I. Организационный момент Цель этапа: мотивация обучающихся к активному внутреннему и внешнему диалогу на основе личностного жизненного опыта, побуждение эмоциональных переживаний. | Учитель приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку. Здравствуйте, ребята, садитесь. Ребята, каким бы вы хотелм видеть наш урок? Я желаю, чтобы вы сегодня помогали друг другу. Я желаю, чтобы вы всегда вместе решали возникающие проблемы. Чтобы вы открыли сегодня на уроке что-то новое и интересное. И самое главное, чтобы хорошее настроение всегда было с вами. | Приветствие учащихся, подготовка к уроку. Слушают, отвечают на вопрос. | Личностные: освоение социальных норм, правил поведения; формирование ответственного отношения к учению. Регулятивные: формирование умения самостоятельно начинать и выполнять действия и заканчивать их в требуемый временной момент, умение тормозить реакции, не имеющие отношение к цели урока. |
II. Постановка учебной задачи. Создание проблемной ситуации. Актуализация знаний. Цель этапа: поставить цель учебной деятельности и на этой основе выбрать способ и средства ее реализации. | - Ребята, поднимите руки, кто старается никогда не обижать близких? - А если вдруг так случится, что вы обидели друга, вас прощают? -Сделали ли вы выводы из той ошибки? Постарались ли вы её исправить? Я надеюсь, вы поняли, что были не правы и в следующий раз стараетесь быть добрее к людям. Надо быть добрее к людям. Замечательные слова К.Г.Паустовского о том, что «доброта – бесценное человеческое качество, без нее нельзя жить и невозможна сама жизнь» -Но какими путями можно идти к добру? Можно через испытания, а можно просто быть добрым. Как вы думаете, о чем пойдет сегодня речь на уроке? Какова будет его тема? - Запишем ее в тетради «Путь к добру» - Я предлагаю вам преодолеть непростой, но увлекательный путь к Доброте, по-настоящему почувствовать, ощутить вкус этого светлого, красивого слова. А помощниками на этом пути нам будут герои сказки К.Г.Паустовского «Теплый хлеб». - Какова наша цель и задачи урока? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к опорным словам, выведенным на слайде. Цель урока: Проанализировать… Выявить… Закрепить… Сегодня мы поговорим о героях сказки Паустовского «Теплый хлеб», которая написана через 9 лет после победы в Великой Отечественной войне. События, описанные в ней, происходят во время Гражданской войны. Очень трудное и голодное время. | Отвечают на вопросы, слушают ответы друг друга, анализируют полученные результаты. Цель урока: актуализация знаний по сказке К. Г. Паустовского «Теплый хлеб». Задачи урока: 1. Проанализировать сказку «Теплый хлеб»; 2. Выявить примеры добра и зла в сказке; 3. Закрепить полученные знания. Эта сказка литературная, потому что у нее есть автор. | Личностные: готовность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания, вдумываться в смысл художественного произведения. Познавательные: формирование умения выделять существенные и несущественные признаки для построения анализа; умения формулировать проблему под руководством учителя при решении учебных задач. Коммуникативные: формирование умения планировать общие способы работы в совместной деятельности под руководством учителя; формирование умения обмениваться необходимой информацией для общения и деятельности; умений аргументировать свою позицию при выработке общего решения в совместной деятельности; умения строить монологическое контекстное высказывание средствами устной речи. |
III. Первичное закрепление Цель этапа: осмысление художественного произведения, самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков при восприятии и усвоении учебного материала. | Учитель организует проблемный диалог с учащимися. - Перед вами портрет писателя. Посмотрите внимательно, что вы можете сказать об этом человеке? - Перед вами текст с информацией о писателе. Внимательно читаете тексти отвечаете на вопрос после него. Текст «Мастер пейзажа» и задание для I группы учащихся. Текст «Гуманизм Паустовского» и задание для II группы учащихся. Текст «Народная мудрость» и задание для 3 группы. -Кто сможет передать содержание сказки в одном предложении? Дома вы читали сказку- быль Паустовского, размышляли над прочитанным, выполняли задания. Кто сможет передать содержание сказки в одном предложении? - Обратимся к жанру произведения, ведь у талантливого писателя ничто не бывает случайным. - В произведении есть элементы реального и фантастического. Поэтому Паустовский определил жанр сказки как сказка-быль. -Когда вы читали самое начало сказки, было ли у вас впечатление о том, что это сказка? Если нет, то почему? - Что такое БЫЛЬ? (Быль-то, что было, случилось с героями). - Вспомните, как называется сказка, у которой есть автор? (литературная). -Что же ещё реального, а что фантастического можно здесь увидеть? (работа с таблицей в тетради) «Корзина идей» - Каждая группа думает, почему рассказ называется «Тёплый хлеб», записывает на карточке, складывает в корзину. (На слайде) имеющий температуру, сопоставимую с температурой человеческого тела; не очень горячий; перен. отапливаемый, нагретый до комфортного уровня; перен. хорошо сохраняющий тепло, греющий; перен. имеющий цветовой оттенок, вызывающий ассоциации с огнём; перен. доброжелательный, ласковый, участливый; отличающийся внутренней теплотой, согревающий душу, ласковый, приветливый. – Почему «Тёплый хлеб» мы выясним, когда поработаем с содержанием сказки. - Ну а теперь предлагаю нам с вами пройти по пути к добру, по пути преодоления злагероем сказки-притчи «Теплый хлеб», Фильки. - Назовите главных героев сказки. - Что мы узнаём о Фильке в начале произведения? А в конце произведения мы его каким видим? Групповая работа с фрагментами сказки «Тёплый хлеб» в форме двухчастного дневника. (дома участники групп должны были выделить нужные фрагменты в тексте). Первая группа. Описание Фильки. (Выразительное чтение «Жил в Бережках со своей бабкой мальчик Филька...»). (запись вывода в тетрадь). - Какой страшный проступок совершил мальчик? - Как появился конь в деревне? - Коня взял к себе Панкрат. Почему именно он? - А как повел себя раненый конь и почему? Вторая группа. Рассказ о раненом коне. «Слеза скатилась у коня из глаз. Конь заржал жалобно...» - Благодаря чему жил этот раненый конь? - Как жители деревни относились к раненому коню? - Какая беда приключилась в Бережках? - Как назвал Филька коня? (Христорадник) -Что обозначает это слово? - Каким здесь автор рисует героя? - Какое у Фильки сердце, почему? На доску прикрепить белое сердце. - Как ещё автор показывает нам, что Филька совершил ужасный поступок? - Природа все время меняется. Давайте проследим, как она меняется? Третья группа. Природа в начале сказки. Выразительное чтение «Зима в этот год стояла тёплая...» - Что случилось, когда Филька обидел раненого коня? Выразительное чтение «Слеза скатилась у коня из глаз. И тотчас в голых деревьях...» - Начало метели – это отклик волшебных сил природы на поступок Фильки. - Какими средствами это достигается? Автор дает звуковое и цветовое восприятие пейзажа в рассказе. Давайте найдем это в тексте. Групповая работа. 1 группа – Звуки (каркали, завыл, засвистел, ломали скворечники, хлопали ставни, неслись, шурша, ревела метель, зашумела роща, со звоном разбились сосульки и т.д.). 2 группа – Цвет (черная вода, небо зазеленело, небесный свод, черные ивы, поседели от стужи, солнце всходит багряное, по седым ивам). 3 группа – Движение (таял и выпадал снег, вороны толкались, кружились льдинки, вздул снег, запорошил горло, летела мерзлая солома, мороз прошел и т.д.). Вывод: природа – это тоже образ. За злые поступки она отзывается по-своему, сердится на людей и радуется вместе с ними. Она живет своей жизнью, помогает понять человеку красоту, гармонию на Земле. Природа как волшебник. | Ученики концентрируют свое внимание на вопросах и заданиях, предлагаемых учителем, размышляют, анализируют, формулируют свои наблюдения, делают вывод по этому виду работы. Отвечают, что у писателя внимательный, задумчивый взгляд, как будто призывает и нас поразмышлять. (Работа в группах) Читают тексты и отвечают на вопросы: Как вы понимаете слово гуманизм? В чём заключается гуманизм Паустовского? Согласны ли вы, что Паустовский заслужил народную память? Почему? Какие аргументы использует автор статьи, чтобы подтвердить эту мысль? Почему Паустовского автор называет мастером пейзажа? Записывают в тетрадь. Фантастическое | Реальное | Конь вызывает бурю, мороз Рассказ бабки об истории столетней давности Болтливая сорока Животные наделены человеческими чертами | Место действия Время Реальные герои Борьба с замёрзшей рекой Поступок Фильки | | Участники групп обсуждают вопрос, ответ записывают, складывают в корзину. (Филька, конь, мельник Панкрат и бабушка) Читают отрывок из текста, делают вывод. Записывают в тетрадь в форме двухчастного дневника «Филька до/после». Филька молчаливый, недоверчивый, характер у него вредный, злой. Это формула его жизни. Он никого не любит и ото всех хочет отмахнуться. «Да ну тебя! Дьявол!» – крикнул Филька и наотмашь ударил коня по губам». Когда кавалеристы проходили через деревню Бережки, немецкий снаряд разорвался у околицы и ранил вороного коня. Командир оставил раненого коня в деревне. Он работал на мельнице и мог прокормить коня. Филька очень обидел коня. Это не просто животное, а конь – воин. На фронте ему пришлось подвозить снаряды, он тоже приближал День Великой Победы. От Филькиной жестокости конь заржал жалобно и слеза скатилась из глаз. Христорадник – сложное слово. Нищие, прося милостыню, всегда говорили: «Подайте, Христа ради». Иисус христос всем помогал, вот и мы должны быть добрыми. Филька злой, черствый, с холодной душой. Вывод записывают в двухчастный дневник. Природа со своими законами показала, какой поступок совершил мальчик. Вывод записывают в двухчастный дневник. | Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению; готовность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания. Регулятивные: формирование умения самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; умения в сотрудничестве с учителем осуществлять контроль по результату действия; умения самостоятельно оценивать правильность выполнения задания на уровне соответствия результата заданным требованиям. Познавательные: формирование умения изучающего чтения; умения самостоятельно осуществлять поиск и выделение информации для выполнений учебных заданий; умения выделять существенные и несущественные признаки для построения анализа. Коммуникативные: формирование умения обмениваться необходимой информацией для общения и деятельности в процессе сотрудничества; умения строить монологическое контекстное высказывание средствами устной речи. |
V. Вторичное закреплении, работа в группах. Цель этапа: развивать умение цитировать текст для доказательства своей мысли, развитие навыков самоконтроля. | -Зачем бабушка рассказала внуку историю о раненом солдате и злом мужике? -Догадалась ли она, что внук совершил это зло? - Какой урок жизни поведала Фильке бабка? - Понял ли Филька, что совершил очень дурной поступок и надо содеянное как-то исправлять? – Какова будет первая ступенька на пути к добру? - Что овладело Филькой? -Когда Филька понял свою вину перед конем и перед всей деревней, к кому советует обратиться бабушка? - Чтение по ролям «Филька у Панкрата» стр. 24 (« А Филька в это время сидел на лавке ….) Приём «Кубик Блума» Объясните, почему Филька пошёл именно к Панкрату? Подумай, что хотел услышать Филька от мельника Панкрата, когда пришёл к нему морозной ночью? (Совет) Почему мельник Панкрат назвал Фильку «бессмысленным гражданином»? Вспомни, как мельник Панкрат назвал Фильку и почему? Согласны ли вы, что Фильке было нелегко решиться обратиться за помощью к Панкрату? Предположите, почему Панкрат не рассердился на Фильку? (Он понимал, что каждый может совершить ошибку и нужно давать шанс ее исправить). - Какой урок извлек Филька из своего поступка и что смог понять? – Какова будет вторая ступенька? – Какова будет третья ступенька? - Каким мы видим Фильку в конце произведения? Первая группа: -Филька в конце сказки. -Как Филька искупил свой грех? - Чему научили Фильку жители деревни, когда пришли ему на помощь? -И когда вы научитесь следовать ступеням этой лестницы, вы перестанете совершать плохие поступки. – Да, Филька исправил свою ошибку и этим он доказал, что он сильный и мужественный человек, у него хватило сил, чтобы исправить злое дело, которое он натворил. – Эта четвертая ступенька. - Не всем удаётся подняться на эту ступень. Дурное совершается бездумно, легко и быстро. А вот исправить зло можно только большим трудом. И самое главное изменение, которое произошло с Филькой: каким стало его сердце? На доску крепим красное сердце. – Как человек показывает, что оказался на высшей ступени? 3 группа читает фразы с «Да ну тебя!» с нужной интонацией. - О каких изменениях в душе Фильки мы узнаем с помощью интонации, с которой мальчик произносит это выражение? - Почему в конце сказки Филька не произносит эту фразу? - Почему конь простил Фильку? - Кто помог Фильке заслужить прощение коня? Третья группа. Анализ описания природы в конце сказки - Что произошло в природе после того, как люди разбили лед? - Обратите внимание на то, что понять себя мальчику помогают не только люди, но и природа. В данном художественном произведении она играет очень важную роль. Вторая группа: конь в конце сказки. (ключевые слова). - Итак, со злом нужно бороться всем миром. Все вместе герои прекратили стужу, освободили воду, дали возможность Панкрату намолоть муки для жителей деревни и напечь хлеба. Учитель выразительно читает фрагмент о хлебе: «…Ночью по деревне такой запах тёплого хлеба с румяной коркой, с пригоревшими к донцу капустными листьями, что даже лисицы вылезли из нор…и тихонько скулили, как бы словчиться стащить у людей хоть кусочек этого чудесного хлеба…» «Корзина идей» -Почему автор называет хлеб тёплым? - В каком лексическом значении употреблено слово теплый в словосочетании теплый хлеб? - Итак, в чем смысл названия сказки?. -С чем у вас ассоциируется хлеб в сказке Паустовского? (схема на слайде со словом «хлеб – это...» - Герои сказки очень ценили хлеб. И нам важно понять истинную цену хлеба. | Это осознание своего поступка и испытание чувства стыда. Он верит, надеется, что исправит свою вину, а самое главное, понимает: только добро искупит зло. Читают по ролям диалог Панкрата и Фильки. Филька обидел «общественного» коня, которого каждый считал своим долгом покормить. Когда конь потянулся к куску хлеба, Филька наотмашь ударил коня по зубам, а хлеб закинул в снег. В его поступке не было никакого смысла, а только бессмысленная злоба. (Это преодоление. На эту ступеньку очень нелегко подняться, т. к. потребуется большое напряжение воли, чтобы преодолеть стыд перед людьми и страх наказания.) (Ещё более трудная ступень, т.к. она предполагает раскаяние перед теми, кого ты обидел. Это нелегко, ведь нужно перебороть жалость к себе. Но ты только возвышаешься в глазах людей и перед своей совестью, и тебе становится легко и весело.) Делают выводы: Филька после разговора с бабушкой: деятельный, трудолюбивый, сам осознал свой поступок, сам принял решение исправить его, отзывчивый, предприимчивый, находчивый, делает первый шаг к примирению с конем, «Я умолю наших ребят помочь мне, они хорошие!», заплакал перед конем. Выводы записываем в тетрадь. Добрыми делами. 3 группа читает фразы с «Да ну тебя!» с нужной интонацией. Он подобрел, его сердце теперь наполнилось любовью к ближним и благодарностью к тем, кто уже простил его, поэтому простил его и конь. Исправление. Дети, старики и даже сорока. «В морозные дни солнце… Вороны вылезли из-под застрех и снова обсыхали на трубах, толкались, каркали. Анализ ответов учащихся, данных в начале урока. Теплый – значит добрый, сделанный с любовью. Именно это хочет подчеркнуть Паустовский в названии своей сказки. Хлеб, согретый теплотой растаявшего сердца Фильки, - это своего рода искупление вины мальчика. Это жизнь, тепло,чудо, мир, добро, спасение, единение. Сообщение консультантов «Цена хлеба». | Личностные: формирование уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению. Регулятивные: формирование умения самостоятельно оценивать правильность выполнения действия на уровне соответствия результата заданным требованиям; умение тормозить реакции, не имеющие отношение к цели. Познавательные: формирование умения осуществлять выбор способов решения задач. Коммуникативные: формирование умения учитывать разные мнения и самостоятельно выстраивать свою деятельность в сотрудничестве в соответствии с целями, поставленными учителем; умения строить монологическое контекстное высказывание средствами устной речи, умения выразительно читать текст. |