Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "Алгоритмы"»
Урок по теме «Алгоритмы»
Учитель информатики
МКОУ «СОШ им. Х. Х. Долова с.п. Хатуей»
Ошноков А. М.
Основные вопросы темы:
- Что такое алгоритм?
- Что такое исполнитель?
- Свойства алгоритма.
- Формы представления алгоритма.
- Виды алгоритмов.
Информационная разминка
- Кто такой Норберт Винер?
- Что такое управление?
- Схема управления без обратной связи
- Схема управления с обратной связью
- Привести пример управления с обратной связью
Нам приходиться постоянно решать какие-то задачи: подготовиться к урокам на завтра; составить режим дня; распланировать свои каникулярные дни; уборка по дому; включение бытовых приборов; как одеться по погоде; решить задачу на компьютере; заварить чай; правила умножения, деления, сложения, вычитания чисел; грамматические правила правописания слов и предложений, а также разнообразные инструкции, рецепты и указания. Решении этих и множества других задач начинается с определения порядка выполнения отдельных действий, приводящей к поставленной цели. Понятие алгоритма так же фундаментально для информатики, как и понятие информации. Поэтому в нем очень важно как следует разобраться.
Слово «алгоритм» происходит от algorithmi – латинской формы написания имени выдающегося математика IX века Мухаммеда Аль-Хорезми, который сформулировал правила выполнения арифметических действий «Аль-Хорезми» означает «из Хорезма» (области в нынешнем Узбекистане). Около 825 года Аль-Хорезми написал сочинение, в котором впервые дал описание придуманной в Индии десятичной системы счисления. Аль-Хорезми сформулировал правила вычислений в новой системе и, вероятно, впервые использовал цифру 0. Сегодня ни у кого нет сомнений, что слово «алгоритм» попало в европейские языки именно благодаря этому сочинению.
История происхождения слова «алгоритм»
Абу́ Абдулла́х (или Абу Джафар ) Муха́ммад ибн Муса́ аль-Хорезми́
- среднеазиатский учёный IX века,
математик, астроном, географ и историк. Благодаря ему в математике появились термины «алгоритм» и «алгебра».
Сначала слово «алгоритм» означало искусство счёта с помощью арабских цифр. Постепенно значение слова изменялось. К началу 20 века для математиков слово «алгоритм» уже обозначало любой математический процесс, выполняемый по строго определённым правилам. К концу 20 века слово «алгоритм» появилось в информатике. Это связано с распространением компьютеров. Слово «алгоритм» в наши дни известно каждому. Оно встречается в разговорной речи, в газетах, в выступлениях по телевидению. Алгоритм – это описание последовательности действий, строгое выполнение которых приводит к решению поставленной задачи за конечное число шагов Пример: алгоритм «Приготовление яичницы» начало включить газ поставить сковородку на газ налить масло разбить яйцо на сковородку посолить ждать, пока пожарится яйцо выключить газ конец
Исполнитель – человек, группа людей, животное, техническое устройство, способные выполнять заданные команды
Свойства алгоритма:
- результативность
- пошаговость
- определённость
- понятность
- выполнимость
- массовость
Формы представления алгоритмов:
- устная форма
- письменная форма (на естественном языке)
- письменная форма (на формальном языке)
- графическая форма (блок-схема)
Виды алгоритмов:
- Линейный алгоритм (описание действий, которые выполняются однократно в заданном порядке);
- Циклический алгоритм (описание действий, которые должны повторятся указанное число раз или пока не выполнено условие);
- Разветвляющий алгоритм (алгоритм, в котором в зависимости от условия выполняется либо одна, либо другая последовательность действий)
- Вспомогательный алгоритм (алгоритм, который можно использовать в других алгоритмах, указав только его имя).
Начнём мы с самых простых алгоритмов – линейных. Их составление, обычно, не вызывает особого труда. Однако, навыки составления таких алгоритмов чрезвычайно важны.
Составить блок-схему алгоритма вычисления длины гипотенузы с по катетам a и b . Протестировать при а=8 и b =6.
начало
Шаг
алгоритма
переменные
а
1
2
b
8
c
3
6
10
а:=8
b := 6
c :=
конец
Рефлексия 1.Можете ли вы назвать тему урока? 2.Вам было легко понять тему или были трудности? 3.Все ли предложенные задания у вас получилось? 4.Какое задание было более интересным и почему? 5.Как бы вы оценили свою работу?
Составить блок-схемы алгоритмов решения следующих задач:
- Постройте линейный алгоритм «Соберись в школу»
- Постройте линейный алгоритм для вычисления значения выражения 3( x+y)+2x
Сегодня мы узнали историю возникновения понятия «алгоритм», их свойства, что они бывают линейные, разветвляющиеся и циклические, как они представляются, научились составлять блок-схемы алгоритмов решения различных задач.
Домашняя работа Выучить записи в тетради. Составить алгоритм вычисления периметра прямоугольника со сторонами a, b.