СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме "Клетка"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Строение клетки - элементарной структурной единицы живого.

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "Клетка"»

Урок биологии по теме: «Органоиды клетки»



Деятельностная цель:

Формировать познавательные универсальные учебные действия , . умения реализации новых способов действий

Предметно - дидактическая цель: расширить  базу биологических понятий за счёт включения в неё новых элементов .

Планируемые образовательные  результаты:

Предметные

  • освоенные обучающимися в ходе изучения темы умения,

  • виды деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях,

  • формирование научного типа мышления,

  • владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.



Метапредметные

1.     Познавательные:

  • Сравнить объекты;

  • Установить причинно-следственные связи;

  • Составить план по тексту;

  • Найти ответ на вопрос;

  • Сформулировать существенные признаки понятий;

2.     Коммуникативные:

  • определить цель деятельности;

  • выстроить цепочку необходимых действий;

  • спрогнозировать результат деятельности;

  • провести отбор источников информации;

  • осуществить итоговый контроль деятельности;



3.     Регулятивные:

  • определить цель деятельности;

  • выстроить цепочку необходимых действий;

  • спрогнозировать результат деятельности;

  • провести отбор источников информации;

  • осуществить итоговый контроль деятельности;

Оценить уровень владения учебным действием и т.д.

Личностные

  • осознавать единство и целостность мира;    

  • выстраивать собственное целостное мировоззрение;    

  • личностное самоопределение и смыслообразование;

Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления новых знаний.

Цели урока: создать условия для осознания и осмысления нового учебного материала.

Задачи урока:

Образовательные: организовать групповую, индивидуальную и познавательную деятельность учащихся для изучения скелета.

Развивающие: создать условия для развития умения анализировать, сравнивать, обобщать. Учить устанавливать взаимосвязь между строением и функциями скелета.

Воспитывающие: способствовать положительному отношению к учёбе, воспитанию мотивов учения. Воспитывать культуру поведения на уроке.

Ведущая педагогическая технология: проблемно-диалоговая.

Оборудование: компьютер, презентация к уроку, модель клетки, учебник, тетрадь, тесты, маршрутный лист.

ЦОР: http://school-collection.edu.ru/

Педагогические технологии, приемы и методы, применяемые на уроке: поисковые, объяснительно – иллюстративные, словесные, наглядные, работа в парах.






Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1

Организационный момент

Проверяет готовность к уроку, проверяет подготовленность рабочего места  учащихся к уроку, организует внимание класса к работе на уроке, включает в учебный ритм, создаёт положительный, эмоциональный настрой у обучающихся.

- Здравствуйте ребята! Давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение. Сегодня на уроке нам потребуется ваша активность и ваши способности. И у нас с вами все получится.

Эмоционально настраиваются на предстоящую учебную деятельность.


Коммуникативные УУД: - учатся культуре общения.

2

Актуализация знаний

Актуализирует имеющиеся знания, способы действия в новых условиях.

- Что нужно для строительства красивого кирпичного дома? (Кирпичи – это основа для строительства дома) – Что нужно, чтобы составить предложение? (Слова, которые составляют основу предложения.) – Из чего состоят слова? (Из слогов, которые складываются из букв – буквы, это основа слогов.)

Сейчас мы вернемся в те далекие времена, когда люди впервые произнесли слово «клетка».

(Звучит музыка А. Вивальди).

XVII век – век открытий, противоречий и взлетов в науке, искусстве, литературе.

XVII век – это времена, когда люди обращаются к природе, видя в ней истоки жизни. Природа во всем: в музыке, живописи, литературе. Вы слышите, звучит музыка великого композитора Антонио Вивальди, который жил и творил в это время. В этом же веке появилась целая плеяда прогрессивных естествоиспытателей, которые пытались проникнуть в самые сокровенные тайны природы.



































Учитель. Но неужели Россия осталась в стороне от столь значительных событий, происходивших в биологической науке?








Учитель. В 17 веке было сделано одно из самых великих открытий – была открыта биологическая клетка.

Задание. Составьте синквейн понятий: клетка и организм.

Какие приборы помогают человеку лучше рассмотреть отдаленные предметы (ответы учащихся)

Клетка – это интересный, удивительный и загадочный мир, который характерен для любого живого существа, исключая вирусы. Но разглядеть тайны клетки удалось лишь при изобретении в конце XVI века первого микроскопа. История изучения клетки неразрывно связана с развитием микроскопической техники и методов исследования. Изобретение микроскопа привело к углубленному изучению органического мира.

Проверка знаний устройства и правил работы с микроскопом с помощью интерактивной доски и светового микроскопа.

Вспоминают ранее изученный материал.   Отвечают на вопросы.

Слушают музыку.














































(Выступление ученицы) В 1665 году английский естествоиспытатель Роберт Гук рассматривал под микроскопом срез коры пробкового дуба и заметил, что он напоминает пчелиные соты. Описывая увиденное, Гук использовал слово «cell», что по-английски означает «ячейка», «камера», «келья».

Ученик в роли Р. Гука

«Весьма благодарен я этому итальянцу Галилео Галилею, Который создал прибор по имени «микроскоп». Он помог мне увидеть нечто весьма интересующее весь свет. Я чувствую, что стою на пороге великих открытий. Везде: на сердцевине бузины, на стебле камыша, на пробке любого другого любого дерева под микроскопом я увидел целулы (ячейки), клетки, которые выстроились более или менее полными рядами в моем поле зрения! О, чудо! О, красота и вечная гармония природы!»

Год 1680. (Выступление ученицы) Голландский купец Антони ван Левенгук завоевал славу ученого и подарил науке величайшие открытия. Он усовершенствовал микроскоп Гука и создал линзы, дающие увеличение в 100-300 раз! Так открыли мир одноклеточных организмов.

Ученик в роли А. Левенгука

« Эта капелька застоявшейся воды из лужи, что стоит во дворе моем, давно уже позеленела. Да впрочем, что я смогу увидеть в ней? О, что я вижу! В этой капельке грязной воды встретился мне целый мир маленьких живых существ. Мир, который сразу трудно понять и осмыслить, объяснить. Эти маленькие «зверушки» очень забавны, они кувыркались, прыгали, резвились, и, кажется, они очень счастливы. Да и по форме «зверушки» довольно симпатичные: шарики, спиральки, палочки крутятся в понятном только одним им танце»


(Выступление ученицы) Не осталась в стороне от научного прогресса и Россия. В 1693 г. Во время пребывания Петра I в Дельфе А. Левенгук продемонстрировал ему, как движется кровь в плавнике рыбы. Эти демонстрации произвели на Петра I большое впечатление, что вернувшись в Россию, он создал мастерскую оптических приборов



Учащиеся составляют синквейны понятий: клетка и организм.

Познавательные УУД:

- учатся строить высказывания;

- учатся анализировать, сравнивать, обобщать, знакомятся со структурой учебника, рабочей тетрадью.   Коммуникативные УУД: - учатся культуре общения.          


3

Возникновение проблемной ситуации

- А из чего состоят тела растений, животных, человека? (Из клеток).

Возьмем орган или ткань человеческого тела – сердце, мозг, печень или, например, челюстную кость – и поступим, как Гук, т. е. приготовим из него тонкий прозрачный срез. Под микроскопом мы увидим, что он действительно состоит из множества крошечных ячеек, или клеток.

(Демонстрация микрофотографий каких-либо тканей организма человека)

Действительно в настоящее время уже не вызывает сомнений, что элементарной единицей растительного, животного и грибного организма является клетка.

Вспомним, что знаем о клетках:

  1. все живые организмы состоят из клеток; (Какие царства живого мира известны)

  2. клетки разных организмов отличаются по размерам, форме, функциям;

  3. клетка имеет ядро, оболочку, цитоплазму;

  4. клетка – структурная единица как растительных, так и животных организмов.

Итак, тема нашего урока «Строение клетки»

А какую цель мы поставим перед собой?

Учащиеся отвечают на вопросы.

Учащиеся формулируют цель урока.

Коммуникативные УУД: - учатся выражать свои мысли, - учатся культуре общения. Познавательные УУД: - учатся строить высказывания; - учатся анализировать, сравнивать, обобщать.


4

Постановка проблемы (целеполагание)

- Какую структуру имеют клетки организма человека?

Учитель предлагает ответить на вопрос, используя материал учебника и оформляя таблицу «Органоиды клетки».

Учащиеся отвечают на вопрос учителя и заполняют таблицу «Органоиды клетки»

( см. прил.)

Познавательные УУД:

- учатся строить высказывания; - учатся анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное. Коммуникативные УУД:

- учатся слушать и понимать речь другого человека.

- учатся ставить вопросы, выражать свои мысли.

Регулятивные УУД:

- учатся самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка проблемы урока).

5

Поиск решения

Учитель проверяет правильность заполнения таблицы, и отрабатываются более сложные моменты

Учащиеся отвечают на вопросы учителя


6

Выражение решения

- В клетках человека (так же как и в клетках животных) отсутствуют хлоропласты, другие пластиды и вакуоли с клеточным соком, а также клеточная стенка.

Клетки животных и растений содержат сходные вещества, что также свидетельствует о единстве происхождения живых организмов?

Кратко сопоставляют растительную и животную клетки, учащиеся указывают на их морфологическое сходство, заметное как на уровне светового микроскопа, так и на уровне электронного.

Делают вывод о единстве органического мира: растения и животные имеют единое происхождение.

Познавательные УУД

- учатся ориентироваться в учебнике, рабочей тетради, находить и использовать нужную информацию.

- учатся строить высказывания;

- учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.   Коммуникативные УУД: - учатся слушать и понимать речь другого человека.

- учатся ставить вопросы, выражать свои мысли.  

Регулятивные УУД:

- учатся самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;

- учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию. 


7

Рефлексия

Предлагает учащимся выполнить ряд заданий на закрепление нового материала (Приложение)

Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности.

Определяют степень своего продвижения к цели, высказывают оценочные суждения.       Формулируют и записывают то, что узнали на уроке.

Познавательные УУД:

- учатся ориентироваться в, рабочей тетради, находить и использовать нужную информацию.

- учатся строить высказывания;

- учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД: - учатся слушать и понимать речь другого человека. - учатся  выражать свои мысли. Регулятивные УУД: - учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию.

8

Домашнее задание

Проделайте дома опыты.

  1. Возьмите два стакана. Налейте в каждый немного воды, добавьте в первый половину чайной ложки крахмала, во второй – столько же сахара. Взболтайте содержимое стаканов. Наблюдайте появление осадка в стакане с крахмалом. Сделайте вывод о растворимости крахмала и сахара в воде.

  2. Налейте немного растительного масла в емкости (одна с водой, другая с бензином), взболтайте их содержимое. Сделайте вывод о растворимости растительного масла в воде и бензине.

  3. Прибавьте к белку куриного яйца 100 мл воды и немного соли. Один стакан с небольшим количеством раствора белка подогрейте; в другой стакан прибавьте несколько капель уксусной кислоты. Сделайте вывод из опыта о свойствах белка.

Записывают домашнее задание, задают вопросы, осмысливают задания

Регулятивные УУД:

- ставят самостоятельно учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно.

- мобилизуют свои силы к волевому усилию, т.е к выбору преодоления препятствий.                                            






Приложение

Заполните таблицу

Органоиды

Клетки

Ядро

Мембра-на

Хлоро-пласты

Вакуоли

Клеточ-ная стенка

Мито-хондрии

Лизосомы

Животная








Растительная








Грибная










Что у них общего:________________________________________________

Чем отличаются клетки:___________________________________________







Закончите предложения. Клетка тоже имеет «органы». Они располагаются в цитоплазме и называются …… . они отвечают за дыхание клетки …….., а …… - за пищеварение. Большая часть клетки заполнена полужидким веществом ……., в котором есть полости …….., заполненные клеточным соком, и плотное тельце …… . Зеленый цвет растений обусловлен наличием ….. . вакуоли есть в клетках ….. .







Задание. Установите соответствие

Часть клетки

Значение

  1. Хлоропласты

а) содержит наследственную информацию

  1. Ядро

б) служит каркасом растительной и грибной клеток

  1. Цитоплазма

в) полости, заполненные клеточным соком

  1. Клеточная стенка

г) образуют органические вещества, придают окраску органам растений

  1. Вакуоль

д) обеспечивает клеточное дыхание

  1. Клеточная мембрана

е) полужидкая масса, которая составляет основное содержимое клетки

  1. Митохондрии

ж) содержит поры, пропускает одни вещества внутрь клетки и выводит из нее другие




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!