СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме: "Изъявительное наклонение"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме: "Изъявительное наклонение"»

Тема урока: Изъявительное наклонение

Класс: 6 класс

Цель: дать сведения о наклонениях глагола и его изменениях в изъявительном наклонении.

Задачи: дать понятие  о наклонениях глагола; проконтролировать степень усвоения следующих основных понятий: значение, образование и изменение глаголов в изъявительном наклонении; учить  различать наклонения глагола; развивать умение употреблять глаголы в речи.

Планируемые результаты:

Предметные: дать учащимся понятие о наклонениях глагола, их морфологических признаках; выработка умений и навыков по различию наклонений глагола.

Метапредметные:

Регулятивные: обучение умению выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации,овладение приемами отбора и систематизации материала;

Познавательные: совершенствовать умение строить логические цепи рассуждения, умение моделировать, структурировать найденную информацию в нужной форме, выбрать подходящий способ решения проблемы, исходя из ситуации; использовать общие приёмы решения лингвистических задач, анализировать информацию, строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте;

Коммуникативные: развитие коммуникативных навыков через оценку и самооценку деятельности, формировать умение быть внимательным, выслушивать мнение одноклассников, предлагать и доказывать свою точку зрения,совершенствовать и развивать речь учащихся, обогащать словарный запас учащихся;

Личностные: умение оценивать собственную речь с точки зрения норм общения; овладение умением работать в парах, воспитывать любовь к русскому языку.

Основные понятия: наклонение, глагол, изъявительное наклонение.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: учебник, тетрадь, компьютер.




ХОД УРОКА

1.Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

3.Актуализация знаний.

1)Словарный диктант.

Случайное недоразумение, излагать программу, аккуратный расчет, уложиться в секунды, чувствовать усталость, предавать идеалы, непреодолимое препятствие, яростный ветер, блеснуть на солнце, блистать знаниями, гигантская сосна, властный голос.

2)Давайте проведем интересную разминку «Кто что делает?»

Врач - …., повар - …, учитель - …, мама - …, солнце - …, ветер - …, речка - …, игра - …

- К какой части речи относятся названные вами слова?

- Сегодня мы продолжим разговор о глаголе и познакомимся с новой для нас грамматической категорией. Но прежде давайте вспомним, что мы уже знаем о глаголе.

3)Поиграем в игру «Верно-неверно».

  • Верно ли, что глаголы отвечают на вопросы что делать? что сделать?

  • Верно ли, что глаголы обозначают предмет?

  • Верно ли, что глаголы изменяются по временам?

  • Верно ли, что глаголы изменяются по падежам?

  • Верно ли, что все глаголы изменяются по лицам и числам?

  • Верно ли, что глаголы в предложении чаще всего являются сказуемыми?

4) Цифровой диктант.

– Укажите, а или ю нужно писать в окончаниях следующих глаголов, поставив нужную цифру (указать спряжение) напротив соответствующего номера.

1) пиш..т 2) жела..т 3) держ..тся 4) кол..т 5) слыш..т 6) спор..т 7) стел..т 8) хвал..т 9) смотр..т 10) ищ..т

4. Изучение нового.

- Прочитайте пословицу: Слава к тому приходит, кто впереди ходит

- Это девиз нашего урока. Разберите это предложение синтаксически.

- Произведите морфологический разбор глагола ходит.

I. Ходит – глагол. Кто (что делает?) ходит.

II. Н.ф. – ходить. Пост. – несов. вид, неперех., 2 спр., непост. – ед. ч., н.в., 3 л.,

III. Кто (что делает?) ходит.

- Глагол ходит обозначает реальное действие. Но, оказывается, глаголы могут обозначать и нереальные действия, которые не происходили, не происходят и, возможно, не произойдут.

- Сегодня вы познакомитесь ещё с одним морфологическим признаком глагола – наклонением.

-Какая цель нашего урока? Какие задачи ставим перед собой?

- Тема, ребята, вам совершенно незнакома, поэтому позовём на помощь сказку

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь. И было у него три сына.

Епифан был старший брат.

Сам себе он был не рад.

Всё б у парня получалось,

Если б что-то не случалось.

- Я бы сделал, я бы смог,

Если б кто-нибудь помог!...

Брат Тимоня средним был.

Тот командовать любил.

Только слышно от него:

- То возьми! Подай того!

Меньший брат Иваном звался.

Тот во все дела совался.

Он зимою дров наколет,

А весной засеет поле.

- Слов на ветер не бросаю,

Что надумал, выполняю!

Жили братья, не тужили, да напал на то царство-государство враг. Змей девятиглавый. Обратился царь к сыновьям, чтоб шли они со Змеем биться, чтоб защитили от этого ворога Русскую землю.

Епифан: Я пошёл бы воевать,

Если б не любил поспать,

Я сразился б со злодеем,

Самозванцем, лиходеем,

Я бы Змея победил,

Если б тятька разбудил!...

Тимоня: Эй, Ванюшка, эй, дурак,

Снаряжайся! В царстве враг!

Есть и спать не любишь вволю –

Так ступай во чисто поле,

Заруби дракона злого

Аль доставь сюда живого!

Иван: Вижу: час настал мой, братцы,

В путь-дорогу собираться.

Я за землю за свою

Постою в любом бою!

Меч возьму себе в подмогу.

Тимоня: Ну, иди, Ванюша, с Богом!

- Ребята, кто из братьев понравился вам больше всего? А почему не понравились Епифан и Тимоня? А ведь братья познакомили нас с тремя наклонениями глагола: изъявительным, условным и повелительным.

- Вспомните, какие глаголы любят употреблять братья? Какие глаголы обозначают реальные действия? Это глаголы изъявительного наклонения? Кто из братьев употреблял глаголы изъявительного наклонения? Какие глаголы указывают на действия, которые могут совершиться при каком-то условии? Это глаголы условного наклонения. Кто их употреблял? Какие глаголы выражают побуждение к действию? Это глаголы повелительного наклонения.

Наклонения: изъявительное условное повелительное

5.Физкультминутка.

6.Работа с учебником.

- Откроем параграф 74, прочитаем про изъявительное наклонение. Глаголы в изъявительном наклонении изменяются по временам. Поставьте глагол писать в формы прошедшего, настоящего и будущего времени.

Выпишите правило в тетрадь для правил.

7. Закрепление изученного материала.

Задание № 1. Вставить пропущенные буквы, найти глаголы в изъявительном наклонении, определить их время

1) Рус..кий ни с меч..м, ни с калач..м не шутит.

2) Бе.. смелости не возьмёш.. и крепости.

3) Кто с Россией ни тягался, в правых не ост..вался.

А сейчас, ребята, вы будете корректорами. Корректор – это работник издательства, газеты, который исправляет ошибки. И сейчас вы займётесь корректурой, то есть исправлением ошибок.

Задание № 2. Исправьте

Пунцовая ленточька, словно пламень, светилась в её волосах. Пришол доктор, перевезал мне ожёг. Под ногой Кондратия хруснул сучёк. Окна во флигеле были загорожены деревяною решоткою, двери заперались замками. Слушатели папросили её ещё раз сиграть этот вальс. В комнати пахло серенью и пионами.

8. Подведение итогов урока.

- Сегодня вы одолели очень сложную тему, познакомились с наклонениями глагола. Вспомним их. Какие действия обозначают глаголы в форме изъявительного наклонения? условного? повелительного?

Как изменяются глаголы в изъявительном наклонении?

Выполнили ли мы поставленную цель? Все ли задачи осуществили?

9.Рефлексия.

Сегодня на уроке я... Мне было легко..Мне было сложно.. Я понял, что...

10. Домашнее задание. § 74, упр.531 или 533




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!