СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме "Лишайники" можно использовать для получения новых знаний"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок можно использовать при получении новых знаний. Также можно использовать фрагменты для индивидуальной, групповой работ.

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "Лишайники" можно использовать для получения новых знаний"»

Пояснительная записка

Урок биологии в 5 классе по теме «Лишайники». Многообразие живых организмов разработан в соответствии с базисным учебным планом на основе учебно-методического комплекта под редакцией В.В. Пасечника. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Учебник / М.: Дрофа, 2023 г.


Технологическая карта урока биологии в 5 классе

Учитель Симон Марина Равельевна

Предмет биология

Класс 5 класс

Тема урока Лишайники

Тип занятия Комбинированный, практико-ориентированный.

Цель урока: познакомить учащихся с многообразием и особенностями строения лишайников

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Учащиеся имеют представление о лишайниках, как особой группой симбиотических организмов, особенностях их строения, питания и размножении.

Метапредметные

Развивается умение проводить наблюдения в природе и на их основании делать выводы, умение работать с компьютером, находить информацию о биологических объектах, работать с текстом, составлять схемы, умение работать в группе.

Личностные

Формируется экологическая культура школьников на основании изучения лишайников как биоиндикаторов, познавательные интересы и мотивы исследовательской работы.

Основные понятия, изучаемые на занятии: лишайники, накипные, листоватые, кустистые, симбиоз, биоиндикаторы.

Вид используемых ИКТ: работа с компьютером, мультимедийной доской, презентация

Оборудование: компьютер, образцы лишайника


Этапы занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1. Приветствие. Организационный момент.


Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть в этот чудесный зимний день, и, думаю, что мы с вами хорошо поработаем! Сегодня вы познакомитесь с удивительными растениями, которые имеют признаки живых организмов из двух царств живой природы.

Приветствуют учителя.

Настраиваются на работу.

Формируют группы.



Коммуникативные УУД.

Формирование умения взаимодействовать со сверстниками


2. Актуализация знаний.



Расшифруй головоломку.

1. Из чего состоит тело гриба?

2. Как называют тело водорослей?

3. Как называется взаимовыгодное сожительство двух организмов?

(Слайд 1)

Отгадывают головоломку и отвечают на вопросы.

1.ждлваоигрибницахшкуиамицелийэж

2. ждподвлрешслоевищеждлзхнещшг

3. цжщегфукшсимбиозещргаитм

Отвечают на вопросы, говорят, какая тема будет на уроке. (Слайд 2)

Познавательные УУД

Формирование умения применять полученные знания.

Сформировать умения строить логичесие рассуждения, включающее установление причинно – следственных связей


3. Постановка проблемы.

Фронтальный опрос








Составление плана решения проблемы.

Учитель создаёт для учеников проблемную ситуацию.

Учитель показывает видеофрагмент.(Слайд 3)

- Что необычного вы заметили?

- Какой вопрос у вас возникает? Что будем обсуждать на уроке?

Как может один организм состоять из двух? Мы выяснили, что это лишайники, но мы не обладаем полнотой знаний о строении и жизнедеятельности этой группы живых организмов.


Выбирают лучшую формулировку и вывешивают на доску

Какие вопросы необходимо изучить, чтобы ответить на главный вопрос?

Что мы уже знаем? (версии фиксируем на доске)


- Лишайники похожи на растения, но не растения.

- Могут жить на камнях и скалах, зданиях, заборах.

Чем лишайники отличаются от растений?

Работа в группах

- Каково строение лишайников?

-Как они питаются, размножаются? (1группа)

- Какие группы и формы лишайников бывают? (2 группа)

- Какую роль играют в природе и жизни человека? (3 группа)


Регулятивные УУД

Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).



Формированиеумения составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы.


4. Поиск решения проблемы. Работа в малых группах.


Учитель поясняет задачу каждой группе

Долгое время лишайники были загадкой для исследователей. Предлагаю вам побывать в роли исследователей. Каждая группа будет работать над доказательством одного какого-то свойства лишайников и оформит полученную информацию в виде устного сообщения.

Первая группа «Любознательные», будут исследовать среду обитания, скорость роста, размеры, возраст, форму.

Вторая группа «Исследователи», выяснит, как размножаются, питаются лишайники, какое имеют строение лишайников.

Третья группа «Практики»,

будут искать информацию и применении человеком.

Четвёртая группа «Экологи», определят экологическое значение лишайников и их значении в природе

- Где можно получить информацию по данной теме?

Если задания понятны, можно приступать к работе.

(Слайд 4, 5, 6,7)

Группы по 2-3 человека, обсуждают правила работы. Получают рабочие листы и начинают работать.

(Тексты см. в приложении)








Построить свой ответ по плану:

1) строение; 2) питание; 3) размножение;

4) местообитание; 5) значение в природе и в жизни человека.







- В параграфе учебника, энциклопедиях, интернете


Познавательные УУД

Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации.

Наблюдать, анализировать и делать выводы по результатам наблюдений.

Коммуникативные УУД.

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять цели, распределять роли).

Регулятивные УУД

Работать по инструкции, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. Составлять (в группе) план решения проблемы.

5. Обсуждение результатов экспериментов.


Выслушаем представителей каждой группы (что делали, результаты, выводы)


Давайте обобщим все сказанное и представим информацию в виде схемы, опорного конспекта.

- Ребята, какой вопрос мы задали в начале занятия? Какая была тема?


Отчет 1, 2, 3 и 4 групп: что делали, что открыли, узнали. Учащиеся отвечают на вопросы, демонстрируют схемы и рисунки (фото), делают сообщения.

Зачитывают выводы


Повторяют вопрос и отвечают на него.

- Лишайники – особая группа симбиотических организмов. В составе лишайников грибы и водоросли (или цианобактерии). (Слайд 8)

Коммуникативные УУД.

Составлять тезисы выступления.

Выступать перед аудиторией, доказывать свою точку зрения.

Познавательные УУД

Сравнивать, обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия, преобразовывать информацию из одного вида в другой (составлять схему).

Регулятивные УУД

Умение слушать учителя и одноклассни-ков, задавать и отвечать на вопросы.

Физкультминутка

Закрепление нового материала

Ученики выполняют работу на логическое мышление.

Работа в группе. Решение биологической задачи. Работа с карточкой № 1.(Приложение)

1-ая группа. Известно, что лишайники, поселяясь на коре деревьев, не ведут паразитический образ жизни. Почему деревья при таком соседстве плохо себя чувствуют?

2-ая группа. Почему лишайникам удалось превратить суровые просторы Антарктиды в свое безраздельное царство?

3-я группа. Школьники пришли в лес, расположенный недалеко от промышленного района, и не обнаружили ни одного лишайника. О чем говорит это явление?

4-ая группа. Два юнната решили вырастить лишайники. Один выращивал их в темноте на плодородной почве, другой - на свету, на стекле и поливал водой. Выскажите свое мнение, где будет лучше развиваться растения. За правильный ответ выставляют 3 балла.

Примерный ответ 1 группы.

Примерный ответ 2 группы.

Примерный ответ 3 группы.

Примерный ответ 4 группы.

Ребята из каждой группы, представляют свой ответ. Другие участники участвуют в обсуждении и выставляют баллы за ответы.

(Слайд 9)


УУД Коммуникативные: умение вести диалог с учётом позиции напарника, планировать сотрудничество. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.


Самостоятельная работа на взаимопроверку

Самостоятельная работа. Работа по карточке № 2. (Приложение)

За каждый правильный ответ – 1 балл




Представить фотографии лишайников, произрастающих в своей местности на территории села Июс, на территории музея – заповедника «Сундуки»

Дети рассматривают фотографии лишайников на мультимедийной доске. Презентация.

Личностные УУД

Воспитывать экологическое сознание;

Помочь ощутить красоту и гармонию в природе.

Домашнее задание

§ 15 №1,2, 3 Составить ребусы,

Найти в природе лишайники, сфотографировать и определить их формы.

Записывают задание в тетрадь.


Рефлексия



Ребята, что нового вы узнали на занятии? Довольны ли вы своей работой? Что для вас было самым сложным? интересным?

Ребята, наше занятие подходит к концу, я благодарю вас за работу.

Оцените свою работу и работу товарищей на занятии. Карточка № 3.Лист самооценки

Спасибо за внимание!

Отвечают на вопросы. Высказывают свои мысли.




Заполняют таблицу «Рефлексия»

Регулятивные УУД

В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.











Приложение

Карточкой № 1.

1-ая группа. Известно, что лишайники, поселяясь на коре деревьев, не ведут паразитический образ жизни. Почему деревья при таком соседстве плохо себя чувствуют?

2-ая группа. Почему лишайникам удалось превратить суровые просторы Антарктиды в свое безраздельное царство?

3-я группа. Школьники пришли в лес, расположенный недалеко от промышленного района, и не обнаружили ни одного лишайника. О чем говорит это явление?

4-ая группа. Два юнната решили вырастить лишайники. Один выращивал их в темноте на плодородной почве, другой - на свету, на стекле и поливал водой. Выскажите свое мнение, где будет лучше развиваться растения.

Карточка № 2. Выбрать правильные утверждения

  1. Лишайники – это организмы – симбионты.

  2. Тело лишайника называется слоевищем.

  3. Листоватые лишайники имеют листья.

  4. Слоевище лишайника бывает только зеленого цвета.

  5. Кустистые лишайники имеют стебли и корни.

  6. Лишайники приносят вред природе.

  7. Лишайники участвуют в первичном почвообразовании.

  8. Лишайники требовательны к чистоте воздуха.

  9. Лишайники чувствительны к недостатку влаги.

  10. Водоросль лишайника синтезирует органические вещества.

  11. Лишайники размножаются только половым путем.

  12. Лишайники растут очень быстро, поэтому их легко выращивать в лаборатории.

  13. Лишайников много в крупных городах.

  14. Некоторые лишайники употребляют в пищу.

Карточка № 3. Лист самооценки


Если вы набрали 12 баллов, ваша оценка за урок –«5», 10-11 баллов – «4», 7-9 баллов – «3», менее 7 – «2».

Фамилия, имя обучающихся


Количество баллов

Оценка за работу в группе

Оценка за урок

Головоломка

Фронтальный опрос

Работа в малых группах

Закрепление материала

Биологические задачи

Самостоятельная работа



















































































Фотографии лишайников, растущих на скалах музея – заповедника «Сундуки»




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!