СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме "Может ли быть свобода без ответственности? ( по произведениям русской и зарубежной литературы: М. Горький «Песня о Соколе», «Старуха Изергиль», Ричард Бах « Чайка по имени Джонатан Ливингстон» )

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка может быть успешно ипользована как наглядный материал для подготовки к государственному экзамену по литературе и фрагментарно как материалы для рабочих уроков.

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "Может ли быть свобода без ответственности? ( по произведениям русской и зарубежной литературы: М. Горький «Песня о Соколе», «Старуха Изергиль», Ричард Бах « Чайка по имени Джонатан Ливингстон» )»



Технологическая карта урока


  1. Автор : Хисматуллина Марина Анатольевна

  2. Образовательное учреждение: ГБОУ СОШ №237 г.Санкт-Петербург

  3. Должность: учитель русского языка и литературы

  4. Предмет: литература

  5. Класс: 11

6. Тема урока: Может ли быть свобода без ответственности? ( по произведениям русской и зарубежной литературы: М. Горький «Песня о Соколе», «Старуха Изергиль», Ричард Бах « Чайка по имени Джонатан Ливингстон» )

7. Место урока в образовательном процессе: данный урок проводится в системе подготовки к итоговому сочинению

8. Цели урока:

Образовательные:

  • выделить связи между понятиями «свобода» и «ответственность» на примере художественных произведений, рассматриваемых на уроке;

  • совершенствовать умение анализировать и интерпретировать художественные произведения;

  • совершенствовать навык самостоятельной исследовательской работы

Развивающие:

  • обеспечить условия для развития умения дискутировать и достигать согласия в поиске решения проблемы;

  • создать условия для развития умения сопоставлять, сравнивать, обобщать, устанавливать ассоциативные связи, делать выводы;

  • развивать речь, умение творчески подходить к решению практических задач;

  • создать условия для развития образного и логического мышления

Воспитательные:

  • способствовать духовному становлению личности, формированию её нравственных позиций, эстетического вкуса;

  • воспитание читателя, имеющего потребность в чтении как в средстве познания мира и самого себя

Тип урока: урок-дискуссия.

9. Формы работы обучающихся: групповая.

10. Время реализации урока – 60 минут.

11. Метод обучения: словесный, проблемный, исследовательский,

12. Технологии: технология критического мышления, система Е.Н. Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека, ИКТ

13. Оборудование: художественные тексты, компьютерная презентация с афоризмами, интерактивная доска,

Планируемые результаты:

  • Личностные:

  • владение навыком сотрудничества со сверстниками, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

  • нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

  • готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни;

  • Предметные:

  • знание содержания произведений русской и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование обучающихся;

  • сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях языка;

  • сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;

  • способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать своё отношение к ним в развёрнутых аргументированных устных и письменных высказываниях;

  • владение навыками анализа художественных произведений с учётом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;

  • владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров

  • Метапредметные:

  • умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей;

  • умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности;

  • владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем;

  • умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию;

  • умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий;

  • владение языковыми средствами : умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения







Пояснительная записка.



В рамках подготовки к итоговому сочинению после изучения произведений М. Горького «Песня о Соколе» и «Старуха Изергиль», а также сказки-притчи Ричарда Баха «Чайка по имени Джонатан Ливигстон», рассмотренной на уроках внеклассного чтения, проводится урок-дискуссия. Подробный анализ художественных текстов был проведён ранее. Все эти произведения объединяет слово «свобода». Выбранные книги помогают решить проблемный вопрос, актуальный во все времена: может ли быть свобода без ответственности? Конечно, в историко-культурном контексте и контексте творчества писателя. Главными аргументами в дискуссии должны быть цитаты из текста. Своеобразными переходами от вопроса к вопросу я взяла афоризмы¸ которые способствуют проведению дискуссии на уровне глубоких раздумий философов, писателей, общественных деятелей: « Нет ни одного человека, который не любил бы свободы; но справедливый человек требует её для всех, а несправедливый - лишь для себя» (Л. Берне ), « Человек, властвуя над другими , утрачивает собственную свободу» ( Ф. Бэкон ), « Дайте мне свободу учиться, думать, верить и говорить то, что подсказывает мне моя совесть, и я предпочту эту свободу всякой другой» (Дж. Мильтон ). Была проведена предварительная работа с каждой группой. Предлагались индивидуальные задания. Итогом работы стало достижение согласия в дискуссии, была сформулирована общая позиция по рассматриваемой проблеме. Планируемые результаты учебного занятия достигнуты.














Этапы

урока

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

I. Подготовительный этап.


Составляет план дискуссии, выявляет и формулирует проблему, определяя ряд второстепенных вопросов, которые помогают более полно раскрыть содержание темы; отбирает литературу, которую необходимо изучить учащимся в процессе подготовки.

Читают произведения и дополнительную литературу, рекомендованную учителем

Учащиеся после прочтения текста, но пред началом обсуждения в классе записывают вопросы, которые им хотелось бы обсудить в процессе дискуссии (осознание цели обращения к книге)


Организационный момент



Учитель делит класс на три группы и проводит консультации с ними (создание групп должно происходить на основе принципа взаимного обогащения, то есть в одну группу должны входить учащиеся с разным уровнем знаний и умений).

1 группа – Ричард Бах. Сказка-притча «Чайка по имени Джонатан Ливингстон».

2 группа - М. Горький. «Песня о Соколе».

3 группа - М. Горький. Рассказ «Старуха Изергиль».

Создает доброжелательную атмосферу. 

Формулирует проблему и тему дискуссии, показывает значимость проблемы для участников, выявляет в ней нерешенные и противоречивые моменты, определяет ожидаемый результат.

Обсуждают вместе с учителем и формулируют правила ведения дискуссии:

Пришёл – говори.

Утверждаешь – аргументируй.

Аргументы – слово писателя в художественном текст.

В чём не уверен – не утверждай.

Не повторяйся и не повторяй слов других.

Слушай внимательно.

Не перебивай.

Уважай мнение оппонента.

Придерживайся дружелюбного тона.

Говори просто и ясно.

Помни о цели дискуссии : найти истину, решение, выход.



Актуализация субъективного опыта учащихся



Мотивирование к учебной деятельности.


Даёт задание: назовите слово, которое у вас ассоциируется со словом «свобода» (используется приём « ассоциативный портрет»).




Учитель проговаривает все ассоциации учеников, связывая их логически.



Изучение темы начинается с диалога «ученик – учитель – ученик».


Класс кратко записывает ассоциации. Каждый ученик создаёт свой контекст восприятия высказываний товарищей.

ПРАЗДНИК

О ДИН

ВОЛЯ

С ВОЁ


М ИР

ПРИРОДА СОВЕРШЕНСТВО

II. Коммуникативный этап.






Обмен мнениями, поиск общего и отличий в позициях; отбор информации по проблеме, анализ информации, обсуждение возможных решений проблемы, формулирование мнения группы и его коррекция по необходимости.


Начинает дискуссию со вступительного слова, в котором формулирует основную проблему занятия, обосновывает ее, а также определяет регламент выступления участников. Выстраивает с помощью вопросов магистральную линию диалога: ЧИТАТЕЛЬ – ТЕКСТ через анализ содержания произведения. Добивается семантического понимания терминов, понятий.

Вступительное слово:

Что есть свобода? Эта проблема, занимающая умы философов, богословов, политиков на протяжении веков, так и не получила какого-то однозначного решения. Что такое подлинная свобода? Современный мир пришёл к консенсусу? Человек мнит себя свободным, будучи в рабской зависимости от суетности и ненасытной алчности своих желаний.

Подлинная свобода. Индивидуальная свобода, свободный мир… Если в этом опасность? Свобода от чего? Где критерии свободы в нашем мире? Что будет являться основанием для такой классификации? Может быть добро и зло?

Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого. Я думаю, что вы уже встречали это утверждение.

Патриарх Кирилл пишет: «Свобода из средства становится целью и возводится в абсолют, становится самостоятельной ценностью высшего порядка, ради которой можно приносить в жертву другие ценности, в том числе ценности духовной культуры, нравственные нормы, веками формировавшиеся национальные и культурные традиции».

Чаще всего свободу в произведениях литературы символизирует птица. (Древнегреческая легенда о Дедале и Икаре»). Вспомните « Историческое отступление о крыльях» Р. Рождественского из его поэмы « Двести десять шагов». Мужичонка-лиходей мастерит крылья и мечтает полететь .Может быть, свобода – это крылатость души?

Для Пушкина и Лермонтова главной являлась свобода внутренняя и творческая. Это воплощено в их романтических произведениях. Для Гоголя – это его птица-тройка, в ней выражается сопоставление дороги со свободой. Героиня пьесы Островского также мечтает о свободе: «Отчего люди не летают так, как птицы?» Наташа Ростова из романа Л.Н. Толстого также мечтает о свободе, вольности… Свобода только для себя? Наконец, может ли быть свобода без ответственности? Мы сами её будем себе назначать или кто-то другой? (эти пока риторические вопросы будут использоваться для подведения промежуточных итогов)



Составляет вместе с учащимися «Энциклопедический словарь одного слова» (идея принадлежит Аксюк А.М.). Вырисовывается целостная картина слова звучащего, произнесённого, написанного, выявляются все его контекстуальные значения. Результатом подобной деятельности является осознание цельности и значимости слова.

Руководит дискуссией: поддерживает высокий уровень активности всех участников, соблюдает регламент, тактично останавливает отклонившихся от темы и затянувшиеся монологи, подключает пассивных участников.

мобильно фиксирует предложенные идеи на на доске, чтобы исключить повторение и стимулировать дополнительные вопросы.

Направляет рассуждения школьников к правильным выводам, подталкивает их к формированию общей позиции по рассматриваемому вопросу, отсекает избыточную информацию в выступлениях учащихся, тем самым группирует важные выводы и сближает точки зрения дискутирующих.

Применяет приемы, повышающие эффективность группового обсуждения :

  • уточняющие вопросы, побуждающие более четко формулировать и аргументировать мысли;

  • парафраз - повторение высказываний выступающих, с целью стимулирования переосмысления и уточнения сказанного;

  • демонстрация непонимания - побуждение участников повторить, уточнить свое суждение;

  • выражение сомнения, которое позволяет отсеивать слабо ар-гументированные и непродуманные высказывания;

  • цепочка в дискуссии по способу «Разговор по кругу»

оперативно проводит анализ высказанных идей, мнений, позиций; подводит промежуточные итоги.

Учащиеся озвучивают составленный предварительно «Энциклопедический словарь слова « Свобода» по плану:

  1. Лексическое значение слова.

  2. История слова.

  3. Словообразовательное гнездо.

  4. Синонимы и антонимы слова.

  5. Слово в иностранных языках.

  6. Слово во фразеологических оборотах.

  7. Слово в афоризмах.

  8. Слово в фольклоре.

  9. Слово в художественном произведении.

  10. Слово в искусстве.

  11. Слово в моём творчестве.


Дают определение слова «свобода», выделяя положительные и отрицательные признаки в толковании понятия




Работа в группах. Обсуждение вопросов. Задание обсуждают в группе в течение 10 минут, готовят сообщения, с которым выступит или кто-то один, или несколько человек.


Все остальные слушают, записывают в тетради самое главное, отмечают то, с чем не согласны, что хотели бы уточнить.


По окончании сообщений остальные группы могут сделать дополнения.


Каждая группа может задать один-два вопроса, на которые должны быть даны полные аргументированные ответы.

Ответив на все вопросы, группа представляет вывод по теме дискуссии.

Вопросы для 1 группы:

  • В каком контексте встречается слово «свобода»?

  • Что есть свобода для главного героя?

  • К какому совершенству стремится Джонатан Ливингстон?

  • Свобода – удел избранных?

  • Почему Джонатан возвращается в стаю, изгнавшую его когда-то?

  • Может ли быть свобода без ответственности?


Вопросы для 2 группы:

  • В каком контексте встречается слово «свобода»?

  • Что есть свобода для главного героя?

  • В чём смысл противопоставления Сокола и Ужа?

  • Почему, по мнению автора, Сокол всегда будет «призывом гордым к свободе, к свету»?

  • Что вкладывал в понятие «свобода» автор?

  • Может ли быть свобода без ответственности?




Вопросы для 3 группы:

  • В каком контексте встречается слово «свобода»?

  • Что есть свобода для Ларры?

  • Что есть свобода для Данко?

  • Правда ли, что свобода находится в сердце свободного человека?

  • В чём смысл противопоставления Ларры и Данко?

  • Может ли быть свобода без ответственности?



III. Аналитический этап.


Подведение итогов дискуссии. Достижение консенсуса.


Рефлексия.


В конце дискуссии обобщает предложения, высказанные группой, и подытоживает все достигнутые выводы и заключения. Затем сравнивает достигнутый результат с исходной целью (как удалось продвинуться), оценивает, насколько решение является групповым. Если общее решение не достигнуто, предлагает, что можно сделать для того, чтобы результат устроил всех, а если проблема не решена полностью - ориентирует на следующее обсуждение (предлагает задание, намечает срок). Педагог принимает групповое решение вместе с участниками, подчеркивает вклад каждого участника в обсуждение, благодарит каждого



Оценивают в целом, чего они достигли на занятии, какие открытия для себя совершили при помощи писателя и его произведения соотносят прочитанное и продуманное с современной жизнью.









Пример ученической итоговой работы - эййдос-конспекта по сказке-притче «Чайка по имени Джонатан Ливингстон»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!