СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по русскому языку по теме "Лингвистика как наука о языке. Место лингвистики в кругу научных дисциплин. Виднейшие учёные лингвисты и их работы."

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формировать и развивать ценностное отношение к совместной учебно-познавательной деятельности по определению и применению знаний о лингвистике и лингвистах.

Просмотр содержимого документа
«Урок по русскому языку по теме "Лингвистика как наука о языке. Место лингвистики в кругу научных дисциплин. Виднейшие учёные лингвисты и их работы."»

Урок 1 Лингвистика как наука о языке. Место лингвистики в кругу научных дисциплин. Виднейшие учёные лингвисты и их работы.


Технологическая карта урока _


Задачи:


Образовательные:

Обеспечить в ходе урока усвоение, повторение, закрепление основных понятий, а также научных фактов лингвистики.

Воспитательные:

Содействовать в ходе урока формированию основных мировоззрений , навыков общения, чувства долга перед памятью великих учёных, которые посвятили свою жизнь изучению науки русский язык.

Развивающие:

Развивать у студентов умение выделять существенное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать, логически излагать свои мысли. Развивать самостоятельность, используя проблемные ситуации, творческие задания, дискуссии.

Планируемые результаты:


Личностные:

Понимание связи развития языка с развитием культуры русского народа

готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.


Предметные:

Освоение обучающимися в ходе изучения темы систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

Метапредметные:

 Освоение обучающимися универсальных учебных действий (познавательных, регyлятивных и коммуникативных), обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.

Межпредметные связи:

История, литература

Формы деятельности:

Фронтальная, индивидуальная, групповая

Формы обучения:,

Урок в форме соревнований, викторин, инсценировок

Тип урока:

Комбинированный урок"

Метод обучения

Интерактивный, эвристический, исследовательский методы. 

Цель:

Формировать и развивать ценностное отношение к совместной учебно-познавательной деятельности по определению и применению знаний о лингвистике и лингвистах.






Этап урока

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

Личностные

УУД

Познавате

льные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

Организационный этап

2 мин.

Приветствие, рапорт старосты, преподаватель отмечает отсутствующих.

Настрой на урок:

Ребята, отгадайте загадку, которая подскажет вам тему нашего урока.

Русский, польский и английский,

Итальянский и бельгийский —

Разговорные друзья.

Так о чем же это я? (Язык)

самооп

ределение

формулирование познавательной цели

планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия)

целеполагание

Постановка цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности студентов

2 мин.

Запись эпиграфа к уроку в тетрадях студентов:

Ты волен и плавен,

Как Волга и Ладога,

Как наши равнины,

широк и велик,

Живой, как родник,

Многоцветный, как радуга,

Звучащий, как музыка,

русский язык.

К. Алтайский

4.Работа с эпиграфом.

Беседа.

- Почему язык такой же вольный и плавный, как Волга и Ладога?

(Волга — это река-кормилица, символ самой России, а Ладога — это Ладожское озеро, самое большое озеро в Европе. Наши предки называли его Нево. С Ладогой у России связаны известные события Великой Отечественной войны, потому что по льду этого озера проходила героическая Дорога жизни, благодаря которой были спасены сотни детей, которых вывозили из осаждённого фашистами города Ленинграда.)

- Почему русский язык сравнивается с широкими и великими равнинами?

- Мы привыкли считать, что только конкретные предметы имеют цвет. Почему же наш язык многоцветен?

- Почему язык сравнивается с музыкой? Можете ли вы привести примеры музыкальности, напевности русского слова?

Выводы (записываем на доске и в тетрадях):

• благодаря языку мы можем описать (назвать) движение, цвет, звук, объём;

• благодаря языку мы общаемся друг с другом.

самоопределение

формулирование познавательной цели

планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия)

целеполагание

Актуализация опорных знаний

5 мин.

Проблемный диалог, актуализация знаний и умений, приобретённых ранее. «Интерес к языку и лингвистическая эрудиция – это врождённые качества или сформированные?»

-проблемный вопрос, на который ответите в конце урока.

Согласны ли вы с мнением:«Язык необыкновенно прост или необыкновенно сложен?» Своё мнение постарайтесь доказать.

Обращаю ваше внимание на словарь терминов, который прошу использовать в своей речи во время урока. Давайте вспомним толкование этих слов.

Лингвистика

Эрудиция

Компетенция

Лингвистическая компетенция

Лингвистическая эрудиция

Филолог

самоопределение

формулирова-

ние познавательной цели

планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия)

коррекция

Первичное усвоение новых знаний

18 мин.

Знакомство с новым термином

Наука о языке, его природе, строении, закономерностях развития называется языкознанием (или языковедением, лингвистикой). На какие разделы её можно разделить?Запись в тетради

Инсценировка« В эфире телепрограмма «Русь».За столом Журналист и Лингвист. (Диалог о выдающихся лингвистах)

смысло-

образования

анализ с целью выделения признаков (существенныхнесущественных)

Постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

Прогно-

зирование

Первичная проверка понимания

5 мин.

Лингвистическая викторина.


нравственно-этического оценивания

построение логической цепи рассуждений

планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия)

планирование

Первичное закрепление

5 мин.

Решение кроссвордов


нравственно-этического оценивания

установление причинно-следственных связей

постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации)

поррекция

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

2 мин.

Задание: подготовить рассказ о том, что такое языкознание; каких учёных – лингвистов вы знаете.

Лингвистическая сказка – это сказка, которая объясняет нам законы языка, ей присущи сказочные элементы, волшебные превращения, герои. Данная сказка родилась гораздо позже, чем фольклорная. Она, как и обычная сказка, состоит из: присказки, зачина, сказочного действия, концовки. С помощью лингвистической сказки мы узнаем о процессах, правилах русского языка.

Алгоритм « Как написать лингвистическую сказку». Выбери лингвистический материал. Придумай сказочных героев .Подумай о сюжете и композиции сказки. Составь план, подготовь рисунок.

смысло-образова

ния

построение логической цепи рассуждений

планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия)

планирование

Рефлексия (подведение итогов занятия)

5 мин.

Возвращаюсь к вопросу, который был поставлен в начале урока:

«Интерес к языку и лингвистическая эрудиция – это врождённые качества или сформированные?»

Напоминаю об использовании в речи словаря терминов. Он перед вами на доске

Была ли решена поставленная в начале урока учебная задача? - Какие материалы параграфа подтверждают мысль о том, что язык — система знаков и обозначений? - Какие примеры можно привести в качестве доказательства того, что язык, являясь средством человеческого общения, отражает историю народа?

Рефлексия.

нравст

венно-этического оценивания

построение логической цепи рассуждений

планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия)

 





Ход занятия:

1.Организационный этап

Приветствие,преподаватель отмечает отсутствующих.

Настрой на урок:

Ребята, отгадайте загадку, которая подскажет вам тему нашего урока.

Русский, польский и английский,

Итальянский и бельгийский —

Разговорные друзья.

Так о чем же это я? (Язык)


2.Постановка цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности студентов

Запись эпиграфа к уроку в тетрадях:

Ты волен и плавен,

Как Волга и Ладога,

Как наши равнины,

широк и велик.

Живой, как родник,

Многоцветный, как радуга,

Звучащий, как музыка,

русский язык.

К. Алтайский

Беседа.

- Почему язык такой же вольный и плавный, как Волга и Ладога?

(Волга — это река-кормилица, символ самой России, а Ладога — это Ладожское озеро, самое большое озеро в Европе. Наши предки называли его Нево. С Ладогой у России связаны известные события Великой Отечественной войны, потому что по льду этого озера проходила героическая Дорога жизни, благодаря которой были спасены сотни детей, которых вывозили).


--Мы привыкли считать, что только конкретные предметы имеют цвет. Почему же наш язык многоцветен?

- Почему язык сравнивается с музыкой? Можете ли вы привести примеры музыкальности, напевности русского слова?


Выводы (записываем в тетрадях)

• благодаря языку мы можем описать (назвать) движение, цвет, звук, объём;

• благодаря языку мы общаемся друг с другом.



3.Актуализация опорных знаний

Проблемный диалог, актуализация знаний и умений, приобретённых ранее.


«Интерес к языку и лингвистическая эрудиция – это врождённые качества или сформированные?»

-проблемный вопрос, на который ответите в конце урока.


Согласны ли вы с мнением: «Язык необыкновенно прост или необыкновенно сложен?» Своё мнение постарайтесь доказать.


Ответ на вопрос:

Язык необыкновенно прост. Ребёнок овладевает им в три-четыре года. Язык необыкновенно сложен, неисчислимо богат; предельно выразителен, многообразно связан с жизнью каждого человека и всего общества. И вряд ли кто может сказать: «Уф, я позавчера полностью овладел языком!» Язык — неисчерпаем


.Конструкции, которые могут стать опорой для составления текста, — предложения, которые можно использовать для выражения собственной позиции:

Я думаю, что язык прост (сложен), потому что...

Язык можно назвать простым (сложным), так как...


Привести примеры ситуаций общения, подтверждающих мысль о том, что язык прост или сложен.

Обращаю ваше внимание на словарь терминов, который прошу использовать в своей речи во время урока. Давайте вспомним толкование этих слов.

Лингвистика

Эрудиция

Компетенция

Лингвистическая компетенция

Лингвистическая эрудиция

Филолог


4. Первичное усвоение новых знаний

Знакомство с новым термином

Наука о языке, его природе, строении, закономерностях развития называется языкознанием (или языковедением, лингвистикой).

На какие разделы её можно разделить? Запись в тетради.


Инсценировка« В эфире телепрограмма «Русь»

За столом Журналист и Лингвист.

-Здравствуйте, уважаемые телезрители! В эфире телепрограмма «Русь». Сегодня мы поговорим об истории русской лингвистической науки. У нас в гостях известный ученый-лингвист, знаток русского языка. Он был знаком и не раз встречался мо многими виднейшими языковедами ХХ столетия и расскажет о них в нашей передаче.

Лингвист:  Добрый день.

Журналист: (Лингвисту). Известно, что в ХХ веке языкознание в нашей стране непрерывно и всесторонне развивалось, и сегодня наука о русском языке достигла высокого уровня и признана во всем мире. О ком из лингвистов двадцатого века, ученых, которые обогатили русистику своими трудами, вы хотели бы нам рассказать?

Лингвист: Мой ответ будет далеко не полным, если я назову одного исследователя. Не могу ограничиться и двумя-тремя именами. Рубеж 19-20 столетий – это серебряный век русской лингвистический науки. Двадцатый век дал целую плеяду блистательных филологов. Это Алексей Александрович Шахматов, Александр Матвеевич Пешковский, Лев Владимирович Щерба, Дмитрий Николаевич Ушаков, Виктор Владимирович Виноградов, Сергей Иванович Ожегов и десятки других талантливых русистов. Каждый из них внес огромный вклад в науку и просвещение. Они были не только выдающимися учеными, но и прекрасными педагогами.

Журналист: Какие труды создали эти ученые?

Лингвист (с показом презентации) Имена Дмитрия Николаевича Ушакова и Сергея Ивановича Ожегова, вероятно, всем известны. Кто не знает орфографического и толкового словарей, составленных в нашей стране в тридцатые годы под редакцией профессора Ушакова? Наверное, нет в нашей стране ни одного грамотного человека, который ни разу не обратился бы к ожеговскому однотомному «Словарю русского языка». Виктор Владимирович Виноградов исследовал грамматику и стилистику русского языка. Алесей Александрович Шахматов и Александр Матвеевич Пешковский разрабатывали вопросы русского синтаксиса и другие лингвистические проблемы. Яркий и самобытный языковед Лев Владимирович Щерба изучал вопросы морфологии, исследовал причины безграмотности школьников, составил школьный учебник по русскому языку.

Журналист: Кто из лингвистов ХХ века был самым одаренным ученым?

Лингвист: Каждый русист был по-своему талантлив. Например, в начале прошлого столетия жил и работал лингвист-полиглот Евгений Дмитриевич Поливанов. Он знал около 35 иностранных языков.

Журналист: Иногда врожденные, но чаще – сформированные. Интерес к языку, как правило, зарождается в детстве. Гимназистом Шахматов всерьез увлекся русской словесностью и историей, а в семнадцатилетнем возрасте стал автором первого печатного труда. Статья молодого исследователя была опубликована за рубежом в берлинском журнале «Архив славянской филологии». Так Шахматов стал известен как самый молодой филолог в России.

Лингвист: Это значит, чтобы стать исследователем языка, достаточно иметь лишь врожденную склонность, лингвистические способности? Врожденные способности, не подкрепленные трудолюбием и настойчивостью, постепенно угасают. Чтобы стать таким большим ученым, как Шахматов, нужно воспитать в себе волю, настойчивость, любовь к русскому языку, непрерывно читать и обогащать себя новыми знаниями, расширять кругозор, ценить каждую минуту. Шахматов не знал ни выходных, ни отпусков: ежедневно работал по 10-12, а летом в деревне и по 15 часов в сутки. Он всегда дорожил временем, и теперь оно хранит имя великого ученого.

Журналист: Кто из лингвистов известен как великий педагог?

Лингвист: Конечно, все ученые преподавали в гимназиях, школах, институтах, потому что ученый – это не только исследователь, но и наставник. Такова традиция российской науки. Дмитрий Николаевич Ушаков – истинный педагог, он преподавал в гимназии в течение 17 лет, причем не оставил любимую работу, даже будучи приват – доцентом университета. Прекрасными педагогами были и Шахматов, и Пешковский, и Виноградов. Но стоит сказать особо о Льве Владимировиче Щербе. Он умел увлечь студентов русским языком, доходчиво объяснить сложные языковые явления. Многие его ученики впоследствии стали лингвистами и педагогами, как, например, Сергей Иванович Ожегов.

Журналист: И последний вопрос. Недавно мы вступили в новое столетие. Хотелось бы узнать, каким будет 21 век для русской лингвистики?

Лингвист: Мне вспоминаются слова историка и этнографа Льва Николаевича Гумилева: «Было бы самонадеянностью рассуждать об эпохе, частью которой являемся мы сами. Но если сделанное допущение верно, а мы пока не знаем фактов, ему противоречащих, то это означает, что России еще предстоит пережить 300 лет золотой осени, эпохи собирания плодов, когда этнос создает неповторимую культуру, остающуюся грядущим поколениям!»

Наша страна обладает огромным, поистине неисчерпаемым научным потенциалом. Сейчас тысячи ученых продолжают исследования в области филологии и ежедневно обогащают науку большими и малыми открытиями, которые в будущем облегчат процесс изучения родного и иностранных языков. Думаю, что 21 век станет веком гуманитарных наук, периодом расцвета и стремительного развития филологии. Я уверен, что у нашей науки не только блистательное прошлое, но и большое будущее.

Журналист: Благодарю за интересный рассказ. Желаю вам успешной научной работы и новых лингвистических открытий.

Лингвист: Спасибо, до новых встреч.


5.Первичная проверка понимания материала

Лингвистическая викторина

Выбирают две команды «Знатоков»

На обдумывание ответа вам полагается 30 секунд.

Лингвистическую викторину открывает легкая лингвистическая разминка на тему «О частях речи в русском языке». Вы, вероятно, уже догадались, что она состоит из вопросов морфологии. В 1928 году была опубликована одноименная статья крупнейшего русиста ХХ века льва Владимировича Щербы, посвященная этой теме.


Итак, послушайте вопросы разминки:

1.Какую часть речи впервые выявил Л.В. Щерба в русской морфологии?

2.Решен ли окончательно вопрос о классификации частей речи в современном русском языке?

3.Назовите части речи, с которыми вас познакомил школьный учебник.

4.Сколько знаков препинания в современном русском языке?

5.На какие два вида разделяются знаки препинания в русской пунктуации?

6.Назовите известных вам крупнейших ученых-синтаксистов ХХ века.

7.Кратко расскажите, что вам известно об авторе книги «Русский синтаксис в научном освещении».

8.Кратко расскажите о создателе научного труда «Синтаксис русского языка».

9.Можно ли назвать А.А. Шахматова и А.М. Пешковского современниками


Ответы на вопросы лингвистической викторины

  1. Категория состояния.

  2. Нет

  3. 12 частей речи

  4. 12 знаков препинания: точка, вопросительный знак, восклицательный знак, запятая, точка с запятой, двоеточие, тире, многоточие, две запятые, два тире, кавычки, скобки.

  5. Выделяющие и отделяющие.

  6. А.А. Шахматов, А.М. Пешковский, Виктор Владимирович Виноградов.

  7. А.М. Пешковский известен как автор большого и глубокого исследования «Русский синтаксис в научном освещении», «Наш язык», «Синтаксис в школе» и другие. Ученый создал более 60 научных трудов. А.М. Пешковский разработал учение о предложении как основной единице синтаксиса. Исследования ученого в области грамматики, правописания и стилистики не утратили своего значения и в наше время.

  8. Создатель научного труда «Синтаксис русского языка» А.А. Шахматов прославился как исследователь диалектологии, лексикологии и лексикографии. Синтаксиса русского языка. 23-летнему ученому было присвоено кандидатское звание. Через семь лет 29-летний Шахматов стал доктором русского языка и словесности, а в 35 лет – академиком. А.А. Шахматов успел очень много сделать для отечественной науки. Он редактировал «Словарь современного русского языка», разрабатывал проект реформы русского правописания, создал фундаментальный труд «Синтаксис русского языка».

  9. А.А. Шахматов (1864-1920) и А.М. Пешковский (1878-1933) были современниками. Вместе с ними в конце 19 - начале ХХ века в эпоху великих лингвистических открытий работал в области фонетики, диалектологии и сравнительно-исторического языкознания И.А. Бодуэн де Куртенэ (1845-1929).



6. Первичное закрепление

Переходим к новому конкурсу. Чтобы правильно ответить на вопросы кроссвордов, вспомните содержание биографических текстов о лингвистах ХХ века. Как вы уже догадались, этот кроссворд посвящен морфологии и ее исследователю – Л.В. Щербе.

По горизонтали:

  1. Учебное заведение, в котором преподавал Л.В. Щерба.

  2. Наука о русском языке.

  3. Гимназия, которую Л.В. Щерба окончил с отличием в 1899 году.

  4. Значимая часть слова.

  5. Человек, преданный своему делу.

  6. Синоним к словам «языковед», «исследователь языка».

  7. Общее название таких частей речи, как предлог, союз и частица.

  8. Кем был для Л.В. Щербы языковед И.А. Бодуэн де Куртенэ?

  9. Раздел лингвистики, который исследовал и обогатил трудами Л.В. Щерба?


6.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению:

Сочинить лингвистическую сказку – это сказка, которая объясняет нам законы языка, ей присущи сказочные элементы, волшебные превращения, герои. Данная сказка родилась гораздо позже, чем фольклорная. Она, как и обычная сказка, состоит из: присказки, зачина, сказочного действия, концовки. С помощью лингвистической сказки мы узнаем о процессах, правилах русского языка.

Алгоритм «Как написать лингвистическую сказку»

1. Выбери лингвистический материал 2.Придумай сказочных героев 3.Подумай о сюжете и композиции сказки


7.Рефлексия (подведение итогов занятия)

Возвращаюсь к вопросу, который был поставлен в начале урока:

«Интерес к языку и лингвистическая эрудиция – это врождённые качества или сформированные?»

Напоминаю об использовании в речи словаря терминов. Он перед вами на доске

Была ли решена поставленная в начале урока учебная задача?

- Какие материалы параграфа учебника подтверждают мысль о том, что язык — система знаков и обозначений?

-Какие примеры можно привести в качестве доказательства того, что язык, являясь средством человеческого общения, отражает историю народа?

Ответь на поставленный вопрос. Вопросы рефлексии в конце урока могут быть следующими: Что сегодня я узнал? Мне было тяжело или нет? Я понял материал или были затруднения? Я научился чему-то новому? Я смог добиться результата? Список использованных источников

1.Актуальные проблемы современной лингвистики. - Москва: СИНТЕГ, 2009. - 416 c.

2.Быстрова Е.А. «Цели обучения русскому языку, или Какую компетенцию мы формируем на уроках»//Обучение русскому языку в школе. - М.: Дрофа, 2004. - 229 с.

3.Дейкина А.Д. Новации в методике преподавания русского языка. // Русский язык в школе. - 2002. - №3. -С. 105

4.Журинский А.Н. Лингвистика в задачах. – М.: Индрик, 1995

5.Раков В.И. Филологические кроссворды и задачи. – М.: Илекса, 2006

6.Широков О. С. Языковедение. Введение в науку о языках. М.: Добросвет, 2003. - 734 с.

7..http://krugosvet.ru/cMenu/08_00.htm Лингвистика: энциклопедия

9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!