СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по роману Гончарова "Обломов"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема любви в романе Гончарова "Обломов"

Просмотр содержимого документа
«Урок по роману Гончарова "Обломов"»

Тема: Любовь в романе И. А. Гончарова «Обломов»

– Ребята, на прошлом уроке мы обращались к сравнительной характеристике двух героев-антиподов в романе Гончарова – Обломова и Штольца, пытались выявить авторский идеал человека и увидели, что ни в одном из них авторский идеал не воплотился.

Сегодня мы продолжаем «вглядываться» в характеры героев романа и обратимся к образам Ольги Ильинской и Агафьи Пшеницыной, а это значит, что сегодня мы будем говорить о теме любви в романе.

Запишите тему нашего урока: Любовь в романе И. А. Гончарова «Обломов».

Мы должны будем рассмотреть прежде всего любовные взаимоотношения Обломова и Ольги Ильинской. Главное для нас – увидеть, как через это чувство преображается человек. В конце урока мы убедимся, что роман «Обломов» можно назвать романом о любви. Писатель словно заставляет читателя размышлять над вопросом, как жить: разумом или чувством.

Итак, кто же такая Ольга Ильинская? Давайте для начала обратимся к описанию её портрета.

«Ольга в строгом смысле не была красавица, то есть не было ни белизны в ней, ни яркого колорита щек и губ, и глаза не горели лучами внутреннего огня; ни кораллов на губах, ни жемчугу во рту не было, ни миниатюрных рук, как у пятилетнего ребенка, с пальцами в виде винограда.

   Но если б ее обратить в статую, она была бы статуя грации и гармонии. Несколько высокому росту строго отвечала величина головы, величине головы – овал и размеры лица; все это, в свою очередь, гармонировало с плечами, плечи – с станом...

   Кто ни встречал ее, даже рассеянный, и тот на мгновение останавливался перед этим так строго и обдуманно, артистически созданным существом.

   Нос образовал чуть заметно выпуклую, грациозную линию; губы тонкие и большею частию сжатые: признак непрерывно устремленной на что-нибудь мысли. То же присутствие говорящей мысли светилось в зорком, всегда бодром, ничего не пропускающем взгляде темных, серо-голубых глаз. Брови придавали особенную красоту глазам: они не были дугообразны, не округляли глаз двумя тоненькими, нащипанными пальцем ниточками – нет, это были две русые, пушистые, почти прямые полоски, которые редко лежали симметрично: одна на линию была выше другой, от этого над бровью лежала маленькая складка, в которой как будто что-то говорило, будто там покоилась мысль.

   Ходила Ольга с наклоненной немного вперед головой, так стройно, благородно покоившейся на тонкой, гордой, шее; двигалась всем телом ровно, шагая легко, почти неуловимо...».


Ребята, а что заставляло людей «останавливаться», обращать внимание на Ольгу? Что в её облике подчеркивает автор?

В её облике автором подчеркнута гармония. Несмотря на то, что «Ольга в строгом смысле не была красавица», она была прекрасна: «Если б её обратить в статую, она была бы статуя грации и гармонии. Несколько высокому росту строго отвечала величина головы, величине головы – овал и размеры лица; все это, в свою очередь, гармонировало с плечами, плечи – со станом...».


А что привлекло Обломова в Ильинской?

Обломова привлекла не только гармония во внешности Ольги. За этой внешностью он ощущает прекрасную душу, способную глубоко чувствовать, любить. Не случайно их встреча сопровождается звучанием музыки и пением Ольги.


Как пение Ольги действует на Обломова?

Он был потрясен. От её пения в нем пробудилась бодрость, сила, «которая, казалось, вся поднялась со дна души, готовая на подвиг» и «сердце жаждало жизни».


Чтобы понять, почему пение Ольги так потрясло Обломова, послушаем Арию Нормы из оперы Винченцо Беллини «Норма». Героиня этой оперы верила в возрождение через любовь. «Casta diva» в переводе на русский язык означает «Пречистая Дева».

(звучит Ария Нормы)


Почему «Ария Нормы» в исполнении Ольги Ильинской так потрясла Обломова?

В этой музыке, чистой, взволнованной, Обломов нашел отклик своей душе. Именно музыка помогает героям узнать друг друга. Для Обломова важна не только сама музыка, но и та одухотворенность, которая вложена в нее при исполнении.

Таким образом, Обломов видит в Ольге и внешнюю, и внутреннюю гармонию.


Совпадает ли идеал женщины для Обломова с образом Ольги?

В представлении Обломова Ольга и есть идеал: «В мечтах перед ним носился образ высокой, стройной женщины…как идеал, как воплощение целой жизни, исполненной неги и торжественного покоя, как сам покой».

Итак, мы видим, что любовь к Ольге для Обломова есть стремление к идеалу. Любому человек, когда ощущает чувство влюбленности, рисует в своем воображении идеальный облик своего любимого, не думая о жестокой реальности.

Действительно, мечта и реальность часто оказываются понятиями несовместимыми. Наверное, поэтому люди так часто испытывают в любви разочарования.

Посмотрим, нашли ли друг в друге идеал наши герои. Проанализируем одну из сцен свиданий Обломова и Ольги (открываем часть 2 конец главы 6). Эта сцена пронизана глубоким психологизмом и помогает увидеть самые тонкие движения человеческой души.

Давайте прочитаем небольшой отрывок по ролям, но сначала обратите внимание на иллюстрацию художника Марка Петровича Клячко (слайд 1). Мы видим встречу героев в саду. Обломов не смотрит на Ольгу. После признания в любви он ощущает неловкость, он обращается с Ольгой бережно, пытаясь успокоить её переживания. Ольга же, наоборот, решительно смотрит на Обломова, пытаясь подтолкнуть его на откровенный разговор. Вместе с тем она тоже волнуется, но это внутреннее волнение.


Вопросы к чтецам:


Как, с каким чувством вы прочитаете слова Обломова и слова Ольги?

Обломов: несмело, но вместе с тем порывисто, ведь героя переполняет любовь;

Ольга: более решительно, с лукавством, с внутренним волнением.

Итак, читаем отрывок по ролям. Задача остальных – внимательно послушать и подумать, как автор смог передать душевные движения человека. После чтения вы попробуете оценить чтецов.

  – Мне отчего-то больно, неловко, жжет меня, – прошептал Обломов, не глядя на нее.

   Она молчала, сорвала ветку сирени и нюхала ее, закрыв лицо и нос.

   – Понюхайте, как хорошо пахнет! – сказала она и закрыла нос и ему.

   – А вот ландыши! Постойте, я нарву, – говорил он, нагибаясь к траве, – те лучше пахнут: полями, рощей; природы больше. А сирень все около домов растет, ветки так и лезут в окна, запах приторный. Вон еще роса на ландышах не высохла.

   Он поднес ей несколько ландышей.

   – А резеду вы любите? – спросила она.

   – Нет: сильно очень пахнет; ни резеды, ни роз не люблю. Да я вообще не очень люблю цветов; в поле еще так, а в комнате – сколько возни с ними... сор...

   – А вы любите, чтоб в комнатах чисто было? – спросила она, лукаво поглядывая на него. – Не терпите сору?

   – Да; но у меня человек такой... – бормотал он. "О, злая!" – прибавил про себя.

   – Вы прямо в Париж поедете? – спросила она.

   – Да; Штольц давно ждет меня.

   – Отвезите письмо к нему; я напишу, – сказала она.

   – Так дайте сегодня; я завтра в город перееду.

   – Завтра? – спросила она. – Отчего так скоро? Вас как будто гонит кто-нибудь.

   – И так гонит.

   – Кто же?

   – Стыд... – прошептал он.

   – Стыд! – повторила она машинально. "Вот теперь скажу ему: мсьё Обломов, я никак не ожидала..."

   – Да, Ольга Сергеевна, – наконец пересилил он себя, – вы, я думаю, удивляетесь... сердитесь...

   "Ну, пора... вот настоящая минута. – Сердце так и стучало у ней. – Не могу, боже мой!"

   Он старался заглянуть ей в лицо, узнать, что она; но она нюхала ландыши и сирени и не знала сама, что она... что ей сказать, что сделать.

   "Ах, Сонечка сейчас бы что-нибудь выдумала, а я такая глупая! ничего не умею... мучительно!" – думала она.

   – Я совсем забыла... – сказала она.

   – Поверьте мне, это было невольно... я не мог удержаться... – заговорил он, понемногу вооружаясь смелостью. – Если б гром загремел тогда, камень упал бы надо мной, я бы все-таки сказал. Этого никакими силами удержать было нельзя... Ради бога, не подумайте, чтоб я хотел... Я сам через минуту бог знает что дал бы, чтоб воротить неосторожное слово...

   Она шла, потупя голову и нюхая цветы.

   – Забудьте же это, – продолжал он, – забудьте, тем более что это неправда...

   – Неправда? – вдруг повторила она, выпрямилась и выронила цветы.

   Глаза ее вдруг раскрылись широко и блеснули изумлением.

   – Как неправда? – повторила она еще.

   – Да, ради бога, не сердитесь и забудьте. Уверяю вас, это только минутное увлечение... от музыки.

   – Только от музыки!..

   Она изменилась в лице: пропали два розовые пятнышка, и глаза потускли.

   "Вот ничего и нет! Вот он взял назад неосторожное слово, и сердиться не нужно!.. Вот и хорошо... теперь покойно... Можно по-прежнему говорить, шутить..." – думала она и сильно рванула мимоходом ветку с дерева, оторвала губами один листок и потом тотчас же бросила и ветку и листок на дорожку.

   – Вы не сердитесь? Забыли? – говорил Обломов, наклоняясь к ней.

   – Да что такое? О чем вы просите? – с волнением, почти с досадой отвечала она, отворачиваясь от него. – Я все забыла... я такая беспамятная!

   Он замолчал и не знал, что делать. Он видел только внезапную досаду и не видал причины».


Спасибо, ребята. Вопрос к слушателям: смогли ли наши чтецы передать внутреннее состояние героев в этой сцене?

(ответы)

Обратите внимание, что Гончаров здесь выступает как тонкий психолог. Какие средства художественной выразительности помогают увидеть тонкие душевные переживания, порывы? (записываем в тетрадь)


Внутренние монологипомогают увидеть то, о чем думают герои и чего не решаются сказать;

Фигура умолчания (многоточия)придают порывистость речи;

Детали: ветка сирени – символ любви.


О сирени автор упоминает очень часто. Так в одной из сцен читаем:

Что это? – спросил Обломов.

Вы видите: ветка.

Какая ветка?

Сиреневая.

Знаю… но что она значит?

Цвет жизни и…

Он остановился, она тоже.


Это было то признание в любви, от которого он преобразился. Сжимая эту ветку в руке, он твердил: «Это всё моё! Моё!»

В эпизоде, который мы только что прочитали, нельзя не заметить, как постепенно начинает нарастать отчуждение героев друг от друга. Не случайно Ольга «рванула мимоходом ветку с дерева и бросила её на дорожку».


В чем же причина зарождающейся отчужденности, которая привела героев к разрыву? Любит ли Обломов? Любит ли Ольга?

Ответ мы находим в конце 9 главы 2 части. Причина, прежде всего, в том, что герои любят по-разному. Если Обломов «сумасшедший, заражённый страстью», то Ольга – «Корделия», для которой любовь – долг: «Жизнь — долг, обязанность, следовательно любовь — тоже долг: мне как будто бог послал ее, — досказала она, подняв глаза к небу, — и велел любить».


После этого разговора Обломов начинает понимать, насколько негармоничны их отношения: им руководит чувство, а ею – воля.

И Обломов пишет Ольге письмо, которое становится настоящим поэтическим произведением. В письме читается мудрость. Оно проникнуто глубоким чувством и желанием счастья любимой. Сейчас я прочитаю вам отрывок из данного письма:

«Я сказал вам, что люблю вас, вы ответили тем же – слышите ли, какой диссонанс звучит в этом? Не слышите? Так услышите позже, когда я уже буду в бездне. Посмотрите на меня, вдумайтесь в мое существование: можно ли вам любить меня, любите ли вы меня? "Люблю, люблю, люблю!" – сказали вы вчера. "Нет, нет, нет!" – твердо отвечаю я.

   Вы не любите меня, но вы не лжете – спешу прибавить, – не обманываете меня; вы не можете сказать да, когда в вас говорит нет. Я только хочу доказать вам, что ваше настоящее люблю не есть настоящая любовь, а будущая; это только бессознательная потребность любить».


О какой «будущей» любви пишет Обломов?

Ольга не могла принять Обломова таким, какой он есть. Она любила «будущего» Обломова (идеального в её сознании), в котором бы сочетались душевность, доброта и активность.


Смогла ли Ольга подарить Обломову долгожданный «покой»?

Нет, этого не произошло.


Итак, давайте подведем итог (слайд 2). Перенесите данную схему к себе в тетрадь и запишем под ней вывод. Герои любят друг друга, стремятся друг к другу. И это их стремление есть стремление к идеалу, к идеальной любви. Этим герои похожи.

Обратите внимание на имена героев. Они тоже похожи (Илья – Ильинская, Обломов – Ольга). Здесь мы видим некий принцип зеркального отражения.

Запишем далее: Идеал для героев оказывается недостижим. Реальность ставит преграду на пути к идеалу. А реальность такова: Обломов ищет в Ольге «покой», которого так и не находит, Ольга же любит «будущего» Обломова, каким он не может стать.

Таким образом, мы приходим к выводу, что нет на земле идеальных людей, нельзя из человека «вылепить» некое подобие идеала, нужно попытаться принять его таким, какой он есть.

Кончился праздник любви, начались будни, взаимные обязательства, ответственность. Понимая, что Ольга не сможет сделать его жизнь спокойной, Обломов всё больше погружается в жизнь на Выборгской стороне, куда переехал с окончанием дачного сезона. На смену Ольге в романе приходит Агафья Матвеевна Пшеницына.


Агафья Пшеницына – это антипод Ольги Ильинской. В отличие от Ольги, она мещанка, простая женщина, вдова с детьми (это подчеркивает в ней материнское начало). Она подчиняется даже такому безвольному человеку, как Обломов.

Но главное отличие Ольги и Агафьи Матвеевны – в их умении любить.


Ребята, скажите, а как любит Агафья Матвеевна Обломова? (опираясь на 1 главу 4 части).

Она умеет любить тихо, без высоких слов, беззаветно. В ней нет никакой программы спасения Обломова. В вечных хлопотах по дому она предугадывала каждое желание любимого. Когда Обломов болел, она просиживала у его постели, молилась за него. Любовь словно преображает эту простую, заурядную женщину.


Ребята, важно даже не то, с кем в конце концов остаются герои. Гораздо важнее ответить на вопрос, счастливы ли они.


Находят ли своё счастье Обломов и Ольга?

Герои, хотя и обретают то, к чему стремятся, они не достигают идеала.


Чего не хватает Ольге в браке со Штольцем?

Ей не хватает душевности, нежности Обломова. В ней горит жажда духовной деятельности:

 "Что ж это? – с ужасом думала она. – Ужели еще нужно и можно желать чего-нибудь? Куда же идти? Некуда! Дальше нет дороги... Ужели тут всё... всё...".


Счастлив ли Обломов в браке с Агафьей Матвеевной?

«Он сближался с Агафьей Матвеевной – как будто подвигался к огню, от которого становится все теплее и теплее, но которого любить нельзя».

Агафья Матвеевна создала для него подобие счастья. Она дала ему счастье, насколько оставалось душевных сил. Теперь Обломов не любил так пылко и страстно. Мы можем говорить о том, что смерти физической предшествует смерть духовная.


Итак, теперь, когда мы поговорили обо всех героях произведения, подумайте и ответьте на вопрос: воплотился ли авторский идеал в ком-либо из героев?

Запишем: Идеал автора не воплотился ни в одном из героев произведения. Вместе с тем каждый из них несёт в себе какую-то грань этого идеала. Надежды свои автор связывает с сыном Обломова (Андреем Ильичом). Уже в имени видно сочетание двух начал: обломовского и активного, идущего от Штольца.

Как вы думаете, каким вырастет Андрей Ильич Обломов – сын Обломова, названный в честь Штольца? Какой вы видите его судьбу?

Возможно, Ольга воспитает в нем тот идеал, который она мечтала воспитать в Обломове, ведь не зря Агафья Матвеевна отдала сына на воспитание Штольцу.

Сегодня мы убедились в истинном таланте Гончарова выписывать характеры, которые в полной мере раскрываются в любви. Наверно, мы не ошибемся, если назовем роман «Обломов» романом о любви.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!