Тема урока: Кто такой гражданин?
Цель: формирование гражданской культуры учащихся.
Задачи:
- обеспечить усвоение понятий «гражданин», «гражданская позиция»;
-способствовать развитию у учащихся навыков грамотной устной речи, умения доказывать свою точку зрения, приводя весомые, логичные аргументы.
- способствовать выработке активной гражданской позиции;
- активизировать интерес к социальным проблемам села (страны).
Речевой материал: гражданин, государство, гражданская позиция
Ход урока.
I Орг.момент
1.Приветствие.
На какой урок пришли?
Зачем нужно изучать обществоведение?
Я желаю вам на уроке активно работать, помогать друг другу, внимательно слушать учителя, тогда у вас все получится, и будут только хорошие оценки.
II Актуализация знаний, сообщение темы и цели урока.
Сегодня мы с вами поразмышляем о том, кто такой "гражданин", что значит быть гражданином для каждого из нас.
Словарная работа: гражданин, гражданская позиция.
Гражданская позиция - положение личности в обществе через систему ее прав и обязанностей, место человека в системе человеческих отношений.
Запишите в тетрадь.
III Изучение нового материала.
Рассказ учителя:
Каждый из нас, живущих в обществе, играет определённую роль, а может и несколько ролей. Кто-то рабочий, кто-то учитель, продавец, водитель, ученик, сын, дочь, брат и т.д. И вместе с тем все выполняют самую главную роль – являются гражданами своей страны.
Мы с вами - граждане великой России! Ребята, как вы думаете, кто такой гражданин России?
Гражданин”- это человек, который обладает правами, свободами, несет определенные обязанности в обществе. (записать в тетрадь определение в тетрадь)
Какие права есть у вас? Какими правами вы уже пользуетесь?
Каждый ребенок имеет право на жизнь, на жизнь в семье со своими родителями, на получение образования, на отдых, на охрану здоровья и т.д.
- Составьте схему в тетради:
ПРАВА
- Физминутка. (Глазодвигательный тренинг.
Если смотришь на предмет И не видишь, есть он или нет. На него ты не смотри, Глаза скорее отводи, Легко и быстро поморгай, Вправо, влево взгляд бросай, Снова глянешь на предмет — Изображенья четче нет!)
- Каждый человек с момента рождения становится гражданином своей страны, но мало родиться гражданином, им надо еще стать. Давайте подумаем
Как стать гражданином?
Каким должен быть настоящий гражданин России?
Я вам предлагаю различные жизненные ситуации, а вы должны определить свою точку зрения на них, аргументировать свой выбор.
Ситуация 1.
Вы идете вечером на улице и видите, что двое нетрезвых парней пристают к девушке. Вы пройдете мимо или предпримите какие-либо действия? Ответы уч-ся
Вывод учителя:
Каждый из нас волен принимать решения сам: пройти мимо или вступиться. Но если ты Человек, если ты Гражданин, то ты не должен проходить мимо беззаконий. К тому же, не следует забывать, что в Уголовном Кодексе есть статья: “оставление в опасности”. Не оказание помощи также является преступлением.
Ситуация 2.
Вы видите, что у вас на работе начальник берет взятки, ворует и больше занимается личным обогащением, чем реальной работой. Сможете вы начать бороться с этим? Ответы уч-ся
Вывод учителя:
Конечно, ради должности, работы и зарплаты выгоднее помалкивать, но если мы будем молчать, когда будем видеть беззакония власть предержащих, то страна наша погибнет в пучине коррупции, которая итак разъедает наше государство. Поэтому, если ты Человек и Гражданин, не нужно молчать. А статья УК за коррупцию и злоупотребление должна работать.
Ситуация 3.
Если вам представится возможность уехать из России, например, в США или Германию, вы уедете? Ответы уч-ся
Вывод учителя: Согласно 27 ст.Конституции РФ гражданин волен передвигаться куда ему хочется и жить там, где ему хочется, но если ты Человек и Гражданин, если патриот своей Родины, то бросать свою Родину-мать только потому, что в ней есть какие-либо проблемы (а проблемы есть в любой стране) – это удел мелких ничтожных людей. Нельзя предавать свою Родину “ради большой и лучшей тарелки супа”.
Вывод: Каждый из вас каждый день, каждый час должен делать выбор: либо пройти мимо, либо вступиться, либо промолчать, либо сказать, либо уехать, либо остаться. Это ваш выбор: быть или не быть, вот в чём вопрос.
2. А теперь попытаемся понять, в чем духовно-нравственный смысл понятия “ гражданин”? Для россиянина понятие гражданственности тесно связано с понятием патриотизма, любви к Родине, ответственностью, неравнодушным отношением к судьбе Отчизны.
Вывод по теме: Гражданские поступки люди могут совершать и не в чрезвычайных ситуациях. Все зависит от самого человека, его гражданской позиции. Стремления направить свои способности, чувства не только на собственное благо, но и на благо других людей, на благо своей Родины, ибо каждый должен понимать, что “ Россия без нас обойтись может, но никто из нас без нее не может обойтись”
IVЗакрепление пройденного материала.
1. Составление словесного портрета гражданина своей страны (отношение к Родине, природе, матери, бедным людям, представителям другой национальности, службе в армии и т.д.).
V Итог урока.
-О чем шла речь сегодня на уроке?
-Что интересное вы узнали?
Продолжи предложения …
Сегодня на уроке я узнал….
Сегодня на уроке мне было интересно узнать…
Как вы думаете, вам пригодятся знания, полученные на уроке?
Урок окончен, уберите своё рабочее место.