МАОУ Прудовская СОШ
Краснобаковский район Нижегородская область
« ПОЧВА. ЕЕ СОСТАВ И СВОЙСТВА »
Составитель:
Хадыкина Татьяна Ивановна,
учитель начальных классов
1. Природная зона Арктических пустынь расположена:
а) на островах Тихого океана
б) на островах Атлантического океана
в) на островах Северного Ледовитого океана
2. Территория зоны…
а) густо заселена людьми;
б) не имеет коренного населения.
3. В Арктике для растений и
животных сложились…
а) суровые условия
б) комфортные условия
4. В ледяной зоне растут…
а) кедры, берёзы, черёмуха;
б) лишайники , мхи;
в) бузина, орешник, айва.
5. В Арктике обитают животные…
а) бобры, нутрии, хомяки;
б) волки, бурые медведи, рыси;
в) моржи, тюлени, белые медведи.
6. Тундра расположена …
а) на равнинах ;
б) на возвышенностях ;
в) в горах.
7. Растения тундры …
а) высокие с мощными корнями и широкими
листьями;
б) низкорослые со стелющими корнями и
мелкими листьями.
8. К тундровым растениям относятся
а) верблюжья колючка, саксаул, кактус;
б) кедр, осина, пальма;
в) карликовая ива, мох – ягель, черника.
9. В тундре обитают…
а) тюлени, моржи, киты;
б) песцы, лемминги, волки;
в) верблюды, лошади, коровы.
10. Самую большую территорию занимают ...
а) смешанные леса;
б) хвойные леса;
в) широколиственные леса.
11. Лесным исполином называют ...
а)благородного оленя;
б)лося;
в)медведя.
12. К степным птицам относятся ...
а)белые журавли, краснозобые казарки, розовые чайки;
б)ястребы, кедровки, сойки;
в)журавли-красавки, дрофы, пустельги.
13. Экологические проблемы лесной связаны....
а) с неумеренной охотой и браконьерством, вырубкой
б) с неблагоприятными погодными условиями
в) с участившимися лесными пожарами.
1 4 . Какое растение встречается в пустыне?
а)верблюжья колючка
б)ирис
в) берёза
1 5 . Какое животное люди назвали "кораблем пустыни"?
а)сайгака
б)джейрана
в)верблюда
земля-суша
земля – почва
Больше в кладовую природы положишь – больше соберёшь.
- сформировать представление о почве как верхнем плодородном слое земли;
- выявить основные свойства почвы; способы защиты почвы от разрушения;
- в процессе опытов установить состав почвы;
- развивать мышление, наблюдательность, любознательность.
Что такое почва?
- Словарь русского языка:
- П О Ч В А – поверхностный слой земной коры, в котором развивается растительная жизнь.
- Найди и сравни определение «почва» в учебнике.
Почва – это верхний слой суши, на котором живут растения, животные и микроорганизмы.
Основоположник науки о почве
В. В. Докучаев доказал:
- почвы распределяются закономерно
- определил почвообразующие факторы
- почва обладает свойствами живой и неживой природы
- почва обладает плодородием
В.В.Докучаев 1846-1903 г
Везде ли на земле есть почва?
Нет почвенного слоя в Арктике, Антарктиде, на вершинах гор и в пустыне.
- Для почвенной среды обитания характерны следующие факторы:
- нет солнечного света;
- много воды;
- незначительные перепады температур;
- низкое содержание кислорода;
- передвижение в твёрдой среде.
Почвенная среда
Это дом для множества бактерий и простейших. Здесь же располагается грибница грибов,
корни растений.
Корни растений и грибница грибов устроены так, чтобы растение могло питаться и получать влагу из почвы.
Почему почву называют «чудесной кладовой»?
ПЛОДОРОДИЕ
Вывод:
Основное свойство почвы- плодородие
ПЛОДОРОДИЕ необходимо сохранять
(гумус)
Гумус
Вывод:
Почва сыпучая
Вывод:
Почва пропускает воду -
водопроницаемость
Вывод:
Почва нагреваться и охлаждаться- п роводник тепла
Свойство -теплопроводность
Обитание в почвенной среде приводит к тому, что у разных живых организмов возникают сходные приспособления.
Вывод:
1.Почва является средой обитания для животных, растений, грибов, бактерий.
2. В почве имеются условия для жизни .
3. Живые организмы приспособились к жизни в почве.
Правила работы
- Внимательно слушать инструкции.
- Чётко выполнять указания.
- Быть наблюдательными.
- Аккуратно работать с веществами и оборудованием .
- По наблюдениям сделать выводы.
- Возьмите стакан с водой и бросьте в него комочек почвы.
- Что вы увидели?
- Какой вывод можно сделать?
Состав почвы
Я нагреваю немного почвы.
Над почвой устанавливаю стекло.
Стекло стало влажным. Что доказывает этот опыт?
В почве есть вода
Состав почвы
Будем продолжать нагревать почву. Что вы видите и чувствуете?
В почве есть перегной.
Состав почвы
Возьмите стаканы с водой и почвой.
Что вы видите?
В почве есть песок и глина.
Состав почвы
Испарение нескольких капель воды из стакана, в котором долго находилась почва. Вода быстро испарилась. А на стекле остались белые пятна. Налёты.
Сделайте вывод , что это за пятна?
Состав почвы
В почве содержатся минеральные соли, которые растворяются в воде
Состав почвы
воздух
вода
соли
ПОЧВА
гумус
глина
песок
1см почвы за 250 – 300 лет
20см за 5 – 6 тысяч лет
- Слой почвы толщиной в 18 см вода может смыть в лесу за 500 тысяч лет,
на лугу – за 3225 лет,
а там, где нет растений, – всего за 15 лет!
- Животные, обитающие в почве, делают в ней ходы, куда легко проникает вода и воздух, перемешивают почву, измельчают остатки растений. Так они повышают плодородие почвы.
На 1 м² живет приблизительно 80 дождевых червей
- Неразумная деятельность человека:
- строительство;
- уничтожение парков и скверов;
- непродуманный выпас скота;
- вырубка леса;
- Почву размывает вода;
- Выдувает сильный ветер;
- Для накопления влаги в почве применяется снегозадержание;
- Нельзя вырубать леса, лишать на больших пространствах землю естественного растительного покрова;
- Как заграждение от ветра в засушливых районах надо сажать полезащитные полосы. Эти насаждения также будут задерживать влагу и насыщать ею воздух;
- Сохраняет почву от разрушения посев многолетних трав;
- Вспашка поперек склонов: вода при этом не сбегает, а впитывается в почву.
2. Выбери, какие вещества входят в состав почвы: песок, глина, вода, воздух, перегной, соли, стекло.
3. Основное свойство почвы.
4. Животные или растения стали первыми обитателями суши?
5. Остатки органических и неорганических веществ, содержащихся в почве.
Как называют люди почву?
Составьте синквейн со словом ПОЧВА
Почва – это верхний плодородный
слой земли.
Вывод:
Почва – это верхний плодородный слой земли. Чем больше в почве перегноя, тем она плодородней.
Жизнь живых существ связана с почвой.
Почва состоит из песка, глины, перегноя, воды, воздуха, минеральные соли. Имеет свойства – водопроницаемость, теплопроводность, плодородие.
Рефлексия.
- Я научился (лась) … .
- Я понял (а) … .
- Я смогу …