1 | Организационный момент | Проверяет готовность к уроку, проверяет подготовленность рабочего места учащихся к уроку, организует внимание класса к работе на уроке, включает в учебный ритм, создаёт положительный, эмоциональный настрой у обучающихся. - Здравствуйте ребята! Давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение. Сегодня на уроке нам потребуется ваша активность и ваши способности. И у нас с вами все получится. | Эмоционально настраиваются на предстоящую учебную деятельность. | Коммуникативные УУД: - учатся культуре общения. |
2 | Актуализация знаний | Актуализирует имеющиеся знания, способы действия в новых условиях. - Что нужно для строительства красивого кирпичного дома? (Кирпичи – это основа для строительства дома) – Что нужно, чтобы составить предложение? (Слова, которые составляют основу предложения.) – Из чего состоят слова? (Из слогов, которые складываются из букв – буквы, это основа слогов.) Сейчас мы вернемся в те далекие времена, когда люди впервые произнесли слово «клетка». (Звучит музыка А. Вивальди). XVII век – век открытий, противоречий и взлетов в науке, искусстве, литературе. XVII век – это времена, когда люди обращаются к природе, видя в ней истоки жизни. Природа во всем: в музыке, живописи, литературе. Вы слышите, звучит музыка великого композитора Антонио Вивальди, который жил и творил в это время. В этом же веке появилась целая плеяда прогрессивных естествоиспытателей, которые пытались проникнуть в самые сокровенные тайны природы. Учитель. Но неужели Россия осталась в стороне от столь значительных событий, происходивших в биологической науке? Учитель. В 17 веке было сделано одно из самых великих открытий – была открыта биологическая клетка. Задание. Составьте синквейн понятий: клетка и организм. Какие приборы помогают человеку лучше рассмотреть отдаленные предметы (ответы учащихся) Клетка – это интересный, удивительный и загадочный мир, который характерен для любого живого существа, исключая вирусы. Но разглядеть тайны клетки удалось лишь при изобретении в конце XVI века первого микроскопа. История изучения клетки неразрывно связана с развитием микроскопической техники и методов исследования. Изобретение микроскопа привело к углубленному изучению органического мира. Проверка знаний устройства и правил работы с микроскопом с помощью интерактивной доски и светового микроскопа. | Вспоминают ранее изученный материал. Отвечают на вопросы. Слушают музыку. (Выступление ученицы) В 1665 году английский естествоиспытатель Роберт Гук рассматривал под микроскопом срез коры пробкового дуба и заметил, что он напоминает пчелиные соты. Описывая увиденное, Гук использовал слово «cell», что по-английски означает «ячейка», «камера», «келья». Ученик в роли Р. Гука «Весьма благодарен я этому итальянцу Галилео Галилею, Который создал прибор по имени «микроскоп». Он помог мне увидеть нечто весьма интересующее весь свет. Я чувствую, что стою на пороге великих открытий. Везде: на сердцевине бузины, на стебле камыша, на пробке любого другого любого дерева под микроскопом я увидел целулы (ячейки), клетки, которые выстроились более или менее полными рядами в моем поле зрения! О, чудо! О, красота и вечная гармония природы!» Год 1680. (Выступление ученицы) Голландский купец Антони ван Левенгук завоевал славу ученого и подарил науке величайшие открытия. Он усовершенствовал микроскоп Гука и создал линзы, дающие увеличение в 100-300 раз! Так открыли мир одноклеточных организмов. Ученик в роли А. Левенгука « Эта капелька застоявшейся воды из лужи, что стоит во дворе моем, давно уже позеленела. Да впрочем, что я смогу увидеть в ней? О, что я вижу! В этой капельке грязной воды встретился мне целый мир маленьких живых существ. Мир, который сразу трудно понять и осмыслить, объяснить. Эти маленькие «зверушки» очень забавны, они кувыркались, прыгали, резвились, и, кажется, они очень счастливы. Да и по форме «зверушки» довольно симпатичные: шарики, спиральки, палочки крутятся в понятном только одним им танце» (Выступление ученицы) Не осталась в стороне от научного прогресса и Россия. В 1693 г. Во время пребывания Петра I в Дельфе А. Левенгук продемонстрировал ему, как движется кровь в плавнике рыбы. Эти демонстрации произвели на Петра I большое впечатление, что вернувшись в Россию, он создал мастерскую оптических приборов Учащиеся составляют синквейны понятий: клетка и организм. | Познавательные УУД: - учатся строить высказывания; - учатся анализировать, сравнивать, обобщать, знакомятся со структурой учебника, рабочей тетрадью. Коммуникативные УУД: - учатся культуре общения. |
3 | Возникновение проблемной ситуации | - А из чего состоят тела растений, животных, человека? (Из клеток). Возьмем орган или ткань человеческого тела – сердце, мозг, печень или, например, челюстную кость – и поступим, как Гук, т. е. приготовим из него тонкий прозрачный срез. Под микроскопом мы увидим, что он действительно состоит из множества крошечных ячеек, или клеток. (Демонстрация микрофотографий каких-либо тканей организма человека) Действительно в настоящее время уже не вызывает сомнений, что элементарной единицей растительного, животного и грибного организма является клетка. Вспомним, что знаем о клетках: все живые организмы состоят из клеток; (Какие царства живого мира известны) клетки разных организмов отличаются по размерам, форме, функциям; клетка имеет ядро, оболочку, цитоплазму; клетка – структурная единица как растительных, так и животных организмов. Итак, тема нашего урока «Строение клетки» А какую цель мы поставим перед собой? | Учащиеся отвечают на вопросы. Учащиеся формулируют цель урока. | Коммуникативные УУД: - учатся выражать свои мысли, - учатся культуре общения. Познавательные УУД: - учатся строить высказывания; - учатся анализировать, сравнивать, обобщать. |
4 | Постановка проблемы (целеполагание) | - Какую структуру имеют клетки организма человека? Учитель предлагает ответить на вопрос, используя материал учебника и оформляя таблицу «Органоиды клетки». | Учащиеся отвечают на вопрос учителя и заполняют таблицу «Органоиды клетки» ( см. прил.) | Познавательные УУД: - учатся строить высказывания; - учатся анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное. Коммуникативные УУД: - учатся слушать и понимать речь другого человека. - учатся ставить вопросы, выражать свои мысли. Регулятивные УУД: - учатся самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка проблемы урока). |
6 | Выражение решения | - В клетках человека (так же как и в клетках животных) отсутствуют хлоропласты, другие пластиды и вакуоли с клеточным соком, а также клеточная стенка. Клетки животных и растений содержат сходные вещества, что также свидетельствует о единстве происхождения живых организмов? | Кратко сопоставляют растительную и животную клетки, учащиеся указывают на их морфологическое сходство, заметное как на уровне светового микроскопа, так и на уровне электронного. Делают вывод о единстве органического мира: растения и животные имеют единое происхождение. | Познавательные УУД - учатся ориентироваться в учебнике, рабочей тетради, находить и использовать нужную информацию. - учатся строить высказывания; - учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД: - учатся слушать и понимать речь другого человека. - учатся ставить вопросы, выражать свои мысли. Регулятивные УУД: - учатся самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности; - учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию. |
7 | Рефлексия | Предлагает учащимся выполнить ряд заданий на закрепление нового материала (Приложение) | Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности. Определяют степень своего продвижения к цели, высказывают оценочные суждения. Формулируют и записывают то, что узнали на уроке. | Познавательные УУД: - учатся ориентироваться в, рабочей тетради, находить и использовать нужную информацию. - учатся строить высказывания; - учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД: - учатся слушать и понимать речь другого человека. - учатся выражать свои мысли. Регулятивные УУД: - учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию. |
8 | Домашнее задание | Проделайте дома опыты. Возьмите два стакана. Налейте в каждый немного воды, добавьте в первый половину чайной ложки крахмала, во второй – столько же сахара. Взболтайте содержимое стаканов. Наблюдайте появление осадка в стакане с крахмалом. Сделайте вывод о растворимости крахмала и сахара в воде. Налейте немного растительного масла в емкости (одна с водой, другая с бензином), взболтайте их содержимое. Сделайте вывод о растворимости растительного масла в воде и бензине. Прибавьте к белку куриного яйца 100 мл воды и немного соли. Один стакан с небольшим количеством раствора белка подогрейте; в другой стакан прибавьте несколько капель уксусной кислоты. Сделайте вывод из опыта о свойствах белка. | Записывают домашнее задание, задают вопросы, осмысливают задания | Регулятивные УУД: - ставят самостоятельно учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно. - мобилизуют свои силы к волевому усилию, т.е к выбору преодоления препятствий. |