1.Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент) – 1-2 минуты Цель: создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность | Слайд 1. Смело рассекая волны океана Наш корабль выходит гордо из тумана. Выглянуло солнце из-за серой тучи, В глади океана отразился лучик. Но я вижу небо, слышу плеск волны. Вот бы нам причалить к берегам страны Сказочной, волшебной, может быть, чуть-чуть. Взяли мы бинокли, воду, компас в путь. (Слайд 1-2). | Подготовка класса к работе. Настрой на дальнейшую работу. | Личностные: проявляют интерес к новому, понимают значение знаний для человека. Регулятивные: учатся высказывать свои предположения Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, учатся использовать речь для регуляции своей деятельности |
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в учебном действии – 2-3 минуты Цель: актуализировать учебные знания и умения, необходимые для восприятия нового материала. | Выявляет уровень знаний. - Ребята, а где мы с вами путешествовали на прошлом уроке? Я предлагаю небольшую подсказку-загадку: из слогов собрать слова-ответы: – Арк-ка-ти; да, ти, Ан, тарк. (Слайд 3). У кого есть желание их озвучить? А сейчас мы проверим себя. (Слайд 4). Молодцы. А где находится Арктика? Правильно, в Северном Ледовитом океана. (Слайд 5). Предлагаю ребятам разгадать кроссворд для того, чтобы вспомнить обитателей Арктики. (Слайды 6). 1) Пингвин. Скажи ты мне какой чудак И днем и ночью носит фрак. 2) Медведь. Мой белый брат во льдах живет И любит есть морскую рыбку. 3) Морж. Они на холоде лежат, Но от стужи не дрожат Пусть ветер и вода свежи, Но на пляж идут .... 4) Тюлень. Может плавать целый день В ледяной воде .... [1] Учитель. Каким одним словом можем назвать эту группу? Ученики. Животные. (Слайды 15). Учитель. А кто подскажет, какая орфограмма в этом слове? Ученики. Жи – ши пиши с буквой И. Учитель. Кто из вас определит здесь лишнее слово? Ученики. Пингвин. Учитель. Правильно, ребята. Докажите. Ученики. Это птица, но она не летает. Живет в Антарктиде. Учитель. Молодцы
Долго задерживаться не будем в холодных странах, а снова отправимся в путешествие, но прежде, подберите к выделенному слову “холодный” – антоним (т.е слово с противоположным значением). Кто из вас самый догадливый? Замечательно. Холодный – жаркий. (Слайды 16). Какой можем сделать вывод? Учитель. Правильно. А страны эти: Африка и Индия (Слайд 17). Загадка. Меня по хоботу, ушам Легко узнать и малышам. Ходит длинный Пасть с клыками Ноги кажутся столбами. Как гора огромный он. Ты узнал, кто это ...? Учитель. Речь у нас с вами пойдет о… Учитель. Верно, ребята! Мы отправимся в гости к слону. (Слайд 18). | Отгадывают загадки. Обучающиеся: Проводят сравнение, обобщение, анализ.
Ученики. Холодный – жаркий. (Слайд 15).
Ученики. Попадаем в Жаркие страны. Ученики. Слон. (Слайд 18). | Личностные: участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его. Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательной цели; работают с информацией, представленной в форме загадок; находят информацию в дополнительных источниках. |
3. Постановка учебной задачи – 4-5 минут Цель: Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется тема урока и его цель. | 1.-Сформулируйте тему урока. Тема урока: « Где живут слоны?» (Слайд 19). 2.Целеполагание(Дети формулируют цель…) – Мы с вами продолжаем знакомство с животным миром. О каких животных мы будем говорить сегодня на уроке? - В конце урока вы мне ответите на вопрос: Где живут слоны? | С помощью учителя формулируют тему урока. С помощью учителя ставят цель урока. -О слонах. | Регулятивные: учатся высказывать свои предположения; Познавательные: формулируют познавательную цель, занимаются поиском и выведением информации. Логические: формулируют проблемы. |
4. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения) – 7-8 минут Цель: Познакомить учащихся с правилами работы в группе. Научиться принимать непосредственное участие в поиске нужной информации. | - Сегодня мы познакомимся с новыми понятиями. (Саванна и тропические леса). (Слайд 20-21). (Слайд 22). На слайде изображены два слона. Учитель. - Почему два слона, в чём же между ними разница? Кто догадался?
-Я предлагаю сегодня поработать в группах. По ходу работы мы выявим: 1.По каким признакам отличаются африканские слоны от индийских. 2.Где проживают слоны. Чтобы работа в группах проводилась успешно, нужно соблюдать правила работы в группе. -Давайте их вспомним. (Слайд 23). Учитель: У каждой группы будет своё задание. Она должна выбрать капитана, который будет руководить работой. -А я буду вашим помощником. Распределитесь на группы, выберите капитана и № группы. Капитаны подойдите ко мне за заданиями. 1 группа: Работа по учебнику (с. 14). -Прочитайте текст и ответьте на вопросы: 1.Где живут слоны? 2.Что такое саванна? 3. Как выглядит африканский слон? 4. Какие еще животные там живут? 2 группа: 1. Где живут слоны? 2.Что такое тропические леса? 3.Как выглядит индийский слон? 4. Какие еще животные там живут? | Ученики. Один живет в Африке, другой в Индии.
Правила работы в группе: 1.Работаем тихо, дружно. 2.Говорим по очереди, не перебивая друг друга. 3.Чётко высказываем своё мнение, уважаем мнение собеседника.
Капитаны получают задания.
Читают текст. Рассматривают животных.
Читают текст. Рассматривают животных. | Регулятивные: участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументировать его, оценивать правильность выполнения заданий. Познавательные: работают с информацией, представленной в учебнике Коммуникативные: осуществляют взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. |
6. Физкультминутка Цель: помочь ребёнку отдохнуть, снять напряжение, повысить активность на уроке. | «По саванне слон гулял» По саванне слон гулял, топ-топ, топ-топ (ладошками шагаем равномерно по столу или коленям) Где слониха, слон не знал, топ-топ, топ-топ. А слониха у реки (руки сложены ладонь и ладони - показываем речку), буль-буль, буль-буль (сжатые кулачки быстро раскрываем, будто брызгаем водичкой) Мыла хобот и клыки (изображаем хобот, клыки), буль-буль, буль-буль (разбрызгиваем водичку). | Повторяют движения за одноклассником | Регулятивные: участвуют в проведении физкультминутки, оценивают правильность выполнения движений, осуществляют самоконтроль
|
7.Самостоятельная работа с взаимопроверкой по эталону.3- 5 минут Цель: закрепить полученные знания о месте обитания слонов | Задание в тетради № 1,с.12 Учитель: Откройте рабочие тетради на стр.12. Внимательно прослушайте справку о каждом виде слонов и определите, где, какой слон изображён, соединив название с соответствующим изображением. Учитель: Назовите отличия африканских слонов и индийских. Учитель: Итак, на Земле живёт два вида слонов - Африканский и Индийский. | Самостоятельная работа. Учащиеся открывают рабочие тетради, рассматривают изображения слонов и выполняют задание. Обучающиеся: У африканских слонов большие уши, вогнутая спина и большие бивни - это видоизмененные передние зубы. У индийских слонов ноги короче, а тело массивнее. У них выпуклая спина и маленькие уши. У индийского слона бивни короткие и легкие, или вообще отсутствуют. Индийские слоны покрыты шерстью сильнее, чем африканские. | Познавательные: выбирают основания для сравнения и классификации объектов, организовывают работу по тетради. Коммуникативные: обсуждают способы решения заданий |
8.Включение в систему знаний и повторение. 8-10 минут Цель: расширение и углубление знаний о животных, которые живут в саванне | Работа на интерактивной доске. Учитель: Слона можно встретить и в саванне. Саванны – это обширные равнины, покрытые травой. Там очень жарко и почти нет тени. (Слайд 26-28.) Учитель: Какие звери живут в саванне? Носорог – длина 2–4 м, высота 2 м, вес 2 – 3 т (Слайд 29-35). Рог у носорога – 70 см в длину. Днем носорог спит, но если его разбудить, он разгневается и может сокрушить кого угодно. Видит носорог плохо. Ночью он пасется, ест листья, траву, корни Учитель: Каких птиц можно встретить в саванне? Вес одного яйца страуса – 2 кг. Рост страуса – до 2,5 м, вес – до 136 кг. У страуса большие сильные ноги с когтями. Своей ногой страус может легко сбить человека. Питаются страусы растениями, зверьками, мелкими птицами, насекомыми. Страус хорошо разводится в неволе. Есть целые страусиные фермы. В Крыму есть такая ферма. Тропический лес. (Слайд 36-38). - Какие звери живут? (Слайд 39-43). Учитель: Самые крупные слоны – африканские. Их рост 4 метра, а вес 7 тонн. Слон – долгожитель. В среднем он живет до 75-80 лет. (Слайд 44-45). Слоны могут бесшумно передвигаться сквозь заросли леса, превосходно плавают. Питаются слоны листьями, травами, плодами. Слон – семейное животное. Несколько семей собираются в одно стадо и живут вместе. В нем все родственники. В Африке одно стадо может насчитывать до нескольких тысяч особей. Если слон увидит, что детеныш из их стада упал, то протянет ему хобот и поднимет. Учитель: Что такое бивни? (Слайд 46). Это видоизменённые передние зубы. Они очень прочные, состоят из слоновой кости. Бивни помогают слону выкапывать из земли съедобные корни, обдирать с деревьев кору, воевать с врагами. Учитель: Уши африканских слонов в диаметре могут быть до двух метров. ( Слайд 47) . - Для чего слону такие большие уши? Своими огромными ушами слон обмахивается когда ему жарко. Они любят обдавать себя водой, пылью, грязью. Много пьют, часто купаются и играют с водой Учитель: - Что такое хобот? Он служит слону и носом, и губами, и руками. С помощью него слон дышит, нюхает, ест, пьет, ощупывает и берет разные предметы. (Слайд 48). Рубрика «Библиотека» Работа с дополнительными источниками (энциклопедия) Учитель: Интересную информацию о слонах приготовили… | Ученики: Носорог, африканский слон, зебра, лев, павиан, мартышка. Ученики: Птицу-секретаря, страуса. (Показ слайдов.) Рубрика «Библиотека» Работа с дополнительными источниками (энциклопедия) Ученики: Нос его вместе с верхней губой образует длинный и подвижный хобот. Кожа толста и покрыта немногими щетинистыми волосами. Голова велика, с длинными висячими ушами. Из верхней челюсти торчат два огромных бивня. Хобот его с пальцеобразным приростом на конце служит не только органом обоняния, но и для захватывания пищи. Слон — самый большой из сухопутных зверей. Он дорастает до высоты 4 метров. Водится большими толпами. Хобот слона — замечательное орудие, посредством его слон в состоянии повалить самого сильного тигра и может поднять с земли мельчайшую монету, даже вынуть пробку из бутылки, развязать узелок. Когда слон хочет пить, то наполняет водою хобот и переливает в пасть. Хоботом же берет пищу себе в рот. Слоны питаются только растениями. Купание в воде для слона необходимо, а в противном случае у него растрескивается кожа. Слон может прожить до 80 лет. C древнейших времен слона держат в домохозяйстве для переноски и передвижения тяжестей. Он принадлежит к наиболее развитым животным, чрезвычайно переимчив, понимает приказания господина, исполняет дела свои с явной обдуманностью, а разными ласками и обещаниями можно его побудить к самым трудным работам и усилиям. Испытанные благодеяния он хорошо помнит, зато и не дается дразнить и обижать безнаказанно. Ученик: Слон – семейное животное. Несколько семей собираются в одно стадо и живут вместе. В нем все родственники. В Африке одно стадо может насчитывать до нескольких тысяч особей. Руководитель стада – одна старая, но опытная слониха. У них истинный матриархат. В стаде обычно 15-30 слоних с детёнышами. В случае нехватки еды все члены «общины» рассеиваются, и каждый слон кормится в одиночку. | Познавательные: осознанно и произвольно высказываются в устной форме по теме урока; Регулятивные: адекватно воспринимают информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа. Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушают другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; согласовывают свои действия с партнером Оценка достижения и контроль. |
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) – 2-3 минуты. Цель: зафиксировать новое содержание урока; организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | -На какой вопрос вы должны были ответить в конце урока? - Что мы знаем о слонах? – В каких районах Земли мы побывали? – С какими новыми понятиями познакомились? – Чем саванна отличается от тропического леса? Что общего в этих районах? (Слайд 49). Я запомнил, что: Меня удивило, что: Я впервые узнал, что: Учитель: Животные Африки и Индии говорят вам до свидания! (Слайд 50-51). Учитель:- Понравилось путешествие? Возвращаемся на корабле домой. (Слайд 52).
| Соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Намечают перспективу последующей работы. Ученики: по картинке различить африканского и индийского слонов, прикрепить к соответствующей картинке (саванна, тропический лес) | Коммуникативные: учатся с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Познавательные: высказываются в устной форме по теме урока; Личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося; развивают мотивы учебной деятельности; формируют личностный смысл учения, уважительного отношения к иному мнению. |