3 | Самоопределение к деятельности. Цель: определение темы и плана урока (5 мин) | Словесные: беседа Наглядные: презентация, . | У меня в руках кусочек пластилина. Что я могу с ним сделать? Из одного кусочка мы сначала можем сделать колбаску, а потом смять её и слепить шарик. А что еще можно слепить? Как скзать одним словом: что меняет кусочек пластилина? В моих руках кусочек пластилина каждый раз меняет свою форму, так же мы и мы поступаем со словами, когда используем их в речи. Как вы думаете у слова есть форма? Тема нашего урока «Слово и его формы» Чему бы вы хотели научиться на этом уроке? Что узнать? Давайте поставим перед собой цели План урока: 1.узнать, что такое форма слова. 2.закрепление изученного. Возьмите листочке и поставьте галочку там, что говорит о ваших знаниях по этой теме на данный момент. | . Узнать, что такое форма слова Научиться пользоваться этим термином. | Фронтальный Индивидуальный | - |
4 | Открытие новых знаний (10-15 мин) | Словесные: бесед, объяснение Наглядные: учебник | Откройте учебник на стр 57 упр 147 (слайд) Это разные слова или нет? Выделите те части, которые указывают на различия в значении слов каждого столбика Что нам поможет разобраться в этой теме? - Откройте Ваши учебники на странице 49. Найдите упражнение 148. (сначала читают про себя, затем 1 ученик) -Что же было записано в столбиках на слайде? -Прочитайте первые слова каждого столбика слов. Это начальные формы слов. - Почему начальную форму так назвали? Выполним упражнение 149. Прочитайте задание про себя. Кто прочитает вслух? -Прочитайте первый столбик. -Прочитайте второй столбик. -В каком столбике собраны родственные слова, а в каком изменения, формы одного слова? Почему вы так считаете? -Запишите сначала столбик с формами одного слова, а потом с разными словами. -Какую букву будем писать? Первое слово начинаем писать с заглавной буквы. -Какая часть объединяет родственные слова и формы слова -Вспомните секрет корня. -Выделите эту часть (корень) -Выделите и те части, которыми различаются слова. -В каждом слове отметьте основу. -Итак, чему мы учились, выполняя это упражнение? -Какой вывод можем сделать о родственных словах и формах одного слова? -Когда у слов различны основы или какие-то их части – это чаще всего разные слова. Когда различны окончания – это формы одного слова. Найдём упражнение 152. Прочитайте задание про себя. Кто прочитает вслух? -Какие слова будете записывать в первый столбик (разные слова)? Показывайте строение слов. -Какие слова будете записывать во второй столбик (формы одного слова)? -Слова каких частей речи у вас записаны? (подпишите) -Чему учились, выполняя это упражнение? | Это одни и те же слова, но они изменяются п падежам, числам. Нам может помочь информация в учебнике. На слайде записаны формы слов. Потому что это первое слово, сначала появилось оно, а потом и другие слова. Т.е. с него всё «начиналось». Один ученик читает задание вслух. В первом столбике собраны формы одного слова, а во втором родственные слова. Потому что у слов в первом столбике изменяется только окончание, а у слов во втором столбике есть ещё окончания, суффиксы, приставки. объединяет корень. -Корни родственных слов пишутся одинаково. Выделяют окончание, суффикс, приставку. Если у слов различны только окончания, то это формы одного слова. В первый столбик будем записывать слова: дорожная, придорожная, подорожник, дорожка, Во второй столбик будем записывать слова: дорога, дороги, на дороге. Мы записали имена существительные и прилагательные. Учились отличать разные слова от форм одного слова. | Фронтальная Индивидуальная | Устный опрос |
Включение в систему знаний | Словесные: беседа, объяснение Наглядный: карточки Практические: выполнение заданий. | Работа в команде (правила работы) Сейчас каждому ряд выдается лист, где записаны существительные. Чей ряд быстрее образует начальную форму прилагательного, тот и победит. На каждую парту по 2 слова (правила работы в парах). На какой вопрос отвечает начальная форма прилагательного? На этот вопрос дети не дадут тебе ответ, потому чтооб этом ещё нет никаких сведений Лучше взять только имена существительные Река- Радость - Молоко- Доброта- Звезда- Храбрец- Книга- Старик- Ночник- Голод- | | какой? | Фронтальная Работа в команде, в парах | Устный опрос |
Итог урока и рефлексия Цель: обобщение материала, оценка учащихся свой работы на уроке. (2-3 мин) | Словесный: беседа Наглядный: презентация, сигнальные карточки. | -Какую тему сегодня изучали? -Какие цели ставили на урок? - Достигли ли мы наших целей? - А что нам помогло? -Что такое форма слова? -Как называется форма слова, с которой начинаются его изменения. -Чем чаще всего различаются формы одного слова? -Когда у слов различны основы или какие-то их части – это разные слова или формы одного слова? -А когда различны окончания? Возьмите листочек и поставьте галочку, какие ваши знания на данную тему к концу урока. | «Слово и его формы». Форма слова -это все его изменения Форма слова, с которой начинаются его изменения, называется начальной. -Формы одного слова чаще всего различаются окончаниями. Когда у слов различны основы или какие-то их части – это разные слова. Когда различны окончания – это формы одного слова. | | |