СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по тема: «Кавказская война 1817-1864г.г.».10класс

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

  • Урок разработан в рамках изучения региональной истории Ставропольского края. Учащиеся знакомятся с причинами войны, ходом военных действий и последствиями войны для народов Кавказа и судеб Российского государства.На уроке используется исследовательский метод работы с документами, групповая  форма работы.особое внимание уделяется оценке личности в истории, отрабатываются навыки сравнительного анализа, умение делать свои собственные выводы, что необходимо при подготовке к ЕГЭ.

Просмотр содержимого документа
«Урок по тема: «Кавказская война 1817-1864г.г.».10класс»

Урок по тема: «Кавказская война 1817-1864г.г.».10класс

(урок регионального компонента в рамках темы «Внешняя политика Николая 1»).

  1. Учебник История России, 10 класс, автор В.И.Буганов, П.Н.Зырянов, А.Н.Сахаров. . Москва, «Просвещение», 2011 г.

  2. Ставропольский край в истории России. А.И.Кругов. Ставрополь 2001г.

Тип урока: урок изучения нового материала

Цели урока

  • Знакомство с причинами войны, ходом военных действий и последствиями войны для народов Кавказа и судеб Российского государства.

  • Развитие навыков работы с исторической информацией (анализ карты, текстов), выявление причинно-следственных связей, аргументированного изложения своего мнения.

  • Формирование учащимися собственной позиции в отношении кавказской проблемы сегодня

План урока

  1. Погружение в тему.

  2. Причины Кавказской войны.

  3. Ход военных действий. Периодизация войны.

  4. Итоги войны.

  5. Заключение.

Основные понятия

  • Мюридизм, имам, имамат, газават, теократическое государство, наиб.

Материалы и оборудование

  • Презентация

  • Раздаточный материал (карта Кавказской войны (1817-1864 ), Исторические документы).

  • Проверочный тест

  • История России, 10 класс, автор В.И.Буганов, П.Н.Зырянов, А.Н.Сахаров. . Москва, «Просвещение», 2011 г.

  • Ставропольский край в истории России. А.И.Кругов. Ставрополь 2001г.

Погружение в тему.

Начало урока проходит в Зале Боевой Славы, где размещен стенд бывших учащихся школы, участников современных войн в Чечне и тех, кто проходил службу в горячих точках, а также мемориальная доска, открытая в честь выпускника школы Пикалова Андрея, погибшего в Чеченской войне.


А там, вдали, грядой нестройной,

Но вечно гордой и спокойной

Тянулись горы – и Казбек

Сверкал главой остроконечной.

И с грустью тайной и сердечной

Я думал: «Жалкий человек,

Чего он хочет!.. небо ясно,

Под небом места много всем,

Но беспрестанно и напрасно

Один враждует он – зачем?»

Какие мысли навевает вам этот отрывок из стихотворения М.Лермонтова?

Какая извечная философская проблема озвучена?(слайд1)

Учитель: Кавказ – страна древнейших культур, тонкая и изящная каемка между цивилизациями Востока и Запада. Многие вспомнят, говоря о Кавказе, великие горы, прекрасные песни и танцы, теплое море. А какие еще ассоциации возникают у вас , ребята, со словом “Кавказ”?

Пожалуй, сегодня нет в России человека, который бы не знал о военных действиях, которые велись на Кавказе, о конфликтах, которые продолжаются и сегодня. Проблемы, породившие современную войну на Северном Кавказе, возникли не вот. Но сегодня мы вспомним о тех, кто охранял рубежи нашей страны в 20 веке, кто отдал свои жизни за спокойствие и мир на Кавказе.(Экскурсия с использованием стенда «А парню было 19 лет…»).

Продолжение урока в кабинете истории

Вводное слово учителя:

В XIX веке Российская империя вела долгую и изнурительную войну с северокавказскими горцами. Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с войной, получившей в исторической литературе название “Кавказской”, попытаемся выявить связи между сегодняшними событиями на Кавказе и войной более чем столетней давности.

– Давайте вспомним, где находится Северный Кавказ?

Работа с картой.

Учитель: Население Северного Кавказа – горцы (официальное название многочисленных и очень различных по культуре, языку, религии северокавказских народов): осетины, абхазы, адыги, чеченцы, ингуши, лакцы и многие другие (работа с рисунками, изображающими кавказских горцев.Слайд 2)). В начале XIX веке эти народы переживали период разложения родового строя. В этот период с ними и столкнулась Российская империя. Попробуем рассмотреть причины этого столкновения.

Причины Кавказской войны

Учащимся предлагается ознакомиться с некоторыми фактами и мнениями (текст раздается перед уроком), соотнеся их с картой, и на основе их анализа самостоятельно сформулировать причины войны. Учащиеся с низкой мотивацией знакомятся с причинами в учебнике.

Текст

Ознакомьтесь с некоторыми фактами и мнениями и на основе их анализа самостоятельно сформулируйте причины войны.

1.Россия, Турция и Персия претендовали на владычество над Кавказом, который издавна считался воротами из Азии в Европу.

2.Осетия приняла подданство России в 1774 г., Чечня – в 1781 г.

3.В 1801 году Грузия приняла подданство Российской империи.

4.В 1804-1813 гг. Россия вела войну с Персией, в 1806-1812 гг. – с Турцией. Обе войны закончились победой России. Кавказ отошел к сфере влияния России. Народы Кавказа как бы автоматически отошли к России. Ее намерения, казалось бы самые благородные: распространить среди горцев законность и просвещение, прекратить междоусобные войны ,набеги.

5.Армянский писатель Х. Абовян считал присоединение Армении к России “счастливым веком” и “прекрасной весной” для армянского народа.

6.А.П. Ермолов, командир Отдельного Кавказского корпуса: “Я терпеть не могу беспорядков, а паче не люблю, что и самая каналья, каковы здешние горские народы, смеют противиться власти государя”.

7.Писатель Броневский в книге “Кавказцы” (1823 г.) описывал, как чеченцы, переправившись через Терек, ждали по два-три дня у дороги, хватали офицера или купца, привязывали к бревну и переправляли к себе. На выкупе они зарабатывали большие деньги.

8.По свидетельству историка Н.А.Смирнова, начиная с 16 века турки ежегодно вывозили с Кавказского побережья более 12тыс. рабов. На невольничьих рынках за девушку платили от 800 до 1500 рублей серебром, за мальчика-до 500 рублей. Этот бесчеловечный промысел-торговля людьми - стал для горцев традиционным источником доходов.

Формулируются основные причины войны и записываются в тетрадь (слайд 3)

  • Необходимость присоединения Северного Кавказа к России для территориального объединения с Закавказьем.

  • Стремление прекратить постоянные набеги горцев на территории Закавказья и русские поселения на Северном Кавказе.

  • Политика российской администрации, не учитывающая национальных особенностей горских народов.



Ход военных действий. Периодизация войны

Учитель: Считается, что Кавказская война началась в 1817 году, когда А.П. Ермолов начал планомерное наступление на Северном Кавказе, отвечая карательными экспедициями на каждый набег горцев и вводя в горских аулах российскую администрацию. Рассматривая характер военных действий, попытаемся выделить периоды Кавказской войны.

Учащимся предлагается, прочитать текст учебника (А.И.Кругов. Ставропольский край в истории России . Параграф 2-3) и работая с картой “Кавказская война (1817–1864)”, заполнить таблицу в тетради по периодам войны.

Учитель : Сколько периодов вы выделили? Какие это периоды?

    1. Прочитав стр. 16 , первый абзац, охарактеризуйте первый период? Кто был главным начальником Кавказского края? Сделайте запись в таблицу. Что является кульминацией первого периода?

ЕрмоловА.П.-проконсул Кавказа. (Сообщение учащегося о роли Ермолова в освоении Кавказского края, опережающее задание).

    1. Чем объясняется успех горцев на втором этапе войны? Что такое “мюридизм”, “газават”? Что такое “теократическое государство”? (Работа над понятиями с использованием слайда 4)

Далее следует выступление учащегося, посвященное некоторым интересным фактам из биографии Шамиля (опережающее задание)

Основные события 2 периода войны:

В ходе ответов на вопросы содержание таблицы корректируется на доске, принимая следующий вид(слайд 6)

Периоды

Основные события

1817-1834

Борьба России с разрозненными племенами горцев под руководством генерала Ермолова; карательные экспедиции русских войск и уничтожение их селений; основание крепостей; запрет работорговли. Но покорить не смог, назревала национально-освободительная война.

1834-1859

Борьба с имаматом Шамиля:-1837г.подчинение Шамилем Чечни и Аварии;

-1840г.- захвачен Дагестан;

-совершение карательных экспедиций русскими войсками, 1853г.вытеснение Шамиля из Чечни, переход к новой тактике.

1859-1864

Распад имамата, отход части горцев от движения; сочетание князем Барятинским А.И. наступательной тактики с хорошим знанием традиций и обычаев, умение договариваться со знатью ; 1859 г. Занятие Нагорного Дагестана и Чечни, битва у Ведено; Пленение Шамиля у аула Гуниб; 1864 г. Вхождение Сухумского округа - завершение присоединения Северного Кавказа к России, конец войны.

Допматериал:1859г. Шамиля вместе с сыном, в карете царского наместника , доставили в Ставрополь, для нег устроили праздничный фейерверк, а затем бал на вокзале железнодорожном. К полному удивлению имама никто не видел в нем врага, его удивили чудеса цивилизации, его сын Кази Магомед даже спросил: «Неужели Ставрополь лучше Петербурга?». Александр 2 назначил Шамилю 20тысяч рублей ежегодно, его поселили в Калуге. В 1870 г. Император отпустил Шамиля в Мекку. Глубоким стариком он совершил свой последний хадж - подвиг благочестия. Там он и умер в 1871г., похоронен в Медине, городе пророка.

Итоги войны

Учитель: Итоги войны противоречивые: в течение почти полувековой войны на Кавказе Россия потеряла 77 тысяч человек, такого количества боевых потерь Россия не знала со времен войны 1812 года. По всей вероятности, не меньшими были и потери горцев. До семисот тысяч горцев, не желая смириться с потерей независимости , переселились в Турцию, многие из них погибли в пути или попали в рабство. Стоила ли война этих жертв?

В ходе беседы формулируются основные результаты войны. Формулировки записываются в тетрадь:

  1. Массовая эмиграция горцев с Кавказа.

  2. Ликвидация самоуправления у горских народов.

  3. Окончание междоусобных войн на Северном Кавказе и уничтожение рабства.

  4. Развитие торговли, промышленности, оживление хозяйственной жизни Северного Кавказа.

  5. Закрепление России в стратегически важном Кавказском районе, соединение территории России с Арменией, Азербайджаном и Грузией.(слайд 7)

Вывод учителя: С точки зрения развития Российской государственности присоединение Северного Кавказа укрепило международное положение России и способствовало ее дальнейшему экономическому развитию. Однако проблемы горцев российская администрация решала волевыми методами, что не могло не отразиться на отношении горских народов к России.

Заключение

Учитель: Ошибки царского правительства повторяли и органы советской власти, и власти новой России. В результате мы имеем затянувшийся конфликт в Чечне и нестабильность на Северном Кавказе вообще. Как вы думаете, есть ли что-то общее между войной современной и Кавказской войной?

Учитель: Сегодня часто можно услышать мнение о том, что правильнее было бы не восстанавливать конституционный порядок на Кавказе, а предоставить ему независимость. Как вы думаете, правильно ли это?

Мнения разделяются, но большинство учащихся не могут аргументировано доказать свою точку зрения. Учитель может предложить свои положения.

Учитель: Ясно, что военные методы применительно к Северному Кавказу не дают ожидаемого результата. Народы Кавказа связаны с Россией многовековой историей, но и Россия без Кавказа не может быть сильной и процветающей. Мирное сосуществование невозможно без понимания интересов друг друга. И Кавказская война, “выигранная” в 1864 году и не приведшая к победе, реально может служить уроком для современников.

Домашнее задание стр.179-182, п.2-3 записи в тетради

Используемая литература

  1. Ставропольский край в истории России. А.И.Кругов. Ставрополь 2001г.

  2. Данилов А.А. Косулина Л.Г. Поурочные разработки к учебнику “История России. XIX век”. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2010г.

  3. История народов Северного Кавказа с древнейших времен до конца XVIII в. – М.: Наука, 1988г.

Аспектный анализ урока «», проведенного в 10 классе


Тема урока «Кавказская война 1817-1864г.г. Региональный компонент ».

Аспект: целесообразность и эффективность применения средств ИКТ на уроке

Цель анализа: проследить, каким образом учитель использует ИКТ на всех этапах урока

Ф.И.О. Иванова Н.И.

Класс: 10

Тип урока: урок изучения нового материала с использованием ИКТ на всех этапах урока.

Форма проведения: урок изучения нового материала.

Межпредметные связи:

  1. Литература

  2. География

  3. Искусство

Оборудование урока:

  • Презентация

  • Раздаточный материал (карта Кавказской войны (1817-1864. Исторические документы).

  • Проверочный тест

  • История России, 10 класс, автор В.И.Буганов, П.Н.Зырянов, А.Н.Сахаров. Москва, «Просвещение», 2011 г.

  • Ставропольский край в истории России. А.И.Кругов. Ставрополь 2001г.

Введение в анализ урока

  • Урок дан в соответствии с тематическим планированием

  • Тема «Кавказская война» мировоззренческая, позволяющая формировать у учащихся нравственные и гражданские качества личности

  • Использование компьютерной презентации оправданно



Цели урока

  • Выяснить вместе с учащимися причины, ход и последствия Кавказской войны

  • Обратить внимание учащихся на исторические процессы, их взаимосвязь и взаимозависимость(сравнительный анализ)


  • Развивать наглядно-образное и логическое мышление, способствовать активизации творческого потенциала учащихся


Задачи урока

  • Актуализация знаний и умений учащихся по теме «Внешняя политика России в 19 веке»

  • Продолжение формирования чувства уважения к народам РФ

  • Отработка навыков работы с литературно-историческими источниками, картами и схемами, понимания исторических процессов

  • Формирование умения слушать одноклассников

  • Закрепление умений сравнивать, выделять главное, анализировать, делать выводы, обобщать, строить высказывание


Этапы урока

1 Этап

  • Введение в тему через ассоциации (Экспозиции Зала Боевой Славы)

  • Проблемное задание: «Что объединяет войны на Кавказе 19 и 20 веков

2 этап

  • Актуализация знаний по теме «Внешняя политика России на Кавказе»


- из истории России

- из русского языка

  • Проблема – Почему в 19 веке началась такая продолжительная ожесточенная война на Кавказе?

Формы работы: мозговой штурм, работа с историческим текстом и картой

Компьютер в руках учителя выступает в роли подсказчика и проверяющего


  • Проблема – Какие периоды можно выделить в войне?

Формы работы: мозговой штурм, творческое задание, работа с картой и схемой и текстом из учебного пособия.

Компьютер помогает учителю объяснить задание, делает доступной схему


  • Проблема – Что общего можно выделить в характеристиках двух великих личностей: Ермолова и Шамиля?

Формы работы: Сообщения учащихся из дополнительной литературы, работа с иллюстративным материалом.


  • Проблема – Какой ценой была одержана победа? Последствия войны.

Формы работы: работа с картой, текстом из учебного пособия и дополнительной информацией.

Компьютер помогает учителю объяснить задание, делает доступной карту, дополнительную информацию.



3 этап (заключительный)

  • Форма работы: тестовое задание с использованием компьютера (цель – активизация мыслительной деятельности, проверка и закрепление изученного материала)

Стержень урока: Есть ли что-то общее между современными военными событиями на Северном Кавказе и Кавказской войной 19 века?

.

Роль компьютера на уроке

  • Работает для учителя и учащихся на всех этапах урока

  • Обсуждаемые проблемы выносятся на компьютер. Учитель, используя компьютер, активно помогает учащимся разобраться в сути вещей, сравнить, проанализировать, сделать выводы, увеличивает процент наглядности.

  • Учителю компьютер - подсказчик, позволяющий четко реализовать замысел урока и соблюсти логику изложения материала, богато иллюстрировать материал, все это способствует повышению уровня усвоения материала учащимися.

  • Компьютер позволяет сделать урок динамичным .




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!