СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по русскому языку в 6 классе по теме «Глагол как самостоятельная часть речи»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок по русскому языку в 6 классе по теме «Глагол как самостоятельная часть речи»»

Урок по русскому языку в 6 классе по теме «Глагол как самостоятельная часть речи»


Цель деятельности учителя: расширить представление о глаголе как о самостоятельной части речи, его морфологических признаках,

синтаксической роли в предложении и значении в речи.


Планируемые результаты обучения:


Личностные:

- осознает эстетическую ценность русского языка как части культуры русского народа, базовых российских гражданских ценностей;

- испытывает потребность в дружеском отношении между членами временной учебной группы в целях решения поставленных задач,

испытывает желание помочь всем членам группы.


Метапредметные:

- демонстрирует приемы отбора и систематизации материала по теме урока;

- ведет самостоятельный поиск информации;

- преобразует информацию (словесную в графическую, составляя кластер);

- правильно формулирует вопросы, приводит варианты ответов на вопросы;

- доказывает правильность своих суждений, делает выводы.


Предметные:

- различает глагол среди других самостоятельных частей речи;

- различает видовые пары глаголов, глаголы совершенного и несовершенного вида;

- правильно употребляет глаголы в речи в соответствии с нормами русского литературного языка;

- обобщает материал о глаголе;

- обогащает свой словарный запас.


Тип урока: урок усвоения новых знаний с опорой на имеющиеся знания.


Методы и формы обучения: эвристический; индивидуальная, групповая.




1.Организационный момент, мотивация учащихся на работу:


А) постановка учебных целей и задач;




Б) проверка домашнего задания.

ВКЛЮЧЕНИЕ В ДЕЛОВОЙ РИТМ

Ты улыбкой, как солнышком, брызни,
Выходя поутру из ворот.
Понимаешь, у каждого в жизни
Предостаточно бед и забот.
Разве любы нам хмурые лица
Или чья-то сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться
И ответную искру зажечь.

– Вы талантливые ученики, у вас обязательно всё получится. Приступим.


Что без меня предметы?
Лишь названия.
А я приду – 
Всё в действие придёт.
Летит река.
Люди строят здания.
Цветут сады.
И хлеб в полях растёт.

- О какой части речи говорится в стихотворении?

- Вы согласны с тем, что глагол всё в действие приводит?

-Давайте запишем в тетради дату и тему урока.

- С глаголом мы уже знакомились, а сегодня нам предстоит расширить знания о глаголе, а значит цели нашего урока…


(Примерные ответы: вспомните всё, что мы знаем о глаголе; уметь находить глаголы и отличать их от других частей речи; узнать что-то новое о глаголе.


Готовятся к работе, слушают учителя и участвуют в диалоге.

Демонстрируют готовность к уроку


А) повторение теории

ЗАДАНИЕ

Выпишите из стихотворения глаголы, устно задайте к ним вопросы. Определите их морфологические признаки: вид, время, лицо, число, спряжение).


1. УПРАЖНЕНИЕ «ВЕРНО – НЕВЕРНО»

(проверяю знание теоретического материала)

1. Глагол – это служебная часть речи.

2. Глагол обозначает действие предмета.

3. Все глаголы изменяются по лицам, числам и родам.

4. Глагол отвечает на вопросы что делать? что сделать?

5. Глагол – склоняемая часть речи.

6. В предложении глагол чаще всего бывает сказуемым.

7. Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида.

8. У глаголов есть суффиксы - ся и - сь.


(Контролирую и направляю работу учащихся).



– Мы приступаем к изучению самой “живой”, “динамичной” части речи. Она яркая, эмоциональная, придаёт нашей речи движение, действие.

Интересная часть речи

В русском языке живёт.

Кто что делает, расскажет:

Чертит, пишет, иль поёт.

Вышивает или пашет,

Или забивает гол,

Варит, жарит, моет, чистит –

Всё расскажет нам … (глагол).


Сообщение подготовленного ученика.

– Название «глагол» происходит от старославянского слова «глаголить – говорить». Одним из значений слова «глагол» в древнерусском языке было «слово», «речь вообще». Именно в этом смысле употребил его А.С. Пушкин в стихотворении «Пророк»: «Глаголом жги сердца людей».

ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС

– Как вы понимаете эти слова?

– Слово «глагол» – многозначное. Давайте обратимся к толковому словарю. Найдите словарную статью «глагол». Сколько значений у слова «глагол»? В каком значении употребляется оно в высказывании Пушкина?

– Уже в самом названии подчеркивается его особая значимость. Глагол как часть речи обозначает «процесс». С помощью глагола мы узнаем, как всё в этом мире движется, говорит, меняет краски, как звучит, как чувствует себя. Языковедами глагол выделяется как самая сложная и емкая самостоятельная часть речи. По подсчетам ученых, глагол занимает второе место (после существительного) по частоте употребления в речи.

ЗАРЯДКА ДЛЯ УМА «КТО ЧТО ДЕЛАЕТ?»

Повар - ..., врач - ..., учитель - ..., ученик -..., баянист - ..., художник - ..., портниха - ..., продавец - ..., пекарь -.., ветер -..., гром - ..., молния -.., трава -.., дождь - ..., огонь - …, солнце - ..., вода - …

(Готовит, лечит, учит, учится, играет, рисует, шьёт, продаёт, печёт, воет, гремит, сверкает, растёт, идёт, горит, греет, течёт).


Отвечают на вопросы, строят понятные для партнера высказывания, осознают недостаточность знаний для полного ответа.


Найдите конец пословиц. Запишите правильно.

  1. Кто умеет веселиться, …

1. тот должен много трудиться.

  1. Не плюй в колодец -…

2. Который ничего не боится.

  1. Не надо хвалиться,…

3. Коли не знаешь, как рожь родится.

  1. Кто любит трудиться,…

4. Тому без дела не сидится.

  1. Кто хочет от жизни толку добиться,…

5. Того горе боится.

  1. Нечего тому страшиться,…

6. Пригодится воды напиться.


Запишите предложения, объясните написание -тся,-ться. Объясните смысл понравившихся пословиц.


Формулируют ответы на вопросы, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с одноклассниками и учителем делают выводы, обсуждают ответы товарищей.


Знают правописание -тся и -ться, умеют применять полученные знания на практике.


Делают зарядку, повторяя движения за героем ролика.

Личностные: получает установку на здоровый образ жизни.


Сказка про одуванчики

(Встало, взошло, поднялось) весеннее солнышко. Умылось оно теплым дождем и пошло (шагать, гулять) по небу. (Взмахнуло, встряхнуло) солнышко золотым рукавом. (Брызнули, покатились, посыпались) солнечные пылинки. (Засветились, засверкали, заискрились, заблестели) на земле маленькие желтые огоньки – одуванчики.

Зима (пряталась, скрывалась, таилась) в дремучем лесу. (Выглянула, посмотрела) она. В траве блестели миллионы маленьких солнышек. (Разозлилась, разгневалась, рассвирепела) зима. (Закрыла, запорошила) она снегом веселые огоньки и (скрылась, ушла, убежала) на север.

Так теперь одуванчики сначала в желтом платье (ходят, гуляют, щеголяют), а потом белую пушистую шубку надевают. (По Н. Толмачевой)


Слово о словах

Когда ты хоч..ш(?) молвить слово, 
Мой друг, подумай – (не) спеши. 
Оно быва..т то сурово, 
То рождено теплом души. 

Оно то жаворонком вьет(?)ся, 
То медью траурной поет. 
Покуда слово сам (не) взвесиш(?), 
(Не) выпускай его в полет. 

Им можно радости пр..бавить 
И радость людям отр..вить. 
Им можно лед зимой ра..плавить 
И камень в крошку ра..долбить. 

Оно одар..т иль ограб..т. 
Пусть ненароком, пусть шутя. 
Подумай, как бы им (не) ранить 
Того, кто слуша..т тебя.

(Владимир Солоухин


Задание: Прочитайте выразительно стихотворение. Выпишите глаголы, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Объясните "ошибкоопасные» места». Устно задайте к глаголам вопрос.

Выполняют упражнение, отвечают на вопросы, объясняют орфограммы, задают вопросы к глаголам.


II-й вариант

Образец. Смешной, смешить, смех, смешно, смеющийся, смеясь – (что делать?) смешить.

Желтый, желтеть, желтеющий, желтея, желтизна; солёный, соль, солить; пена, пенный, пенясь, пенящийся, пениться; мороз, морозный, морозить, морозно; здоровый, здоровье, здороветь; молодость, молодой, молодеть; двигаясь, движущийся, движение, двигаться, двигатель, двигается.


– Перед вами лежат карточки для взаимопроверки. Переверните их. Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте его работу.


Лист взаимопроверки


I-й вариант

Зеленеть, кричать, салютовать, читать, белеть, славить, славится, улыбаться.

II-й вариант

Желтеть, солить, пениться, морозить, здороветь, молодеть, двигаться, двигается.


























































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!