СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме: "Культура, духовная жизнь и быт России в 18 веке"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок  представлен в виде путешествия в Санкт-петербург той эпохи. На примере этого города рассказывается о культуре ,духовной жизни и быте России 18 века.

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме: "Культура, духовная жизнь и быт России в 18 веке"»

Урок на тему: «Культура 18 века. Путешествие в Петербург».

Цель: создать условия для ознакомления обучающихся с наиболее значимыми достижениями и наиболее видными деятелями русской культуры 18 века, для рассмотрения изменений во всех направлениях русской культуры.

Задачи урока.

  • Образовательные – охарактеризовать основные направления развития русской культуры XVIII в. (на примере С.-Петербурга), раскрыть характер петровских и послепетровских преобразований, определить значение развития культуры России XVIII в.

  • Воспитательные – способствовать воспитанию у учащихся чувства прекрасного, гордости и любви к наследию своего народа, уважению к культурному достоянию России.

  • Развивающие – создавать условия для развития эстетического вкуса, творческой активности, способности к художественному творчеству.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Здравствуйте ребята! Вы любите путешествовать? (ответы учеников). Я тоже люблю. Путешествия дают возможность обогатиться новыми впечатлениями, позволяют по-новому взглянуть на тот мир, в котором мы живем.

Какой город нашей страны считается культурной столицей?

Я предлагаю вам сегодня на уроке отправиться в Санкт-Петербург XVIII века.

Что бы вы хотели увидеть в Петербурге той эпохи? (Составление кластера).

А теперь исходя из того, что было вами названо давайте подумаем какова цель нашего урока? (ответ: рассмотреть наиболее значимые достижения и наиболее видных деятелей русской культуры 18 века, рассмотреть изменения во всех направлениях культуры, определить значение этих изменений).

Учитель: Период 18 века – один из ярких периодов развития культуры. В этот период было создано множество потрясающих, красивых памятников, которыми мы гордимся до сих пор, на которые мы с удовольствием смотрим, которые принесли России славу.

Учитель: Вопрос классу. Что же повлияло на развитие культуры в данный исторический период.

Во-первых, усиление абсолютизма. Вся мощь монархии, вся мощь империи нуждалась в самоутверждении. С помощью чего? Конечно же, с помощью шикарных красавцев-дворцов. С помощью блистательных скульптур, которые возвеличивали бы наших правителей и власть. Ну и, безусловно, с помощью кисти художников, с помощью пера поэта, которые работали бы на эту государственную мощь.

Во-вторых, на развитие культуры и искусства в этот период влияют социально-экономические процессы, которые идут в России.

В – третьих, в этот период на развитие культуры очень сильно повлияют и связи с западом. Культура 18 века стала светской и строилась на совершенно новых образцах - западноевропейских. Именно со второй половины XVIII века наше искусство, наша культура начинает развиваться синхронно, то есть те стили, которые господствуют на западе, будут и у нас.

(заполним 1 задание маршрутного листа) - Поэтому черты культуры 18 века следующие.


Учитель: А сейчас давайте погуляем по улицам СПб. Одна из самых древних построек – это Петропавловская крепость. Она была заложена на Заячьем острове в 1703 году по приказу Петра. Величает Петропавловскую крепость Петропавловский собор по проекту архитектора Трезини. Петропавловский собор с необычайно высокой колокольней - было самое высокое здание тогдашнего Петербурга. Затем строительство началось на Васильевском острове, туда постепенно перевели порт, таможню, гостиный двор. Построили специальное музейное здание Кунсткамеры, а затем и здание Академии наук. Она была основана в 1725 году.

А вот идут представители научных кругов того времени, ученые - члены Академии наук. Давайте поинтересуемся как развивается наука и образование того времени.

2 ученика в костюмах магистров рассказывают о науке того времени, класс задает им вопросы.

? Скажите, как развивается наука в 18 веке?

1 магистр: Наша наука развивается быстрыми темпами, т.к. стоять на месте некогда. Проводятся экспедиции в разные концы нашей великой страны (например, экспедиция В.Беринга), составляются карты и атласы исследованных территорий. Вот, например, совсем недавно вышел «Атлас Российской Империи» Ивана Кирилловича Кириллова.

2 магистр: Да! А вот Василий Никитич Татищев составил «Историю Российскую». В его труде использованы разные источники, в том числе и русские летописи. Вот это труд!

1 магистр: Развиваются и другие отрасли знаний: и биология, и агрохимия. Членами нашей Академии являются ученые Михаил Михайлович Щербатов, Иван Никитич Болтин.

2 магистр: А ученые-самородки? Вот Нартов Андрей Константинович изобрел оригинальный токарно-копировальный и винторезный станок. А Иван Иванович Ползунов создал паровую машину и был произведен Екатериной II в «механикуса с чином и званием инженерного капитан-поручика». А вот Иван Петрович Кулибин первый начал делать для ампутированных искусственные руки и ноги; для Императрицы придумал подъемную машину (лифт), изобрел семафор, проект одноарочного моста и многое другое. Всего не перечислишь. Вклад Кулибина в российскую науку очень значителен.

1 магистр: (обращаясь к классу) А вы о Михаиле Васильевиче Ломоносове слышали. Вот это человек! Он – один из основателей Московского университета, основан в 1755 году. Да и сам, можно сказать, что «университет». Что только не является сферой его интересов: физика, химия, астрономия, минералогия, геология, горное дело, история, география и лингвистика. Это я еще не все перечислил.. Он открыл закон сохранения материи и движения, обосновывал теории атомно-молекулярного строения вещества и т.д. А в исторической науке он критикует Байера ,Шлецера, стронников норманнской теории происхождения русского государства!

? Мы – школьники и нас особенно интересует вопрос об образовании в ваше время?

2 магистр: Сейчас действует много школ: Навигацкая, артиллерийские, инженерные в обеих столицах; горные - на Урале; епархиальные и цифирные, гарнизонные и адмиралтейские - в провинции. Дворян для обучения наукам посылают в Германию и Нидерланды, Италию и Англию.

? В свое путешествие мы взяли учебники истории, а по каким книгам учатся ваших школах?

1 магистр: Учатся по "Арифметике" Л. Магницкого, "Грамматике" М. Смотрицкого, "Первому учению строкам" Ф. Прокоповича, азбукам, часослову, Псалтирю. Среди учеников общеобразовательных школ дети крестьян и ремесленников, мастеровых и солдат, матросов.

? А девочки получают образование?

Да, конечно в Петербурге действует Смольный институт благородных девиц.

Учитель: Спасибо вам, что дали нам такие подробные ответы на наши вопросы. Мы многое узнали о науке, просвещении. А как обстоят дела с литературой, общественно-политической мыслью и театром в 18 веке?

Класс делится на 3 группы (опережающее задание по учебнику)

Каждая команда заранее получает задание: подготовить настенную газету и поделиться информацией с классом на тему:

1 – Общественно-политическая мысль

2 – Литература 3 команда - Театр

Расцвет русского классицизма и переход к реализму наблюдается в одах Г.Р. Державина, М.В. Ломоносова, которые вы изучали на уроках литературы.


Учитель: Слышите, где-то звучит музыка (сначала тихо, а затем все громче и громче). Наверное, где-то идет бал. Самым главным развлечением ассамблей и балов были танцы. Предлагаю и нам заглянуть на ассамблею.

Музыкальная пауза (физкультминутка).

Учитель: Для обучения хорошим манерам, Петр I издал «Юности честное зерцало или Показания к житейскому обхождению». Петровские указы повелевали быть вежливыми друг с другом.

Группы читают отрывок из книги «Юности честное зерцало»(Документ)

1 группа:

2. Дети не имеют без приказу родительского никого бранить или поносительными словами порекать. А ежели то надобно, и оное они должны учинить вежливо и учтиво.

3. У родителей речей перебивать не надлежит, и ниже прекословить, и других их сверстников в речи не впадать, но ожидать, пока они выговорят. Часто одного дела не повторять, на стол, на скамью, или на что иное, не опираться, и не быть подобным деревенскому мужику, которой на солнце валяется, но стоять должны прямо.

4. Без спросу не говорить, а когда и говорить им случится, то должны они благоприятно, а не криком и ниже с сердца, или с задору говорить, не яко бы сумозброды. Но все, что им говорить, имеет быть правда истинная, не прибавляя и не убавляя ничего. Нужду свою благообразно в приятных и учтивых словах предлагать, подобно якобы им с каким иностранным высоким лицом говорить случилось, дабы они в том так и обвыкли.

5. Не прилично им (детям) руками или ногами по столу везде колобродить, но смирно ести, а вилками и ножиком по тарелкам, по скатерти или по блюду не чертить, не колоть и не стучать, но должны тихо и смирно, прямо, а не избоченясь сидеть.

2 группа:

28. Младыя люди не должны ни про кого худого переговаривать. И ниже все разглашать, что слышат. А особливо что ближнему ко вреде, урону и умалению чести и славы касаться может.

29. Младые отроки не должны носом храпеть, и глазами моргать и ниже шею и плеча якобы из повадки трести, и руками не шалить, не хватать, или подобное неистовство не чинить, да бы от издевки не учинилось в правду повадки и обычая: ибо такие принятые повадки, младого отрока весьма обезобразят и остыжают .

55. Такожде когда в беседе или в компании случится в кругу стоять, или сидя при столе, или между собою разговаривая, или с кем танцуя, не надлежит никому неприличным образом в круг плевать, но на сторону, а ежели в каморе, где много людей, то прими харкотины в платок, дабы никто не видал..

3 группа:

19. Природа устроила нам токмо один рот, или уста, а уши даны два, тем показывая, что охотнее надлежит слушать, нежели говорить.

 Придворный человек имеет быть смел, отважен, и не робок, а с государем каким говорить с великим почтением. И возможет о своем деле сам предъявлять, и доносить, а на других не имеет надеятися. Ибо где можно такого найти, который бы мог кому так верен быть, как сам себе. Кто при дворе стыдливо бывает, оный с порожними руками от двора отходит. Ибо когда кто господину верно служит, то надобно ему верная награда. А кто ища милости служит, того токмо милосердием награждают. Понеже никто ради какой милости должен кому служить кроме Бога. А Государю какову ради чести и прибыли, и для временной милости.

20. Умный придворный человек, намерения своего и воли никому не объявляет, дабы не упредил его другой, которой иногда к тому ж охоту имеет.



Обсуждение документа. Для чего была написана книга «Юности честное зерцало»? Какими хорошими манерами должны были обладать молодые люди?

Учитель: Но нам нужно идти дальше, чтобы узнать архитектуру и скульптуру того времени.

При Петре 1 строительство зданий города велось в стиле БАРОККО. Главными отличительными чертами всех построек Петровского времени является их целесообразность, практическое назначение, строгая и простая планировка зданий, простота композиционных построений. Это был новый стиль с использованием иноземных и местных мотивов.

В этом стиле работали архитекторы: Доменико Трезини, И.К. Коробов, П.М. Еропкин, Михаил Григорьевич Земцов . Их произведения:

    1. Трезини: Летний дворец Петра I, Комплекс зданий Петропавловская крепость, Здание 12 коллегий

    2. Земцов: Аничков дворец в Петербурге, церковь Симеона и Анны.

Во второй трети 18 века господствует стиль русского барокко. Этот стиль отличался декоративной пышностью, сложными формами, контрастностью и живописностью. Использовались такие элементы, как колонны, лепка, скульптуры. В стиле русского барокко работал знаменитый Варфоломей Растрелли. По его проектам возвели много сооружений в Москве, Петербурге, Киеве. Но самым значительным, из всех созданных архитектором сооружений, был Зимний дворец, в Петербурге, тот, что и поныне украшает центр города. Обратите внимание на изломанные формы, множество декоративных ваз, статуй, разнообразие форм оконных наличников. Это элементы «барокко». Впервые в русском зодчестве Растрелли применяет свободно стоящие колонны, как декоративные украшения. Для Растрелли характерно широкое применение цвета на фасаде. И в этом он продолжает старую традицию двухцветной окраски. Работы Расстрели: Смольный монастырь, Большой Екатерининский дворец в Царском Селе, Большой дворец в Петергофе.

Савва Иванович Чевакинский: Никольский морской собор в СПб

Дмитрий Васильевич Ухтомский: колокольня Троице-Сергиевой Лавры.

В третей четверти века в архитектуре господствует классицизм. Это направление в искусстве обратившееся к античному наследию, как к идеалу. Для архитектуры характерны: монументальность, величественность, простота, торжественность, гармония, строгая пропорциональность, симметрия. Они отражают идеи патриотической гордости и мощи государства.

В Петербурге и его окрестностях замечательные творения в этом стиле оставили Г енри Камерон, Джакомо. Кваренги, Иван Егорович Старов. Это Таврический дворец (Старов), Академия наук (Кваренги).

По окончании рассказа об архитектуре учащимся предлагается заполнить задание маршрутного листа.

Скульптура.

Продолжаем экскурсию. В петровское время скульптура носила, в основном, прикладной характер. Но уже в эту же пору у нас работали великие мастера.

Бартоломео Растрелли. Бронзовый бюст Петра I. (слайд)

Растрелли много лет работал над образом Петра I. Снял маску и сделал восковой бюст царя, а затем скульптуру. Здесь реализм и барокко.

Позднее скульптурное творчество испытало влияние классицизма.

В 1788 г. В Петербурге был открыт знаменитый Памятник Петру I (автор Э-М. Фальконе) (слайд), названный Пушкиным «Медный всадник». И в то время и сейчас памятник производит сильное впечатление. Пётр, властным уверенным жестом, останавливает поднявшегося на дыбы коня. Впечатление усиливает решение постамента. Он напоминает очертание огромной волны, которая мощным рывком подняла на вершины своего гребня, всадника. Знаменитый монумент стал эмблемой Петербурга.

Большую роль в формировании русской скульптуры сыграла Академия художеств. Она воспитала плеяду замечательных мастеров. Среди них Ф.Шубин, М. Козловский. Их произведения составляют гордость культуры.

Скульптор – реалист Фёдор Иванович Шубин (слайд), Им созданы бюсты Екатерины II, Павла I, Ломоносова, вельмож, полководцев Румянцева, Суворова, Потёмкина. (слайд на экран). Он работал в направлении реализма.

А классицизм завоёвывает ведущее место в русской скульптуре. В эти годы приобретает известность Михаил Иванович Козловский, автор замечательного «Самсона» в Петергофе, памятника Суворову в Петербурге.

Учитель: А сейчас предлагаю зайти в Академию художеств. Она была основана в 1757 году.

Ученик- хранитель музея при Академии художеств.

Ученик: В наше время много талантливых художников, закончивших нашу Академию художеств. Хочу особенно обратить ваше внимание на работы Василия Лукича Боровиковского. Его работы: портрет Императрицы, Державина , многих вельмож. Картинам художника присуща свежесть красок, которая многих поражает.

Другой художник – Дмитрий Григорьевич Левицкий. Прославился портретами императрицы, членов ее семьи, архитектора А. Ф. Кокоринова, воспитанниц Смольного института и многих других. Его кисти свойственны нежность и сочность красок, красочность и тщательность письма.

А это работы Федора Степановича Рокотова. Рокотову заказывают портреты Петра III , затем он пишет коронационный портрет Екатерины II , который очень понравился правительнице. Рисовал Рокотов портреты Павла Петровича, И И.Шувалова, Г Г.Орлова. Картины отличаются задушевностью и поэтичностью, особым живописным почерком, необычайной живостью и легкостью мазков, прозрачностью красочного слоя. Особым лиризмом проникнуты портреты молодых женщин: А. П. Струйской, Обресковой.

А это работы художников крестьянского бытового жанра.  Иван Алексеевич Ерменев правдиво показал жизнь простого народа, крестьян ("Поющие слепцы", "Крестьянский обед", "Нищие".  Михаил Шибанов также писал бытовые картины ("Крестьянский обед", "Празднество свадебного договора" и др.) На этих полотнах правдиво переданы сцены крестьянской жизни, лица крестьян, их одежда и жилища.

Учитель: А как же жили люди того времени? Ведь на улицах СПБ мы их так часто встречали. Что вы заметили?

1 ученик: Дворяне сменили старинные одежды на более простые и удобные европейские камзолы, костюмы, сбрили бороды, курили табак. Подобные новшества прививались и среди купцов и других слоёв населения.

2 ученик: Власти стали больше следить за чистотой улиц, благоустройством, тишиной в городах. Строить новые здания, улицы, площади старались по плану «регулярно», особенно в Петербурге.

3 ученик: А вот крестьянский же быт изменился незначительно. Крестьяне ходили в лаптях и холщевых рубахах, Их еда была весьма скудная. Мясо на столе крестьянская семья видела крайне редко. Хлеб, квас, тюря из кваса и хлеба, квашеная капуста и пареная репа, а также плоды лесов в виде соленых и сушеных грибов, моченых ягод составляли постоянный рацион крестьян.



Наша экскурсия в Петербург XVIII века подходит к концу. Нам пора возвращаться в 21 век.

III. Закрепление изученного материала.

Давайте определим итоги развития русской культуры XVIII века.

Вместе с учащимися подводятся итоги урока:

  • Формирование новых видов искусства – живопись, литература, архитектура

  • Создание и развитие основ отечественной науки

  • Произошла настоящая культурная революция. За короткие сроки Россия становится одним из крупнейших культурных государств Европы.

Теперь вы, уважаемые экскурсанты, заполняйте до конца маршрутный лист, в котором не забудьте написать и свои отзывы по уроку.

Рефлексия:

  1. XVIII в. – век во всех отношениях особый. Почему?

  2. Было ли тебе интересно принимать участие в путешествии?

  3. Задай вопрос, на который ты не получил ответа на уроке?

  4. Что нового вы узнали из нашего урока?

Домашнее задание: параграф 52-53. Письменно ответить на вопрос 1 стр. 114 учебника «Охарактеризуйте наиболее выдающиеся достижения русской культуры 18 века. ИЛИ

Задание ЕГЭ №25. Написать историческое сочинение по одному из периодов:

1762-1796 гг.

1725 – 1741

1741-1762

Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид,

Невы державное теченье,

Береговой ее гранит,

Твоих оград узор чугунный,

Твоих задумчивых ночей

Прозрачный сумрак, блеск безлунный,

Когда я в комнате моей

Пишу, читаю без лампады,

И ясны спящие громады

Пустынных улиц, и светла

Адмиралтейская игла…


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!