СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме "Моральный выбор-это ответственность"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок обществознания в 8 классе по теме "Моральный выбор - это ответственность". Урок изучения нового материала , целью которого является: способствовать формированию умения анализировать жизненные ситуации, выстраивая алгоритм рассуждения на основе понятий обществоведческого курса моральный выбор, свобода, ответственность.

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "Моральный выбор-это ответственность"»

Конспект урока

«Моральный выбор – это ответственность»

1. Оргмомент (2 мин.)

Задачи этапа: организация группы на работу, приветствие педагога, постановка задач

Наш урок сегодня – особенный, он играет большую роль не только в изучении темы, но и в жизни каждого из нас. Вместе мы попробуем решить непростой для каждого человека вопрос: как жить? Тема урока тесно связана с изученным ранее материалом, поэтому нам в ходе работы предстоит вновь обратиться к таким понятиям как «добро» и «зло», «нравственные нормы и принципы», «моральные идеалы», «аморальные поступки»

2. Изучение новой темы

Часто плохие, неправильные, с нашей точки зрения, поступки вызывают неприятие, отрицательные эмоции. Но, почему, же в жизни бывает иначе: мы проходим мимо нуждающихся, не торопимся протянуть руку помощи. Давайте вместе подумаем, почему так происходит?» (ответы обучающихся).


Мимо чужой беды проходят не злые, а равнодушные люди. Они совсем не желают зла тем, кто попал в беду, им просто все равно. А происходит это из-за того, что мы привыкли надеяться на государство. Зачем вмешиваться в уличную драку, если есть полиция? Зачем помогать бедному, если есть социальные службы? Особенно это проявляется в мегаполисах. Люди друг друга просто не знают, поэтому им безразличны проблемы других. А вот, например, в далеком таежном селе отношения между людьми несколько другие. Сегодня ты не помог, завтра не помогут тебе.

Притча «Бабочка»

Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш мастер не смог бы дать ответ?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её в ладони. Улыбаясь, он подошёл к мастеру и спросил:

- Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?

Он крепко держал бабочку в сжатой руке и был готов в любое время сжать её ради своей истины. Не глядя на руку ученика, Мастер ответил:

- Всё в твоих руках…

Вопросы учащимся:

- Что в руках мальчика? (жизнь бабочки)

- Как вы думаете, какой выбор делает мальчик? (или убить, или отпустить)

- Как можно оценить убийство бабочки? (это зло)

- А сохранение её жизни? (это добро)



В жизни каждый из нас, подобно сказочному богатырю, должен постоянно обдумывать и выбирать то или иное решение. Например, у меня в руках два яблока, одно из них большое, красивое, другое явно похуже. Ко мне пришла подруга. Возникает мысль: угостить или нет? А если угостить, то, какое взять себе? Мораль – и вы это знаете – учит: всегда поделись с ближним – лучший кусок отдай другу. Но есть и другая, эгоистическая мораль: своя рубашка ближе к телу. Вы задумались: как поступить? Вот это и есть выбор поступка и точнее, моральный выбор.

- Как поступите вы, если окажетесь перед выбором?


Так существует ли связь между моральным выбором и ответственностью за совершенный поступок? И что же делает наш выбор нравственным деянием? На эти вопросы нам предстоит ответить на уроке. Попробуйте самостоятельно определить тему, над которой мы будем работать.


Итак, тема нашего урока «Моральный выбор – это ответственность». (запись темы в тетради)

Ребята, что такое мораль?

Мораль – это особые духовные правила, регулирующие поведение человека, его отношение к другим людям, к окружающей среде и к самому себе с позиции добра и зла, справедливости и несправедливости.

Что по вашему моральный выбор?

Находят в учебнике определение понятия, записывают его в рабочую тетрадь:

Моральный выбор – это нравственный конфликт в самом человеке, это внутренний выбор человека между добром и злом.


Объясняя свои поступки, мы говорим: «так получилось». Да, каждый из нас свободен в выборе своего поведения, и эталона здесь быть не может.

А зачастую в жизни всё гораздо сложнее.



Анализ ситуации (показ видео –2минуты)

Видео: случай, показанный Алексеем Германом в фильме «Проверка на дорогах», где описывается один из эпизодов Великой Отечественной войны.

Пояснение к фрагменту:

-В данном эпизоде рассказывается, как партизаны заминировали железнодорожный мост и ждут немецкий состав с оружием. Неожиданно из-за поворота реки выплывает огромная баржа, и партизанам открывается страшная картина: баржа забита нашими пленными, их охраняют фашистские автоматчики; очевидно, людей везут на смерть. И в тот самый момент, когда баржа оказывается под мостом, на него влетает немецкий состав с оружием... Взрывать или не взрывать? Тут встает проблема морального выбора. Командир отряда против взрыва, предвидя его последствия. Ему противостоит заместитель командира по политической части, у которого фашисты убили всю семью.)

Перед сценой конфликта командира и его заместителя преподаватель ставит видео на паузу и просит ребят высказать своё мнение:

- Как Вы думаете, почему командир не отдал приказа взорвать мост? (обучающиеся отвечают)

А вот как сам командир отвечает на этот вопрос (продолжение видео)

Ситуация сложная. Как бы вы ответили на этот вопрос. Подумайте. Не нужно прямо сейчас отвечать на него. Но не забывайте 1) те цели, ради которых вел наш народ освободительную борьбу. 2. Гуманистические принципы морали.

Групповая работа.

Свобода – это ответственность.

Человеку свойственно стремление к свободе. Это естественное желание независимости, самостоятельности, готовности отвечать за свои поступки. Но некоторые люди, увы, не видят разницы между свободой и анархистской вседозволенностью. Они рассуждают так: «Зачем мне подчиняться правилам, которые придуманы другими? Многие правила, нормы несовершенны. Не лучше ли просто не обращать на них внимания?».

Эти люди ошибаются. Чтобы понять причины их заблуждений, подумаем над вопросом: «Что такое свобода?». Дать строгое определение можно, но полезнее рассмотреть те признаки свободы, без которых она невозможна.


Выпишите в соответствующие колонки следующие понятия:

1 - «ответственность»,

2 - «независимость от общественного мнения»,

3 - «выбор»,

4 - «долг»,

5 - «независимость от чужой воли»,

6 - «возможность реализовать любое желание»,

7- «строгое соблюдение законов»,

8 - «уважение прав других людей»,

9 - «совесть»,

10 - «взаимопонимание»,

11- «сила воли»,

12 - «способность к самоограничению».

Понятия, связанные со словом «свобода»

Понятия, не связанные со словом «свобода»

«свобода»: независимость от общественного мнения, выбор, независимость от чужой воли, возможность реализовать любое желание.



Не «свобода»: ответственность, долг, строгое соблюдение законов, уважение прав других людей, совесть, взаимопонимание, сила воли, способность к самоограничению.


2,3,5,6

1,4,7,8,9,10,11,12

-Дайте определение понятия «свобода», исходя из тех понятий, которые вы посчитали с ними связанными.

Выполнение задания

Если уже сделал выбор — отвечать за свои поступки будешь сам. Свобода без ответственности — это……………., это …………….это распущенность.

Безответственность всегда связана с равнодушием и легкомыслием, с пустой самоуверенностью.

- Итак, что такое свобода?

Определение в словаре:(стр.251)

Свобода – возможность и способность делать сознательный выбор, поступать по своему усмотрению и нести полную ответственность за последствия своих поступков.


- Можно сказать, что свобода – это вседозволенность? Какой вывод можно сделать?


Вывод: Свобода- возможность действовать по своему усмотрению…Но, если выбор сделан – отвечать за свои поступки будешь сам. Свобода без ответственности – это безответственность.


ФИЗМИНУТКА.

Работа по повести В.Железникова «Чучело»

- Иногда в жизни случаются экстремальные ситуации, когда человек оказывается перед выбором: совершить подлый поступок, чтобы сохранить свое благополучие, или быть битым, но сохранить достоинство. Известны случаи, когда внешне незаметный, скромный человек в ответственный момент делал свой выбор и совершал героический поступок, часто ценой собственной жизни; другой, с виду боевой и энергичный, в последний момент, спасая себя, своё благополучие, становился предателем. Каждый из нас имеет право на такой выбор

-Герои какого произведения оказались перед выбором? Как вы считаете перед каким же выбором оказались подростки из повести?

Назовите главного героя повести «Чучело»? (Лена Бессольцева) Какая она?

Лена была довольно милой девочкой, довольно доброй и не очень красивой, но дело в том, что она была не такой, как все, и таким людям не очень легко жить в обществе. И из-за того, что она приняла вину любимого ею человека на себя, класс во главе с Железной Кнопкой прибег к травле, и двенадцатилетняя девочка стала изгоем.

-Что вы можете сказать о Диме Сомове?

Красивый мальчик, лидер класса, с ним хотят дружить многие девочки. Смелый, благородный, добрый, отзывчивый. Встал на защиту новенькой девочки Лены Бессольцевой, когда другие ее будущие одноклассники отнеслись к ней грубо, сразу дали эту обидную кличку "Чучело", предложил ей дружбу. Но впоследствии мы убеждаемся, что вся эта доброта и смелость Димы не выдержала экзамена, проверки на прочность. В итоге мальчик проявил трусость, а позднее и предательство по отношению к Лене, зная, что это она взяла его вину на себя, но у него так и не хватило смелости признаться своим одноклассникам.

Назовите героев произведения, чьи поступки вам не понравились? (Валька живодер, Железная кнопка, Шмакова)

Какого героя произведения вы запомните навсегда?

-Прочитав данную повесть, мы навсегда запомним главную героиню – Ленку Бессольцеву. Лена, подобно своему дедушке, придаёт гораздо большее значение внутреннему содержанию и нравственному здоровью своей личности, чем своему внешнему виду. Вспомним пословицу: “Встречают по одежке, провожают по уму”. Образцом для неё является её духовный идеал. Может быть, поэтому она не во всем похожа на своих сверстников. Добрее, честнее, непосредственнее. При этом она не убеждена, что лучше других. Напротив, Лена самокритична, требовательна к себе. Испытывая на себе недоверие, зависть, недоброжелательность, непонимание или даже жесткость со стороны окружающих подростков, предательство мальчика, который вызвал в ней чувство первой любви, Лена показывает всем впечатляющий пример бескорыстия, прямоты, человеческого достоинства.


В повседневной жизни человека встают сразу две проблемы:

Первая проблема. Оценки и самооценки

- Найдите в тексте слова французского философа Ж.-П.Сартра.

«Человек есть лишь то, что сам из себя делает»

Ж.-П. Сартр

Что бы о себе ни говорил человек - о нём всегда будут судить по его поступкам.

- Может, это и есть правило для самооценки?


Вторая проблема: быть или казаться.

- К кому из героев можно отнести слово быть?

- А к кому – казаться?

Суть этих проблем заключается в том, что для нормального человека просто унизительно лишь казаться тем, кем он не является на самом деле.

В повести «Чучело» Лена оказалась в сложной ситуации.

-Кто помог Лене выстоять, кто был всегда рядом с ней? (Дедушка помог ей выстоять и не сломаться.)

-Какой урок можно извлечь для себя? (Берегите своих стариков. Цените их ум, опыт, готовность всегда разделить вашу беду).

______________________________________________________________

Еще в начале повести Железная кнопка сказала о Лене: «Пусть она на всю жизнь запомнит наш урок».

- Какой урок хотели преподнести Лене одноклассники и что она, по вашему мнению, запомнит на всю жизнь? (Я была на костре, и по улице меня гоняли. А я никогда никого не буду гонять. И никогда никого не буду травить.)

-Дедушка Бессольцев, подарив все картины городу, оставил себе самую дорогую – портрет его бабушки Марии Николаевны Бессольцевой.

-Почему этот портрет он оставляет школе, детям, которые травили его внучку? ( Он оставляет Машку, великую жертвенницу, посвятившую жизнь людям, так много сделавшую для этого городка, чтобы она напоминала ребятам о милосердии, о сострадании.)

-Почему Лена одержала верх над одноклассниками?

(Она была сильна своей правотой, чистотой помыслов, бескорыстием,

чувством собственного достоинства, а Железной Кнопке и ее компании, кроме силы и преданности ложным идеалам, нечего было противопоставить этому)

-Какой же нравственный выбор совершают подростки в повести «Чучело».

- Изменилось ли ваше к ним отношение? Почему?


С.Михалков сказал: «Человек начинается с детства. Именно в детстве происходит посев добра».

-Действительно, все начинается с детства, именно благодаря дедушке сердце Лены не загрубело, не очерствело.

- Ленка и её дедушка преподносят детям урок сострадания, милосердия.

«И тоска, такая отчаянная тоска по человеческой чистоте, по бескорыстной храбрости и благородству все сильнее и сильнее захватывала их сердца и требовала выхода. Потому что терпеть больше не было сил.

Рыжий вдруг встал, подошел к доске и крупными печатными неровными буквами, спешащими в разные стороны, написал:

«Чучело, прости нас!» 



3.Закрепление материала. Решение ситуативных задач. (10 мин.)

Задачи этапа: группам предстоит придумать способ решения задач, прийти к общему решению

Используемые методы: проблемные, интерактивные, практические

1 подэтап: решение в группах ситуативных задач

Обсуждая в группах, прийти к единому мнению

2 подэтап: работа с текстами в группах


Обсуждение

В результате анализа текста и выполнения заданий, группы сообщают о проделанной работе и формулируют выводы.

Итак, из данных ситуаций мы можем сделать вывод о том, что на каждом из нас – хотим мы или не хотим – всегда лежит ответственность за результаты наших поступков.


Тест


Ответь «да» или «нет» на каждую позицию теста.
Сумеешь ли ты:

1) пожертвовать своим временем, чтобы помочь тому, кто нуждается в помощи;

2)честно признаться и извиниться, если совершил дурной посту­пок;

3) простить своего обидчика;

4)оторваться от теле­визора, если нужно заняться делом;

5) защитить неспра­ведливо обиженного или более слабого;

6) сдержать слово, если обещал;

7) выполнить поручение, если даже столкнулся с трудностями?


Если ответишь «да» три раза, ты — приличный человек,

если пять — ты очень приличный человек, а если семь — ты ангел.


Сейчас я вам предлагаю послушать стихотворение


«Каждый выбирает для себя».

Каждый выбирает для себя

Женщину, религию, дорогу.

Дьяволу служить или пророку –

Каждый выбирает для себя.

Каждый выбирает по себе

Слово для любви и для молитвы.

Шпагу для дуэли, меч для битвы

Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает по себе

Щит и латы. Посох и заплаты

Мера окончательной расплаты.

Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает для себя.

Выбираю тоже – как умею.

Ни к кому претензий не имею.

Каждый выбирает для себя.




6. Рефлексия (3 минуты)

По цепочке продолжаем фразу:

  • «Моральный выбор для меня – это…..» (устно);

  • На уроке я узнал, что ..


Выставление оценок.


В завершение урока я хочу вам сказать

Первое и главное: проверяй свои поступки с точки зрения золотого правила морали. Прежде, чем совершить поступок, спроси себя: а стоит ли так поступать? Хотел бы я, чтобы другие так поступали со мной?

Второе: стремись к тому, чтобы не увеличивать зло на Земле. Руководствуйся моральными заповедями. Они тебе известны(загляни в учебник)

Третье: старайся делать добро. О добре ты знаешь много. Опираясь на свои знания, учись определять, что есть в жизни добро, а что зло. И делай добро.


7. Домашнее задание (1 минута)

  1. Изучить параграф 9

  2. Выписать определения, выучить понятия

  3. Написать сочинение на тему: «Доброта спасет мир».































ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Понятия, связанные со словом «свобода»

Понятия, не связанные со словом «свобода»

















Выпиши в соответствующие колонки следующие понятия: «ответственность», «независимость от общественного мнения», «выбор», долг», «независимость от чужой воли», «возможность реализовать любое желание», «строгое соблюдение законов», «уважение прав других людей», «совесть», «взаимопонимание», «сила воли», «способность к самоограничению».


ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Ситуация для анализа 1.

В выходной день ты с друзьями собираешься в поездку на концерт любимой группы. Ты долго ждал этого момента. Оплачены билеты. Заказан транспорт. Но накануне ты узнаешь, что у родителей изменен график работы, и тебе нужно побыть с престарелой больной бабушкой.

Задание.

1. Прочитайте ситуацию.

2. Определите проблему выбора.

3. Определите варианты решения проблемы с точки зрения

- свободы

- ответственности

4. К какому решению, взвесив все «за» и «против» вы пришли?

Помните, что вы делаете моральный выбор!

5. Определите, кто будет выступать от вашей пары.

Рекомендации к защите.

При защите следуйте пунктам 1-4

Ситуация для анализа 2.

Гуляя вечером по парку с друзьями, чьим мнением ты очень дорожишь, один из друзей предложил с целью позабавиться подрисовать краской из баллончика портреты на аллее героев. Все согласились. Как поступишь ты?

Задание.

1. Прочитайте ситуацию.

2. Определите проблему выбора.

3. Определите варианты решения проблемы с точки зрения

- свободы

- ответственности

4. К какому решению, взвесив все «за» и «против» вы пришли?

Помните, что вы делаете моральный выбор!

5. Определите, кто будет выступать от вашей пары.

Рекомендации к защите.

При защите следуйте пунктам 1-4

Ситуация для анализа 3.

На уроке во время объяснения учителя, один из одноклассников, чтобы сорвать урок взорвал петарду. Учитель нервничает. Просит виновного признаться в содеянном проступке. Ты знаешь, кто это сделал, но боишься за последствия. Как поступить в такой ситуации?

Задание.

1. Прочитайте ситуацию.

2. Определите проблему выбора.

3. Определите варианты решения проблемы с точки зрения

- свободы

- ответственности

4.К какому решению, взвесив все «за» и «против» вы пришли?

Помните, что вы делаете моральный выбор!

5. Определите, кто будет выступать от вашей пары.

Рекомендации к защите.

При защите следуйте пунктам 1-4


13



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!