СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме: Австро-Венгрия и Балканы до Первой мировой войны. Италия: время реформ и колониальных захватов. Класс:9

Нажмите, чтобы узнать подробности

Система дуализма Экономическое развитие Социальное развитие Политическое развитие Национальная проблема Балканские страны Термины: рейхсрат; дуализм; ландтаги; Государственное собрание; аннексия. Личности: Франц Иосиф.

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме: Австро-Венгрия и Балканы до Первой мировой войны. Италия: время реформ и колониальных захватов. Класс:9»

Урок по теме: Австро-Венгрия и Балканы до Первой мировой войны. Италия: время реформ и колониальных захватов.

Класс:9

Цели: - охарактеризовать  Австрийскую империю в первой половине XIX века, показать причины и итоги революции 1848 года;

            - дать представление о  дуалистической Австро-Венгрской монархии во второй половине XIX века;

            - раскрыть особенности политического и экономического развития Австро-Венгрии, причины медленного роста промышленности и с/х,

            - определить основные направления внешней политики Габсбургов в конце XIX века;

  Ход урока.

1. Орг. начало урока.

2. Проверка домашнего задания.

1. Итальянский народ заплатил очень высокую цену за объединение страны.(Х)

2. После объединения в стране была установлена конституционная монархия. (Х)

3. К моменту объединения только на Севере страны с\х развивалось как капиталистическое (Х)

4. Конкуренция с международными корпорациями замедлило ( ускорило) концентрацию производства и создание акционерных обществ, прежде всего на Юге ( Севере) страны (О).

5. Италия больше вывозила зерна, чем ввозила (О)

6. Король Италии Умберто I был хорошо подготовлен к управлению страной и не стремился совершать захватнические войны (О)

7. В конце XIX века в Италии в изобилии стали появляться рабочие кружки и союзы. (Х)

8. Джованни Джолитти, занимая пост министра иностранных дел. Провел много реформ для улучшения жизни итальянцев. (О)

9. Отсутствие ёмкого рынка толкало правительство Италии к колониальным захватам (Х)

3. Сообщение темы и целей урока.

План урока.

  1. « Мир вчерашнего дня»

  2. Эпоха национального возрождения славянских народов Австрийской империи.

  3. « Весна народов»в империи Габсбургов.

  4. В поисках компромисса.

  5. Политическое устройство Австро- Венгрии.

  6. Начало промышленной революции.

  7. Накануне крушения.

4.  Изучение нового материала:

                        1) рассказ учителя:

К 30- 40-м годам XIX века Австрийская империя раскинулась от России до Балкан, 50 млн. представителей разных народов были ей подвластны.

В её состав входили территории Австрии, Венгрии, Чехии, Словакии, Словении, Хорватии, а так же часть современной Румынии, Польши, Италии и Украины.

                        1. « Мир вчерашнего дня»

революционные потрясения и наполеоновские войны почти не затронули господствовавший в Австрийской империи старый порядок

Причины начала революции:

  1. Крестьянство оставалось бесправным, барщина доходила до 104 дней в году, взимался и оброк.

  2. В стране господствовали цеховые ограничения.

  3. Существовали внутренние таможенные пошлины.

  4. Запрещалось строительство новых мануфактур и фабрик.

  5. Суровая цензура ( под запретом стихи Шиллера, Гёте и др.)

  6. Школа находилась под контролем духовенства.

  7. Политический и духовный гнет народов империи (в отношении угнетенных народов применялся принцип «разделяй и властвуй»).

- Казалось, время остановилось в середине XVIII века. И всё же в 30-40-е годы появились первые фабрики. Промышленная революция началась в наиболее развитых провинциях – Нижней Австрии и Чехии. Крупным промышленным центром стала Вена.

                        2. Эпоха национального возрождения славянских народов Австрийской империи.

                        2) самостоятельная работа:

- Прочитать пункт «Эпоха национального возрождения славянских народов Австрийской империи» и подтвердить примерами из текста об эпохе возрождения

                        3) рассказ учителя:

             3. « Весна народов» в империи Габсбургов.

- В 40-е гг. Австрийская империя вступила в состояние глубокого политического кризиса .

Причины кризиса :

  1.  Развитию промышленной революции мешали старые феодальные порядки.

  2. Запретительная политика Габсбургов в области экономики

  3. Политические репрессии.

  4. 1847 год – мировой экономические кризис («голодные сороковые»)

  5. Стремлением народов империи к национальной независимости.

Результат - 1848 г. – революции в Австрийской империи
(Австрии, Венгрии, Чехии). Революции подавлены войсками Австрии и России

- 13 марта в Вене началась революция. Вышедшие на баррикады рабочие, ремесленники, студенты требовали принятие конституции и смены правительства.

В итоге император был вынужден удалить из правительства Меттерниха, этот символ австрийского абсолютизма. Канцлер бежал. Переодевшись в женское платье. Правительство обещало ввести конституцию и решило создать Национальную гвардию.

- Обнародованная в мае конституция установила высокий имущественный ценз. Попытка распустить Национальную гвардию вызвала восстание.

новое восстание вспыхнуло в Вене в октябре 1848 года. Поводом послужило начавшееся в Венгрии революции. Восстание было жестоко подавлено. НО правительство, боясь новой вспышки протеста, пошла на уступки:

            1) вынудило императора Фердинанда отречься от престола, а корону вручили его племяннику, 18-летнемц Францу Иосифу

            2) император распустил австрийский рейхстаг

            3) ввёл конституцию, закреплявшую целостность империи

12 июня 1848 г. – революция в Чехии

 

15 марта1848 г. –

Революция в Венгрии

 


















Повстанцы выдвинули требования всеобщего избирательного права

и самоуправления.17 июня- восстание

было подавлено.

17 марта было сформировано новое правительство, проведена

крестьянская реформа ( упразднили барщину и церковную десятину,

в руки крестьян перешла 1/3 обрабатываемых земель)

Итог: император утвердил революционные законы.

- политические свободы и землю получили все народы венгерского

королевства, но вопрос о национальных правах поставлен не был;

- венгры не получили национальную независимость

- после поражения  революции в Венгрии революционное движение в империи Габсбургов стало затихать.

4) работа по учебнику:

– прочитать п. « В поисках компромисса»

  5) рассказ учителя:

                        Политическое устройство Австрии

1) Австро-Венгрия - конституционная монархия без всеобщего избирательного права

2) Франц Иосиф - император Австрии и король Венгрии

3) У Австрии и Венгрии общее:

•         флаг,

•         армия,

•         три министерства: военное, финансов и иностранных дел.

•         финансовая система.

Между Австрией и Венгрией не было таможенных границ

4) Но Австрия и Венгрия имели каждая свои:

•         конституцию,

•         парламент,

•         правительство

«Восстановить единство земель чешской короны».

1868 г. – Чешское государство (Чехия, Моравия и Силезия) поставило вопрос об отделении от Австрии

- Австрия согласилась на проведение демократических реформ:

- Снизили имущественный ценз, дававший право на участие в выборах, в результате широкие слои мелких собственников города и деревни, часть рабочих получили право голоса.

- Чехи провели своих представителей в депутаты австрийского парламента.

- В областях, где было смешанное население, вводились два языка, и чиновники Чехии и Моравии обязаны были их знать

Вывод: В целом же положение чехов, поставивших вопрос о полном отделении от Австрии, оставалось прежним. Против их притязаний на независимость выступала и Венгрия.

- Конфликты в стране не утихали. За период с 1897 по 1914 гг. в Австрии 15 раз сменялись правительства. Почему:

            1) кабинет министров назначался королём, входили аристократы и чиновники

            2) правительство проводило политику небольших уступок, чтобы поддерживать население империи в «состоянии умеренного недовольства» и не доводить их до опасных взрывов.

            3) социального законодательства не существовало

            4) в 1907 г. парламент принял новый избирательный закон, предоставивший право голоса всем мужчинам, достигшим 24 лет

            5) в 1908 г. право голоса предоставлялось только грамотным  мужчинам. Причём собственникам какого-либо имущества

        6) самостоятельная работа:

- Прочитайте п. « Начало промышленной революции»  подтвердите фактами, которые свидетельствуют о том, что в Австро-Венгрии действительно началась промышленная революция.

      7) работа по учебнику:

5. Подведение итога урока.

6. Домашнее задание


Конспект Австро-Венгрия и Балканы до Первой мировой войны. Италия: время реформ и колониальных захватов.

Класс:9

Система дуализма Экономическое развитие Социальное развитие Политическое развитие Национальная проблема Балканские страны Термины: рейхсрат; дуализм; ландтаги; Государственное собрание; аннексия. Личности: Франц Иосиф.

Задание. Сравните особенности политического развития Австро-Венгрии и Германии на рубеже XIX-XX вв. Выберите и определите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую – черт различия

Существование монархии Чёткая идеологическая позиция политических партий Развитие социал-демократического движения Сочетание идеологических и национальных принципов в действиях властей. Ответ: Черты сходства Черты различия

. Италия: время реформ и колониальных захватов

План:

Цена объединения. Конституционная монархия. Мучительный путь развития сельского хозяйства. Роль государства в процессе индустриализации. Развитие монополистического капитализма. «Мирное экономическое проникновение». Плата за отсталость страны – эмиграция. Движения протеста в стране. Виктор Эммануил III – сторонник нового курса. «Социализм может быть побеждён только оружием свободы». Колониальные авантюры – «стать не хуже других». Между двумя блоками.

Цена объединения:

Две войны, которые пришлось вести с Австрией. Огромные расходы на содержание даже в мирное время достаточно внушительной армии и флота; обязанности по погашению долгов упразднённых монархий. Своё объединение Италия встретила страной очень бедной. Она не имела тяжёлой промышленности; в деревни господствовали феодальные отношения; огромная масса населения была неграмотна, а в политической жизни господствовали абсолютизм, церковь и аристократия.

Конституционная монархия

По конституции Виктор Эммануил II делил законодательную власть с двухпалатным парламентом (сенат и палата депутатов). Сенаторы назначались королём пожизненно, а в нижнюю палату депутаты избирались. Однако воспользоваться этим правом могли лишь 2% населения страны: избирательное право предоставлялось только мужчинам старше 25 лет, умевшим читать и писать. Также был имущественный ценз. Конституция провозглашала все демократические права, а исполнительная власть принадлежала монарху. Господство католической религии. Процесс создания политических партий.

Мучительный путь развития сельского хозяйства

Неравномерность развития: на севере страны с/х развивалось как капиталистическое, крупные арендаторы использовали труд батраков и подёнщиков; на юге и в центральной части страны господствовали латифундии (крупные землевладения). Процесс обезземеливания, полное разорение крестьян; эмиграция. 1896-1914 гг. – небольшие успехи в развитии с/х. Определились три главные отрасли: производство зерна; выращивание и переработка оливок, винограда, цитрусовых; скотоводство и связанные с ним промыслы. Постепенно уменьшалась доля населения, занятого в с/х.

Роль государства в процессе индустриализации. Развитие монополистического капитализма

Особенности модернизации в Италии: Из-за нищеты крестьяне, составлявшие большинство населения, не могли скупать промышленные товары, и это сужало внутренний рынок. Слабость и малочисленность промышленной буржуазии. Итальянские товары не могли конкурировать с товарами из Англии, Франции, Германии. Недостаток природных ресурсов. Политическая неустойчивость, кровавые бунты, вызванные бедностью, неграмотностью, общим озлоблением народа.

Роль государства в процессе индустриализации. Развитие монополистического капитализма

В условиях, когда частные предприниматели не могли своими силами задать нужный темп развитию промышленной революции, государству пришлось частично взять эту задачу на себя. При помощи иностранного капитала и льготных пошлин быстро развивалась тяжёлая промышленность, выделились промышленные центры: Милан, Генуя, Турин. С 1900 г. и до начала Первой мировой войны вдвое увеличилось число промышленных предприятий и рабочих. Главной особенностью процесса индустриализации являлось активное вмешательство государства в экономическую жизнь. Возник государственный сектор экономики (монополия на обработку табака, добычу соли и пр.). Конкуренция с международными корпорациями ускорила концентрацию производства и создание акционерных обществ, прежде всего на севере страны. Здесь развивается металлургическая, машиностроительная, судостроительная и текстильная отрасли. В начале XX в. в машиностроении и металлургии идёт процесс создания крупных корпораций, многие из которых заняли монопольное положение в своей отрасли.

Мирное экономическое проникновение»

Значительное отставание экспорта от импорта. «Мирное экономическое проникновение»: основная масса итальянских товаров и капиталов направлялась в Северную Африку, на Балканы, в Малую Азию и страны Западного полушария. С 1900 по 1914 г. выпуск промышленной продукции в Италии вырос почти в два раза. Превращение Италии в аграрно-индустриальное государство.

Плата за отсталость страны – эмиграция

1878 г. – смерть Виктора Эммануила II, «объединителя Италии». Умберто I (1844-1900) – новый король, был слабо подготовлен к управлению страной, но, как и его отец, стремился к территориальным захватам. Присоединение к Тройственному союзу. Цель: отобрать у Франции Савойю и Ниццу. 1900 г. – убийство Умберто анархистом, считавшим короля виновным в нищете итальянского народа. Низкие доходы, большая продолжительность рабочего дня (12-13 часов), нехватка рабочих мест приводили к массовой эмиграции.

Движения протеста в стране

Крестьянские восстания и забастовочное движение. Май 1898 г. – волна выступлений голодной бедноты. Причина: истощение запасов зерна задолго до нового урожая. В Милане началась всеобщая стачка, переросшая в пятидневные баррикадные бои. В конце XIX в. в Италии возникают рабочие кружки и союзы. 1892 г. – образование Итальянской социалистической партии (ИСП). Ф. Турати. Виктор Эммануил III – сторонник нового курса. Виктор Эммануил III (1869-1947) – новый король Италии, единственный сын Умберто I. Усиление мер безопасности, ослабление репрессий.

Социализм может быть побеждён только оружием свободы»

Джованни Джолитти (1842-1928) – министр иностранных дел в 1901-1903 гг.; 1903-1914 гг. – глава правительства. Цель: проведение реформ, которые превратят Италию в современное индустриальное государство и сгладят противоречия в обществе в рамках существующей конституционной монархии. Развитие торговли и частного предпринимательства, усиление роли государства в хозяйственной жизни (государство выкупало у частных компаний железные дороги); укрепление государственного бюджета и уменьшение внешнего долга. Призывал предпринимателей признать рабочие организации, а рабочих – не покушаться на частную собственность; выступал за введение общественных работ и трудового законодательства, за развитие системы образования и здравоохранения. В результате проведённых Дж. Джолитти реформ были разрешены профсоюзы и стачки, запрещён ночной труд женщин и подростков, отменены имущественный и образовательный цензы. В парламенте Джолитти умело маневрировал между политическими партиями, твёрдо проводя курс на модернизацию страны и укрепление конституционных основ государства.

Колониальные авантюры – «стать не хуже других»

Отсутствие ёмкого рынка толкало правительство к захвату колоний. Увеличение численности армии и флота. В 1880-х гг. главным направлением колониальных захватов стала Северо-Восточная Африка: в 1885 г. Италия захватывает г. Массауа, появилась первая колония – Эритрея. 1888 г. – протекторат над Сомали. 1896 г. – поражение итальянцев в бою с армией абиссинцев в бою у г. Адуа. Участие в подавлении «боксёрского восстания» в Китае. Взятие курса на «мирное проникновение» (экономическое) в страны Восточного Средиземноморья.

Между двумя блоками

Участие в Тройственном союзе на стороне Германии и Франции; соглашение со странами Антанты о разделе «свободных» земель Средиземноморского побережья. Колониальные захваты подогревались националистами, подталкивавшими Италию к войне. 1911-1912 гг. – итало-турецкая война. Итог: победа Италии; Триполи и Киренаика стали итальянской колонией Ливией. Колониальная война ухудшила финансовое положение страны, и это вызвало новую волну выступлений трудящихся в 1913-1914 гг. Либеральная, реформистская политика Джолитти не устраивала ни народ, ни буржуазию. Весной 1914 г. он подал в отставку. «Эра Джолитти », эра итальянского либерализма, закончилась.

Задание. 1) Установите соответствие между назначением и функциями гос. власти и её субъектами в Италии (по Конституции 1871 г.): к каждому элементу, данному в 1-ом столбце, подберите элемент из 2-го столбца

Назначение и функции гос. власти в Италии Субъекты гос. власти в Италии А) назначение министров Б) нижняя палата парламента В) назначаемая палата парламента Г) палата парламента, избираемая 2% населения страны Д) осуществление командования армией Е) верхняя палата парламента Сенат Палата депутатов Король Ответ: А Б В Г Д Е 2) Если к появившейся в выделенных клетках таблицы трёхзначной цифре прибавить число 1680, то получится год, в котором произошло одно из значимых событий в истории Италии. Запишите название этого события.

Австро-Венгрия и Балканы до Первой мировой войны: Вывод

После объединения в Италии создались условия для модернизации страны, но процесс этот затруднялся бедностью и отсталостью государства по сравнению с другими западноевропейскими странами. Это определило особенность индустриализации в Италии – тесную связь государства с промышленными корпорациями и создание государственного сектора в экономике страны. Империалистическая, направленная на захват колоний внешняя политика и бедность населения усиливали напряжение в обществе, рождали движения протеста.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!