Тема урока: Обособление обстоятельств (На материале творчества С. Есенина).
Орфография: правописание местоимений.
Стилистика: употребление деепричастных оборотов.
Словарный диктант.
Никого; ни с кем; нечего; кое о чем; что-либо; ни перед кем; ниоткуда; кое-какой; за чем-либо; чей-то; во что бы то ни стало; не что иное, как; как бы то ни было; ни к чему; ничем иным не отличался; не кого иного, как; сколько-нибудь; несмотря на невзгоды; не смотря под ноги; невзирая на неудачу; в продолжение полугодия; вследствие ошибки; в течении ручья; ввиду задержки; иметь в виду.
Пополнение словарного запаса обучающихся.
Полифония, многогранность и диалектичность творчества С. Есенина; аллитерация на свистящие; метафорическое сравнение; метаморфизм его художественного мира; персонификация как совокупность олицетворений различных типов (оживление неживого, овеществление абстрактного и наделение образа человека природными характеристиками); фольклорные мотивы в творчестве.
Обобщение материала о правописании местоимений.
Словарная работа.
Диалектика (греч.) – наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления, внутренний источник которых усматривается в единстве и борьбе противоположностей.
Метаморфизм (греч. – преобразуюсь, превращаюсь) – процесс преобразования чего-либо.
Имажинизм (фр. – образ) – литературное направление, провозгласившее главным смыслом творчества создание образов, имеющих самостоятельное значение в произведении.
Письменный опрос по теме урока.
1 вариант: рассказать о правилах обособления обстоятельств, выраженных деепричастиями, существительными с предлогами и наречиями.
2 вариант: рассказать об исключениях из правила обособления обстоятельств.
Анализ предложений.
Задание: объяснить трудные написания и пунктуацию этих предложений.
У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
«С добрым утром!»
(Одиночное деепричастие обособляется независимо от места в предложении, если оно сохранило значение глагольности, выступая в функции второстепенного сказуемого и указывая на время действия. Если деепричастие утратило значение глагольности и выступает в предложении в роли обстоятельства образа действия (Как? Каким образом?), то оно не обособляется, чаще всего это деепричастие несовершенного вида (на –а, -я): стоя, лёжа, сидя и др.
С пустующих лощин ползёт дугою тощею
сырой туман, курчаво свившись в мох,
и вечер, свесившись над речкою, полощет
водою пальцы синих ног.
Я хожу в цилиндре не для женщин –
В глупой страсти сердце жить не в силах –
В нем удобней, грусть свою уменьшив,
Золота овса давать кобыле.
(Обособляется обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, независимо от места, занимаемого им по отношению к глаголу-сказуемому).
Дополнительное задание: придумать предложение, использовав слова из стихотворения С. Есенина в качестве цитаты.
Мир осинам, что, раскинув ветви,
Загляделись в розовую водь.
И, утратив скромность, одуревши в доску,
Как жену чужую, обнимал березку…
(Деепричастный оборот, стоящий после сочинительного или подчинительного союза либо союзного слова, отделяется от него запятой (такой деепричастный оборот можно оторвать от союза и переставить в другое место предложения). Не выделяются запятыми фразеологические обороты, в состав которых входят деепричастия (спустя рукава, сломя голову, очертя голову, не покладая рук, не смыкая глаз, положа руку на сердце, затаив дыхание, скрепя сердце, не мудрствуя лукаво, не солоно хлебавши).
А вот личной жилплощади Есенин.. так и не завел, несмотря на свои личные контакты с членами Политбюро и наркомами, начиная с Луначарского и кончая Троцким (Из воспоминаний о С. Есенине).
(Обособляются конструкции с предложным сочетание несмотря на. Не путать с деепричастием не смотря! Обособляются конструкции с предложным сочетанием начиная с, имеющие характер попутного пояснения. Если оборот со словами начиная с можно опустить без ущерба для смысла предложения, он не выделяется запятыми. Сравнить: Хорошо помню себя начиная с трёх лет.
Вывод: С. Есенин часто использует в своих стихотворениях деепричастия и деепричастные обороты, т.к. они позволяют «дорисовать» движение, сделать поэтическую речь выразительной, динамичной. Природа в лирике поэта одушевлена, он использует приём метаморфизма. В сравнении с придаточными обстоятельственными деепричастный оборот более сжат, хотя деепричастный оборот придает высказыванию книжный характер.