СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по предмету Экономические и правовые основы профессиональной деятельности, по теме « Противодействие коррупции и антикоррупционная политика»

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В уроке раскрыты определения,виды коррупции,дан правовой аспек коррупционных соствляющих,рассмотрены  правовые акты по противодействию коррупции применяемые в РФ.

Просмотр содержимого документа
«Урок по предмету Экономические и правовые основы профессиональной деятельности, по теме « Противодействие коррупции и антикоррупционная политика»»

Тема Урока « Противодействие коррупции и антикоррупционная политика»

Тип урока: Урок формирования и совершенствования умений и навыков.

Вид урока: Комбинированный

Цель урока: Обучающая: Дать начальное (или первичное) представление по теме.

Развивающая: Развивать мышление, речь, память, учебную мотивацию и познавательный интерес.

Воспитательная: Продолжить формирование нравственных, трудовых, личностных качеств.

Методы обучения: Словесные, визуальные.

Формы организации работы обучающихся: индивидуальные, коллективные.

Материально-техническое оснащение урока: распечатки тематических статей из интернета, тематический фильм (мультимедийный проектор), учебная литература.


план урока

Время, (мин)

  • Организационная часть: проверка наличия учащихся

  • Проверка домашнего задания

  • Объяснение новой темы с конспектированием основного материала

  • Закрепление нового материала путем собеседования

  • Подведение итогов урока

  • Задание к следующему уроку

5

4

30

6

5

5


ход урока:

  • Организационный этап:

    • Взаимное приветствие преподавателя и учащихся

    • Проверка отсутствующих

  • Этап проверки домашнего задания

    • Индивидуальный опрос

  • Этап изучения нового материала

  • Этап первичного закрепления знаний

    • Фронтальный опрос.

Этап подведения итогов урока





Содержание учебного материала:


1.Коррупция: понятие, сущность, структура

2.Правовые основы противодействия коррупции

3.Характеристика правонарушений коррупционной направленности и ответственность за их совершение


1.Коррупция: понятие, сущность, структура.


Коррупция – сложный социальный феномен, исторические корни которого уходят в глубокую древность и связаны, прежде всего, с обычаем делать подарки вождям или жрецам, чтобы добиться их расположения и впоследствии поддержки в решении возникающих проблем в корыстных интересах. Первоначально коррупция была больше нравственной проблемой. Но по мере развития человеческого общества коррупция перестает быть только нравственной проблемой. Она начинает проникать во все сферы общественного бытия, органы управления государством, в том числе в политику. Как у всякого сложного социального явления, у коррупции не существует единого канонического определения. Давайте рассмотрим основные термины коррупции. Коррупция (от латинского слова corrumpere -портить) -использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащее установленным законом и правилам.

Возможно, наиболее краткое (и точное) из них: “злоупотребление публичной властью ради частной выгоды” (Joseph Senturia). Социологи, специалисты по управлению, экономисты, юристы и просто граждане по разному трактуют это понятие. Социологи, утверждают, что коррупция это «отказ от ожидаемых стандартов поведения со стороны представителей власти ради незаконной личной выгоды». Такое утверждение оказывается и слишком узким (коррупция может быть и в частных корпорациях), и слишком широким. Юристы считают, что «коррупция в широком смысле – социальное явление, поражающее публичный аппарат управления, выражающееся в разложении власти, умышленном использовании государственными и муниципальными служащими, иными лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций, своего служебного положения, статуса и авторитета занимаемой должности в корыстных целях для личного обогащения или в групповых интересах». Для справки: В более широком плане истолкована коррупция в Кодексе поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, принятом Генеральной Ассамблеей ОНН 17 декабря 1979 г.: « Хотя понятие коррупции должно определяться в соответствии с национальным правом, но следует понимать, что оно охватывает совершение или не совершение какого-либо действия при исполнении обязанностей или по причине этих обязанностей в результате требуемых или принятых подарков, обещаний или стимулов, или их незаконное получение всяких раз, когда имеет место такое действие или бездействие. Акт коррупции охватывает также попытку коррумпирования» “Выполнение должностным лицом каких-либо действий или бездействие в сфере его должностных полномочий за вознаграждение в любой форме в интересах дающего такое вознаграждение, как с нарушением должностных инструкций, так и без их нарушения”.



Следует отметить, что в этом международном правовом акте в понятие коррупции включено не только получение вознаграждения, подарков, но и служебное поведение должностного лица, осуществляемое в связи с получением таких подарков. Если исходить из такого определения коррупции, то перечень коррупционных преступлений расширяется, кроме взяток в него должны быть включены злоупотребления по службе, превышение должностных полномочий. Что очень важно, данное определение позволяет включить в состав коррупции и законное, правомерное служебное поведение должностного лица, если оно было обусловлено полученными или обещанными подарками.

На Международном межрегиональном семинаре по проблемам коррупции (Гавана 1990 г.) коррупция была определена как злоупотребление служебным положением для достижения личной или групповой выгоды, а также незаконное получение государственным служащим выгоды в связи с занимаемой должностью и служебным положением. Существует множество форм (проявлений) коррупции: взяточничество, фаворитизм, непотизм (кумовство), протекционизм, лоббизм, незаконное распределение и перераспределение общественных ресурсов и фондов, незаконное присвоение общественных ресурсов в личных целях, незаконная приватизация, незаконная поддержка и финансирование политических структур (партий и др.), вымогательство, предоставление льготных кредитов, заказов, знаменитый русский “блат” (использование личных контактов для получения доступа к общественным ресурсам –товарам, услугам, источникам доходов, привилегиям, оказание различных услуг родственникам, друзьям, знакомым) и др. В зависимости от сферы деятельности следует различать следующие виды коррупции:1. Коррупция в сфере государственного управления.2. Парламентская коррупция.3. Коррупция на предприятиях

Коррупция в сфере государственного управления имеет место потому, что существует возможность государственного служащего (чиновника) распоряжаться государственными ресурсами и принимать решения не в интересах государства и общества, а исходя из своих личных корыстных побуждений.

В зависимости от иерархического положения государственных служащих коррупция может подразделяться на верхушечную и низовую. Первая охватывает политиков, высшее и среднее чиновничество и сопряжена с принятием решений, имеющих высокую цену (формулы законов, госзаказы, изменение форм собственности и т.п.). Вторая распространена на среднем и низшем уровнях и связана с постоянным, рутинным взаимодействием чиновников и граждан (штрафы, регистрации и т.п.).

Упомянем о коррупции в негосударственных организациях, наличие которой признается специалистами. Сотрудник организации (коммерческой или общественной) также может распоряжаться не принадлежащими ему ресурсами: у него также есть возможность незаконного обогащения с помощью действий, нарушающих интересы организации, в пользу второй стороны, получающей от этого свои выгоды.Дополнительно: Очевидный пример из российской жизни – кредиты, получаемые за взятки в коммерческих банках под проекты, цель которых – изъять деньги и исчезнуть.Предметное восприятие коррупции сущности и содержания коррупции как феномена общественно-политической жизни возможно при рассмотрении его классификации. Отметим, что варианты комбинаций по линии субъект-объектного проявления коррупции многочисленны. Поэтому довольно трудно выработать не только универсальное определение коррупции, но и классифицировать ее проявления в общественной практике, определить критерии этой классификации. Наиболее упрощенной является классификация, предложенная Н.А.Катаевым и Л.В.Сердюком, выделяющим чисто уголовную (в основном экономического характера) и политическую коррупцию, которую, они, в свою очередь, делят на отклоняющееся и преступное поведение. Более сложную классификацию предложил М.Джонстон. Он выделил несколько типов коррупции:

взятки чиновников в сфере торговли (за продажу нелегально произведенной продукции, завышение качества товаров и т.д.);отношения в патронажных системах, в том числе покровительство «боссов» на основе земляческих, родственных, партийных принципов; дружба и кумовство;кризисная коррупция, обусловленная тем, что предприниматели вынуждены работать в условиях чрезвычайного риска, когда решения органов власти могут привести к существенным для бизнеса изменениям и потому эти решения становятся предметом торговли.Ряд авторов при рассмотрении коррупции, как правило, выделяют ее политические и экономические функции. Коррупция в этом случае определяется степенью экономического и политического развития, а не политической культурой. Она отражает разлад между старыми и новыми нормами и облегчает приспособляемость к изменениям во всех сферах общества. Определенные типы коррупции способствуют образованию важных связей в процессе строительства политических коалиций, гарантирующих общественные изменения, и играют роль в консолидации или реструктуризации классовых различий.Поскольку коррупция как социальное явление в наибольшей мере проявляется в таких основных сферах жизнедеятельности людей как политика и экономика, то, очевидно правомерным будет и определять такие основные виды коррупции как политическая и экономическая.Особой разновидностью является политическая коррупция. Политика, как практика управления государством, и коррупция всегда были тесно связаны. Более того, коррупция зачастую становится либо «спусковым крючком» глубоких политических изменений. О чем свидетельствуют события в виде «цветных революций» в Грузии, Украине и Кыргызстане. Любое государственное устройство объективно (в большей или меньшей степени) чревато коррупцией. Поэтому политическую коррупцию целесообразно рассматривать как более широкое явление.По мнению В.В.Лунеева, под политической коррупцией следует понимать коррупционные (или связанные с коррупцией) формы политической борьбы правящих или оппозиционных элит, партий, групп и отдельных лиц за власть, т. е. с целью ее захвата или удержания, а также против политических конкурентов. Некоторым ее видам присущи коррупционные деяния против конституционных прав и свобод человека и гражданина, против основ государственного строя и государственной власти Г.Н.Горшенков отмечает, что политическая коррупция проявляется в характеризующихся политической окраской деяниях, часть из которых ненаказуема в уголовно-правовом порядке, а другая –наказуема. П.А.Кабанов справедливо указывает на то, что цель коррумпированной элиты (представители государственных органов власти, юридические лица, претенденты на власть) –это не только укрепление, но и получение, сохранение и распределение власти.Таким образом, в отечественной науке, так же, как и в зарубежной выделяются следующие признаки политической коррупции:а) отсутствие явной противоправности;


б) нацеленность на захват, сохранение, укрепление и распределение власти как отдельными лицами, так и их группами (партиями, иными устойчивыми сообществами);в) использование для достижения указанных целей как государственных, так и общественных ресурсов.

Политическая коррупция имеет предельно широкий спектр. Другим наиболее распространенным видом коррупции является экономическая коррупция.

Под экономической коррупцией понимается подкуп (получение, обещание, предложение, дача или вымогательство взятки), любое другое незаконное использование лицом своего публичного статуса, сопряженное с получением выгоды (имущества, услуг или льгот или преимуществ, в том числе неимущественного характера) как для себя, так и для любых других лиц, вопреки охраняемым законом экономическим интересам гражданина, юридического лица, общества или государства, либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу вне зависимости от совершения данных деяний лично или через посредников.

Исходя из данного определения экономической коррупции следует, что наиболее распространенными коррупционными преступлениями в этой сфере являются:

· коммерческий подкуп;· получение взятки;· провокация взятки или коммерческого подкупа;· подкуп или принуждение к даче показаний или уклонению от дачи показаний либо к неправильному переводу, в случае совершения соответствующего деяния путем подкупа;· незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну, в случае совершения соответствующего деяния путем подкупа;другие преступления, в основе которых лежит подкуп или дача взятки.Спецификой экономической коррупции является также и то, что значительная масса злоупотреблений связана с использованием полномочий в области контроля и распределения финансовых потоков. Подобный вид коррупции называют также «коррупционными услугами» в широком смысле. Происходит таким образом «продажа» властного ресурса, а также использование властного ресурса в целях присвоения иных государственных ресурсов, что определяет тесную взаимосвязь экономической и политической коррупции.

Помимо таких традиционных форм коррупции, как получение взяток и злоупотребление служебным положением, на наш взгляд, дополнительно можно выделить следующие ее проявления, не наказуемые в уголовном порядке: непосредственное участие должностных лиц и государственных служащих, депутатов в коммерческой деятельности для извлечения личной или корпоративной прибыли; использование служебного положения для «перекачки» государственных денежных средств в целях их «обналичивания» и похищения в коммерческие структуры; предоставление льгот для своей корпоративной группы (политической, религиозной, национальной, клановой и т.п.) с отвлечением государственных ресурсов; использование служебного положения для воздействия на СМИ для получения личной и корпоративной выгоды; использование должностными лицами и государственными служащими подставных лиц и родственников в коммерческих структурах в целях личного обогащения; использование служебного положения для манипулирования информацией (искажение, непредоставление, затягивание сроков выдачи и т.п.) в целях извлечения личной и корпоративной выгоды; лоббирование решений о принятии нормативных актов в узкогрупповых интересах; предоставление государственных финансовых и материальных ресурсов в избирательные фонды отдельных претендентов.


Отдельные проявления коррупции в каждом конкретном случае еще не являются неоспоримым доказательством факта коррумпированности. Они становятся таковыми лишь в определенных комбинациях и при наличии так называемых внешних признаков коррупции. В целом же все рассмотренные выше проявления коррупции, так или иначе связаны с подкупом должностных лиц. В силу этого они относятся к так называемой «жесткой» или явной коррупции. В то же время в политической практике достаточно широко распространены и не явные (неочевидные) проявления коррупции, которые по классификации некоторых авторов относят к «мягкой» коррупции. Составить исчерпывающий перечень видов коррупционной деятельности, по-видимому, невозможно. Приведенная классификация коррупции не может считаться законченной и в большей степени может послужить своего рода основой для дальнейших изысканий в этом направлении. Более того, в условиях постоянно меняющихся социально-политической, экономической, психологической и духовно-идеологической ситуаций в жизнедеятельности современного общества могут появляться новые формы коррупционных проявлений. Это предполагает необходимость постоянного мониторинга состояния и эволюции данного явления в целях выработки эффективных антикоррупционных мер.


2.Правовые основы противодействия коррупции.


Основным нормативным актом в сфере борьбы с коррупцией в Российской Федерации стал закон «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ. Им были установлены: основные понятия; организационно-правовые меры, применяемые для предотвращения коррупционной деятельности; ограничения, которые налагаются на государственных служащих и должностных лиц в целях противодействия коррупции. Также в зоне регулирования федерального закона оказались вопросы конфликта интересов, который иногда становится основой для противоречащего целям государства поведения госслужащего, даже без наличия явной коррупционной составляющей. В интересах каждого государственного органа в Российской Федерации оказалось создание в рамках предлагаемой законом правовой реальности собственной системы мер, которая помогла бы предотвратить коррупцию. Эти меры могут реализовываться как организационно, принятием документов, так и технически, путем использования аппаратных и программных методов недопущения действий, совершение которых могло бы стать частью коррупционного правонарушения. Закон не полностью смог отрегулировать сложную ситуацию со взяточничеством в Российской Федерации. Так, он оказался в достаточной степени рамочным, но дал возможность развернуть в погоне за показателями широкую кампанию по привлечению к ответственности врачей, учителей, постовых полицейских – лиц, которые не имеют возможности причинить серьезный вред своими действиями, но традиционно получают взятки-подкуп или взятки-благодарность . Меры по декларированию доходов, ставшие одним из способов контроля, не спасают от оформления имущества на доверенных лиц. Нормы о конфликте интересов оказались в достаточной степени формальными, они не подкреплены механизмом действий при возникновении конфликта интересов, механизмом его урегулирования.

Под противодействием коррупции закон понимает действия уполномоченных государственных органов, структур гражданского общества, граждан, целью которых становится предупреждение коррупционных проявлений; борьба с ними; минимизация последствий этих деяний.

Таким образом, закон счел борьбу с коррупцией задачей всего общества, а не только государственного аппарата. Помимо закона, специфическая деятельность регулируется различными нормативными правовыми актами, в частности, указами Президента Российской Федерации, постановлениями, издаваемыми министерствами, ведомствами, муниципальными властями. Так, на уровне многих муниципальных районов Российской Федерации отдельными распоряжениями их глав внедряются Памятки «Как не быть вовлеченными в коррупцию» с четким перечислением обязанностей муниципального служащего, возникающих при его столкновении с коррупционными проявлениями, и задач по организации противодействия коррупции.

Особенности борьбы с коррупцией.

Специфика субъекта преступления – лица, обладающего служебным положением и разветвленными связями в силовых структурах, – часто приводит к тому, что на уровне отдельно взятого муниципального района или субъекта Российской Федерации противодействие коррупции превращается в борьбу с конкурентами на государственной службе или на рынке коррупционных услуг. Именно поэтому полностью опираться на работу государственного аппарата при организации работы по противодействию коррупции достаточно сложно, ведомственная борьба иногда полностью сможет превозмочь цель очищения рядов государственных служащих от лиц, склонных к коррупции.В то же время борьба с коррупцией невозможна без согласованных действий общества и служб экономической безопасности силовых ведомств. Каждый бизнесмен, каждое лицо в Российской Федерации, которые могли стать жертвой коррупционного преступления, совершенного в целях, выгодных конкурентам, должны иметь возможность прямого взаимодействия со службами внутреннего контроля над правоохранителями и на региональном, и на федеральном уровне. Организационной основой противодействия коррупции в этом случае станет возможность создания на правовой основе постоянной защищенной коммуникации между бизнесом и управлениями внутреннего контроля. Второй особенностью стало создание особого правового статуса для имущества госслужащего Российской Федерации и членов его семьи. Оно по широкому перечню должно быть внесено в декларацию, которая становится доступной для изучения широкой общественности. Также декларируется имущество супругов госслужащих РФ и их несовершеннолетних детей. Фактически декларирование стало мерой ограничения правоспособности гражданина, состоящего на государственной службе. Вместе с декларированием закон о противодействии коррупции ввел норму о необходимости передачи в доверительное управление долей и акций, принадлежащих служащему. Норма призвана создать ситуацию, когда чиновник не может принимать оперативные или стратегические решения по принадлежащей ему компании, но если он владеет одним или менее процентом акций, норма не кажется целесообразной, при том, что чиновник несет расходы на оплату услуг доверительного управляющего.

Организационные меры

В основу противодействия коррупции должна лечь прозрачность всех действий власти. Чем больше света проливается на те сферы жизни РФ, где вращаются большие деньги, которые, как известно, любят тишину, тем больше шансов избежать прямого сговора или коммерческого подкупа.


Закон о противодействии коррупции предполагает введение системы мер по контролю над деятельностью государственных служащих Российской Федерации. Основными среди них стали:обязанность подачи декларации о своих доходах;

обязанность уведомлять соответствующие службы обо всех случаях склонения государственного служащего к совершению деяния, имеющего признаки коррупции;

создание реестра лиц, уволенных по основаниям, связанным с утратой доверия;

ограничение при поступлении на работу в течение двух лет после того, как чиновник или лицо, замещавшее должность в госаппарате РФ, покинул свое место работы. Если оплата труда на новом месте работы превышает 100 000 рублей, то он должен получить разрешение на трудоустройство в специальной комиссии.

Но в РФ невозможно бороться с таким многоплановым явлением, как коррупция, только методом нажима на государственный аппарат. Необходимо так выстраивать систему общественных связей, чтобы она стала или закономерно отмирающим рудиментом постперестроечной системы отношений, или порицаемым на уровне гражданского общества явлением. В этих целях закон предлагает:устранить все запреты или ограничения на осуществление предпринимательской деятельности, которые любят плодить государственные служащие. В этом аспекте особенно актуальна работа АСИ (Агентства стратегических инициатив), которое за время своей деятельности смогло отработать несколько способов устранения барьеров на пути бизнеса в различных вопросах – от упрощения регистрации компаний до сокращения числа согласований при начале строительства; разумно повысить доходы сотрудников органов государственной власти и управления, доведя их до такой планки, при которой лишиться зарплаты из-за подозрений в коррупции было бы нелогично. Здесь же располагается группа мер, связанных с недопущением в дальнейшем к государственной службе тех лиц, на которых остался отпечаток коррупционной деятельности; создать работающий механизм общественного контроля над работой государственных служащих, позволяющий высветить все ситуации, имеющие признаки коррупционного деяния. В рамках этого механизма работают общественные палаты, общественные советы при министерствах и ведомствах, системы предварительной правовой экспертизы нормативно-правовых актов, петиции и общественные обращения, иные механизмы прямого вовлечения гражданского общества в систему контроля над чистотой осуществления полномочий госорганами; повышение роли независимых антикоррупционных СМИ, в том числе путем быстрой и четкой реакции на их публикации сотрудников ведомств, отвечающих за контроль над коррупционными преступлениями.

Каждое ведомство, в свою очередь, должно помнить, что основой для совершения преступления становятся недоработки в сфере информационной безопасности. Часто целью коррупционного деяния становится получение конфиденциальной информации о: планируемых решениях государственных органов;

рассмотрении каких-либо вопросов, связанных с инвестиционными проектами или предоставлением льгот; рассмотрении уголовного дела; планах и программах приватизации; кадровых назначениях. Понятно, что предотвратить совершение такого преступления можно, используя современные системы защиты информации, например, DLP-системы, которые позволят предотвратить утечку данных. Помимо этого, необходимо проводить регулярные проверки состояния защиты тех информационных блоков, которые представляют наибольший интерес. Создание работающего механизма контроля над деятельностью чиновников, который позволял бы проводить проверки их личных контактов, ограничение возможности использования мессенджеров и наложение запрета на контакты с лицами, ранее замешанными в коррупционных преступлениях, при его реализации на уровне закона также могло бы стать эффективным.

Информирование госслужащих об опасности коррупционного поведения-

Каким бы ни был ответственным государственный или муниципальный служащий, в большинстве случаев он работает в ситуации, когда «рука руку моет», и его отказ отреагировать на предложение взятки в той среде, где совершение коррупционных правонарушений стало нормой поведения, может стать проблемой и для него, и для службы в целом. Должен существовать работающий механизм, позволяющий ему чувствовать себя защищенным, вовремя переведя внешнее коррупционное давление на соответствующие службы, ответственные за экономическую безопасность. Памятка, принимаемая органами государственной власти или на уровне органа местного самоуправления, призвана показать такому сотруднику все возможности избегания спорных или сложных ситуаций или вовремя проинформировать об их существовании. Ответственность каждого конкретного лица должна стать основой противодействия коррупции.

Уголовно-правовая практика применения законодательства о коррупции.

Основным инструментом борьбы с коррупцией становится уголовное преследование. Несмотря на широкую сеть охвата, крайне редко информация о привлечении государственного служащего к ответственности за коррупционные деяния становится достоянием прессы. Широко известный случай с министром экономического развития Улюкаевым не является показателем применения к нему мер этого характера, так как ситуация, которая стала причиной обвинения (вымогательство взятки за согласование приватизационной сделки), могла бы стать и основой для обвинений в мошенничестве или иных схожих по составу экономических преступлениях.


В 2010 году Пленумом Верховного суда был выпущен обзор практики применения закона «О противодействии коррупции». В обзоре отмечается, что за год, прошедший с принятия закона, было осуждено именно за коррупционные преступления 6826 лиц, среди них не только чиновники, но и сотрудники коммерческих структур . В ряде случаев закону удалось добраться до высокопоставленных преступников. Основным составом, по которому обвинялись эти лица, оказалось взяточничество. Только 26 % обвиняемых получили наказание в виде реального срока. Основной мерой наказания как формы противодействия коррупции оказался штраф, размеры которого могут быть существенными.


Более позднюю практику пока не обобщили, но при анализе находящихся в открытых источниках решений дел по коррупционным статьям УК видно, что тенденция не меняется, только в поле зрения закона оказывается больше лиц из верхних эшелонов власти.


Верховный суд обратил внимание, что коррупционные преступления не только мешают развитию государства, но и создают негативный образ России в глазах международного сообщества, и призвал усилить применение организационных мер по противодействию коррупции.



3.Характеристика правонарушений коррупционной направленности и ответственность за их совершение.


Физические лица за совершение коррупционных правонарушений несут

уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную

ответственность, а юридические лица - административную и гражданско-правовую.

Уголовная ответственность за совершение коррупционных преступлений

предусмотрена рядом статей УК РФ, в том числе ст. 290 (получение взятки), ст.

291 (дача взятки), ст. 285 (злоупотребление должностными полномочиями), ст.

286 (превышение должностных полномочий), ст. 292 (служебный подлог).

За совершение коррупционных преступлений предусмотрены различные

виды наказаний: штраф, лишение права занимать определенные должности или

заниматься определенной деятельностью, обязательные работы,

исправительные работы, лишение свободы.

К примеру, получение взятки в особо крупном размере (т.е. более 1 млн

рублей) наказывается штрафом в размере от 80 до 100-кратной суммы взятки

(но не более 500 млн. рублей) с лишением права занимать определенные

должности на срок до 3 лет, либо лишением свободы на срок от 8 до 15 лет.

Специальная административная ответственность за совершение

коррупционных правонарушений установлена двумя статьями Кодекса РФ об

административных правонарушениях. Одна из них – ст. 19.28 КоАП РФ -

предусматривает ответственность исключительно для юридических лиц.

Так, указанная статья предусматривает ответственность за незаконное

вознаграждение от имени и в интересах юридического лица. Максимальный

размер штрафа для юридического лица за данное правонарушение составляет

100-кратная сумма вознаграждения, но не менее 100 млн. (в случае передачи

вознаграждения в размере более 20 млн. рублей).

Статья 19.29 КоАП РФ устанавливает ответственность для должностных

лиц и юридических лиц за незаконное привлечение к трудовой деятельности

бывшего государственного либо муниципального служащего, а именно за

нарушение предусмотренных законом порядка и ограничений при приеме на

работу таких служащих. Для должностных лиц штраф составит от 20 тыс. до 50

тыс. рублей, для юридических лиц – от 100 тыс. до 500 тыс. рублей.

Гражданским кодексом РФ предусмотрена гражданско-правовая

ответственность за коррупционные правонарушения, в том числе взыскание в

судебном порядке ущерба, причиненного коррупционными действиями

виновных лиц, расторжение незаконных государственных и муниципальных

контрактов, заключенных должностными лицами из корыстных побуждений,

признание бездействия, либо действий и решений должностного лица

незаконными.

Кроме того, для всех должностных лиц, государственных и

муниципальных служащих действующим федеральным законодательством, в

том числе Федеральными законами "О государственной гражданской службе" и

"О муниципальной службе", предусмотрена дисциплинарная ответственность

за нарушения законодательства о противодействии коррупции.

К числу дисциплинарных взысканий, в зависимости от вида службы,

относятся замечание, выговор, строгий выговор (для сотрудников ряда

правоохранительных органов), предупреждение о неполном должностном

соответствии.

Однако, наиболее строгим дисциплинарным взысканием за допущенные

коррупционные нарушения, является увольнение, в связи с утратой доверия.

Данная мера ответственности применяется к государственным и

муниципальным служащим за непринятие мер по урегулированию конфликта

интересов, непредставление сведений о доходах и расходах служащего,

осуществление предпринимательской деятельности и иные, наиболее серьезные

нарушения установленных законом запретов и ограничений.







Вопросы:

1. Дать определение коррупции.

2. Назовите виды коррупции.

3. Что понимает закон под противодействием коррупции ?

4. Какой основной нормативный акт в сфере борьбы с коррупцией существует в Российской Федерации?

5. В каком размере наказывается получение взятки согласно действующим нормативным актам РФ?



Литература:

  1. Противодействие коррупции. Учебник и практикум для академического бакалавриата Левакин И.В., Охотский Е.В., Охотский И.Е., Шедий М.В Юрайт

  2. И.П.Кененова,Т.И. Сидорова. Правовое обеспечение профессиональной деятельности- Москва ООО «ИД Юрайт»,2015

  3. Гомола А. И. Экономика для профессий и специальностей социально экономического профиля: учебник. А. И Гомола, В.Е.Кириллов, П. А. Жанин – М.: Издательский центр « Академия», 2011.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!