Тема: «Свойство воды».
Дата проведения: 30.01.2014
класс: 3-Ар
учитель: Макарова Вера Александровна
тип урока: комбинированный
вид урока: открытый
цели: уточнить и расширить знания о значении воды для живых существ, о
круговороте воды в природе; организовать исследование детьми основных
свойств воды, раскрыть основные факторы загрязнения воды и меры по
охране её чистоты, по экономному использованию;
развивать коммуникативные способности;
воспитывать бережное отношение к природным богатствам Кыргызстана.
Оборудование: учебник, альбомные листы, карандаши, глобус, капельки, про-
зрачные стаканы, тарелка, чайные ложки, молоко, мел, соль, са-
хар, лук, лимон, плакаты и рисунки по теме урока, м/ф «Мир в од
ной капле», диск «Природа Кыргызстана» телевизор, DVD, загадк-
и, рассказы о воде, легенда о реке Чу.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы и целей урока. (просмотр диска «Природа Кыргызстана»)
III. Проверка домашнего задания
- Где встречаются ореховые леса Кыргызстана?
- Почему орехи Называются грецкими?
- Кто такой Арслан-баба?
IV. Объяснение нового материала.
1. Беседа
Посмотрите внимательно на глобус. Вся наша планета раскрашена голубым цветом, и ещё немного присутствуют другие цвета.
Голубое – это вода: океаны, моря, озёра, реки. Они занимают ¾ поверхности земного шара.
Толстый слой воздуха опутывает сплошной оболочкой весь земной шар. И в воздухе находится много воды в виде пара, облаков и туч. Вода есть и под землёй. Огромные скопления льда находятся у Северного полюса, ледяной панцирь покрывает Антарктиду. Вода повсюду, без воды не может быть жизни.
- Для чего же нужна вода?
-Молодцы. А ещё наше тело почти на 2/3 состоит из воды. Она входит в состав крови, которая разносит по организму питательные вещества; испаряясь с поверхности кожи, вода регулирует температуру нашего тела. Вода необходима организму для удаления разных вредных веществ.
Такое же значение имеет вода для животных. А, например, для рыб, вода – единственное место обитания.
Без воды не могут жить и растения. В них её 4/5. Вода доставляет растениям из почвы питательные вещества. С помощью воды набухают и прорастают семена, растение увеличивается в размерах, наливаются плоды.
Без пищи человек может прожить 30-40 дней, без воды всего 4-5 дней. В сутки человеку требуется 2-2,5 л воды (часть он выпивает, а часть содержится в пище).
2. Загадки о воде.
-Дети, а какие загадки о воде вы знаете?
3. Демонстрация опытов
- Ребята, а что вы знаете о свойствах воды?
1-ый опыт. Вода бесцветна
Посмотрите на эту бумагу, она разного цвета, а вода не имеет цвета, значит, она бесцветна.
2-ой опыт. Вода прозрачная.
Если чайную ложку положить в стакан с молоком, то мы в молоке её не увидим, а если ложку положить в стакан с водой, то её мы видим, значит, вода прозрачная.
3-ий опыт. Вода безвкусная
Лимон кислый, лук горький конфета сладкая. У воды нет вкуса, значит она безвкусная. Вкус она приобретает за счёт того, что в воду входят различные вещества, как, например, в Иссык-Куле, Ысык-Ате.
4-ый опыт. Вода растворитель.
Если мы в стакан с водой добавим сахар и размешаем, он раствориться, если добавим соль, она тоже раствориться, а если положим мел, то он не растворяется, значит, вода является растворителем для некоторых веществ.
5-ый опыт. Вода не имеет формы.
Доска прямоугольная, Земля круглая. Если в стакан налить воды, а затем эту же воду вылить в тарелку, то она станет другой формы, значит, вода не имеет формы.
4. Рассказы и легенды о воде.
Путешествие Капельки из ручейка
В одном лесу на солнечной поляне жила маленькая Капелька. В ручейке у неё было много подружек – таких же маленьких капелек. Целыми днями они веселились, смеялись, отчего всем казалось, что это журчит ручеёк. Однажды Капельке в тёплый солнечный день захотелось увидеть мир. Она позвала своих подружек. Капельки погрелись немного на солнышке и взлетели вверх. «Ах, как это чудесно!» - сказали капельки, поднимаясь всё выше и выше и глядя сверху на свой родной ручеёк, опушку леса. Но высок в небе было прохладно и потому капельки решили собраться все вместе, чтобы было теплее и веселее. Тут подул ветер и наша Капелька со своими подружками полетела над Землёй. Они увидели много интересного, увидели, что их ручеёк впадает в большую широкую реку, а река, проделывая большой путь, впадает в море. Капельки встретили и других капелек, которые тоже захотели попутешествовать. Они собрались, обсуждали увиденное, смеялись, веселились. Но вот они устали и решили опуститься на Землю. Пошёл дождь.
Некоторые капельки пошли на поляны, другие в реки, моря… наша Капелька упала на лист одуванчика, она потихоньку стекала по листу вниз и упала на землю. Капельке захотелось узнать, что же там внизу и стала спускаться. Сначала она прошла почву, потом песок. А потом ей встретилась глина. Глина никак не хотела пускать Капельку дальше. Капелька заплакала, и вдруг она услышала голоса. Это были другие капельки. Они позвали её с собой. Все весело побежали по глиняной дорожке и скоро оказались на какой-то поляне в незнакомо ручейке.
Так Капелька оказалась в другом ручейке. У неё появились новые подружки-капельки. И она по-прежнему целыми днями играет с ними, смеётся и веселиться.
Путешествие Капельки из океана
В большом-большом океане жила-была маленькая Капелька. Ранним утром друзья Капельки играли на поверхности океана. Солнце пригревало всё сильнее и сильнее. И вот горячий луч солнца упал на Капельку. Капелька становилась всё меньше и меньше и превратилась в крошечное облачко. Облачко было такое лёгкое, что оторвалось от поверхности Земли и полетело вверх.
Множество других капелек, превратившихся в пар. Тоже поднялись к небу, собрались все вместе и образовали маленькую тучку. Эту тучку ветер гнал по небу, и она столкнулась с другой тучкой. Раздался гром, засверкали молнии. Становилось всё холоднее. Капелька стала замерзать, пока не превратилась в маленький кусочек льда. Она стала настолько тяжёлой, что не смогла удерживаться в воздухе и стала падать вниз, превращаясь опять в капельку под воздействием земного тепла. Капелька упала в маленький ручеёк, ручей понёс её в реку, река в море, море в океан.
Куда же девалась вода?
Неизвестно когда, неведомо где жил поживал великий чародей - главный смотритель всех вод на свете. Был он старый-престарый, мудрый-премудрый, и все волшебники – водных дел мастера, беспрекословно ему повиновались. Однажды приказал чародей Ветру, чтобы тот каждое утро докладывал ему обо всех последних известиях. Вот и докладывает ему Ветер в первое же утро:
- Говорят часть воды последнего большого дождя пропала!
Рассердился чародей:
-Не может этого быть! Вода никогда не пропадает. Тут что-то не так. Придётся проверить!
Вызвал он главного дождевых дел мастера и спрашивает:
-А ну-ка, скажи, куда делась от последнего ливня дождевая вода?
- Извольте, у нас всё записано, - щёлкнул он пальцами и немедленно три старых пажа принесли книгу. – Вот, смотрите, выпало дождя столько-то, испарилось с Земли рек, прудов и озёр столько-то. Растения корешками высосали…вот, извольте поглядеть – тут указано. А остальное реки вынесли в моря.
Подсчитал чародей – не сходиться. И начал кричать:
- Дождя выпало больше. А ну-ка, проверь получше!
Стал мастер снова листать книгу. Всё в ней есть: и сколько растения выпили, сколько птицы и звери выпили, сколько воды ушло в города и сёла. Послали на розыск Ветер. Обшарил он все лужицы, заглянул в каждый цветочек, а потерявшейся воды так и не нашёл.
-Куда же девалась вода? – почесал в затылке чародей. – Не провалилась же она сквозь землю.
- Так точно, сквозь землю, - раздался чей-то голос. – Я подземных дел мастер, я знаю про вашу воду – у меня она. Просочились дождевые капли глубоко под землю, добрались до глины, а через неё им уже ни за что не просочиться. Собрались они тогда в струйки и потекли потихоньку по подземной глине. И сейчас ещё плутают в темноте. И скоро они попадут в одно из моих подземных озёр, из которого течёт ручеёк и в овраге родничком выбивается из-под земли. Так что со временем вся ваша потерявшаяся вода снова будет странствовать по Земле.
Поблагодарил чародей подземных дел мастера, а дождевому волшебнику в наказание велел идти обыкновенным лешим в самый дремучий лес.