Тема: «Самостоятельные и служебные части речи»
Цель урока: создавать условия для наблюдения учащихся за особенностями самостоятельных и служебных частей речи; научить учащихся различать самостоятельные и служебные части речи; показать, как работают служебные части речи.
Задачи:
Обучающие: наблюдение за особенностями самостоятельных и служебных частей речи. Подвести детей к восприятию служебных частей речи о том, какими возможностями они обладают, и какую роль выполняют; развивать умение изменять слова по образцу. Совершенствовать орфографические навыки учащихся.
Развивающие: учить обобщать и систематизировать полученные знания; совершенствовать навыки самостоятельной работы в парах, группах, применяя взаимоконтроль; развитие умения анализировать, обобщать, наблюдать. Развивать орфографическую зоркость.
Воспитывающие: способствовать формированию мотивации учащихся к учебной деятельности; воспитание познавательного интереса к предмету; помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности, значимость каждого ученика в образовательном процессе.
Личностные: ценностное отношение к умению различать самостоятельные и служебные части речи; осознание алгоритма учебного действия;
Регулятивные: умение применять и сохранять учебную цель и задачи; планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, высказывать своё предположение.
Коммуникативные: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, учитывать разные мнения, формулировать собственное мнение и позицию, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, умение задавать вопросы, формировать умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем; применять на себя ответственность за результат своих действий; учить наблюдать за действием партнёра.
Ход урока
1.Мотивация и стимулирование деятельности учащихся
- Посмотрите на экран. Слайд №1.
- Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке?
– Чему учимся на уроках русского языка?
– Зачем? Где могут пригодиться вам эти знания?
А девизом нашего урока будут слова из пословицы: Слайд №1.
"Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости".
-Как вы ее понимаете?
- Наши знания – это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаем и используем. Сегодня на уроке нам понадобится этот сундучок.
2. Чистописание Слайд №2.
Списать предложение, вставить пропущенные орфограммы и подчеркнуть главные и второстепенные члены предложения.
На ст . ле л . жат чистая т . тра . ь новенькая руч . ка.
3. Актуализация знаний.
- Прочитайте предложение. Слайд №3.
Деревья в лесу качаются от ветра.
- Найдите главные члены предложения.
– Как вы думаете, для чего нужны оставшиеся слова? Как их называют?
3.Постановка цели урока.
– Посмотрите на эти группы слов и найдите «лишнее» в каждой из групп. Выпишите их.
Посовещайтесь в парах. Слайд №4
Звери, зима, белка, мыши, натаскала, ёж
Проворная, отборные, маленькие, зёрна, сухие, трудолюбивые
Насушила, готовятся, строит, ловкие, запрятала.
4. Открытие новых знаний. Составим кластер. Работа в группах. Проверка на экране.
-Так какие задачи поставим перед собой и будем решать на уроке?
– А почему это нужно уметь делать?
- Посмотрите на экран и на доску. Слайд №6
солнце но под близко не и а но играть, веселый ты котик ярко в
- Как вы думаете, какая перед вами стоит задача?
- Подумайте, на какие две группы можно разделить эти слова?
- Как называются слова первого столбика? А как - второго?
- Кто из вас может дать определение каждой группе слов?
– Что надо сделать, чтобы определить, к какой части речи относится слово?
– Можно ли к служебным частям речи задать вопрос?
Посмотрите на экран. Слайд №7
-Как вы думаете, какая перед вами стоит задача?
- Из рассыпавшихся слов составьте предложение.
ребята катались лес лыжи горки
- Что происходит? Чего не хватает?
- Из группы слов выберите подходящие по смыслу слова и добавьте:
в, с, на, по, из, до
- Какой можно сделать вывод?
5. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности. Слайд №7
-Вспомните, какие задачи вы ставили на уроке, достигли вы их?
- Пригодятся ли эти знания нам в дальнейшем?
- Под каким девизом мы сегодня работали?
"Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости".
- Как, вы считаете, работали на уроке и, как усвоили материал. В какой сундучок положите знания с сегодняшнего урока.
-На все вопросы нельзя ответить на одном уроке, ещё многое предстоит узнать на последующих уроках.