СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по ОРКСЭ модуль "Основы мировых религиозных культур" по теме "Милосердие"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном уроке использован метод Эдварда де Бона "Шесть думательных шляп", благодаря которому, учащиеся могут поразмышлять на тему данного урока. Успехов. 

Просмотр содержимого документа
«Урок по ОРКСЭ модуль "Основы мировых религиозных культур" по теме "Милосердие"»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа № 407

Пушкинского района Санкт-Петербурга













ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОРКСЭ

(МОДУЛЬ ОСНОВЫ МИРОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР)

НА ТЕМУ «МИЛОСЕРДИЕ»





Автор:

Комарова Ольга Николаевна

Учитель ГБОУ школы № 407










Санкт-Петербург

2017

  1. Тема урока: Милосердие.

  2. Цель: Раскрыть понятие милосердия в религиях мира.

  3. Задачи:

  • Дать определение милосердию;

  • Создать условие для размышления учащимися над мотивами милосердных поступков;

  • Рассмотреть и сравнить формы милосердия в разных религиях мира;

  • Создать условия для формирования внутренней ценности милосердия;

  1. Планируемые результаты.

  • Личностные:

- формирование морально-нравственных установок

- осознание милосердия как одной из нравственных ценностей религий мира

- размышление над мотивами своих поступков

  • Метапредметные:

- регулятивные: умение ставить и удерживать в течение урока учебную задачу, планировать собственную деятельность, самооценка и оценивание товарищей;

- коммуникативные: умение формулировать свою точку зрения и аргументировать ее, «примерять» на себя различные роли в общении, умение вести спор;

- познавательные: умение работать с определениями из справочной литературы, анализировать их, на их основе составлять собственное, «читать» информацию из видео- и аудио-источников, работать с текстом, находить в нем ответы на поставленные вопросы.

  • Предметные:

- раскрыть понятие милосердия;

- узнать о формах милосердия в разных религиях мира.

5. Ресурсы и оборудование:

  • Интерактивная доска,

  • Презентация Power Point,

  • Карточка заданий (Приложение 1, 4),

  • Текст «Лесные чудеса» (Приложение 2)

  • Текст «Морские звезды»,

  • Словари.



Технологическая карта урока:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Этап актуализации знаний

Предлагает вспомнить и сформулировать , что объединяет все нравственные заповеди мировых религий? Что такое золотое правило нравственности?

Вспоминают и формулируют что объединяет все нравственные заповеди мировых религий? Что такое золотое правило нравственности?

Этап постановки темы урока, целеполагание

Предлагает посмотреть видеоклип «Борька», ответить на поставленные вопросы:

1. В чем заключался поступок мальчика?

2. Какие чувства вы испытывали, глядя на бездомных животных?

3. Охарактеризуйте поступок мальчика.

Что проявил мальчик по отношению к своему брошенному другу?

Просит сформулировать тему урока, учебные задачи.

Смотрят видеоклип, обдумывают и отвечают на поставленные вопросы.







Формулируют тему урока, ставят учебные задачи.

Этап открытия нового

Предлагает выяснить словообразование слова МИЛОСЕРДИЕ и придумать однокоренные слова, подобрать синонимический ряд. (записывает на доске предложенные слова).

Просит прочитать несколько определений милосердия, проанализировать их, подчеркнуть в каждом из них главные слова

Предлагает сформулировать свое определение милосердия.

Предлагает прочитать рассказ «Лесные чудеса» и ответить на поставленные вопросы:

1. Как вы думаете, какие эмоции испытывал Степка, гуляя по лесу?

2. Для чего люди посадили саженцы, расчистили ключ, поставили скамейку?

3. Почему на душе у Степки стало радостно и светло?

4. Является ли поступок мальчика бескорыстным?

5. Что автор называет чудом?

6. Какие добрые дела людей заметил мальчик в лесу?

7. Послужили ли увиденные Степкой «лесные чудеса», примером?

Предлагает рассмотреть изображения проявления милосердия в разных религиях;

Дополняет ответы учащихся дополнительной информацией о проявлениях милосердия в разных религиях;

Предлагает заполнить таблицу какие формы милосердия существуют в разных религиях.

Предлагает проверить записи. найти общие проявления милосердия.

Выясняют словообразование слова МИЛОСЕРДИЕ и формулируют свое понимание словообразования, придумывают однокоренные слова, подбирают синонимический ряд.


Читают определения милосердия, подчеркивают определяющие его слова.

Формулируют определение милосердия.


Читают рассказ «Лесные чудеса», анализируют и отвечают на поставленные вопросы.














Рассматривают представленные изображения в разных религиях, формулируют проявление милосердия по увиденным репродукциям и фотографиям.

Слушают рассказ учителя.


Заполняют таблицу «Проявление милосердия в разных религиях». (работа в группах).

Формулируют формы проявления милосердия в разных религиях, находят общие ценности.

Первичное закрепление в новых условиях.

Предлагает порассуждать на тему «Милосердие в нашей жизни», используя метод Э.Бона «Шесть думательных шляп».

Примерные темы:

1. Бездомные животные.

2. Благотворительные фонды.

3. Передача «День добрых дел на Пятом».

4. Бездомные люди.








Синие шляпы» (контроль, в данный момент это учитель): осуществляет рефлексию, подводит итог по высказанным размышлениям.

Предлагает послушать историю и подумать в чем заключается милосердие в обычной вашей жизни.

Делает вывод:

Тот, кто ждет возможности сделать сразу много хорошего, никогда ничего не сделает. Жизнь состоит из мелочей. Очень редко появляется возможность сделать сразу очень многое. Истинное величие состоит в том, чтобы

быть великим в мелочах.


Делятся на 5 групп:

«Белые шляпы» (аналитики): предоставляют информацию по теме «Милосердие в нашей жизни», которую нашли заранее или используя интернет;

«Красные шляпы»(эмоции, чувства): высказывают, что они чувствуют по этой проблеме ;

«Зеленые шляпы» (идеи): высказывают, что можно предпринять по представленной проблеме или вопросу, выдвигают свои идеи;

«Жёлтые шляпы» (позитив, преимущества): что полезного в решении какой-либо проблемы;

«Черные шляпы» (осторожность, критика): высказывают опасения, отрицательные стороны;

Выслушивают итог по высказанным размышлениям.


Высказывают свои мысли о прослушанном.




Слушают вывод учителя.

Подведение итогов

Предлагает видеоролик «Следы на песке» и ответить:

Кто является является главным примером милосердия?

- А кого ещё мы можем назвать примером милосердия?

Смотрят видеоклип и отвечают на поставленный вопрос.



Отвечают на поставленный вопрос. ( если затруднения, предложить подумать дома).

Рефлексия

Предлагает составить синквейн на тему «Милосердие»

Слушает получившиеся синквейны.

Говорит заключительное слово:

Д. С. Лихачев «Письма о добром»:

«Исправить человечество тяжело, исправить себя просто... Провести через улицу старика, уступить место в трамвае..., быть вежливым и обходительным... - всё это просто для каждого человека... Вот почему нужно начинать с себя!»

Составляют синквейн на тему «Милосердие».


Зачитывают полученные синквейны.

Домашнее задание.

Предлагает узнать информацию, что общего между пеликаном и нашей сегодняшней темой?

Узнают информацию, заполняют картоку.
































Приложение 1

Карточка учащегося.

Тема: ______________________________________________________


М И Л О С Е Р Д И Е


_______________________ __________________________

Милосердие – это ______________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________


Какие формы выражения милосердия в разных религиях?

Христианство



Иудаизм



Ислам



Буддизм




Кто или что для вас является примером милосердия?

______________________________________________________________


Синквейн:

______________________________

____________________________ ____________________________

___________________ ___________________ ___________________

____________________________________________________________

________________________________



Домашнее задание:

Пеликан ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




Приложение 2

Лесные чудеса.
Лес, который начинался чуть дальше деревенских огородов, можно сказать, был родным домом для мальчика. Сосед Петрович работал лесником и частенько брал с собой на работу и Стёпку.

Вот и сегодня Стёпка быстренько выпил большую кружку молока, отломил краюху белого душистого хлеба и бегом к Петровичу во двор. А лесник уже отвязывал свою любимицу – собаку Пульку, которая радостно повизгивала, виляя хвостом в предчувствии интересной лесной прогулки.

Узкая тропинка сворачивала к лесу, где всё было Стёпке знакомо и привычно: вот пушистые маленькие ёлочки наклонили свои зелёные макушки, как будто здороваются с мальчиком. На пригорке хороводом стоят белоствольные красавицы – берёзки в зелёных платочках, машут приветливо кудрявыми ветками.

«Петрович, а в нашем лесу есть чудеса?» - спрашивает Стёпка.
«Есть, да ещё какие! Вот скажи мне, почему берёзки такие высокие?» - отвечает Петрович.
«Не знаю» - говорит мальчик.

«Добрые люди позаботились: маленькие саженцы посадили, ухаживали за ними, вот березки большие и выросли, а мы в их тени от солнышка прячемся, это ли не чудо? » - отвечает Петрович.

Вышли на полянку, услышали шум воды в роднике, попили водицы.
«Как ты думаешь, откуда здесь взялся родник?» - опять спрашивает Петрович Стёпку.
«Наверно, сам появился» - говорит мальчик.

«Добрые люди позаботились: заметили ключ, расчистили, камушками заботливо обложили. Вот мы с тобой попили водичку родниковую, жажду утолили, спасибо им скажем, это ли не чудо?»- отвечает Петрович.

Идут Стёпка и Петрович дальше. Стёпка всё примечает, всё запоминает. Вышли на полянку – совсем недавно здесь Стёпка собирал землянику, а уж до чего она была сладкой и вкусной. А вот и пруд – ребятишки с деревни ходят сюда купаться. А здесь в ельнике – всегда много грибов маслят. А вот у края дороги скамейка, можно посидеть, передохнуть.

«Петрович, а кто скамейку сделал? – спрашивает Стёпка.

«Добрые люди позаботились: устанет путник в лесу, присядет на скамейку, отдохнёт и дальше пойдёт, спасибо скажет. Вот тебе и ещё одно чудо»- отвечает Петрович.
«Это просто здорово, что у нас в лесу столько разных чудес!» - радуется Стёпка.
Вдруг впереди послышался встревоженный лай собаки Пульки. Что же там могло случиться? Петрович и Стёпка прибавили шаг. На полянке около дерева бегала Пулька и как то странно лаяла. Может быть, она увидела ёжика? Стёпка быстро подбежал и увидел, что в траве лежит маленький птенчик и так жалобно попискивает, наверное, он выпал из гнезда.

«Бедненький птенчик, он очень испугался, весь дрожит» - воскликнул Стёпка. Мальчик наклонился, бережно взял птенчика в руки, прижал к груди. Петрович сказал: «Надо бы птенца положить в гнездо». Стёпка, не раздумывая, полез на дерево. Ветки больно хлестали мальчика по плечам и лицу, ноги его скользили по стволу дерева, но он, несмотря ни на что, прижимал к груди птенчика, настойчиво и упрямо поднимался всё выше и выше. Ну вот наконец и гнездо. Стёпка подтянулся, достал рукой до гнезда и осторожно положил туда птенчика. Птенчик в гнезде - теперь можно спокойно идти дальше.


«Стёпка, ты молодец – сделал доброе дело: позаботился о птенчике, вот и ещё одно чудо!» - похвалил мальчика Петрович. Шагает юный спасатель по лесу, и на душе у него радостно и светло. А всё потому, что Стёпка теперь точно знает: чудеса - то делают люди, только люди не простые, а очень добрые!


Приложение 3.

Милосердие - сострадательное, доброжелательное, заботливое, любовное к другому человеку. (Философская энциклопедия)

Милосердие — бескорыстная любовь к ближнему. (Философский словарь Спонвиля)

Милосердие - готовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается. (Словарь Ушакова)

Милосердие - готовность помочь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия. (Толковый словарь Ожегова)



Тот, кто ждет возможности сделать сразу много хорошего, никогда ничего не сделает. Жизнь состоит из мелочей. Очень редко появляется возможность сделать сразу очень многое. Истинное величие состоит в том, чтобы

быть великим в мелочах.




Приложение 4.

Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. 
Человек подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звезды. 
Они окружали его со всех сторон. Казалось, на песке — миллионы морских звезд, берег был буквально усеян ими на много километров.
— Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? — спросил человек, подходя ближе.
— Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут, — ответил мальчик, не прекращая своего занятия.
— Но это просто глупо! — закричал человек. — Оглянись! Здесь миллионы морских звезд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят!
Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил ее в море и сказал:
— Нет, мои попытки изменят очень много… для этой звезды. 



Тот, кто ждет возможности сделать сразу много хорошего, никогда ничего не сделает. Жизнь состоит из мелочей. Очень редко появляется возможность сделать сразу очень многое. Истинное величие состоит в том, чтобы быть великим в мелочах.



Приложение 5.

Милосердие в разных религиях.

Название религии

Представления о милосердии

Ключевые слова

Христианство


«Всякому просящему — дай» (Иисус). «Возлюби ближнего своего, как самого себя» (заботиться, прощать, кормить, согревать, утешать)

Страшный суд, Лествица (икона).

Относиться к друг другу, как ближним, ибо мы дети одного создателя.

Милостыня, приюты, сестры милосердия.


Иудаизм

Авраам — эталон милосердия (всегда оставляй на поле часть урожая, сажай деревья и тд.). Дела милосердные творить незаметно, безымянно, чтобы получить благодарность на небе.

Милосердие и благотворительность является одним из предписаний иудаизма и часто упоминается в Торе. В иудаизме с давних пор существует обычай держать в доме на видном месте копилку, в которую все члены семьи ежедневно опускают монету. Содержимое копилки передаётся в синагогу для помощи больным, одиноким и старым людям. Термина «милостыня» у евреев не существует. Она обозначается словом «цдака», что означает «справедливость». То есть помощь нуждающемуся – это не просто милостыня, а акт справедливости. Цдака – обязанность каждого иудея. Даже тот, кто сам нуждается, должен помогать другому.

Пурим — праздник, во время которого раздают подарки, сладости и давать деньги всем нуждающимся.


Ислам

Каждый мусульманин должен творить дела милосердные одинаково для всех(Муххамад). Каждое доброе дело и слово , твоя улыбка - это милосердие.

В исламе существует обязательное пожертвование — ЗАКЯТ, а также существует пожертвования по зову сердца.

«Быть мусульманином — значит заботиться о родителях, всех близких, соседях, помогать всем кто нуждается. Чувствовать свою ответственность за все живое, каждую травинку и живое существо».


Буддизм

В буддизме милосердие – это, прежде всего, сочувствие, сострадание чужому горю, соединённое с готовностью помочь всему живому. В буддийском храме на переднем плане всегда находится мандала – это блюдо для сбора пожертвований. В это блюдо в виде пожертвования люди кладут деньги, сладости и многое другое. Содержимое мандалы передаётся больным, одиноким, нуждающимся и старым людям. Буддисты считают, что милосердие и сострадание делают лучше не только человека, но и окружающий мир. Гуань Инь — богиня милосердия. Бодхисатвы — тремящиеся к просветлению, но отказавшиеся от нирваны, для спасения и помощи нуждающимся.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!