СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по русскому языку в 3 классе "Слово и его формы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок по русскому языку в 3 классе "Слово и его формы"»

Тема: «Слово и его формы»

Цель: создание условий для формирование представлений учащихся о различии форм слова и родственных слов.

Тип урока: Открытие новых знаний

Планируемые результаты: Предметные: Знать, что такое форма слова, различие форм слова и родственных слов; уметь различать форму слова.
Личностные: Осознавать, что понимание частей речи– обязательное условие их умелого использования в устной и письменной речи.
Метапредметные:

Регулятивные: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Коммуникативные: Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме.
Познавательные: Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.
- Личностные УУД: Ориентация на социальные, учебно-познавательные и личностные мотивы, на понимание причин успеха и неудач в учебной деятельности. Готовность пользоваться приобретёнными знаниями и совершенствовать умения; осознание значимости понимания значения слова для решения задач письма.

- Регулятивные УУД: Осознавать, принимать и сохранять учебную задачу, учитывать коллективно выделенные ориентиры действия в новом учебном материале, планировать и выполнять учебные действия. Контролировать ход и результаты деятельности (своей и чужой); использовать речь для регуляции своих действий.

- Коммуникативные УУД: Участвовать в коллективном поиске, в совместном решении задач, в парной работе; распределять роли, договариваться и принимать общее решение; проверять друг друга; понимать затруднения другого, оказывать поддержку и помощь. Строить понятные для партнёра высказывания; отвечать на вопросы, слушать ответы других. Пересказывать и создавать небольшие тексты повествовательного характера, строить короткие деловые сообщения, в том числе на основе обобщающих таблиц, схем.
- Познавательные УУД: Осознавать общий способ решения задач, понимать необходимость новых знаний для применения этого способа в конкретных ситуациях; черпать необходимую информацию из учебника, при этом понимать информацию, представленную как словесно, так и знаково-символическими средствами, в том числе в виде моделей и схем, использовать приобретённую информацию для решения задач. Переносить имеющиеся знания и умения в новые условия, действовать по аналогии. Осуществлять анализ языкового материала, моделировать выводы, использовать их в практических целях; устанавливать причинно-следственные связи, обобщать полученные сведения. На основе выводов и обобщений проводить синтез, сравнение, классификацию и группировку материала, подбирать свои примеры.

Оборудование: телевизор, ноутбук, классная доска, учебник, рабочая тетрадь, раздаточный материал.

Этап урока

Методы и приёмы

обучения

Деятельность учителя

Деятельность

уч-ся

Формы работы

Виды контроля

1

Мотивационный этап


Словесные: беседа


Здравствуйте, дети. Проверьте свою готовность к уроку.

Приветствие, проверяют готовность к уроку.

Фронтальная

-

2

Актуализация знаний и фиксация затруднений

Минутка чистописания

Цель: повторение пройденного материала, отработка навыков письма (5-7 мин)

Словесные: беседа

Наглядные: доска












3

Самоопределение к деятельности.



Цель: определение темы и плана урока (5 мин)

Словесные: беседа

Наглядные: презентация, .

У меня в руках кусочек пластилина. Что я могу с ним сделать?

Из одного кусочка мы сначала можем сделать колбаску, а потом смять её и слепить шарик. А что еще можно слепить?

Как скзать одним словом: что меняет кусочек пластилина?

В моих руках кусочек пластилина каждый раз меняет свою форму, так же мы и мы поступаем со словами, когда используем их в речи.

Как вы думаете у слова есть форма?

Тема нашего урока «Слово и его формы»

Чему бы вы хотели научиться на этом уроке? Что узнать?

Давайте поставим перед собой цели

План урока:

1.узнать, что такое форма слова.

2.закрепление изученного.

Возьмите листочке и поставьте галочку там, что говорит о ваших знаниях по этой теме на данный момент.



.



Узнать, что такое форма слова

Научиться пользоваться этим термином.

Фронтальный

Индивидуальный

-

4

Открытие новых знаний

(10-15 мин)


Словесные: бесед, объяснение

Наглядные: учебник




Откройте учебник на стр 57 упр 147

(слайд)

Это разные слова или нет?

Выделите те части, которые указывают на различия в значении слов каждого столбика

Что нам поможет разобраться в этой теме?



- Откройте Ваши учебники на странице 49. Найдите упражнение 148. (сначала читают про себя, затем 1 ученик)



-Что же было записано в столбиках на слайде?



-Прочитайте первые слова каждого столбика слов. Это начальные формы слов.

- Почему начальную форму так назвали?















Выполним упражнение 149.

Прочитайте задание про себя. Кто прочитает вслух?

-Прочитайте первый столбик.

-Прочитайте второй столбик.

-В каком столбике собраны родственные слова, а в каком изменения, формы одного слова?









Почему вы так считаете?

-Запишите сначала столбик с формами одного слова, а потом с разными словами.

















-Какую букву будем писать? Первое слово начинаем писать с заглавной буквы.

-Какая часть объединяет родственные слова и формы слова



-Вспомните секрет корня.

-Выделите эту часть (корень)







-Выделите и те части, которыми различаются слова.

-В каждом слове отметьте основу.



-Итак, чему мы учились, выполняя это упражнение?





-Какой вывод можем сделать о родственных словах и формах одного слова?



-Когда у слов различны основы или какие-то их части – это чаще всего разные слова. Когда различны окончания – это формы одного слова.







Найдём упражнение 152. Прочитайте задание про себя. Кто прочитает вслух?



-Какие слова будете записывать в первый столбик (разные слова)? Показывайте строение слов.

-Какие слова будете записывать во второй столбик (формы одного слова)?



















-Слова каких частей речи у вас записаны? (подпишите)







-Чему учились, выполняя это упражнение?




Это одни и те же слова, но они изменяются п падежам, числам.

Нам может помочь информация в учебнике.



На слайде записаны формы слов.

Потому что это первое слово, сначала появилось оно, а потом и другие слова. Т.е. с него всё «начиналось».

Один ученик читает задание вслух.

В первом столбике собраны формы одного слова, а во втором родственные слова.

Потому что у слов в первом столбике изменяется только окончание, а у слов во втором столбике есть ещё окончания, суффиксы, приставки.











объединяет корень.

-Корни родственных слов пишутся одинаково.

Выделяют окончание, суффикс, приставку.

Если у слов различны только окончания, то это формы одного слова.







В первый столбик будем записывать слова: дорожная, придорожная, подорожник, дорожка,

Во второй столбик будем записывать слова: дорога, дороги, на дороге.

Мы записали имена существительные и прилагательные.

Учились отличать разные слова от форм одного слова.








Фронтальная

Индивидуальная


Устный опрос




Первичное закрепление


Физминутка

(1 мин)


Поднимите плечики, попрыгайте, как кузнечики. Выше, выше, высоко прыгай на носках легко. Повернитесь вправо, влево, приседайте вниз да вверх, вдох и выдох. Тишина. Поработать на пора.






Включение в систему знаний

Словесные: беседа, объяснение

Наглядный: карточки

Практические: выполнение заданий.

Работа в команде (правила работы)

Сейчас каждому ряд выдается лист, где записаны существительные. Чей ряд быстрее образует начальную форму прилагательного, тот и победит. На каждую парту по 2 слова (правила работы в парах).

На какой вопрос отвечает начальная форма прилагательного? На этот вопрос дети не дадут тебе ответ, потому чтооб этом ещё нет никаких сведений

Лучше взять только имена существительные





Река-

Радость -

Молоко-

Доброта-

Звезда-

Храбрец-

Книга-

Старик-

Ночник-

Голод-






какой?

Фронтальная

Работа в команде, в парах

Устный опрос

Итог урока и рефлексия

Цель: обобщение материала, оценка учащихся свой работы на уроке.

(2-3 мин)

Словесный: беседа

Наглядный: презентация, сигнальные карточки.

-Какую тему сегодня изучали?

-Какие цели ставили на урок?

- Достигли ли мы наших целей?

- А что нам помогло?

-Что такое форма слова?

-Как называется форма слова, с которой начинаются его изменения.











-Чем чаще всего различаются формы одного слова?









-Когда у слов различны основы или какие-то их части – это разные слова или формы одного слова?
-А когда различны окончания?

















Возьмите листочек и поставьте галочку, какие ваши знания на

данную тему к концу урока.

«Слово и его формы».

Форма слова -это все его изменения

Форма слова, с которой начинаются его изменения, называется начальной.

-Формы одного слова чаще всего различаются окончаниями.


Когда у слов различны основы или какие-то их части – это разные слова.


Когда различны окончания – это формы одного слова.









то


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!