СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме: Испытание героя любовью.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образовательные:__ выявить понимание обучающимися внутреннего мира  главного героя и особенностей его  отношения к любви;

______________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________

Способствовать развитию_ продолжить формирование умений анализировать художественный текст;

аргументировано доказывать собственное суждение;

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________

Воспитывать_ формировать систему нравственных ценностей (уважение, любовь, сочувствие).

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме: Испытание героя любовью.»

Дата: 26.11.2021

Предмет: литература

Класс: 10

Тип урока: освоение новых знаний

Технологическая карта урока №


Тема

___Испытание героя любовью._______________________________________________________________________________________________


Задачи урока

Образовательные:__ выявить понимание обучающимися внутреннего мира  главного героя и особенностей его  отношения к любви;

______________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________

Способствовать развитию_ продолжить формирование умений анализировать художественный текст;

аргументировано доказывать собственное суждение;

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________

Воспитывать_ формировать систему нравственных ценностей (уважение, любовь, сочувствие).

____________________________________________________________________________________________

Учебно-методический комплекс

Литература,10 кл.,Сахаров,Зинин



Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная, парная работа.

Межпредметные связи

история


Действия обучающихся

ХОД УРОКА

I.Организационный момент Ребята,мы с вами продолжаем изучать и анализировать роман И.С. Тургенева “Отцы и дети”. А вот тему урока вы сформулируете сами, если, прослушав высказывание автора романа, догадаетесь, что он имел в виду:

“Это сильнее смерти и страха смерти. Только этим держится и движется жизнь” (И.С. Тургенев).

О чем говорил Тургенев?

Правильно, ребята, это – любовь. Тема нашего сегодняшнего урока – «Базаров и Одинцова :испытание любовью».

 Записываем . Тему и Эпиграф к уроку - слова самого Тургенева:

Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только любовью держится и движется жизнь” (И.С. Тургенев).

 Сегодня на уроке мы должны раскрыть суть отношений героев, понять, для чего автор испытывает героя любовью к женщине.

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

Но прежде чем начать наш разговор, проверим, насколько внимательно вы

прочитали роман. Вам выданы листочки, подпишите их. Проведем небольшой тест.(работа на 3 мин,в это время будет звучать известная вам уже композиция )




Тест по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети».

1.Кто из персонажей романа «Отцы и дети» прямо не участвует в действии?

а) Фенечка

б) Катя

в) Одинцова

г) княгиня Р.


2.Основой конфликта романа Тургенева является:

А. Ссора между Базаровым и Кирсановым П. П.

Б. Конфликт между Базаровым и Николаем Петровичем.

В. Борьба буржуазно-дворянского либерализма и революционных демократов.

Г. Борьба между монархистами и народом.

     

3. Кого из героев романа называют «нигилистом»?

             А. Е. Базарова.                              В. Николая Петровича.

             Б  Аркадия Кирсанова.              Г.  Другого персонажа.


4.  Какова будущая специальность Е. Базарова?

             А. Революционер.                         В. Дипломат.

             Б. Врач.                                          Г. Банкир.


5.  Кто был главным оппонентом в спорах Е. Базарова?

             А. Кукшина.                                  В. Одинцова.

             Б. Павел Петрович.                       Г. Аркадий.


 6.  Какой момент в биографии Базарова был переломным в осознании им своей

            личности?

             А. Знакомство с Фенечкой.          В. Разрыв с Аркадием.

             Б. Спор с П. Кирсановым.            Г. Любовь к Одинцовой.

7.  Кому принадлежат слова:

«Мы приблизительно знаем, отчего происходят телесные недуги, а нравственные болезни происходят от дурного воспитания, от безобразного состояния общества, одним словом, - исправьте общество, - и болезней не будет»?

              А. Аркадию Кирсанову.               В. Е. Базарову.

              Б. Н. П. Кирсанову.                      Г. П. П.  Кирсанову.        




Итак, мы с вами сказали ,что речь на сегодняшнем уроке пойдет , конечно же, о любви. Кто-то ищет ее, как героиня Островского, стремится познать настоящую, искреннюю; кто-то бежит от нее, считая величайшей бедой для себя. Но в любом случае она оказывает на человека огромное влияние, помогает ему понять, оценить, изменить себя. Именно поэтому тема сегодняшнего урока звучит так – «Базаров и Одинцова :испытание любовью»

III. ВВЕДЕНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ

Способность глубоко любить И.С.Тургенев считал одним из важнейших качеств человека. Почти все тургеневские герои проходят «испытание любовью». А как вы понимаете смысл этого выражения?

Что значит испытание? (Проверка).

-Что же проверяется в человеке любовью,какие качества? ( Дух, сила воли, жизнеспособность, характер...) Словом, любовью в человеке проверяется человек!

Сегодня мы поговорим о том, как любовь воздействует на человека. Нам предстоит раскрыть отношения героев друг к другу, понять причину перемен, происходящих в душе Базарова, проследить, как герой проходит это испытание.


1.Выдерживает ли Базаров испытание любовью? Как заканчивается для Базарова это испытание?



IV. ВЫДВИЖЕНИЕ ГИПОТЕЗЫ

Ответы обучающихся

: 1) В романе “Отцы и дети” главный герой выдерживает проверку любовью. Базаров пожертвовал всем ради любви, не убежал от своего страстного чувства и не отверг даже на смертном одре.


Выдержал ли Базаров испытание любовью? И да, и нет. Любовь в нем победила отрицание, но, победив, сломала, покачнула уверенность, лишила желания жить.

Прежде всего, нам нужно выяснить, какие отношения сложились у Базарова и Одинцовой и почему?


Давайте охарактеризуем отношение Базарова к женщине вообще, опираясь на текст романа.


Для этого ОБРАтимся К ИНФОРМАЦИОННЫМ ЛИСТАМ С ЦИТАТАМИ; прочитайте и скажите ,кому принадлежат эти слова? Зачитаем

Человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви…, этакой человек не мужчина, не самец”;

И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи знаем, какие это отношения”.

Свободно мыслят между женщинами только уроды”.


- Кто готов ответить? Базарову


Опираясь на эти цитаты,скажите :

1) Как относится Базаров к чувству любви между мужчиной и женщиной?

У Базарова вульгарный, упрощенный подход к любви и женщине. Эти рассуждения окажутся просто теорией. Жизнь диктует свои правила.


2) С каким из утверждений Базарова вы бы согласились и почему?

Слушаем ответы,затем запишем вывод:


Базаров верно рассуждает о том, что нельзя ставить свою жизнь только на карту женской любви, а тем более нельзя раскисать от неудачи и превращаться в ни на что не способного человека.


Несмотря на это, в жизни Базарова произойдет встреча, которая опровергнет эти его теоретические рассуждения.


3) Что это за встреча? Кто эта женщина?

Эта женщина – Анна Сергеевна Одинцова.


4) Где Базаров впервые видит Одинцову?

Впервые она появляется на балу у губернатора.

Физминутка

Давайте посмотрим отрывок из кинофильма(она входит стоп кадр ОНА в дверях)


5) Обратимся к портрету героини и попытаемся выделить главные черты её облика.

РАБОТА С ТЕКСТОМ.

Каково первое впечатление о ней у Аркадия ? У Базарова?( стр 324)


(Обращение к портрету Одинцовой, выделение главного в облике героини: красота, спокойствие, женственность, уверенность в себе):

Аркадий оглянулся и увидал  женщину высокого роста,  в  черном платье, остановившуюся в  дверях залы. Она поразила его достоинством своей осанки. Обнаженные ее руки  красиво лежали вдоль стройного стана;  красиво падали с блестящих волос  на  покатые плечи  легкие ветки  фуксий;  спокойно и  умно, именно  спокойно,  а  не  задумчиво,  глядели светлые глаза  из-под  немного нависшего белого  лба,  и  губы  улыбались едва  заметною улыбкою. Какою-то ласковой и мягкой силой веяло от ее лица. Одинцовой пошел двадцать девятый год, но в ее присутствии Аркадий чувствовал себя школьником, студентиком, точно разница лет между ними была гораздо значительнее.  Нос у ней был немного толст, как почти у всех русских, и цвет кожи не был совершенно чист; со всем тем Аркадий решил, что он еще никогда не встречал такой прелестной женщины.  Звук ее голоса не выходил у него из ушей, и движения ее были особенно плавны и естественны в одно и то же время. Аркадий ощущал на сердце некоторую робость, но спокойствие Одинцовой сообщилось и ему. Одинцова слушала его с вежливым участием, слегка раскрывая и закрывая веер. Сама она говорила мало


но  знание жизни сказывалось в  ее  словах;  по иным ее замечаниям Аркадий заключил,  что эта молодая женщина уже успела перечувствовать и передумать многое...

V. Давайте проверим эту гипотезу


 Расскажите об Одинцовой, о её прошлом.

СООБЩЕНИЕ ОБУЧАЮЩихся

Мать Анны Сергеевны умерла рано. Отец её – Сергей Николаевич Локтев – проигрался и вынужден был поселиться в деревне. Через некоторое время скончался и он, оставив своим дочерям крошечное наследство. Анна Сергеевна, чтобы суметь прожить в деревне, выписала к себе тётушку.

Однажды Анну увидел очень богатый человек 46 лет – Одинцов. Он предложил ей свою руку, она дала согласие. Через 6 лет он скончался, оставив всё наследство супруге.

6) Базаров, впервые увидев Анну Сергеевну, ведет себя цинично. Меняется ли его отношение к ней впоследствии?


Это что за фигура? На остальных баб не похожа.

Тургеневский герой, отвергающий отношения мужчины и женщины, попадает в сети любви.


Ребята, перед вами слова, показывающие изменения в Базарове. Эти слова нужно распределить в той последовательности, в которой происходили изменения в герое.

Цинизм – конфуз – испуг – стремление понравиться - интерес – мучительное чувство.

Цинизм – конфуз – интерес – стремление понравиться – испуг - мучительное чувство (правильно)


Таким образом, Базаров незаметно меняется. Постепенно исчезает цинизм, появляется смущение, перерастающее в мучительное чувство.


7) Что же происходит дальше, после бала у губернатора? Где Базаров вновь видит Одинцову? (Аркадий и Базаров, воспользовавшись приглашением Одинцовой, едут в её имение *Никольское)


С приезда в поместье Одинцовой начинается смятёние Базарова. Про себя он замечает: “Какой я смирненький стал”. За это время, проведённое в имении Одинцовой, Базаров изменился: “…что-то другое в него вселилось, чего он никак не допускал…”


Давайте обратимся к информационным листам. Прочитаем вслух цитаты Работа с текстом:


Чувство, которое его мучило и бесило и от которого он тотчас отказался бы с презрительным хохотом и цинической бранью, если бы кто-нибудь хотя отдаленно намекнул ему на возможность того, что в нём происходило”.

Сердце у него действительно так и рвалось”.

Базаров, часа два спустя, вернулся к себе в спальню с мокрыми от росы сапогами, взъерошенный и угрюмый”.


8) Как вы думаете, что же поселилось в душе, в сердце Базарова? (Евгений не может уехать, он полюбил. Трудно бороться с самим собой, но он таит свою любовь, мечтает о нежности)

Очень не легко давалось Евгению Базарову чувство к Одинцовой! В нём начинает происходить что-то не базаровское: “что-то другое в него вселилось… чего он никак не допускал”.

9) Как вы думаете, почему Базарову так мучительно даётся признание в любви?


Слушаем ответы,записываем вывод :


(Принципы Базарова не выдерживают испытания жизнью. Происходит внутреннее столкновение идеи и неподвластного разуму чувства любви. Это приводит к конфликту с самим собой)


ЗАДАНИЕ ГРУППЕ:

Обратимся к сцене признания (глава 16). ПРОСМОТР ЭПИЗОДА






10) А как вы объясните поведение Одинцовой, которая сама подтолкнула Базарова на объяснение и сама же не приняла его любви, прикрывшись непониманием? (С самого начала между Базаровым и Одинцовой немного общего: она – герцогиня, он – лекарь; она – холодная и безмятежная, он – неравнодушный и страстный. Анна Сергеевна была любопытна в отношениях с Базаровым: ей хотелось и его испытать, и себя изведать)


11) Почему Одинцова решила “не шутить”? (Анна Сергеевна испугалась. Она уже всё испытала в жизни. Грубость, необузданность Базарова её страшили. Одинцова привыкла к спокойной размеренной жизни. Даже заметила, что боится Евгения. Одинцова выбирает комфорт, прежний образ жизни для себя, покой: то равнодушие, та холодность, что мы видели в ней с самого начала, победили.)


12) Кто виноват в том, что любовь не состоялась? (Базаров захвачен целиком “страсть в нём билась”. Одинцова же дошла до “известной черты” и спокойно отступила.)

  1. Испытание любовью становится для героя рубежным. Только любовь-страсть обнаруживает в нём глубокого, мощного в эмоциональном переживании человека, самосгорающего в своём чувстве и при этом становящегося ещё более сильным.

  2. Финал романа.

- Конечно, нельзя окончить разговор без последней встречи умирающего Базарова с Одинцовой.

- Состоялось последнее объяснение (Опять при свете лампады).

- Одинцова приехала к умирающему Базарову. Садится в опасной близости от него, целует его.

Давайте зачитаем этот отрывок стр 418


Может быть она, любила его по-настоящему? Несмотря на то, что Базаров вынес ей вердикт: «Вы не можете полюбить»? Или?

«Базаров умолк и стал ощупывать рукой свой стакан. Анна Сергеевна подала ему напиться, не снимая перчаток и боязливо дыша»

-О чем говорят эти детали?.

Посмотрим отрывок из кинофильма

Как прошло испытание? Как ведет себя Базаров? (Он решителен, мужествен. Но силы покидают, и Евгений это ощущает. Все испытания выдерживает с честью. Теперь не нужно притворяться. Он просит задуть свечу и подарить прощальный поцелуй.)


- Чем был по сути поцелуй Одинцовой? (Поцелуй в лоб. Прощание с покойником).


- Базаров попал под колесо, с горькой иронией называет себя червяком полураздавленным. Одинцову же называет красивой, славной, великодушной.

Заканчивается …их поединок роковой. Базарова нет.


Кто, по-вашему, одержал победу в этом поединке? ( Кажется, что в этом испытании Базаров терпит поражение.

Во-первых, отвергнуты его чувства и он сам.

Во-вторых, он начинает сомневаться в своих взглядах на жизнь, теряет почву под ногами, смысл жизни, а вскоре теряет и саму жизнь. Но это и победа: любовь заставила Базарова иначе взглянуть на себя и на мир, онначинает понимать, что жизнь не желает укладываться в нигилистическую схему.

Анна Сергеевна же формально остается в победителях. Она сумела совладать со своими чувствами, что укрепило её уверенность в себе.!!!

В дальнейшем она неплохо пристроит сестру, да и сама удачно выйдет замуж. Но Одинцова оказывается неспособной на глубокие чувства, гораздо менее живойчем сам Базаров, который прятал в нигилизме свое «страстное, грешное, бунтующее сердце») –

ИТАК,Выдерживает ли испытание любовью эта героиня? (Как помещица – барыня – да! Как женщина – нет! Предпочла любви спокойствие, уют, комфорт, порядок...)


«Кто не знал любви, тот всё равно, что не жил!» - говорил великий французский драматург Ж.Б.Мольер.



  • Почему Базаров оказался «выше» Одинцовой? (Сумел полюбить искренне, умирал, как будто «совершая подвиг» (Писарев)).


Выдерживает ли Базаров испытание любовью?

  • -Как нигилист – нет!

  • -Как человек – да! Любовь сделала его лучше, сильнее и глубже сердцем.

ВЫВОД (запишем)

Испытание любовью становится для героя решающим. Только любовь раскрыла в нём глубокого человека, самосгорающего в чувстве и ещё более сильного. В любящем Базарове просыпается чувствующая душа, таящая бурю страстей. Он не только сломлен. Он сильный. Смерть дала возможность Базарову быть таким, не боящимся, умеющим любить.


Диагностика результатов урока(итог урока)

. РЕФЛЕКСИЯ

  • - Подводя итоги нашего урока, я хочу вас спросить Изменилось ли ваше отношение к Базарову -как,(каким оно было в начале и каким стало после сегодняшнего урока?

  • Что нового вы узнали?



Домашнее задание

(написать сочинение-миниатюру «Неотправленное Письмо Базарова к Одинцовой») –письменно

Отношение Б.с родителями,значение эпилога









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!