Урок обобщения и систематизации знаний по теме: «Важнейшие классы неорганических соединений.» Подготовила учитель химии МКОУ «Хохольская СОШ» Авдеева Елена Владимировна «Мощь и сила науки во множестве фактов, цель – в обобщении этого множества» Д.И. Менделеев
ВОС питывающая. Формирование интереса к умению, создание положительной атмосферы, воспитание взаимного уважения между учащимися, для раскрытия их способностей.
Цели урока:
- Обучающая. Повторение, углубление и обобщение сведений об основных классах соединений: классификация, свойства, генетическая связь
- Развивающая. Развитие химического мышления, умения ставить и разрешать проблемы, обобщать и систематизировать информацию
Важнейшие классы неорганических соединений
Класс
Соли
Оксиды
Кислоты
Основания
Оксиды – это соединения химических элементов с кислородом
Их получают путем горения или сложных веществ разложения. В них два элемента, один – кислород. Я отнесу к ним и известь и лед
N2O5
Cao
MgO
CO2
Na2O
SO2
Fe2O3
Классификация оксидов
Основные
Амфотерные
Кислотные
Задания
Задание №1
Даны вещества: HCl, CaO, Al 2 O 3 , CO 2 , SO 2 ,H 2 SO 4 , CuCl 2 , P 2 O 5 , ZnO. Выбрать основные и кислотные оксиды.
Задание №2
Впишите нужные формулы оксидов в пустые клеточки
C
Mg
K
Fe
Ba
Fe
O2
O2
Al
Zn
Ответы
Задание №1
Основные: CaO, Al2O3, Zno
Кислотные: CO2, SO2, P2O5
Задание №2
С
Mg
K
Fe
CO2
Ba
O2
O2
K2O
Al
Fe
BaO
Fe2O3
Al2O3
MgO
Zn
Zno
FeO
Основания
Основания - химические соединения, содержащие гидроксильную группу OH
В основаниях у фенолфталеина. Бывает не жизнь, а сплошная малина
KOH
Al(OH)3
Fe(OH)3
NaOH
Cu(OH)2
Zn(OH)2
Классификация оснований
Растворимые щелочи
Амфотерные
Нерастворимые
Задания
Задание №1
Восстановите запись
а) СaO + ? → Ca(OH)2
б) ? + H2O → NaOH
Задание №2
Выберите из данного перечня основания: CaO, Ca(OH)2, SO2, HCl, HNO3, NaCl, KOH, Ba(OH)2
Ответы
Задание №1
а) СaO + H2O → Ca(OH)2
б) Na2O + H2O →2 NaOH
Задание №2
Ca(OH)2, KOH, Ba(OH)2
Кислоты
Кислоты - сложные вещества, в состав которых обычно входят атомы водорода
Они имеют кислый вкус, в них цвет изменяет лакмус. А если активный металл попадет, получим мы соль и еще водород
Классификация кислот
Бескислородные
HCl -
HBr
H2S -
H3PO4 -
H2SO4 –
HNO3 -
Бескислородные
Задания
Задание №1
Выберите из данных веществ
а) кислородосодержащие (двухосновные)
б) бескислородные кислоты (одноосновные)
HCl, SO 2 , NaOH, Ca(OH) 2 , H 2 SO 4 , H 3 PO 4 , H 2 SO 3 , HBr, HJ, H 2 CO 3 ,P 2 O 5
Задание №2
Составьте уравнения
1) ? + HCl → ZnCl2 + H2O
2) CaO + ? → CaSO 4 + H2O
Ответы
Задание №1
а) H2SO3, H2CO3, H2SO4
б) HCL, HJ, HBr
Задание №2
1) Zn + 2HCl → ZnCl2 + H2O
2) CaO + H2SO4 → CaSO 4 + H2O
Соли – это сложные вещества, образованные атомами металлов и кислотными остатками
Хлориды и нитраты, сульфаты, карбонаты я без труда и боли объединю в класс соли
Задания
Задание №1
Дать названия:
NaCl, K2SO4, Al(NO3)3, MgCl2, FeCl3, CaCO3, Na3PO4
Задание №2
Составить формулы солей:
Сульфата натрия
Силиката калия
Карбоната натрия
Фосфата магния
Ответы
Задание №1
Хлорид натрия, сульфат калия, натрат алюминия, хлорид магния, хлорид железа, карбонат кальция, фосфат натрия.
Задание №2
Na2SO4
K2SiO3
Na2CO3
Mg3(PO4)2
Генетическая связь между классами
- Все классы живут дружно
- Всегда во всем помогут
- А если очень нужно
- Друг в друга переходят.
Задания
Осуществить генетическую связь
Ca → CaO → Ca(OH)2 → CaCh2
Ответы
Задание
1) 2Ca + O2 → 2CaO
2) CaO + H2O → Ca(OH)2
3) Ca(OH)2 + 2HCh → CaCh2 + 2H2O
Практический
Давайте докажем экспериментально
Что правильно известь получена
И все подтвердим одномоментно
И щелочь будет изучена.
Задача (для всего класса)
Ученые подсчитали, что человек в день употребляет 12-15 г поваренной соли (NaCl). Сосчитайте сколько соли вы употребляете за месяц, за год. Сколько соли вы съели за свою жизнь (лет)?
Ответы
За месяц 15 х 30 = 450г
За год 450 х 12 = 5,4 кг
За лет 14 лет х 5,4 = 75,6 кг
Тест
1 ) Из предложенного перечня выберите основной оксид
а) Na2O б) SO3 в) P2O5
2) В результате взаимодействия с водой SO2 образуется
а) основание б) кислота в) соль
3) В растворах щелочей фенолфталеин имеет цвет
а) бесцветный б) синий в) малиновый
4) Какой металл не реагирует с соляной кислотой
а) Na б) Ag в) Zn
5)Что из перечисленного подходит соляной кислоте
а) слабая б) двухосновная в) сильная
6) Вещества какой пары могут реагировать между собой
а) Zn + HCl б) Zn + NaCl в) Au + HCl
Ответы теста
1) А
2) Б
3) В
4) Б
5) В
6) А
Критерии оценки
6 правильных ответов – 5
5 правильных ответов – 4
4 правильных ответа – 3
Домашнее задание
Осуществите генетическую связь:
1) Cu -CuO – CuCh2 – Cu(OH)2 – CuO
2) S –SO2- H2SO3- Na2SO3