Употребление предлогов в речи. Практикум.
Цель: формировать умение правильно употреблять предлоги, составлять словосочетания с предлогами;
Задачи:
Цели урока:
Образовательные:
Обобщение и систематизация сведений о предлоге как части речи
Повторение орфограмм, связанных с правописанием различных частей речи
Употребление предлогов в речи.
Активизация словаря учащихся.
Закрепление умения находить предлоги и ставить знаки препинания при них; умения отличать предлоги от самостоятельных частей речи
II.Воспитательные:
1.Воспитание любви к русскому языку , литературе и театру
2.Формирование навыков контроля и самоконтроля.
3. Формирование познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении поисковых задач.
III. Развивающие:
1.Развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык.
2.Развитие умения аргументировать, доказывать.
3. Расширение кругозора, познавательного интереса.
4. Развитие умения выделять главное, сравнивать, обобщать, структурировать.
Тип урока:
Урок закрепления изученного материала.
Форма проведения: работа в группах
Ход урока
Оргмомент.
Здравствуйте, ребята. Садитесь.
Известный французский ученый Луи де Бройль сказал: «Знания – дети удивления и любопытства». Надеюсь, сегодня на уроке ваши любознательность и находчивость помогут открыть новые знания.
Запишите в тетрадях число, классная работа, оставьте строчку для темы.
Мотивация.
Разгадайте ребус.
- Правильный ответ «успех» и «учение». Желаю вам сегодня успехов в учении.
2) Чтение стихотворения «Предлог» (Приложение 2, рассказывает наизусть подготовленный учащийся).
Мы расскажем просто так,
Что он делает и как.
В предложении на службе
С падежом всегда он в дружбе,
На него показывает
И слова все связывает.
Тема урока – Предлог»(запись темы урока в тетради)
Прием «Домысливание».
Давайте поставим цели. (Цель урока определяется совместно с учащимися).
Определим учебную задачу, исходя из актуальности изучения темы «Предлог» (повторим, изучим, узнаем,
3. Постановка целей урока
Повторим- знать нормы употребления существительных с предлогами.
-правильно использовать предлоги в речи.
Фронтальный опрос
1 На какие разряды делятся предлоги?
2 На какие две группы делятся предлоги по строению?» (По значению предлоги делятся на разряды: пространственные, временные, причинные, образа действия, целевые, дополнительные)
3 На какие группы делятся предлоги по происхождению?
(Производные и непроизводные)
Как образуются производные предлоги?
(Производные предлоги образуются от самостоятельных частей речи путем утраты ими своего значения и морфологических признаков).
Как отличить производный предлог от другой части речи?
Вывод : Каждый предлог употребляется для выражения какого-то значение, например следствия или причины. Для этого он связывает определённые части речи с предложении или словосочетании.
В русском языке есть как синонимичные предлоги, так и антонимичные.
- Что это значит? (Синонимичные- взаимозаменяемые)
Антонимичные- противоположные
* Соединить синонимичные предлоги стрелками (на интерактивной доске выведены предлоги в два столбика).
Предлагаемые предлоги:
возле | после |
позади | около |
ради | за |
внутри | из-за |
потом | для |
несмотря на | в |
Ответы: возле - около; позади – за; ради – для; внутри – в ; потом – после; несмотря на – из-за.
Составьте словосочетания, используя эти предлоги.
Ехать в поезде= ехать на поезде, брать воду с колодца= брать воду из колодца
Пришел из школы- пришел в школу. уйти на работу- уйти с работы
Физ.минутка
С при- приставкою-присесть.
С по- приставкою- подняться и немного покачаться.
С под- подпрыгнуть, подмигнуть.
С вы- вытягиваем руки.
С о –опустим их опять.
Вот и всё. Настало время.
С за- зарядку завершать.
4.Изучение нового материала 5 минут
Учитель: Действительно, предлоги помогают нам выразить в предложении то, или иное значение.
Однако, у одного предлога может быть несколько значений.
Сравните предложения и назовите их значения:
Забыл на кресле (пространственное значение),
Отлучился на минуту (временное значение),
Поверить на слово (значение образа действия).
Ученик: Один предлог может выражать разные значения.
Учитель: Действительно, есть предлоги, которые выражают несколько значений. Предлоги могут быть однозначными (из-за) и многозначными (с).
Предлоги употребляются либо с одним падежом (благодаря, согласно, вопреки) или с несколькими падежами.
Многозначные предлоги – предлоги, которые могут выражать разные значения, употребляясь с несколькими падежами
Т.о. в разных падежных конструкциях и с разными падежами предлоги могут иметь разные значения. Например, у предлога по «Словарь русского языка» С.И.Ожегова выделяет 15 значений; Большой академический словарь русского языка приводит более 30 значений предлога на.
Учитель: Употребление предлогов в речи привычно настолько, что мы часто не задумываемся, а правильно ли мы говорим, правильно ли используем предлоги в своей речи. Иногда бывает так, что их употребление ошибочно.
Обратите внимание:
Очень части нам приходится слышать фразу
«Оплатите за проезд!»
Однако, этот вариант является ошибкой
Правильными вариантами будут «Заплатите за проезд!» или «Оплатите проезд!»
5.Практическая деятельность
Учитель: Сейчас мы потренируемся на нескольких заданиях правильно употреблять и использовать предлоги по значению.
Задание №3. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы в сочетаниях слов.
Пришел (из, со) школы, вышел (из, с) класса, сделал (по) окончани.. работы, поступил (во) преки вол… отца, смог благодаря усерди.., выполнил согласно распоряжени.., скучает по (вы) , скучает по (он), вышел (из, из-за) угла дома, выскочил (из, из-под) земли.
ПРАВИЛЬНО
Пришёл из школы, вышел из класса, сделал по окончании работы, поступил вопреки воле отца, смог благодаря усердию, выполнил согласно распоряжения, скучает по вам, скучает по нему, вышел из-за угла дома, выскочил из-под земли,
2. Оценка результативности урока.
Выразите понимание темы “Предлог как часть речи” через составление синквейна.
Прием “Синквейн”.
Стихотворение из 5 строк, которое пишется по определенным правилам:
1 строка – одно существительное. Это тема синквейна.
2 строка – два прилагательных, раскрывающих тему синквейна
3 строка – три глагола, описывающих действия по теме синквейна.
4 строка - одно предложение, выражающее свое отношение к теме.
5 строка – одно слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяющее выразить к ней личное отношение.
. Оценивание работы.
- Дайте самооценку работы. Какие оценки вы поставите лично себе, группе. (Учитель предлагает поработать с листом оценивания)
Устная рефлексия.
Интересным показалось ...
Полезным было .....
Мне трудно было.....
Я понял....
Я справился с заданиями....
Я выполнил
Учитель: Наша работа сегодня подошла к концу! Были ли достигнуты поставленные нами задачи?
Спасибо Вам за ответы. После урока я попрошу вас наклеить маску вашего настроения на лист рефлексии- белая маска- положительная, а чёрная- отрицательная.
Давайте посчитаем количество баллов в каждой команде!
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! ВСЕГО ДОБРОГО!
Лист оценивания
Прием “Инсерт”
.Пометки на полях:
V - уже знал ранее
+ - новое для меня
- - думал иначе
? – не понял, есть вопросы
п/п | Задания | Отметка |
1 | Кластер | |
2 | Соединение синонимичные предлоги | |
3 | Деление на группы | |
4 | Раскрытие скобок, вставление букв в сочетании слов | |
5 | Синквейн | |