Урок по тема: «Кавказская война 1817-1864г.г.».10класс
(урок регионального компонента в рамках темы «Внешняя политика Николая 1»).
Учебник История России, 10 класс, автор В.И.Буганов, П.Н.Зырянов, А.Н.Сахаров. . Москва, «Просвещение», 2011 г.
Ставропольский край в истории России. А.И.Кругов. Ставрополь 2001г.
Тип урока: урок изучения нового материала
Цели урока
Знакомство с причинами войны, ходом военных действий и последствиями войны для народов Кавказа и судеб Российского государства.
Развитие навыков работы с исторической информацией (анализ карты, текстов), выявление причинно-следственных связей, аргументированного изложения своего мнения.
Формирование учащимися собственной позиции в отношении кавказской проблемы сегодня
План урока
Погружение в тему.
Причины Кавказской войны.
Ход военных действий. Периодизация войны.
Итоги войны.
Заключение.
Основные понятия
Мюридизм, имам, имамат, газават, теократическое государство, наиб.
Материалы и оборудование
Презентация
Раздаточный материал (карта Кавказской войны (1817-1864 ), Исторические документы).
Проверочный тест
История России, 10 класс, автор В.И.Буганов, П.Н.Зырянов, А.Н.Сахаров. . Москва, «Просвещение», 2011 г.
Ставропольский край в истории России. А.И.Кругов. Ставрополь 2001г.
Погружение в тему.
Начало урока проходит в Зале Боевой Славы, где размещен стенд бывших учащихся школы, участников современных войн в Чечне и тех, кто проходил службу в горячих точках, а также мемориальная доска, открытая в честь выпускника школы Пикалова Андрея, погибшего в Чеченской войне.
А там, вдали, грядой нестройной,
Но вечно гордой и спокойной
Тянулись горы – и Казбек
Сверкал главой остроконечной.
И с грустью тайной и сердечной
Я думал: «Жалкий человек,
Чего он хочет!.. небо ясно,
Под небом места много всем,
Но беспрестанно и напрасно
Один враждует он – зачем?»
Какие мысли навевает вам этот отрывок из стихотворения М.Лермонтова?
Какая извечная философская проблема озвучена?(слайд1)
Учитель: Кавказ – страна древнейших культур, тонкая и изящная каемка между цивилизациями Востока и Запада. Многие вспомнят, говоря о Кавказе, великие горы, прекрасные песни и танцы, теплое море. А какие еще ассоциации возникают у вас , ребята, со словом “Кавказ”?
Пожалуй, сегодня нет в России человека, который бы не знал о военных действиях, которые велись на Кавказе, о конфликтах, которые продолжаются и сегодня. Проблемы, породившие современную войну на Северном Кавказе, возникли не вот. Но сегодня мы вспомним о тех, кто охранял рубежи нашей страны в 20 веке, кто отдал свои жизни за спокойствие и мир на Кавказе.(Экскурсия с использованием стенда «А парню было 19 лет…»).
Продолжение урока в кабинете истории
Вводное слово учителя:
В XIX веке Российская империя вела долгую и изнурительную войну с северокавказскими горцами. Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с войной, получившей в исторической литературе название “Кавказской”, попытаемся выявить связи между сегодняшними событиями на Кавказе и войной более чем столетней давности.
– Давайте вспомним, где находится Северный Кавказ?
Работа с картой.
Учитель: Население Северного Кавказа – горцы (официальное название многочисленных и очень различных по культуре, языку, религии северокавказских народов): осетины, абхазы, адыги, чеченцы, ингуши, лакцы и многие другие (работа с рисунками, изображающими кавказских горцев.Слайд 2)). В начале XIX веке эти народы переживали период разложения родового строя. В этот период с ними и столкнулась Российская империя. Попробуем рассмотреть причины этого столкновения.
Причины Кавказской войны
Учащимся предлагается ознакомиться с некоторыми фактами и мнениями (текст раздается перед уроком), соотнеся их с картой, и на основе их анализа самостоятельно сформулировать причины войны. Учащиеся с низкой мотивацией знакомятся с причинами в учебнике.
Текст
Ознакомьтесь с некоторыми фактами и мнениями и на основе их анализа самостоятельно сформулируйте причины войны.
1.Россия, Турция и Персия претендовали на владычество над Кавказом, который издавна считался воротами из Азии в Европу.
2.Осетия приняла подданство России в 1774 г., Чечня – в 1781 г.
3.В 1801 году Грузия приняла подданство Российской империи.
4.В 1804-1813 гг. Россия вела войну с Персией, в 1806-1812 гг. – с Турцией. Обе войны закончились победой России. Кавказ отошел к сфере влияния России. Народы Кавказа как бы автоматически отошли к России. Ее намерения, казалось бы самые благородные: распространить среди горцев законность и просвещение, прекратить междоусобные войны ,набеги.
5.Армянский писатель Х. Абовян считал присоединение Армении к России “счастливым веком” и “прекрасной весной” для армянского народа.
6.А.П. Ермолов, командир Отдельного Кавказского корпуса: “Я терпеть не могу беспорядков, а паче не люблю, что и самая каналья, каковы здешние горские народы, смеют противиться власти государя”.
7.Писатель Броневский в книге “Кавказцы” (1823 г.) описывал, как чеченцы, переправившись через Терек, ждали по два-три дня у дороги, хватали офицера или купца, привязывали к бревну и переправляли к себе. На выкупе они зарабатывали большие деньги.
8.По свидетельству историка Н.А.Смирнова, начиная с 16 века турки ежегодно вывозили с Кавказского побережья более 12тыс. рабов. На невольничьих рынках за девушку платили от 800 до 1500 рублей серебром, за мальчика-до 500 рублей. Этот бесчеловечный промысел-торговля людьми - стал для горцев традиционным источником доходов.
Формулируются основные причины войны и записываются в тетрадь (слайд 3)
Необходимость присоединения Северного Кавказа к России для территориального объединения с Закавказьем.
Стремление прекратить постоянные набеги горцев на территории Закавказья и русские поселения на Северном Кавказе.
Политика российской администрации, не учитывающая национальных особенностей горских народов.
Ход военных действий. Периодизация войны
Учитель: Считается, что Кавказская война началась в 1817 году, когда А.П. Ермолов начал планомерное наступление на Северном Кавказе, отвечая карательными экспедициями на каждый набег горцев и вводя в горских аулах российскую администрацию. Рассматривая характер военных действий, попытаемся выделить периоды Кавказской войны.
Учащимся предлагается, прочитать текст учебника (А.И.Кругов. Ставропольский край в истории России . Параграф 2-3) и работая с картой “Кавказская война (1817–1864)”, заполнить таблицу в тетради по периодам войны.
Учитель : Сколько периодов вы выделили? Какие это периоды?
ЕрмоловА.П.-проконсул Кавказа. (Сообщение учащегося о роли Ермолова в освоении Кавказского края, опережающее задание).
Далее следует выступление учащегося, посвященное некоторым интересным фактам из биографии Шамиля (опережающее задание)
Основные события 2 периода войны:
В ходе ответов на вопросы содержание таблицы корректируется на доске, принимая следующий вид(слайд 6)
Периоды | Основные события |
1817-1834 | Борьба России с разрозненными племенами горцев под руководством генерала Ермолова; карательные экспедиции русских войск и уничтожение их селений; основание крепостей; запрет работорговли. Но покорить не смог, назревала национально-освободительная война. |
1834-1859 | Борьба с имаматом Шамиля:-1837г.подчинение Шамилем Чечни и Аварии; -1840г.- захвачен Дагестан; -совершение карательных экспедиций русскими войсками, 1853г.вытеснение Шамиля из Чечни, переход к новой тактике. |
1859-1864 | Распад имамата, отход части горцев от движения; сочетание князем Барятинским А.И. наступательной тактики с хорошим знанием традиций и обычаев, умение договариваться со знатью ; 1859 г. Занятие Нагорного Дагестана и Чечни, битва у Ведено; Пленение Шамиля у аула Гуниб; 1864 г. Вхождение Сухумского округа - завершение присоединения Северного Кавказа к России, конец войны. |
Допматериал:1859г. Шамиля вместе с сыном, в карете царского наместника , доставили в Ставрополь, для нег устроили праздничный фейерверк, а затем бал на вокзале железнодорожном. К полному удивлению имама никто не видел в нем врага, его удивили чудеса цивилизации, его сын Кази Магомед даже спросил: «Неужели Ставрополь лучше Петербурга?». Александр 2 назначил Шамилю 20тысяч рублей ежегодно, его поселили в Калуге. В 1870 г. Император отпустил Шамиля в Мекку. Глубоким стариком он совершил свой последний хадж - подвиг благочестия. Там он и умер в 1871г., похоронен в Медине, городе пророка.
Итоги войны
Учитель: Итоги войны противоречивые: в течение почти полувековой войны на Кавказе Россия потеряла 77 тысяч человек, такого количества боевых потерь Россия не знала со времен войны 1812 года. По всей вероятности, не меньшими были и потери горцев. До семисот тысяч горцев, не желая смириться с потерей независимости , переселились в Турцию, многие из них погибли в пути или попали в рабство. Стоила ли война этих жертв?
В ходе беседы формулируются основные результаты войны. Формулировки записываются в тетрадь:
Массовая эмиграция горцев с Кавказа.
Ликвидация самоуправления у горских народов.
Окончание междоусобных войн на Северном Кавказе и уничтожение рабства.
Развитие торговли, промышленности, оживление хозяйственной жизни Северного Кавказа.
Закрепление России в стратегически важном Кавказском районе, соединение территории России с Арменией, Азербайджаном и Грузией.(слайд 7)
Вывод учителя: С точки зрения развития Российской государственности присоединение Северного Кавказа укрепило международное положение России и способствовало ее дальнейшему экономическому развитию. Однако проблемы горцев российская администрация решала волевыми методами, что не могло не отразиться на отношении горских народов к России.
Заключение
Учитель: Ошибки царского правительства повторяли и органы советской власти, и власти новой России. В результате мы имеем затянувшийся конфликт в Чечне и нестабильность на Северном Кавказе вообще. Как вы думаете, есть ли что-то общее между войной современной и Кавказской войной?
Учитель: Сегодня часто можно услышать мнение о том, что правильнее было бы не восстанавливать конституционный порядок на Кавказе, а предоставить ему независимость. Как вы думаете, правильно ли это?
Мнения разделяются, но большинство учащихся не могут аргументировано доказать свою точку зрения. Учитель может предложить свои положения.
Учитель: Ясно, что военные методы применительно к Северному Кавказу не дают ожидаемого результата. Народы Кавказа связаны с Россией многовековой историей, но и Россия без Кавказа не может быть сильной и процветающей. Мирное сосуществование невозможно без понимания интересов друг друга. И Кавказская война, “выигранная” в 1864 году и не приведшая к победе, реально может служить уроком для современников.
Домашнее задание стр.179-182, п.2-3 записи в тетради
Используемая литература
Ставропольский край в истории России. А.И.Кругов. Ставрополь 2001г.
Данилов А.А. Косулина Л.Г. Поурочные разработки к учебнику “История России. XIX век”. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2010г.
История народов Северного Кавказа с древнейших времен до конца XVIII в. – М.: Наука, 1988г.
Аспектный анализ урока «», проведенного в 10 классе
Тема урока «Кавказская война 1817-1864г.г. Региональный компонент ».
Аспект: целесообразность и эффективность применения средств ИКТ на уроке
Цель анализа: проследить, каким образом учитель использует ИКТ на всех этапах урока
Ф.И.О. Иванова Н.И.
Класс: 10
Тип урока: урок изучения нового материала с использованием ИКТ на всех этапах урока.
Форма проведения: урок изучения нового материала.
Межпредметные связи:
Литература
География
Искусство
Оборудование урока:
Презентация
Раздаточный материал (карта Кавказской войны (1817-1864. Исторические документы).
Проверочный тест
История России, 10 класс, автор В.И.Буганов, П.Н.Зырянов, А.Н.Сахаров. Москва, «Просвещение», 2011 г.
Ставропольский край в истории России. А.И.Кругов. Ставрополь 2001г.
Введение в анализ урока
Урок дан в соответствии с тематическим планированием
Тема «Кавказская война» мировоззренческая, позволяющая формировать у учащихся нравственные и гражданские качества личности
Использование компьютерной презентации оправданно
Цели урока
Выяснить вместе с учащимися причины, ход и последствия Кавказской войны
Обратить внимание учащихся на исторические процессы, их взаимосвязь и взаимозависимость(сравнительный анализ)
Развивать наглядно-образное и логическое мышление, способствовать активизации творческого потенциала учащихся
Задачи урока
Актуализация знаний и умений учащихся по теме «Внешняя политика России в 19 веке»
Продолжение формирования чувства уважения к народам РФ
Отработка навыков работы с литературно-историческими источниками, картами и схемами, понимания исторических процессов
Формирование умения слушать одноклассников
Закрепление умений сравнивать, выделять главное, анализировать, делать выводы, обобщать, строить высказывание
Этапы урока
1 Этап
Введение в тему через ассоциации (Экспозиции Зала Боевой Славы)
Проблемное задание: «Что объединяет войны на Кавказе 19 и 20 веков
2 этап
- из истории России
- из русского языка
Формы работы: мозговой штурм, работа с историческим текстом и картой
Компьютер в руках учителя выступает в роли подсказчика и проверяющего
Формы работы: мозговой штурм, творческое задание, работа с картой и схемой и текстом из учебного пособия.
Компьютер помогает учителю объяснить задание, делает доступной схему
Формы работы: Сообщения учащихся из дополнительной литературы, работа с иллюстративным материалом.
Формы работы: работа с картой, текстом из учебного пособия и дополнительной информацией.
Компьютер помогает учителю объяснить задание, делает доступной карту, дополнительную информацию.
3 этап (заключительный)
Форма работы: тестовое задание с использованием компьютера (цель – активизация мыслительной деятельности, проверка и закрепление изученного материала)
Стержень урока: Есть ли что-то общее между современными военными событиями на Северном Кавказе и Кавказской войной 19 века?
.
Роль компьютера на уроке
Работает для учителя и учащихся на всех этапах урока
Обсуждаемые проблемы выносятся на компьютер. Учитель, используя компьютер, активно помогает учащимся разобраться в сути вещей, сравнить, проанализировать, сделать выводы, увеличивает процент наглядности.
Учителю компьютер - подсказчик, позволяющий четко реализовать замысел урока и соблюсти логику изложения материала, богато иллюстрировать материал, все это способствует повышению уровня усвоения материала учащимися.
Компьютер позволяет сделать урок динамичным .