СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме «Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по теме: " Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц". Учащиеся изучают материал самостоятельно с помощью карточек.

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме «Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц»»

Технологическая карта урока биологии 7 класс

МБОУ ООШ с.Зипуново

Учитель Котова Валентина Геннадьевна

Тема урока: «Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц».

Цель урока:  организовать работу учащихся по изучению годового жизненного цикла и  сезонных явлений в жизни птиц. 

Задачи урока:

Образовательные: продолжить формирование понятия о птицах, их приспособленности

к среде обитания; рассмотреть причины миграций птиц; установить способы ориентации птиц во время полетов;

Развивающие: развитие познавательного интереса учащихся; развитие предметных и общенаучных умений и навыков; развитие навыков самообразования.

Воспитательные: формирование коммуникативных качеств, культуры общения; воспитание бережного отношения к природе.

Методы преподавания: информационно-рецептивный, репродуктивный, практический.

Тип урока: урок открытия нового знания

Оборудование: Таблицы: « Строение и многообразие птиц», презентации учащихся.

Планируемые результаты:

Предметные:

- формирование представления о годовом жизненном цикле и сезонных явлениях в жизни птиц.

- формирование умения определять сезонные поведения птиц.

метапредметные:

- познавательные: сравнение биологических объектов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

- коммуникативные: умение работать фронтально, индивидуально и в группе; осуществление самоконтроля и взаимо-

контроля; проведение коррекции и оценки собственных действий и действий сверстников;

- регулятивные: оценивание правильности выполнения действия и внесение необходимых корректив;

личностные:

- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных

умений; эстетического отношения к живым объектам.

Основные понятия: Брачные танцы, гнездостроение, ритуальное поведение, насиживание, кочевки, оседлые, кочующие, перелетные птицы, сезонные миграции.

Методы обучения и методические приемы: словесные (объяснение, беседа), наглядные (демонстрация плакатов и дополнительной литературы).

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Ресурсы: УМК по биологии для 7 класса под редакцией Константинова В.М.; мультимедийный проектор, компьютер, экран.

Технологии: организации самостоятельной работы обучающихся, технология развития критического мышления

Организационная структура урока



Дидактическая

структура урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I.Организационный

момент (1 мин.)

Организует класс, проверяет готовность

обучающихся к уроку, приветствует их

Готовятся к уроку, успокаиваются,

настраиваются на работу, приветствуют учителя


Формирование

ответственного

отношения к

учению, готовно-

сти и способно-

сти к саморазви-

тию и самообра-

зованию на осно-

ве мотивации к

обучению и по-

знанию

II. Мотивация (само-

определение)

к учебной деятель-

ности (2 мин.)

Актуализирует требования к обучающимся.Мотивирует их. Устанавливает тематические рамки урока

Самоопределяются, ставят цель и задачи урока, планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками


III. Актуализация и

фиксирование ин-

дивидуального за-

труднения в проб-

ном учебном дей-

ствии (7 мин.)

Ребята, давайте вспомним, с какой те-

мой вы знакомились на прошлом уроке?

С целью проверки усвоения вами мате-

риала прошлого урока проведем: тест на тему «Размножение и развитие».

1. У самок развивается:А) только правый яичник Б) только левый яичник В) Развиваются оба яичники

2. Сколько суток развивается яйцо куриц:А) 14 суток Б) 21 сутки В) 28 суток

3.




Инструкция: Выберите один верный ответ


На работу вам отводится 5 минут.


Учитель читает стихи:


Травка зеленеет, Солнышко блестит; Ласточка с весною В сени к нам летит. С нею солнце краше И весна милей... Прощебечь с дороги Нам привет скорей! Дам тебе я зерен, А ты песню спой, Что из стран далеких Принесла с собой. автор: А. Плещеев






Предлагает ответить на вопрос: Какое время года в стихах?

Как меняется жизнь птиц в течении года?


Корректирует тему урока.


Размножение и развитие птиц.

Самостоятельно отвечают на тест.



























Отвечают на вопросы











Тему записывают в тетради

Формирование

представления

о размножении и развитии птиц.


IV.Изучение нового

материала (25 мин.)

Учитель предлагает классу познакомиться

со слайдами презентации,на которой изображены птицы в разное время года.




Для изучения темы урока учитель организует самостоятельную работу с текстом учебника по инструктивным карточкам.

Инструкция:на карточке цветная черта, которая делит на 2 части. Верхняя часть карточки состоит из двух теоретических вопроса. Под чертой два практических задания в виде теста, на которые нужно дать ответ.







В процессе работы учитель предлагает

учащимся самостоятельно из




Просматривают слайды






Самостоятельно изучают параграф 48,работают с инструктивной карточкой. Затем класс работает в парах, пара подбирается по цвету карточки. Выполненные задания записываются в тетради. В тетради чертят лист самоконтроля по количеству карточек.











В нем пишем номер карточки, которую изучили сначала самостоятельно ,а потом в паре обсуждаем результат, и переходят к другой карточке.

приложение 1

Формирование

умения опре-

делять этапы годового жизненного цикла.

Сравнение био-

логических объ-

ектов, умение

делать выводы и

умозаключения

на основе срав-

нения;

Умение работать

фронтально, ин-

дивидуально;

осуществление

самоконтроля и

взаимоконтроля

Оценивание пра

вильности вы-

полнения действия и внесение

необходимых

корректив.



VI.Закрепление изу-

ченного материала

(7 мин.)

Работа с сигнальными карточками:

красная – птицы

синяя – пресмыкающиеся.

К какому классу относиться утверждение такую карточку поднять.

1. Для успешного размножения строят гнезда на земле, ветках и т.д.

2. С наступлением неблагоприятных условий они улетают в тропические районы земли.

3. С наступлением неблагоприятных условий ,они уходят в укрытия ,норы, пещеры.

4. Наиболее многочисленны эти животные в тропических и субтропических зонах земного шара.

5. В размножении имеется период выкармливания потомства.

6. Когда весной воздух прогреется и почва хорошо, они переходят к активному образу жизни.

7. Активно защищают потомство.

8. Смена наружного покрова, или происходит линька.


Отвечая на утверждение поднимают карточки красную или синюю.

Формирование

умения опре-

делять какому классу относиться утверждение

Сравнение био-

логических объ-

ектов, умение

делать выводы и

умозаключения

на основе срав-

нения;

осу-

ществление са-

моконтроля ;

проведение кор-

рекции и оценки

собственных

действий и дей-

ствий сверстни-

ков;

VII.Рефлексия

(5мин.)

У меня получилось…

Я научился…

Сегодня на уроке я смог…

Я выполнял задания…

Было интересно…



Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:



Проведение коррекции и оценки

собственных

действий

















Приложение 1



Карточка 1 Зеленая

1.Что такое насиживание? Отчего зависит время насиживания?

№ 48 стр. 224-225

2. Когда перелетные птицы улетают в теплые края? И почему?

№ 48 стр. 226

1. Сколько времени занимает насиживание у орлов или ястребов:

А) 19 суток Б) 21 сутки В) 2 месяца Г) 26 суток

2. Какие птицы улетают на юг первыми:

А) утки Б) лебеди В) гуси Г) стрижи

Карточка 2 Красная

1. Какое значение имеет гнездо в жизни птиц?

№ 48 стр. 222- 223

2. Чем отличаются кочующие птицы от перелетных?

№ 48 стр.226

1. Выбери птиц, которые относятся к кочующим:

А) грач Б) домовой воробей В) городские ласточки

Г) галки Д) серая ворона Е) иволга

2. Какие птицы лепят гнезда из влажной земли:

А) дятлы Б) зяблики В) городские ласточки Г) береговые ласточки

Карточка 3

1. Где размещаются свои гнезда птицы?

№ 48 стр.222-223

2. Какие основные этапы годового жизненного цикла у птиц?

№ 48 стр.221

1. Чьи гнезда состоят из тонких веточек на деревьях:

А) дрозд Б) зяблик В) сорока Г) синица

2. К какому этапу годового жизненного цикла относятся брачные танцы:

А) зимовка Б) подготовка к зиме В) размножение

Г) послегнездовые кочевки

Карточка 4 белая

1. Какое биологическое значение имеет пение птиц в их жизни?

№ 48 стр. 222

2. Чем отличаются кочующие птицы от оседлых?

№48 стр. 226

1. С началом вскармливания птенцов самцы _______ петь Вставьте пропущенное слово.

2. Выбери птиц, которые относятся к оседлым:

А) ласточки Б) сорока В) грач Г) иволга Д) ворон е) стрижи

Карточка 5 черная

1. С чем связана продолжительность пребывания птенцов в гнезде?

№ 48 стр.224-225

2. Для чего птицам нужна смена оперения?

№ 48 стр. 225

____________________________________________________________________

1. В каком возрасте покидают гнездо птенцы соловья:

А) около 2х недель Б) девятидневном В) одиннадцатидневном

Г) тринадцатидневном

2. Какое оперение имеет белая куропатка летом:

А) густое оперение и серой окраски Б) негустое оперение и белый цвет

В) негустое оперение и серой окраски Г) выпадение перьев и белый цвет

Карточка 6 желтая

1. Как ориентируются перелетные птицы во время миграций?

№ 48 стр.226-227

2. Что такое колониальное гнездование?

№ 48 стр. 224

1. Перечислите птиц ,каких ты знаешь, которые относятся к перелетным?

2. Убери третье лишнее: грачи, дятлы, береговые ласточки.

Карточка 7 серая

1. Какое число яиц может быть в кладке птиц?

№ 48 стр. 224

2. Какое значение для развития потомства имеет форма и цвет гнезда?

№ 48 стр. 223-224

1. Сколько яиц откладывают голуби?

А) одно Б) два В) три Г) 25

2. Какая птица клювом выдалбливает дупло в древесине и там откладывает яйца:

А) кукушка Б) дятел В) овсянка Г) беркут

Карточка 8 коричневая

1. Как ориентируются перелетные птицы во время миграций?

№ 48 стр.227

2. Через какой промежуток времени перелетные птицы возвращаются в районы гнездования?

№ 48 стр.227

1. Определите кто « лишний» в группе птиц:

Лебедь Шипун, домашний воробей, утка Кряква.

2. Вставьте пропущенное слово в предложении. Отмечены случаи пролета крупных хищных птиц на высоте ________ м.

Итоговая каточка 9

1.Выбери правильный ответ:

1. Птенцы какой птицы не знают матери:

А) овсянка Б) мухоловка В) кукушка Г) пищуха

2. Птицы, вынашивающие яйца на лапах:

А) дрофа Б) индюк В) пеликан Г) пингвин

3. У какой птицы птенцы появляются на свет в конце зимы:

А) иволга Б) клест В) кулик г) рябчик

4. Красивая воробьиная птица, зимой собирается в стайки , кочует в поисках корма:

А) иволга Б) голубь В) снегирь Г) скворец





СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Константинов В.М.. Биология: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Константинов В.М., Бабенко В.Г. , Кучменко В.С. – М.: Вентана-Граф, 2013- 303 с.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!