к ней, а четыре пальца были направлены по току, то отставленный на 90° большой палец покажет направление действующей на проводник силы.
2)Демонстрация на примере:
3)Правило левой руки можно использовать не только для целого проводника, но и для отдельной заряженной частицы.
Если частица положительная, то четыре пальца мы совмещаем
с направлением движения этой частицы, линии М П все также должны
входить в ладонь, а большой палец нам покажет направление силы,
в котором будет смещаться частица.
4) Демонстрация правила
5) Объяснение правила для отрицательной частицы
6) В том случае, когда скорость движения заряженных
частиц или ток в проводнике направлены вдоль магнитных
линий, сила будет равна 0!
V Закрепление.
1) Выполнение заданий: задания в презентации
Применение правила левой руки на практике
2)Сообщения учащихся о применении правила левой руки.
Из правила левой руки для частицы, мы видим, что частица, попадая в магнитное поле, отклоняется в этом поля. Значит ею можно с помощью М П управлять. Где это используется?
1. Обычный кинескопный телевизор. Основная часть телевизора- электронно-лучевая трубка. На экран электронно-лучевой трубки наносится специальный светящийся слой –люминофор. Люминофоры наносятся в виде крошечных точек, причем эти точки собираются по три; в каждой тройке, или триаде, имеются одна красная, одна синяя и одна зеленая точки. Всего на экране трубки имеется около 500 тысяч триад. В начале электронно-лучевой трубки имеется так называемая пушка, из которой вылетают с большой скоростью электроны. По дороге к экрану электрические и магнитные поля, создаваемые на пластинках, управляют электронным лучом, заставляя его пробежать весь экран слева направо и сверху вниз. Луч, вызывает свечение экрана и как кисточка художника, рисует на экране изображение. Так как скорость луча очень большая, то нам не видно его движения.
2. Рельсотрон. Рельсотро́н — электромагнитный ускоритель масс, разгоняющий токопроводящий снаряд вдоль двух металлических направляющих с помощью силы Лоренца. Рельсотрон состоит из двух параллельных рельсов, по которым пропускается мощный электрический ток. Магнитное поле, в которое помещена установка, взаимодействует электрическим током создает такую мощную силу. что снаряд, представляющий собой алюминиевые брусочки или проволоку , способен разгоняться до сверхбольших скоростей . Скорость , создаваемая рельсотроном доходит 9000км/ч (это примерно 2500м/с), дальность полета снаряда до до 180 км, а в перспективе — до 400 км; К тому же он имеет жуткую пробивную способность. Это пример оружия будущего. Такое оружие способно легко сбивать военные спутники и ракеты, а поставленное на танк, оно делает боевую машину неуязвимой. К тому же от неё практически не будет защиты. Снаряд с космической скоростью пробьет все, что угодно.
VI Подведение итогов
Итак, с каким правилом мы сегодня познакомились?
Какие три величины объединяет оно: направление эл. тока( или движения частицы), направление линий М П и направление силы, действующей на проводник с током( на частицу)
Что можно узнать с помощью правила левой руки( одну из величин, если известны две другие)
VII. Рефлексия
Ребята ,давайте подведем итоги урока и сформулируем предложения
сегодня я узнал...
было трудно…
мне понравилось....
я понял, что…
я научился…
я смог…
было интересно узнать, что…
меня удивило…
мне захотелось…§45, упр36(1,3).
Домашнее задание: §45, упр36(1,3). по новым учебникам §40, упр371,2,3).