СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по рассказу А.И.Солженицына "Матренин двор".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Кого называют праведником? И что значит "Не стоит село без праведника"? Об этом размышляют одиннадцатиклассники на уроке по рассказу А.И. Солженицына "Матренин двор".

Просмотр содержимого документа
«Урок по рассказу А.И.Солженицына "Матренин двор".»

Тема: « Не стоит село без праведника». Рассказ А.И. Солженицына « Матренин двор» в 11 классе.

Цели: помочь учащимся понять , каким видится писателю феномен «простого человека»; разобраться в философском смысле рассказа ;показать как совокупность художественных средств помогает автору выразить мысли и чувства; развивать навыки анализа произведения; формировать у учащихся нравственные качества: внимание к человеку и сочувствие .

Методы: аналитическая беседа , выразительное чтение фрагментов рассказа.

Ход урока.

  1. План работы над рассказом (на доске)

  1. Творческая история рассказа «Матренин двор» (индивидуальное задание)

  2. Особенности жанра. ( индивидуальное задание)

  3. Главная героиня: её внешний облик, речь, её окружение.

  4. Судьба Матрены – трагедия деревенской русской женщины.

  5. Нравственные ценности Матрены.

  6. Люди , окружающие Матрену, нравственные устои деревни.

  7. Выводы: Матренин двор – символический мир праведника.

II.Актуализация опорных знаний:

-- На прошлом уроке вы узнали о писателе А.И. Солженицыне. Какие события его жизни вы считаете самыми важными, судьбоносными? ( учащиеся называют участие писателя в Великой Отечественной войне, арест, годы ссылки, освобождение и выдворение из страны, жизнь в США, триумфальное возвращение на Родину, активная общественно-политическая деятельность в 90-тые годы.)

-- Какие произведения А.И.Солженицына вы можете назвать?

-- Сегодня мы будем говорить о рассказе писателя « Матренин двор». Понравился ли вам рассказ? Наверное, много размышлений и вопросов возникло после прочтения? Например, кто такой «праведник» и почему не стоит без него село ? Давайте попытаемся понять, почему судьба простой русской женщины так трогает читателя, в чем гуманистический смысл рассказа и попробуем увидеть, в чем состоит художественное совершенство рассказа. ( учитель обращает внимание учащихся на план работы и предлагает начать с творческой истории рассказа)

III. Аналитическая беседа.

Итак, какова же творческая история рассказа « Матренин двор»?

Сообщение, подготовленное учеником :

--Рассказ « Матренин двор» написан в 1959 году, опубликован в 1964 году в журнале «Новый мир», главным редактором которого был А.Т.Твардовский. Надо отдать должное его гражданскому мужеству за то , что он на свой страх и риск взялся напечатать рассказ опального писателя. Первоначальное название «Не стоит село без праведника» Твардовский заменил на «Матренин двор».Действие рассказа происходит в 1956 году, но по настоянию Твардовского, год тоже был заменен на 1953.

Учитель:

-- Перед нами рассказ. Что вы знаете об этом жанре?

Сообщение , подготовленное учеником:

-- Рассказ – это малая художественная форма повествования. В рассказе в предельно сжатой форме, с потрясающей художественной силой можно размышлять над «вечными» вопросами, поведать о судьбе целой жизни героев. Например, рассказы А.П.Чехова, рассказ М.А.Шолохова «Судьба человека», рассказ А.Платонова «Юшка» и другие. Солженицын объясняет свое обращение к этому жанру так: «В малой форме можно очень много поместить, и это для художника большое наслаждение – работать над малой формой. Потому что в маленькой форме можно оттачивать грани с большим наслаждением для себя».

Учитель:

-- А для читателя встреча с рассказом - большое наслаждение. Что лежит в основе любого рассказа? ( случай, раскрывающий характер человека). По этому традиционному принципу строит свой рассказ и Солженицын. Какой случай лежит в основе рассказа? ( гибель Матрены) Через гибель Матрены автор приходит к глубокому пониманию её личности. Лишь после её смерти « выплыл передо мною образ Матрены, как я не понимал её , даже живя с нею бок о бок»

-- Нарисуйте словесный портрет Матрены . Есть в рассказе полный портрет героини? Нет, писатель не дает конкретного описания героини, как, например, описывает Фаддея. Лишь одна портретная деталь постоянно подчеркивается автором.

-- Какая это деталь портрета? ( улыбка) Какая она? ( Ищем в тексте:«лучезарная», « добрая», «извиняющая») Как называется это средство выразительности?

-- Какая была речь у Матрены?( Ищем в тексте: плавная, певучая, исконно-русская, начинающаяся «каким-то низким, теплым мурчанием, как у бабушек в сказках»)

-- Найдите в конце рассказа описание Матрены, в котором чувствуется авторское отношение. (От красного морозного солнца чуть розовым залилось замороженное оконце сеней, теперь укороченных, - и грел этот отсвет лицо Матрены». И : « У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей»)

-- А каким вам представляется мир её дома? Кто населяет его и в каких взаимоотношениях находятся те, кто рядом с Матреной? (по тексту: шуршащие за перегородкой тараканы, шорох которых напоминает «далекий шум океана», темноватая изба с большой русской печью; колченогая, подобранная из жалости кошка, мыши, которые в трагическую ночь гибели Матрены так метались за обоями, как будто сама Матрена « невидимо металась и прощалась тут с избой своей» )

-- Найдите другие художественные детали, важные для понимания образа главной героини. (ищем в тексте: любимые Матренины фикусы, которые она спасла от пожара ,в ту страшную ночь, когда погибла Матрена, фикусы «испуганной толпой» замерли в опустевшем доме .Какая выразительная метафора.)

-- Историю «колотной житенки» Матрены автор – рассказчик разворачивает не сразу. По крупицам разбросал он по всему рассказу события её жизни с отступлениями, комментариями, то сама Матрена кое-что рассказывала. Как же сложилась её судьба? Расскажите кратко самое главное о жизни героини. ( Разбитая любовь, смерть шестерых детей, потеря мужа на войне, адский. Не всякому мужику посильный труд в деревне, тяжелая немочь – болезнь, горькая обида на колхоз, который выжал из неё все соки, а затем списал за ненадобностью, оставив без пенсии и поддержки.)

--В судьбе Матрены сконцентрирована трагедия деревенской русской женщины – наиболее выразительная и вопиющая. Как горе и беды отразились на Матрене?( добыча дров, воровство торфа, сено, справка, бесплатная работа пенсионерки в колхозе)) Как она переживала всё? Приведите примеры из текста. ( Удивительное дело! Не обозлилась на этот мир Матрена, сохранила доброе расположение духа , чувство радости и жалости к другим, её лучезарная улыбка по-прежнему освещала её лицо).

-- Какое у неё было верное средство вернуть себе доброе расположение духа? ( по тексту .Работа. Ни когда она не была для Матрены в тягость. « Ни труда, ни добра своего не жалела Матрена никогда.» )

-- Как её бескорыстием пользовались окружающие? Кто эти люди? Каково их отношение к Матрене? (Сестры, золовка, приёмная дочь Кира, е6динственная в деревне подруга Маша, Фаддей).Эти люди были наиболее близки Матрене, они должны были понять и по достоинству оценить её. И что же - оценили? ( Ищем в тексте: жила она бедно, убого, одиноко,- «потерянная старуха», измотанная трудом и болезнью. Родные почти не появлялись в её доме, опасаясь, по-видимому, что Матрена будет просить у них помощи. Все хором осуждали Матрену, что она смешная и глупая, на других бесплатно работающая .)

-- Как ведут себя сестры и родня со стороны мужа на похоронах Матрены?( ищем в тексте и зачитываем ,как они в плаче обвиняют друг друга и Матрену в том, что случились, то есть ,и у гроба Матрены продолжается борьба за горницу. )Дайте характеристику этим героям.

-- Хорошо ли жилось Матрене среди них? А в колхозе и в родном государстве?

Учитель после ответов учащихся: Неуютно и холодно. Все отдала – и никому не нужна. Она одинока внутри большого общества и среди родных людей. Значит, неладно то общество, система которого подавляет лучших! Не потому ли рассказ нельзя было печатать и никто , кроме Твардовского не отважился ? Матрена – личность соборная, то есть несущая в себе народные начала, она подсознательно чувствует ответственность перед народом. Вспомним, что ей было стыдно за жену председателя. Какой это случай? ( по тексту) Таким образом мерой всех вещей у Солженицына выступает духовная сущность человека. Он писал: « Не результат важен, а дух! Не что сделано – а как. Не что достигнуто – а какой ценой.» Потому и был писатель опальным, так как не принимал ложные нравственные ценности. Об этом и бьёт тревогу в рассказе « Матренин двор».

-- Что можно сказать о жизненных устоях деревни? Как называлась станция? О лесах, о председателе?( по тексту: «торфопродукт», хлеба не пеклись в деревне…)

Как относятся люди друг к другу? ( зависть, озлобление и равнодушие движут поступками жителей деревни).

-- Теперь вам понятно, почему год действия с 1956 Твардовский посоветовал перенести на 53?( если учащиеся затрудняются с ответом, учитель помогает: события перенесены на годы «до хрущевской оттепели», потому что слишком тягостное впечатление оставляет картина, созданная писателем. Взгляд Солженицына на деревню тех лет суров, жесток, но правдив.)

--Кто из героев рассказа кажется вам самым зловещим, страшным? Да, это Фаддей. Но Солженицын пишет: « Перебрав тальновских, я понял, что Фаддей в деревне такой не один.» -вот что страшно.

--А была ли в деревне ещё такая бескорыстная, совестливая женщина? Нет. Матрена такая одна. Она была лучшая.

Учитель: С её смертью уходит из деревни что-то, что связывало её с добрыми, истинными народными правилами.

IV.Выводы.

--В чем же смысл названия рассказа «Матренин двор»? Каков он - этот её двор?( после ответов учащихся учитель дополнит) Матренин двор – это особое устройство жизни, где есть любовь, труд, доброта, совесть. Матрена сумела сохранить свой мир, который противостоит миру хамства, насилия, рвачества. Её мир – это мир праведника. Как вы объясните значение этого слова? ( Учащиеся говорят, что это библейское понятие, человек, живущий по христианским законам, не нарушающий христианских заповедей.) В Библии сказано, что если в « граде» есть хотя бы один праведник, то «несть граду стояние». ( объяснение учителя ) Прочитаем финал ьные строки рассказа: « Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице , не стоит село.

Ни город.

Ни вся земля.»

-- Означает ли это, что автор не оставляет надежды? Я предлагаю вам поразмышлять об этом дома и написать небольшое сочинение на тему « Прошло ли время Матрены?»

Итоги урока, выставление оценок.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!