СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по окружающему миру "Свойства почвы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация и урок по окружающему миру "Свойства почвы". Программа "Начальная школа 21 века" 4 класс.

Просмотр содержимого документа
«Опыты»

Практическая работа.

- Для того чтобы узнать состав почвы нам помогут две группы исследователей провести практическую работу, в ходе которой мы проведем опыты и исследуем состав почвы.

-Выясним из чего состоит почва и дополним результаты в схему.


Опыт № 1

Учитель: Возьмите стакан с водой и бросьте туда комочек почвы. Что вы увидели?

Дети: Из почвы выходят пузырьки воздуха.

Учитель: Какой вывод можно сделать?

Дети: В почве есть воздух.

Учитель: Размешайте почву палочкой и отставьте стакан в сторону.

(Дети делают запись в рабочих тетрадях)

Опыт № 2

Учитель: Посмотрите на лабораторный столик, я нагреваю немного почвы. Над почвой устанавливаю стекло. Стекло стало влажным. Что доказывает этот опыт?

Дети: В почве есть вода.

Опыт № 3

Учитель: Будем продолжать нагревать почву. Что вы видите и чувствуете?

Дети: Над почвой появился дым. В классе распространяется неприятный запах.

Учитель: Это сгорает перегной, который образовался из остатков растений и животных. Именно перегной придает почве темный цвет. Какой вывод мы с вами должны сделать?

Дети: В почве есть мелкие корешки, стебельки, остатки листьев, остатки насекомых, червей, из этого получается перегной.

Опыт № 4

Учитель: Возьмите стаканы с водой и почвой. Что вы видите?

Дети: На поверхности воды плавают останки насекомых, листьев. На дне стакана муть.

Учитель: Рассмотрите внимательно эту муть на дне стакана. Что вы видите?

Дети: Песок, поверх которого осела глина.

Учитель: Какой вывод можно сделать?

Дети: В почве есть песок и глина.

Опыт № 5

Учитель: Я беру несколько капель воды из стакана, в котором долго находилась почва. Помещаю их на стекло и подержу над огнем. Вода быстро испарилась, а на стекле остались белые кристаллики. Как вы думаете, что это?

Дети: Это похоже на соль.

(Дети рассматривают налет на стекле)

Учитель: Правильно. Это соли. А для чего нужны соли в почве?

Дети: Соли – это вещества, необходимые для роста и развития растения.

Учитель: Верно. Образуются они из перегноя под действием микробов, которые живут в почве.

Какие выводы можно сделать?

Дети: В почве есть соли, которые могут растворяться в воде.

Учитель: Пользуясь тетрадями, перечислите, из чего состоит почва.

Дети: Почва состоит из воздуха, воды, перегноя, песка, глины и минеральных солей.


Просмотр содержимого документа
«Тесты о природны зонах»

Тест по теме «Природные зоны» и выбери правильный ответ.          

1. Природная зона арктических пустынь расположена....

а) на островах Тихого океана

б) на островах Индийского океана

в) на островах Северного Ледовитого океана.

2.Территория Арктики зоны ....

а) густо заселена людьми

б) не имеет коренного населения.

3.В Арктике для растений и животных

а) суровые условия

б) комфортные условия.

4.В ледяной зоне растут ....

а) кедры,берёзы,черёмуха

б) лишайники,мхи,полярные маки

в) бузина,орешник,айва.

5.В Арктике обитают животные:

    а) бобры, нутрии, хомяки

     б) волки, белые медведи, рыси

      в) моржи, тюлени, белые медведи

6.Тундра расположена ...

а)          на равнинах;

б)         на возвышенностях;

в)         в горах.

7.Растения тундры ...

а)высокие с мощными корнями и широкими листьями

б)низкорослые со стелющимися корнями и мелкими листьями.

8.К тундровым растениям относятся ...

а)          верблюжья колючка, саксаул, кактус;

б)         кедр, осина, пальма;

в)         карликовая ива, мох-ягель, черника.

9.В тундре обитают ...

а)          тюлени, моржи, киты;

б)         песцы, лемминги, волки;

в)         верблюды, лошади, коровы.

 10.Самую большую территорию занимают ...

  а) смешанные леса;  

   б) хвойные леса;

   в) широколиственные леса.

 11. Лесным исполином называют ...

а)благородного оленя;

б)лося;

в)медведя.

12. К степным птицам относятся ...

  а)белые журавли, краснозобые казарки, розовые чайки;

 б)ястребы, кедровки, сойки;

  в)журавли-красавки, дрофы, пустельги.

13.Экологические проблемы лесной связаны....

а) с неумеренной охотой и браконьерством, вырубкой

б) с неблагоприятными погодными условиями

в) с участившимися лесными пожарами.

14. Какое растение встречается в пустыне?

а)верблюжья колючка

б)ирис

в) берёза

15.Какое животное люди назвали "кораблем пустыни"?

а)сайгака

б)джейрана

в)верблюда

Ответ: 1в; 2б; 3а; 4б; 5в; 6а; 7б; 8в; 9б;10б, 11б, 12в, 1а, 14а, 15в.


Просмотр содержимого документа
«Урок»


МАОУ Прудовская СОШ

Нижегородская область

Краснобаковский район п.Пруды







Урок окружающего мира 4 класс



Тема: «Почва. Ее состав и свойства»






Составила:

Учитель 1 категории:


Хадыкина Татьяна Ивановна

2014 год

Тема урока: «Почва. Ее состав и свойства»


Класс: 4класс


УМК: «Начальная школа 21 века»


Тип урока: изучение нового материала


Цель: сформировать представление о почве, ее составе и свойствах.

  • Задачи: Образовательные:

    • формировать представления о почве, ее составе и свойствах.

  • Развивающие:

    • выявлять причинно-следственные связи между живой и неживой природой, делать выводы на основе проведенных опытов, развивать познавательный интерес;

    • развивать мышление, наблюдательность, любознательность, исследовательские навыки.

  • Воспитательные:

    • прививать интерес к учебному предмету;

    • воспитывать организованность;

    • прививать навыки природоохранной деятельности и бережного обращения с почвой как объектом живой/неживой природы;

    • воспитывать интерес к самостоятельной экспериментальной работе, любовь к природе.

Формируемые УУД:

Личностные УУД: положительное отношение к процессу познания; применять правила делового сотрудничества;

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Регулятивные УУД: работать в сотрудничестве с учителем, определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; выделять существенную информацию, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок

Коммуникативные УУД: участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания, выстраивать речевые конструкции, умение работать в группе

Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов;

находить ответы на вопросы в тексте;

преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы;

воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;

находить дополнительную информацию;

высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы

Планируемый результат:

Предметные:

Знать животный и растительный мир, свойства и состав почвы.

Уметь работать с текстом (прогнозировать содержание по заглавию и иллюстрации, отвечать на вопросы по содержанию).

Личностные:

Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

(Регулятивные УУД).

Уметь определять и формулировать тему и цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок

(Коммуникативные УУД).

Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме

(Познавательные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов;

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы

Методы обучения: 

наглядный (использование ИКТ),

словесный (доклады обучающихся).

практический (самостоятельное выполнение опытов обучающимися),

объяснительно-иллюстративный (демонстрация опытов учителем),

репродуктивный (выполнение обучающимися опытов по изучению состава почвы с использованием алгоритма),

частично-поисковый (изучение состава почвы опытным путём).

Формы организации учебной деятельности: 

фронтальная (словесная и наглядная передача учебной информации одновременно всем обучающимся),

групповая (самостоятельная, практическая деятельность обучающихся, направленная на изучение состава почвы),

индивидуальная (устные ответы, сообщения обучающихся),

самостоятельная (проверка д\р в тестах)

работа в парах (работа в тетрадях по составу почвы).

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА:



Основные понятия

Почва – это верхний плодородный слой земли

Гумус – перегной, смесь органических веществ

Чернозём – богатая перегноем почва

Плодородие – способность почвы обеспечивать растения питательными веществами

Почвоведы, агрономы, ландшафтные дизайнеры, строители, цветоводы – профессии


Ресурсы:

- основные

- дополнительные

1.Учебник «Окружающий мир. 4 класс. УМК «Начальная школа 21 века»

Н.Ф.Виноградова Москва Издательский центр «Вентана-Граф» 2010 год.

2.Тетрадь рабочая по окружающему миру, 4 класс.. Н.Ф.Виноградова Москва Издательский центр «Вентана-Граф» 2010 год.

- Интерактивная доска, проектор, компьютер, горелка, пробирки, земля, вода, спички, презентация.


Организация пространства

Учебный кабинет


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Форма работы

Планируемые результаты


УУД


1.Организационный момент

Цель: Проверить готовность обучающихся, настроить их на работу.

Включить детей в деятельность на личностно-значимом уровне.



Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку. Создает эмоциональный настрой на урок (Слайд 2)

-Добрый день, дорогие ребята! Я очень рада вас видеть.

-Сейчас у нас урок окружающего мира.

-Ребята, посмотрите за окно.

-Какая сегодня погода?

-Давайте улыбнёмся друг другу, чтобы у нас в классе всегда была хорошая погода.

-У вас на партах две карточки (солнышко и облачко), поднимите ту карточку, которая соответствует вашему настроению.

-Я желаю вам, чтобы у вас всегда было хорошее настроение.

- А теперь улыбнемся друг другу.

- Какие виды работ вы бы хотели выполнять на уроке?


Приветствие учителя.

Улыбка друг другу. Поднятие одной из 2 карточек.


Проверяют свою готовность к уроку.

Настраиваются на работу.

Выбирают виды работ.


Ф


Регулятивные:

-настроить на успешную деятельность.

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое.

Коммуникативные:

- формирование умения слушать и слышать.

2. Проверка домашнего задания. Тест. Цель: Организовать фронтальную работу. Проверить знания обучающихся по пройденной теме урока

Учитель демонстрирует тест на слайдах ( 3– 17)


-Сделайте взаимопроверку и поставьте отметки.

Ученики отвечают на вопросы теста на листочках.



Проводят взаимопроверку и ставят отметки.

С

Регулятивные:

Провести контроль и оценку знаний обучающихся.

3. Создание проблемной ситуации.

Цель:настроить на успешную деятельность.


Учитель подводит к проблеме.(Слайд 18)

-Сегодня на адрес нашего класса пришла посылка из лаборатории НИИ. Что же может быть в этой посылке? А вот и загадка:

Бьют меня ногами,

Режут грудь ножами.

Каждый хочет растоптать,

А я с подарками опять.

-Но слово «земля» имеет много значений – оно многозначное.(Слайд 19)

Земля – планета, земля – суша, земля – почва.

-Как вы думаете у нас в посылке в каком значении?


Обучающиеся отгадывают загадку.






-Земля.









-Почва.

Ф

Регулятивные:

Постановка и формирование проблемы, прогназирование.

4. Актуализация знаний

Цель:

Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

Учитель вводит в тему урока.(Слайд 20)

Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в нее горстку зерна – получишь взамен сто горстей. Спрячешь картофелину – вытащишь много. Она у нас под ногами. Да, только тогда она добра и щедра, когда люди к ней добры и щедры, и, когда они умело её обрабатывают: пашут, удобряют. Как называется эта чудесная кладовая

Делают вывод.



-Эта чудесная кладовая называется почва.



Ф

Познавательные:

- постановка и решение проблемы;

Коммуникативные: побуждение к диалогу, рассуждениям,

доказательствам

Личностные:

Заинтересовать детей в открытии новых знаний.

5. Постановка учебной задачи

Цель: организовать формулировку темы урока детьми;

-организовать постановку цели урока детьми.

Побуждает высказывать свое мнение.

(Слайд 21)

– Сформулируйте мне тему урока

-А что бы вы хотели узнать о почве?

- Какие цели мы поставим перед собой?

(Слайд 22)



Высказывают свое мнение.

Называют тему урока и ее цели.

Мы сегодня будем говорить о почве.

Мы хотели бы узнать, что такое почва, какой состав и свойства она имеет.

Мы живем в селе, у каждого есть огород, нам просто необходимо знать, какая почва пригодна для выращивания растений, плодов.




Ф

Регулятивные:

- постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно

Личностные:

- развитие познавательных интересов учебных мотивов;

Коммуникативные:

- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.


6. Открытие обучающимися новых знаний

Цель:

Узнать, что такое почва. Какими свойствами она обладает. По результатам опытов определить из чего состоит почва. Составить кластер по свойствам и составу почвы.

















































Физминутка.

Цель проведения - профилактика утомления, нарушения осанки, зрения и психоэмоциональная разрядка.

Учитель подводит детей к открытию новых знаний.

- Посмотрите на слой почвы в разрезе.

-Что такое почва? (Слайд 23)

-Какое определение почвы дается в словаре русского языка? (Слайд 24)




-Найди и сравни определение почвы в учебнике.

-Кто был основоположником почвы?

(Слайд 25)

– Как определить, есть ли на данном участке местности почва? (Слайд 26)

– Везде ли на Земле есть почвенный слой?

(Слайд 27-28)


- Чем же растения связаны с почвой?

(Слайд 29)

-Как к жизни в почве приспособлены растения?

(Слайд 30)

Значение живых организмов для почвы (обсуждение).

(Слайд 31- 32)

На какой почве лучше растут растения? Какая почва считается хорошей?

 -Чем плодороднее почва, тем выше урожаи. Но и она – наша кормилица - нуждается в защите. (Слайд –33)

Свойста почвы. (Слайд 34- 35)

– Назовите главное свойство почвы и главное отличие от горной породы.

– Как вы понимаете это слово «плодородие»?

– От чего зависит плодородие почвы? Найдите ответ в учебнике
(с. 30–31).

–А что такое гумус? (Слайд 36)

-Попробуйте почву пересыпать из одного сосуда в другой. Что можно сказать о свойстве почвы? (Слайд 37)

-Если почву польем водой. Что произойдет? Это свойство называется водопроницаемость.

(Слайд 38)- А тепло почва может пропускать? Докажите. Составьте кластер о свойствах почвы. (Слайд 40)

А животные живут в почве? Ведь в почве темно и тесно.- Кто обитатели почвы? (Слайд41- 42) Работа в группах: Выяснить, какие приспособления есть у крота (1 группа), дождевого червя( 2 группа), медведки (3 группа).

-А теперь ответим на вопрос: может ли почва быть средой обитания? (Слайд 43)



(Слайд 44)Спал цветок и вдруг проснулся(туловище вправо, влево)больше спать не захотел.(туловище вперёд, назад)Шевельнулся, потянулся,(руки вверх, потянуться)Взвился вверх и полетел.(руки вверх, влево, вправо)Солнце утром лишь проснётся, Бабочка кружит и вьётся.(покружиться)

Работа с презентацией.



Выходят 2 ученика.

1 ученик.

Определение из словаря: Почва – это поверхностный слой земной коры, в котором развивается растительная жизнь.

Находят в тексте определение почвы: Почва - это верхний слой суши, в котором живут растения, животные и микроорганизмы

2 ученик рассказывает об основоположнике В.В.Докучаеве.


Высказывают свое мнение.

-На почве растут растения.

-Этого слоя нет в ледяных просторах Арктики и Антарктиды, на вершинах высоких гор, на голых каменистых склонах.

- В почве находятся корни растений, которые питают растение и оно живет


У растений, обитающих в пустыне, развит длинный корень; в луковицах, клубнях откладывается запас питательных веществ; у кактусов в стебле запасается вода.


Плодородная





Плодородие.


Выслушиваются ответы учеников.

Плодородие зависит от содержания в почве перегноя – гумуса

Сообщение подготовленного ученика.


Почва сыпучая.

Почва пропустит воду.

Может. Это свойство –теплопроводность.

В почве живут дождевые черви, кроты, медведки, личинки насекомых и др.




Формулируют выводы наблюдений.

В почве мало света.

В почве находятся корни растений и грибницы многоклеточных грибов.

В почве обитают муравьи, личинки мух и жуков, дождевые черви, медведка, кроты.

Каждая группа рассказывает о своем животном.


Ф, Г,И

Познавательные:

-Выяснить, что такое почва. В ходе опыта убедиться какими свойствами и составом она обладает.

Коммуникативные:

- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции, умение работать в группе


7. Практическая работа

Цель:

Дать возможность узнать о составе почвы









Учитель подводит обучающихся к проведению опытов. (Слайд 45- 51)

- Для того чтобы узнать состав почвы нам помогут две группы исследователей провести практическую работу, в ходе которой мы проведем опыты и исследуем состав почвы.

По результатам опытов составим кластер.

. (Слайд 52)

2, ,5 опыты проводит учитель


Образование почв.

(Слайд 53 – 54)

Обучающиеся делятся на исследовательские группы и проводят опыты.


1 и 4 опыты проводят дети.


По результатам опытов дети делают выводы и записывают в бланк регистрации.



Сообщение подготовленного ученика.

Г,И

Познавательные: состав почвы

Коммуникативные: побуждение к диалогу, рассуждениям,

доказательствам, умение представить вывод

Регулятивные: ставим цель и задачи, делаем выводы

Личностные: умение работать в группе, находить общее решение

8.Работа в тетрадях.




Работа в парах.

-Пользуясь тетрадями, перечислите, из чего состоит почва.

Обучающиеся образуют пары.

П

Личностные: умение работать в паре, находить общее решение. Коммуникативные: побуждение к общению.

9.Рубрика «Это интересно»

Какие интересные факты о почве вы знаете? (Слайд 56 - 58)

Подготовленный ученик.

И

Познавательные:

Узнать интересные факты о почве.

10 Первичное закрепление.Тест.

Тест по изученному материалу. (Слайд 61)

Ответы детей.

Ф

Коммуникативные:

- проявлять активность в деятельности.

11.Синквейн.

Составьте синквейн со словом почва(Слайд 62)



Почва – плодородный слой земли.

Ф

Коммуникативные:

- умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.


12. Рефлексия

Цель:

Осознание учащимися своей деятельности, самооценка результатов деятельности своей, группы и всего класса





И так, коллективно, своим плодотворным трудом, мы смогли узнать о составе почвы.

(Слайд 63 -64)


Я научился…..

Я понял…..

Я смогу…..


Ф

Регулятивные:

- оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями;

- осуществлять итоговый контроль

Личностные:

- оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач.


12.Домашнее задание.Цель:

Закрепить и систематизировать знания, полученные на уроке


Учитель объясняет выполнение домашнего задания.

Дети записывают в дневник.






Автофигура 1

Просмотр содержимого презентации
«Свойства почвы»

МАОУ Прудовская СОШ Краснобаковский район Нижегородская область  « ПОЧВА.  ЕЕ СОСТАВ И СВОЙСТВА » Составитель: Хадыкина Татьяна Ивановна, учитель начальных классов

МАОУ Прудовская СОШ

Краснобаковский район Нижегородская область

« ПОЧВА. ЕЕ СОСТАВ И СВОЙСТВА »

Составитель:

Хадыкина Татьяна Ивановна,

учитель начальных классов

1. Природная зона Арктических пустынь расположена:  а) на островах Тихого океана  б) на островах Атлантического океана  в) на островах Северного Ледовитого океана

1. Природная зона Арктических пустынь расположена:

а) на островах Тихого океана

б) на островах Атлантического океана

в) на островах Северного Ледовитого океана

2. Территория зоны…  а) густо заселена людьми;  б) не имеет коренного населения.

2. Территория зоны…

а) густо заселена людьми;

б) не имеет коренного населения.

3. В Арктике для растений и  животных сложились… а) суровые условия б) комфортные условия

3. В Арктике для растений и

животных сложились…

а) суровые условия

б) комфортные условия

4. В ледяной зоне растут… а) кедры, берёзы, черёмуха;  б) лишайники , мхи; в) бузина, орешник, айва.

4. В ледяной зоне растут…

а) кедры, берёзы, черёмуха;

б) лишайники , мхи;

в) бузина, орешник, айва.

5. В Арктике обитают животные… а) бобры, нутрии, хомяки; б) волки, бурые медведи, рыси; в) моржи, тюлени, белые медведи.

5. В Арктике обитают животные…

а) бобры, нутрии, хомяки;

б) волки, бурые медведи, рыси;

в) моржи, тюлени, белые медведи.

6. Тундра расположена … а) на равнинах ; б) на возвышенностях ; в) в горах.

6. Тундра расположена …

а) на равнинах ;

б) на возвышенностях ;

в) в горах.

7. Растения тундры … а) высокие с мощными корнями и широкими  листьями; б) низкорослые со стелющими корнями и  мелкими листьями.

7. Растения тундры …

а) высокие с мощными корнями и широкими

листьями;

б) низкорослые со стелющими корнями и

мелкими листьями.

8. К тундровым растениям относятся а) верблюжья колючка, саксаул, кактус; б) кедр, осина, пальма; в) карликовая ива, мох – ягель, черника.

8. К тундровым растениям относятся

а) верблюжья колючка, саксаул, кактус;

б) кедр, осина, пальма;

в) карликовая ива, мох – ягель, черника.

9. В тундре обитают… а) тюлени, моржи, киты; б) песцы, лемминги, волки; в) верблюды, лошади, коровы.

9. В тундре обитают…

а) тюлени, моржи, киты;

б) песцы, лемминги, волки;

в) верблюды, лошади, коровы.

       10.   Самую большую территорию занимают ...               а) смешанные леса;                б) хвойные леса;              в) широколиственные леса.

       10.   Самую большую территорию занимают ...

              а) смешанные леса;  

             б) хвойные леса;

             в) широколиственные леса.

11. Лесным исполином называют ...                а)благородного оленя;              б)лося;                                  в)медведя.

11. Лесным исполином называют ...

               а)благородного оленя;

             б)лося;                    

             в)медведя.

12. К степным птицам относятся ...          а)белые журавли, краснозобые казарки, розовые чайки;         б)ястребы, кедровки, сойки;         в)журавли-красавки, дрофы, пустельги.

12. К степным птицам относятся ...

         а)белые журавли, краснозобые казарки, розовые чайки;

        б)ястребы, кедровки, сойки;

        в)журавли-красавки, дрофы, пустельги.

13. Экологические проблемы лесной связаны.... а) с неумеренной охотой и браконьерством, вырубкой б) с неблагоприятными погодными условиями в) с участившимися лесными пожарами.

13. Экологические проблемы лесной связаны....

а) с неумеренной охотой и браконьерством, вырубкой

б) с неблагоприятными погодными условиями

в) с участившимися лесными пожарами.

1 4 . Какое растение встречается в пустыне? а)верблюжья колючка б)ирис в) берёза

1 4 . Какое растение встречается в пустыне?

а)верблюжья колючка

б)ирис

в) берёза

1 5 . Какое животное люди назвали

1 5 . Какое животное люди назвали "кораблем пустыни"?

а)сайгака

б)джейрана

в)верблюда

земля-суша земля – почва

земля-суша

земля – почва

Больше в кладовую природы положишь – больше соберёшь.

Больше в кладовую природы положишь – больше соберёшь.

сформировать представление о почве как верхнем плодородном слое земли;  выявить основные свойства почвы; способы защиты почвы от разрушения;    в процессе опытов установить состав почвы;  развивать мышление, наблюдательность, любознательность.

  • сформировать представление о почве как верхнем плодородном слое земли;

  • выявить основные свойства почвы; способы защиты почвы от разрушения;

  •   в процессе опытов установить состав почвы;

  • развивать мышление, наблюдательность, любознательность.

Что такое почва?

Что такое почва?

Словарь русского языка:  П О Ч В А –  поверхностный слой земной коры, в котором развивается растительная жизнь.  Найди и сравни определение «почва» в учебнике.
  • Словарь русского языка:
  • П О Ч В А – поверхностный слой земной коры, в котором развивается растительная жизнь.
  • Найди и сравни определение «почва» в учебнике.

Почва – это верхний слой суши, на котором живут растения, животные и микроорганизмы.

Основоположник науки о почве В. В. Докучаев доказал: почвы распределяются закономерно определил почвообразующие факторы почва обладает свойствами живой и неживой природы почва обладает плодородием В.В.Докучаев 1846-1903 г

Основоположник науки о почве

В. В. Докучаев доказал:

  • почвы распределяются закономерно
  • определил почвообразующие факторы
  • почва обладает свойствами живой и неживой природы
  • почва обладает плодородием

В.В.Докучаев 1846-1903 г

Везде ли на земле есть почва?

Везде ли на земле есть почва?

Нет почвенного слоя в Арктике, Антарктиде, на вершинах гор и в пустыне.

Нет почвенного слоя в Арктике, Антарктиде, на вершинах гор и в пустыне.

Для почвенной среды обитания характерны следующие факторы:  нет солнечного света;  много воды;  незначительные перепады температур;  низкое содержание кислорода;  передвижение в твёрдой среде.
  • Для почвенной среды обитания характерны следующие факторы:
  • нет солнечного света;
  • много воды;
  • незначительные перепады температур;
  • низкое содержание кислорода;
  • передвижение в твёрдой среде.
Почвенная среда  Это дом для множества бактерий и простейших. Здесь же располагается грибница грибов,

Почвенная среда

Это дом для множества бактерий и простейших. Здесь же располагается грибница грибов,

корни растений.

корни растений.

Корни растений и грибница грибов устроены так, чтобы растение могло питаться и получать влагу из почвы.

Корни растений и грибница грибов устроены так, чтобы растение могло питаться и получать влагу из почвы.

Почему почву называют «чудесной кладовой»?

Почему почву называют «чудесной кладовой»?

ПЛОДОРОДИЕ Вывод: Основное свойство почвы- плодородие

ПЛОДОРОДИЕ

Вывод:

Основное свойство почвы- плодородие

ПЛОДОРОДИЕ необходимо сохранять

ПЛОДОРОДИЕ необходимо сохранять

(гумус) Гумус

(гумус)

Гумус

Вывод: Почва сыпучая

Вывод:

Почва сыпучая

Вывод: Почва пропускает воду - водопроницаемость

Вывод:

Почва пропускает воду -

водопроницаемость

Вывод: Почва нагреваться и охлаждаться- п роводник тепла Свойство -теплопроводность

Вывод:

Почва нагреваться и охлаждаться- п роводник тепла

Свойство -теплопроводность

Обитание в почвенной среде приводит к тому, что у разных живых организмов возникают сходные приспособления.

Обитание в почвенной среде приводит к тому, что у разных живых организмов возникают сходные приспособления.

Вывод:  1.Почва является средой обитания для животных, растений, грибов, бактерий. 2. В почве имеются условия для жизни . 3. Живые организмы приспособились к жизни в почве.

Вывод:

1.Почва является средой обитания для животных, растений, грибов, бактерий.

2. В почве имеются условия для жизни .

3. Живые организмы приспособились к жизни в почве.

Правила работы

Правила работы

  • Внимательно слушать инструкции.
  • Чётко выполнять указания.
  • Быть наблюдательными.
  • Аккуратно работать с веществами и оборудованием .
  • По наблюдениям сделать выводы.
Возьмите стакан с водой и бросьте в него комочек почвы.  Что вы увидели? Какой вывод можно сделать?
  • Возьмите стакан с водой и бросьте в него комочек почвы.
  • Что вы увидели?
  • Какой вывод можно сделать?
Состав почвы Я нагреваю немного почвы. Над почвой устанавливаю стекло. Стекло стало влажным. Что доказывает этот опыт?  В почве есть вода

Состав почвы

Я нагреваю немного почвы.

Над почвой устанавливаю стекло.

Стекло стало влажным. Что доказывает этот опыт?

В почве есть вода

Состав почвы Будем продолжать нагревать почву. Что вы видите и чувствуете?  В почве есть перегной.

Состав почвы

Будем продолжать нагревать почву. Что вы видите и чувствуете?

В почве есть перегной.

Состав почвы Возьмите стаканы с водой и почвой. Что вы видите?  В почве есть песок и глина.

Состав почвы

Возьмите стаканы с водой и почвой.

Что вы видите?

В почве есть песок и глина.

Состав почвы  Испарение нескольких капель воды из стакана, в котором долго находилась почва. Вода быстро испарилась. А на стекле остались белые пятна. Налёты.  Сделайте вывод , что это за пятна?

Состав почвы

Испарение нескольких капель воды из стакана, в котором долго находилась почва. Вода быстро испарилась. А на стекле остались белые пятна. Налёты.

Сделайте вывод , что это за пятна?

Состав почвы В почве содержатся минеральные соли, которые растворяются в воде

Состав почвы

В почве содержатся минеральные соли, которые растворяются в воде

Состав почвы воздух вода соли ПОЧВА гумус глина песок

Состав почвы

воздух

вода

соли

ПОЧВА

гумус

глина

песок

1см почвы за 250 – 300 лет 20см за 5 – 6 тысяч лет  Слой почвы толщиной в 18 см вода может смыть в лесу за 500 тысяч лет, на лугу – за 3225 лет, а там, где нет растений, – всего за 15 лет!

1см почвы за 250 – 300 лет

20см за 5 – 6 тысяч лет

  • Слой почвы толщиной в 18 см вода может смыть в лесу за 500 тысяч лет,

на лугу – за 3225 лет,

а там, где нет растений, – всего за 15 лет!

Животные, обитающие в почве, делают в ней ходы, куда легко проникает вода и воздух, перемешивают почву, измельчают остатки растений. Так они повышают плодородие почвы.
  • Животные, обитающие в почве, делают в ней ходы, куда легко проникает вода и воздух, перемешивают почву, измельчают остатки растений. Так они повышают плодородие почвы.
На 1 м² живет приблизительно 80 дождевых червей

На 1 м² живет приблизительно 80 дождевых червей

Неразумная деятельность человека:  строительство; уничтожение парков и скверов; непродуманный выпас скота; вырубка леса;  Почву размывает вода;  Выдувает сильный ветер;
  • Неразумная деятельность человека:
  • строительство;
  • уничтожение парков и скверов;
  • непродуманный выпас скота;
  • вырубка леса;
  • Почву размывает вода;
  • Выдувает сильный ветер;

Для накопления влаги в почве применяется снегозадержание;   Нельзя вырубать леса, лишать на больших пространствах землю естественного растительного покрова;  Как заграждение от ветра в засушливых районах надо сажать полезащитные полосы. Эти насаждения также будут задерживать влагу и насыщать ею воздух;   Сохраняет почву от разрушения посев многолетних трав;  Вспашка поперек склонов: вода при этом не сбегает, а впитывается в почву.
  • Для накопления влаги в почве применяется снегозадержание;
  • Нельзя вырубать леса, лишать на больших пространствах землю естественного растительного покрова;
  • Как заграждение от ветра в засушливых районах надо сажать полезащитные полосы. Эти насаждения также будут задерживать влагу и насыщать ею воздух;
  • Сохраняет почву от разрушения посев многолетних трав;
  • Вспашка поперек склонов: вода при этом не сбегает, а впитывается в почву.
2. Выбери, какие вещества входят в состав почвы: песок, глина, вода, воздух, перегной, соли, стекло. 3. Основное свойство почвы. 4. Животные или растения стали первыми обитателями суши? 5. Остатки органических и неорганических веществ, содержащихся в почве. Как называют люди почву?

2. Выбери, какие вещества входят в состав почвы: песок, глина, вода, воздух, перегной, соли, стекло.

3. Основное свойство почвы.

4. Животные или растения стали первыми обитателями суши?

5. Остатки органических и неорганических веществ, содержащихся в почве.

Как называют люди почву?

Составьте синквейн со словом ПОЧВА Почва – это верхний плодородный слой земли.

Составьте синквейн со словом ПОЧВА

Почва – это верхний плодородный

слой земли.

Вывод: Почва – это верхний плодородный слой земли. Чем больше в почве перегноя, тем она плодородней. Жизнь живых существ связана с почвой. Почва состоит  из песка, глины, перегноя, воды, воздуха, минеральные соли. Имеет свойства  – водопроницаемость, теплопроводность, плодородие.

Вывод:

Почва – это верхний плодородный слой земли. Чем больше в почве перегноя, тем она плодородней.

Жизнь живых существ связана с почвой.

Почва состоит из песка, глины, перегноя, воды, воздуха, минеральные соли. Имеет свойства – водопроницаемость, теплопроводность, плодородие.

Рефлексия.

Рефлексия.

  • Я научился (лась) … .
  • Я понял (а) … .
  • Я смогу …


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!