СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме "М.Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»: проблематика и поэтика".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по теме "М.Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»: проблематика и поэтика".

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "М.Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»: проблематика и поэтика".»

М.Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»: проблематика и поэтика.


  1. Учитель: Вы дочитали историческую поэму «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

Один ученик рассказывает сюжет (от того места, где мы остановились на предыдущем уроке)


  1. Определите, кому из трех героев поэмы Лермонтова соответствует каждая из приведенных характеристика, данных великим критиком русской литературы В.Г.Белинским

А)“Какая сильная, могучая натура! Её страсть – лава, её горесть тяжела и трудна… Вы видите, что любовь… - не шуточное дело, не простое волокитство, но страсть натуры сильной, души могучей. Вы понимаете, что для этого человека нет середины: или получить, или погибнуть!” (Кирибеевичу).

Б)“Взгляд очей его – молния, звук речей его – гром небесный, порыв гнева его – смерть и пытка; но сквозь всего этого, как молния сквозь тучи, проблескивает величие падшего…но сильного и благородного по природе своего духа” (Ивану Грозному).

В)“Это один из тех упругих и тяжелых характеров, которые тихи и кротки только до тех пор, пока обстоятельства не расколыхают их, одна из тех железных натур, которые и обиды не стерпят, и сдачи дадут…Есть души, лозунг которых – всё или ничего, которые не хотят запятнанности блаженства, раз потемнённой славы…”(Калашникову).


  1. Семантика названия.

У: Давайте проанализируем название произведения и попробуем выяснить что-то о героях еще до того, как автор начнет свое повествование.

У: Сколько героев поэмы отмечено в заглавии? Кто из них, на ваш взгляд, является настоящим героем и почему?

Д: В заглавии отражены столько три героя, самый настоящий из них купец Калашников, потому что он идет на смерть, защищая честь жены, семьи в поединке с царским опричником.

У: Почему героев в заглавии нельзя расположить в ином порядке?

Д: Герои расположены в заглавии в соответствии с иерархией.

У: Какой период русской истории отражён в «Песне…» Почему поэт обратился к прошлому? Почему не мог написать о своём времени?

Д: В поэме отражён 16 век, время деспотичного правления Ивана Грозного. Произведение прозвучало как глубоко современное.

У: Давайте посмотрим, что значат имена героев:

Кирибеевич — "басурманский сын", его отчество указывает на не русские корни: кирибей в переводе с татарского языка — "непокорный князь".  Называя Калашникова по имени-отчеству, автор не только говорит о его русских корнях, но и придаёт его образу дополнительные черты: Степан — венец, корона, Парамон — твёрдый, верный, надёжный. Алена - предположительно от греческого helenos – свет, иногда переводят как "сияющая"; Иван - Яхве (Бог) смилостивился, помиловал` ; 

(Работа в группах. Мини-проект) Группа должна не только представить своего героя, но и попытаться найти в нём и хорошее, и плохое, дать оценку его поступкам, поведению (объяснить мотивы).

У: А теперь попробуем проанализировать эти образы по параметрам:

- внешний портрет;

- занятия;

- жизненные принципы;

- материальное и социальное положение;

- семейное положение;

- степень свободы;

- внутренние качества;

- по каким законам живёт;

- отношения с людьми;

- отношение автора.

1 группа: Царь Иван Васильевич

Власть наивысшая, безграничная власть, глубокий, могучий характер

Отец народа

Должен быть справедливым

Живёт по законам государства

Жестокий, несправедливый, болезненно подозрительный, мстительный, но может быть щедрым по отношению к людям, которых любит, готов помочь чужому горю и проявить милосердие

2 группа: Молодой опричник

Молодость, сила, буйство чувств, удаль

Опричник – личное войско Грозного

Нелюбовь народа

Нет имени – безродность

Живёт по законам государства

Относительная свобода, подчиняется власти царя

Разрушитель чужого счастья, лукавый раб, разбойник, привык быть первым, высокомерный, своевольный, спесивый, избалованность властью, близость к царю.

Кирибеевич предстаёт в поэме как носитель своевольного начала, он игнорирует традиции и законы, дерзко нарушая их.

3 группа: Удалой купец Калашников

Удаль, мужество сила, честь, совесть, решительность

Купец – почтенный человек, достоинство

Фамилия – есть род, семья

Живёт по законам нравственности, семьи

Абсолютно свободен

Чувства собственного достоинства, гордость «честным именем»

Калашников противостоит ему как хранитель этих самых традиций, как член рода, как хозяин и защитник дома.

Анализ кулачного боя.


Вступление-мелодекламация ( выразительное чтение учителем или подготовленным учеником начала 3 главы поэмы в сопровождении муз. фрагмента М.Мусоргского «Рассвет на Москва-реке»)


Над Москвой великой, златоглавою,
Над стеной кремлевской белокаменной
Из-за дальних лесов, из-за синих гор,
По тесовым кровелькам играючи,
Тучки серые разгоняючи,
Заря алая подымается;
Разметала кудри золотистые,
Умывается снегами рассыпчатыми,
Как красавица, глядя в зеркальце,
В небо чистое смотрит, улыбается.
Уж зачем ты, алая заря, просыпалася?
На какой ты радости разыгралася?

Учитель: Так начинается 3 глава произведения М.Ю.Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». 

Какое настроение создает у читателей это описание?

Ученики: Чувствуется свежесть утра, радость, восхищение этой картиной раннего утра, любование величавой, необычайно красивой Москвой.

Учитель.: Какие языковые средства помогают представить в воображении эту картину?

Ученики: Сравнение зари с красавицей девушкой, которая глядится в зеркало; олицетворениезари – у нее кудри золотистые, она умывается снегами рассыпчатыми, смотрит в небо, улыбается…

Учитель: А в чем необычность наступающего дня? Как это подчеркнуто во вступлении?

Ученики: В последних строчках ощущается тревога, волнение, это не случайно, ведь сегодня на Москва-реке сойдутся в кулачном бою Кирибеевич, царский опричник, и купец Степан Калашников. Цвет также предвещает трагедию.

Учитель: Для начала разберемся в самом понятии «кулачный бой». Слайд

Учитель: Какой из видов кулачных боев описан в произведении Лермонтова? Докажите.

Ученики: Это бой один на один. Из предыдущих глав мы узнаем, что царский опричник Кирибеевич, влюбившись в жену купца Калашникова Алену Дмитриевну и ухаживая за ней прилюдно, оскорбил честь и достоинство семьи, поэтому оскорбленный муж вызывает его на бой.

Учитель: Давайте мысленно перенесемся на Москву –реку, где состоится поединок. Кто присутствует на площади?

Ученики: За поединком будут наблюдать многочисленные зрители: царь с дружиною, боярами и опричниками; братья Степана Калашникова, простой народ. Наконец, главные участники событий – Кирибеевич и Калашников.

Учитель: Найдите в тексте детали описания внешнего облика героев. Равны ли они по силам?

Ученики: Оба участника боя молодые, сильные, отважные: яркая деталь – могучие, сильные плечи, удаль молодецкая. Они настоящие богатыри, не случайно и бой назван богатырским.

Учитель: Вы, конечно, обратили внимание на то, как по-разному выходят бойцы на поединок. Что означают приветствия участников боя?

Ученики: поклонт - Для Кирибеевича, царского слуги, важна только воля царя, он пренебрегает всем, Калашников же кланяется церкови, царю, людям.

Учитель: Как ведут себя бойцы перед поединком? С чес это связано, по-вашему?

Ученики: Кирибеевич самоуверен, заранее предполагает исход боя, предчувствует свою победу, уверен, что ему нет равных; для него этот бой – возможность потешить царя-батюшку. А Калашников молчалив, собран, серьезен, в его движениях чувствуется решимость, готовность идти до конца, ведь он вышел на последний, смертный бой.

Учитель: Давайте обратим внимание на тот ответ, который дает царскому опричнику купец перед боем. В чем обвиняет Кирибеевича Ст. Калашников?

Отвечает Степан Парамонович:
"А зовут меня Степаном Калашниковым,
А родился я от честного отца,
И жил я по закону господнему:
Не позорил я чужой жены,
Не разбойничал ночью темною,
Не таился от свету небесного...


Ученики: Царский опричник нарушил законы Господни – правила, по которым должен жить всякий честный человек.

Учитель: Недаром изменилось поведение Кирибеевича после этого ответа. Как удалось автору передать состояние опричника?

Ученики: Автор использует в описании сравнение «побледнел, как осенний снег», метафоры: «бойки очи его затуманились, между сильных плеч пробежал мороз, на раскрытых устах слово замерло».

Учитель: Даже многоточие в конце этой строфы говорит о состоянии героя. Как вы объясните этот знак препинания?

Ученики: Очевидно, о многом подумал в эту минуту Кирибеевич, понял, что бой будет не потешным, а смертным, и испугался не на шутку.

Учитель: Если бы мы дальше не читали произведение, можно ли уже сейчас предположить исход поединка?

Ученики: Кирибеевич сломлен, побежден морально, А Калашникову сознание его правоты прибавляет сил.

Итак, к поединку все готово, богатырский бой начинается. Как об этом поведал автор?

Учитель: Какие чувства испытывает автор к своим героям, а вслед за ним и мы, читатели?

Ученики: За Степана Калашникова автор, несомненно, испытывает гордость, ему удалось выдержать сильнейший удар опричника, собраться с силами и победить противника. А Кирибеевичу автор даже сочувствует. Это подчеркивается сравнением:

И опричник молодой застонал слегка,
Закачался, упал замертво;
Повалился он на холодный снег,
На холодный снег, будто сосенка,
Будто сосенка во сыром бору
Под смолистый под корень подрубленная…

Учитель: Почему же жаль Кирибеевича, ведь он получил по заслугам?

Ученики: Лермонтов не может не сочувствовать Кирибеевичу, ведь гибнет молодой, сильный боец.

Учитель: Понятен ли вам гнев царя Ивана Грозного?

Ученики: Конечно, Калашников убил лучшего опричника царя, его любимого слугу.

Учитель: Как характеризует купца Калашникова его прямой ответ царю? Почему он не попытался все объяснить, скрыл причину поединка?

Ученики: Ст.Калашников – мужественный человек. Он сознательно пошел на поединок и готов понести суровое наказание за убийство опричника. Истинных причин поединка он не называет, так как не хочет позорить свою семью, понимает, что убийство не может оправдать ничто.

Учитель: Прямой ответ Калашникова, безусловно, понравился царю, и все же он казнит купца. Почему?

Ученики: Степан Калашников поднял руку на царского опричника, убил его слугу – это равносильно оскорблению самого царя.

Учитель: Таким образом, потешный бой, каким он изначально задумывался, Степан Калашников превратил в судебный поединок, в центре которого вопросы чести, совести, правды, что является основой нравственного поведения человека

Обсуждение финала отрывка и выявление идеи.

Учитель: Как поступил царь со Степаном? Справедливо ли это?

Ученики: Поединок был судебный, в нем победил Степан Калашников, а царь все равно его казнит за то, что тот поднял руку на опричника, а значит, и на самого царя. Степан Калашников наверняка это знал, но бросил вызов Ивану Грозному, выступив таким образом против произвола, несправедливости, вседозволенности, которые поощрялись царем. Следовательно, это был поединок не столько с Кирибеевичем, сколько с самим царем, его неограниченной властью.

Учитель: В чем же смысл столкновения Калашникова и Кирибеевича? Что хотел доказать своим поступком купец?

Ученики: Нет на свете ничего дороже, выше и главнее чести и человеческого достоинства, никто не имеет права посягать на них, а если они оскорблены, то необходимо встать на из защиту, даже погибнуть, но не мириться с бесчестием и несправедливостью. Именно так и поступил купец Степан Калашников.

Учитель: Поединок наблюдали многие. Могли ли они остаться безучастными к судьбе купца? Кому принадлежит окончательная оценка разыгравшейся трагедии?

Ученики: Заключительные строки:

Схоронили его за Москва-рекой
На чистом поле Промеж трех дорог:
Промеж Тульской, Рязанской, Владимирской,
И бугор земли сырой тут насыпали,
И кленовый крест тут поставили,
И гуляют-шумят ветры буйные
Над его безымянной могилкою,
И проходят мимо люди добрые:
Пройдет стар человек — перекрестится,
Пройдет молодец — приосанится;
Пройдет девица — пригорюнится,
А пройдут гусляры — споют песенку… -

говорят о том, что люди с уважением относятся к поступку Степана Калашникова. Память о нем жива в народе.

Рефлексия.

Учитель: О чем же «Песня» Лермонтова?

Ученики: Она о торжестве правды, справедливости, чести, за которые люди идут даже на смерть.

Учитель: «Песня про купца Калашникова» не только раздумья поэта о сложном периоде русской истории – правлении Ивана Грозного, опричнине, -но и размышление о вечных нравственных ценностях. Полезны ли нам эти размышления? Почему?

Ученики: В жизни человека бывают ситуации, когда нужно умнеть вести себя достойно.


Домашнее задание:

Вам предлагается ряд пословиц, из которых вам необходимо выбрать те, которые помогают понять характеры главных героев, их поведение. Свой выбор аргументируйте.

  1. Чьё правое дело, тот говорит смело.

  2. Темные дела свету боятся.

  3. Жизнь дана на добрые дела.

  4. Береги платье снову, а честь смолоду.

  5. Тяжело против воды плыть.

  6. За совесть и честь хоть голову снесть.

  7. За правое дело стой смело.

  8. Личиком белёное, а душою чернёнок.

  9. Правда суда не боится.

  10. Честь лучше бесчестия.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!