Технологическая карта урока биологии 7 класс
МБОУ ООШ с.Зипуново
Учитель Котова Валентина Геннадьевна
Тема урока: «Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц».
Цель урока: организовать работу учащихся по изучению годового жизненного цикла и сезонных явлений в жизни птиц.
Задачи урока:
Образовательные: продолжить формирование понятия о птицах, их приспособленности
к среде обитания; рассмотреть причины миграций птиц; установить способы ориентации птиц во время полетов;
Развивающие: развитие познавательного интереса учащихся; развитие предметных и общенаучных умений и навыков; развитие навыков самообразования.
Воспитательные: формирование коммуникативных качеств, культуры общения; воспитание бережного отношения к природе.
Методы преподавания: информационно-рецептивный, репродуктивный, практический.
Тип урока: урок открытия нового знания
Оборудование: Таблицы: « Строение и многообразие птиц», презентации учащихся.
Планируемые результаты:
Предметные:
- формирование представления о годовом жизненном цикле и сезонных явлениях в жизни птиц.
- формирование умения определять сезонные поведения птиц.
метапредметные:
- познавательные: сравнение биологических объектов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
- коммуникативные: умение работать фронтально, индивидуально и в группе; осуществление самоконтроля и взаимо-
контроля; проведение коррекции и оценки собственных действий и действий сверстников;
- регулятивные: оценивание правильности выполнения действия и внесение необходимых корректив;
личностные:
- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных
умений; эстетического отношения к живым объектам.
Основные понятия: Брачные танцы, гнездостроение, ритуальное поведение, насиживание, кочевки, оседлые, кочующие, перелетные птицы, сезонные миграции.
Методы обучения и методические приемы: словесные (объяснение, беседа), наглядные (демонстрация плакатов и дополнительной литературы).
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Ресурсы: УМК по биологии для 7 класса под редакцией Константинова В.М.; мультимедийный проектор, компьютер, экран.
Технологии: организации самостоятельной работы обучающихся, технология развития критического мышления
Организационная структура урока
Дидактическая структура урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Планируемые результаты |
Предметные | УУД |
I.Организационный момент (1 мин.) | Организует класс, проверяет готовность обучающихся к уроку, приветствует их | Готовятся к уроку, успокаиваются, настраиваются на работу, приветствуют учителя | | Формирование ответственного отношения к учению, готовно- сти и способно- сти к саморазви- тию и самообра- зованию на осно- ве мотивации к обучению и по- знанию |
II. Мотивация (само- определение) к учебной деятель- ности (2 мин.) | Актуализирует требования к обучающимся.Мотивирует их. Устанавливает тематические рамки урока | Самоопределяются, ставят цель и задачи урока, планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками | |
III. Актуализация и фиксирование ин- дивидуального за- труднения в проб- ном учебном дей- ствии (7 мин.) | Ребята, давайте вспомним, с какой те- мой вы знакомились на прошлом уроке? С целью проверки усвоения вами мате- риала прошлого урока проведем: тест на тему «Размножение и развитие». 1. У самок развивается:А) только правый яичник Б) только левый яичник В) Развиваются оба яичники 2. Сколько суток развивается яйцо куриц:А) 14 суток Б) 21 сутки В) 28 суток 3. Инструкция: Выберите один верный ответ На работу вам отводится 5 минут. Учитель читает стихи: Травка зеленеет, Солнышко блестит; Ласточка с весною В сени к нам летит. С нею солнце краше И весна милей... Прощебечь с дороги Нам привет скорей! Дам тебе я зерен, А ты песню спой, Что из стран далеких Принесла с собой. автор: А. Плещеев Предлагает ответить на вопрос: Какое время года в стихах? Как меняется жизнь птиц в течении года? Корректирует тему урока. | Размножение и развитие птиц. Самостоятельно отвечают на тест. Отвечают на вопросы Тему записывают в тетради | Формирование представления о размножении и развитии птиц. | |
IV.Изучение нового материала (25 мин.) | Учитель предлагает классу познакомиться со слайдами презентации,на которой изображены птицы в разное время года. Для изучения темы урока учитель организует самостоятельную работу с текстом учебника по инструктивным карточкам. Инструкция:на карточке цветная черта, которая делит на 2 части. Верхняя часть карточки состоит из двух теоретических вопроса. Под чертой два практических задания в виде теста, на которые нужно дать ответ. В процессе работы учитель предлагает учащимся самостоятельно из | Просматривают слайды Самостоятельно изучают параграф 48,работают с инструктивной карточкой. Затем класс работает в парах, пара подбирается по цвету карточки. Выполненные задания записываются в тетради. В тетради чертят лист самоконтроля по количеству карточек. В нем пишем номер карточки, которую изучили сначала самостоятельно ,а потом в паре обсуждаем результат, и переходят к другой карточке. приложение 1 | Формирование умения опре- делять этапы годового жизненного цикла. | Сравнение био- логических объ- ектов, умение делать выводы и умозаключения на основе срав- нения; Умение работать фронтально, ин- дивидуально; осуществление самоконтроля и взаимоконтроля Оценивание пра вильности вы- полнения действия и внесение необходимых корректив. |
VI.Закрепление изу- ченного материала (7 мин.) | Работа с сигнальными карточками: красная – птицы синяя – пресмыкающиеся. К какому классу относиться утверждение такую карточку поднять. 1. Для успешного размножения строят гнезда на земле, ветках и т.д. 2. С наступлением неблагоприятных условий они улетают в тропические районы земли. 3. С наступлением неблагоприятных условий ,они уходят в укрытия ,норы, пещеры. 4. Наиболее многочисленны эти животные в тропических и субтропических зонах земного шара. 5. В размножении имеется период выкармливания потомства. 6. Когда весной воздух прогреется и почва хорошо, они переходят к активному образу жизни. 7. Активно защищают потомство. 8. Смена наружного покрова, или происходит линька. | Отвечая на утверждение поднимают карточки красную или синюю. | Формирование умения опре- делять какому классу относиться утверждение | Сравнение био- логических объ- ектов, умение делать выводы и умозаключения на основе срав- нения; осу- ществление са- моконтроля ; проведение кор- рекции и оценки собственных действий и дей- ствий сверстни- ков; |
VII.Рефлексия (5мин.) | У меня получилось… Я научился… Сегодня на уроке я смог… Я выполнял задания… Было интересно… | Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: | | Проведение коррекции и оценки собственных действий |
Приложение 1
Карточка 1 Зеленая
1.Что такое насиживание? Отчего зависит время насиживания?
№ 48 стр. 224-225
2. Когда перелетные птицы улетают в теплые края? И почему?
№ 48 стр. 226
1. Сколько времени занимает насиживание у орлов или ястребов:
А) 19 суток Б) 21 сутки В) 2 месяца Г) 26 суток
2. Какие птицы улетают на юг первыми:
А) утки Б) лебеди В) гуси Г) стрижи
Карточка 2 Красная
1. Какое значение имеет гнездо в жизни птиц?
№ 48 стр. 222- 223
2. Чем отличаются кочующие птицы от перелетных?
№ 48 стр.226
1. Выбери птиц, которые относятся к кочующим:
А) грач Б) домовой воробей В) городские ласточки
Г) галки Д) серая ворона Е) иволга
2. Какие птицы лепят гнезда из влажной земли:
А) дятлы Б) зяблики В) городские ласточки Г) береговые ласточки
Карточка 3
1. Где размещаются свои гнезда птицы?
№ 48 стр.222-223
2. Какие основные этапы годового жизненного цикла у птиц?
№ 48 стр.221
1. Чьи гнезда состоят из тонких веточек на деревьях:
А) дрозд Б) зяблик В) сорока Г) синица
2. К какому этапу годового жизненного цикла относятся брачные танцы:
А) зимовка Б) подготовка к зиме В) размножение
Г) послегнездовые кочевки
Карточка 4 белая
1. Какое биологическое значение имеет пение птиц в их жизни?
№ 48 стр. 222
2. Чем отличаются кочующие птицы от оседлых?
№48 стр. 226
1. С началом вскармливания птенцов самцы _______ петь Вставьте пропущенное слово.
2. Выбери птиц, которые относятся к оседлым:
А) ласточки Б) сорока В) грач Г) иволга Д) ворон е) стрижи
Карточка 5 черная
1. С чем связана продолжительность пребывания птенцов в гнезде?
№ 48 стр.224-225
2. Для чего птицам нужна смена оперения?
№ 48 стр. 225
____________________________________________________________________
1. В каком возрасте покидают гнездо птенцы соловья:
А) около 2х недель Б) девятидневном В) одиннадцатидневном
Г) тринадцатидневном
2. Какое оперение имеет белая куропатка летом:
А) густое оперение и серой окраски Б) негустое оперение и белый цвет
В) негустое оперение и серой окраски Г) выпадение перьев и белый цвет
Карточка 6 желтая
1. Как ориентируются перелетные птицы во время миграций?
№ 48 стр.226-227
2. Что такое колониальное гнездование?
№ 48 стр. 224
1. Перечислите птиц ,каких ты знаешь, которые относятся к перелетным?
2. Убери третье лишнее: грачи, дятлы, береговые ласточки.
Карточка 7 серая
1. Какое число яиц может быть в кладке птиц?
№ 48 стр. 224
2. Какое значение для развития потомства имеет форма и цвет гнезда?
№ 48 стр. 223-224
1. Сколько яиц откладывают голуби?
А) одно Б) два В) три Г) 25
2. Какая птица клювом выдалбливает дупло в древесине и там откладывает яйца:
А) кукушка Б) дятел В) овсянка Г) беркут
Карточка 8 коричневая
1. Как ориентируются перелетные птицы во время миграций?
№ 48 стр.227
2. Через какой промежуток времени перелетные птицы возвращаются в районы гнездования?
№ 48 стр.227
1. Определите кто « лишний» в группе птиц:
Лебедь Шипун, домашний воробей, утка Кряква.
2. Вставьте пропущенное слово в предложении. Отмечены случаи пролета крупных хищных птиц на высоте ________ м.
Итоговая каточка 9
1.Выбери правильный ответ:
1. Птенцы какой птицы не знают матери:
А) овсянка Б) мухоловка В) кукушка Г) пищуха
2. Птицы, вынашивающие яйца на лапах:
А) дрофа Б) индюк В) пеликан Г) пингвин
3. У какой птицы птенцы появляются на свет в конце зимы:
А) иволга Б) клест В) кулик г) рябчик
4. Красивая воробьиная птица, зимой собирается в стайки , кочует в поисках корма:
А) иволга Б) голубь В) снегирь Г) скворец
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Константинов В.М.. Биология: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Константинов В.М., Бабенко В.Г. , Кучменко В.С. – М.: Вентана-Граф, 2013- 303 с.