I. Подготовительный этап. | Составляет план дискуссии, выявляет и формулирует проблему, определяя ряд второстепенных вопросов, которые помогают более полно раскрыть содержание темы; отбирает литературу, которую необходимо изучить учащимся в процессе подготовки. | Читают произведения и дополнительную литературу, рекомендованную учителем Учащиеся после прочтения текста, но пред началом обсуждения в классе записывают вопросы, которые им хотелось бы обсудить в процессе дискуссии (осознание цели обращения к книге) |
Организационный момент | Учитель делит класс на три группы и проводит консультации с ними (создание групп должно происходить на основе принципа взаимного обогащения, то есть в одну группу должны входить учащиеся с разным уровнем знаний и умений). 1 группа – Ричард Бах. Сказка-притча «Чайка по имени Джонатан Ливингстон». 2 группа - М. Горький. «Песня о Соколе». 3 группа - М. Горький. Рассказ «Старуха Изергиль». Создает доброжелательную атмосферу. Формулирует проблему и тему дискуссии, показывает значимость проблемы для участников, выявляет в ней нерешенные и противоречивые моменты, определяет ожидаемый результат. | Обсуждают вместе с учителем и формулируют правила ведения дискуссии: Пришёл – говори. Утверждаешь – аргументируй. Аргументы – слово писателя в художественном текст. В чём не уверен – не утверждай. Не повторяйся и не повторяй слов других. Слушай внимательно. Не перебивай. Уважай мнение оппонента. Придерживайся дружелюбного тона. Говори просто и ясно. Помни о цели дискуссии : найти истину, решение, выход. |
II. Коммуникативный этап. Обмен мнениями, поиск общего и отличий в позициях; отбор информации по проблеме, анализ информации, обсуждение возможных решений проблемы, формулирование мнения группы и его коррекция по необходимости. | Начинает дискуссию со вступительного слова, в котором формулирует основную проблему занятия, обосновывает ее, а также определяет регламент выступления участников. Выстраивает с помощью вопросов магистральную линию диалога: ЧИТАТЕЛЬ – ТЕКСТ через анализ содержания произведения. Добивается семантического понимания терминов, понятий. Вступительное слово: Что есть свобода? Эта проблема, занимающая умы философов, богословов, политиков на протяжении веков, так и не получила какого-то однозначного решения. Что такое подлинная свобода? Современный мир пришёл к консенсусу? Человек мнит себя свободным, будучи в рабской зависимости от суетности и ненасытной алчности своих желаний. Подлинная свобода. Индивидуальная свобода, свободный мир… Если в этом опасность? Свобода от чего? Где критерии свободы в нашем мире? Что будет являться основанием для такой классификации? Может быть добро и зло? Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого. Я думаю, что вы уже встречали это утверждение. Патриарх Кирилл пишет: «Свобода из средства становится целью и возводится в абсолют, становится самостоятельной ценностью высшего порядка, ради которой можно приносить в жертву другие ценности, в том числе ценности духовной культуры, нравственные нормы, веками формировавшиеся национальные и культурные традиции». Чаще всего свободу в произведениях литературы символизирует птица. (Древнегреческая легенда о Дедале и Икаре»). Вспомните « Историческое отступление о крыльях» Р. Рождественского из его поэмы « Двести десять шагов». Мужичонка-лиходей мастерит крылья и мечтает полететь .Может быть, свобода – это крылатость души? Для Пушкина и Лермонтова главной являлась свобода внутренняя и творческая. Это воплощено в их романтических произведениях. Для Гоголя – это его птица-тройка, в ней выражается сопоставление дороги со свободой. Героиня пьесы Островского также мечтает о свободе: «Отчего люди не летают так, как птицы?» Наташа Ростова из романа Л.Н. Толстого также мечтает о свободе, вольности… Свобода только для себя? Наконец, может ли быть свобода без ответственности? Мы сами её будем себе назначать или кто-то другой? (эти пока риторические вопросы будут использоваться для подведения промежуточных итогов) Составляет вместе с учащимися «Энциклопедический словарь одного слова» (идея принадлежит Аксюк А.М.). Вырисовывается целостная картина слова звучащего, произнесённого, написанного, выявляются все его контекстуальные значения. Результатом подобной деятельности является осознание цельности и значимости слова. Руководит дискуссией: поддерживает высокий уровень активности всех участников, соблюдает регламент, тактично останавливает отклонившихся от темы и затянувшиеся монологи, подключает пассивных участников. мобильно фиксирует предложенные идеи на на доске, чтобы исключить повторение и стимулировать дополнительные вопросы. Направляет рассуждения школьников к правильным выводам, подталкивает их к формированию общей позиции по рассматриваемому вопросу, отсекает избыточную информацию в выступлениях учащихся, тем самым группирует важные выводы и сближает точки зрения дискутирующих. Применяет приемы, повышающие эффективность группового обсуждения : уточняющие вопросы, побуждающие более четко формулировать и аргументировать мысли; парафраз - повторение высказываний выступающих, с целью стимулирования переосмысления и уточнения сказанного; демонстрация непонимания - побуждение участников повторить, уточнить свое суждение; выражение сомнения, которое позволяет отсеивать слабо ар-гументированные и непродуманные высказывания; цепочка в дискуссии по способу «Разговор по кругу» оперативно проводит анализ высказанных идей, мнений, позиций; подводит промежуточные итоги. | Учащиеся озвучивают составленный предварительно «Энциклопедический словарь слова « Свобода» по плану: Лексическое значение слова. История слова. Словообразовательное гнездо. Синонимы и антонимы слова. Слово в иностранных языках. Слово во фразеологических оборотах. Слово в афоризмах. Слово в фольклоре. Слово в художественном произведении. Слово в искусстве. Слово в моём творчестве. Дают определение слова «свобода», выделяя положительные и отрицательные признаки в толковании понятия Работа в группах. Обсуждение вопросов. Задание обсуждают в группе в течение 10 минут, готовят сообщения, с которым выступит или кто-то один, или несколько человек. Все остальные слушают, записывают в тетради самое главное, отмечают то, с чем не согласны, что хотели бы уточнить. По окончании сообщений остальные группы могут сделать дополнения. Каждая группа может задать один-два вопроса, на которые должны быть даны полные аргументированные ответы. Ответив на все вопросы, группа представляет вывод по теме дискуссии. Вопросы для 1 группы: В каком контексте встречается слово «свобода»? Что есть свобода для главного героя? К какому совершенству стремится Джонатан Ливингстон? Свобода – удел избранных? Почему Джонатан возвращается в стаю, изгнавшую его когда-то? Может ли быть свобода без ответственности? Вопросы для 2 группы: В каком контексте встречается слово «свобода»? Что есть свобода для главного героя? В чём смысл противопоставления Сокола и Ужа? Почему, по мнению автора, Сокол всегда будет «призывом гордым к свободе, к свету»? Что вкладывал в понятие «свобода» автор? Вопросы для 3 группы: В каком контексте встречается слово «свобода»? Что есть свобода для Ларры? Что есть свобода для Данко? Правда ли, что свобода находится в сердце свободного человека? |
III. Аналитический этап. Подведение итогов дискуссии. Достижение консенсуса. Рефлексия. | В конце дискуссии обобщает предложения, высказанные группой, и подытоживает все достигнутые выводы и заключения. Затем сравнивает достигнутый результат с исходной целью (как удалось продвинуться), оценивает, насколько решение является групповым. Если общее решение не достигнуто, предлагает, что можно сделать для того, чтобы результат устроил всех, а если проблема не решена полностью - ориентирует на следующее обсуждение (предлагает задание, намечает срок). Педагог принимает групповое решение вместе с участниками, подчеркивает вклад каждого участника в обсуждение, благодарит каждого | Оценивают в целом, чего они достигли на занятии, какие открытия для себя совершили при помощи писателя и его произведения соотносят прочитанное и продуманное с современной жизнью. |