СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по русскому языку "Обособление обстоятельств" (На материале творчества С. Есенина).

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: "Обособление обстоятельств" (На материале творчества Сергея Есенина). 

Просмотр содержимого документа
«Урок по русскому языку "Обособление обстоятельств" (На материале творчества С. Есенина).»

Тема урока: Обособление обстоятельств (На материале творчества С. Есенина).

Орфография: правописание местоимений.

Стилистика: употребление деепричастных оборотов.

  1. Словарный диктант.

Никого; ни с кем; нечего; кое о чем; что-либо; ни перед кем; ниоткуда; кое-какой; за чем-либо; чей-то; во что бы то ни стало; не что иное, как; как бы то ни было; ни к чему; ничем иным не отличался; не кого иного, как; сколько-нибудь; несмотря на невзгоды; не смотря под ноги; невзирая на неудачу; в продолжение полугодия; вследствие ошибки; в течении ручья; ввиду задержки; иметь в виду.

  1. Пополнение словарного запаса обучающихся.

Полифония, многогранность и диалектичность творчества С. Есенина; аллитерация на свистящие; метафорическое сравнение; метаморфизм его художественного мира; персонификация как совокупность олицетворений различных типов (оживление неживого, овеществление абстрактного и наделение образа человека природными характеристиками); фольклорные мотивы в творчестве.


Обобщение материала о правописании местоимений.

  1. Словарная работа.

Диалектика (греч.) – наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления, внутренний источник которых усматривается в единстве и борьбе противоположностей.


Метаморфизм (греч. – преобразуюсь, превращаюсь) – процесс преобразования чего-либо.


Имажинизм (фр. – образ) – литературное направление, провозгласившее главным смыслом творчества создание образов, имеющих самостоятельное значение в произведении.


  1. Письменный опрос по теме урока.

1 вариант: рассказать о правилах обособления обстоятельств, выраженных деепричастиями, существительными с предлогами и наречиями.

2 вариант: рассказать об исключениях из правила обособления обстоятельств.

  1. Анализ предложений.

Задание: объяснить трудные написания и пунктуацию этих предложений.

  1. У плетня заросшая крапива

Обрядилась ярким перламутром

И, качаясь, шепчет шаловливо:

«С добрым утром!»

(Одиночное деепричастие обособляется независимо от места в предложении, если оно сохранило значение глагольности, выступая в функции второстепенного сказуемого и указывая на время действия. Если деепричастие утратило значение глагольности и выступает в предложении в роли обстоятельства образа действия (Как? Каким образом?), то оно не обособляется, чаще всего это деепричастие несовершенного вида (на –а, -я): стоя, лёжа, сидя и др.

  1. С пустующих лощин ползёт дугою тощею

сырой туман, курчаво свившись в мох,

и вечер, свесившись над речкою, полощет

водою пальцы синих ног.

  1. Я хожу в цилиндре не для женщин –

В глупой страсти сердце жить не в силах –

В нем удобней, грусть свою уменьшив,

Золота овса давать кобыле.

(Обособляется обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, независимо от места, занимаемого им по отношению к глаголу-сказуемому).

Дополнительное задание: придумать предложение, использовав слова из стихотворения С. Есенина в качестве цитаты.

  1. Мир осинам, что, раскинув ветви,

Загляделись в розовую водь.

  1. И, утратив скромность, одуревши в доску,

Как жену чужую, обнимал березку…

(Деепричастный оборот, стоящий после сочинительного или подчинительного союза либо союзного слова, отделяется от него запятой (такой деепричастный оборот можно оторвать от союза и переставить в другое место предложения). Не выделяются запятыми фразеологические обороты, в состав которых входят деепричастия (спустя рукава, сломя голову, очертя голову, не покладая рук, не смыкая глаз, положа руку на сердце, затаив дыхание, скрепя сердце, не мудрствуя лукаво, не солоно хлебавши).

  1. А вот личной жилплощади Есенин.. так и не завел, несмотря на свои личные контакты с членами Политбюро и наркомами, начиная с Луначарского и кончая Троцким (Из воспоминаний о С. Есенине).

(Обособляются конструкции с предложным сочетание несмотря на. Не путать с деепричастием не смотря! Обособляются конструкции с предложным сочетанием начиная с, имеющие характер попутного пояснения. Если оборот со словами начиная с можно опустить без ущерба для смысла предложения, он не выделяется запятыми. Сравнить: Хорошо помню себя начиная с трёх лет.


Вывод: С. Есенин часто использует в своих стихотворениях деепричастия и деепричастные обороты, т.к. они позволяют «дорисовать» движение, сделать поэтическую речь выразительной, динамичной. Природа в лирике поэта одушевлена, он использует приём метаморфизма. В сравнении с придаточными обстоятельственными деепричастный оборот более сжат, хотя деепричастный оборот придает высказыванию книжный характер.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!