СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по окружающему миру 4класс"Тундра"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по окружающему миру 4 класс на на тему "Тундра"

Просмотр содержимого документа
«Урок по окружающему миру 4класс"Тундра"»

Предмет: Окружающий мир

Автор учебника: Плешаков А.А.

Класс: 4

Тип урока: урок-исследование

Составила: Ананьева Валентина Евгеньевна, учитель ГБОУ СОШ с. Надеждино

Тема: Природные зоны. Тундра.

Цели: формировать представление о природной зоне тундра

Задачи:

образовательные: Познакомить с географическим положением тундры, климатическими условиями, растительным и животным миром и деятельностью человека.

развивающие: Развивать познавательный интерес учащихся, умение сравнивать и анализировать, работать с помощью карты, глобуса

воспитывающие:

  • воспитание аккуратности;

  • воспитание заботливого отношения к товарищам;

  • воспитание адекватной самооценки;

  • воспитание патриотизма, чувство гордости за свою страну.

Планируемые результаты:

Личностные

  • определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы)

  • в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить

  • организовать и упорядочить знания;

  • принимать самостоятельные решения и выдвигать идеи;

  • отстаивать свои права.

Метапредметные

Регулятивные УУД:

  • - определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

  • - учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке

 Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

  • - совместно договариваться о правилах общения и поведения в группе и следовать им;

  • - учиться работать в группе, брать на себя ответственность.

Познавательные УУД:

  • использовать полученную информацию;

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Предметные

  • получить представление о природной зоне тундры;

  • познакомиться с географическим положением тундры;

  • познакомиться с климатическими условиями зоны;

  • узнать особенности растительного и животного мира тундры;

Оборудование:

        • учебник «Мир вокруг нас» часть 1 4 класс автор: А.А.Плешаков, Е.А. сигнальный «светофор»

        • таблички: «географы», «ботаники», «зоологи» и «экологи»

        • раздаточный материал: индивидуальные карточки с заданиями, карточки с заданиями каждой группе, гербарный материал;

        • презентация MS и PowerPoint, , мультимедийный проектор, компьютер, экран, аудиоколонки


Формы работы:

фронтальная

индивидуальная

парная

групповая














Ход урока

I. Организационный момент.


Прозвенел звонок и смолк,

Начинается урок.

Друг на дружку посмотрели,

Улыбнулись, тихо сели.


-Как светло и тепло стало в нашем классе от ваших улыбок. Я приглашаю Вас к сотрудничеству, а чтобы урок наш пошел каждому впрок, активно включаемся все в работу. Желаю всем удачи и успеха.


ΙI. Проверка домашнего задания.


- Так возьмемся, ребята, скорей за работу, и чтобы времени зря не терять

О том, как потрудились дома, поспешим друг другу рассказать.


- С какой природной зоной мы познакомились на прошлом уроке?

- Покажите на карте расположение зоны арктических пустынь. (Район Земли, примыкающий к Северному полюсу. Включает Северный Ледовитый океан с островами и прилегающие окраины материков). Ребята, а кто сможет показать это на глобусе?

- Как вы представляете себе Арктику? (Солнце не поднимается высоко над горизонтом, его лучи скользят по поверхности земли. Зимой долгая полярная ночь, дуют сильные ветры, температура может опускаться до -60градусов, а летом наступает полярный день. В холодных поясах лёд не тает всё лето)

- Сейчас будем работать с сигнальными «светофорами» ((красный цвет – не согласен; зеленый цвет – согласен).

- Природная зона арктических пустынь расположена на островах Тихого океана. (-)

- Территория Арктики не имеет коренного населения. (-)

- В Арктике для растений и животных сложились суровые условия. (+)

- В ледяной зоне растут кедры, пихты, ели. (-)

- В Арктике обитают тюлени, моржи, белые медведи. (+)

- Большое скопление птиц на скалах называют «птичьими рынками». (-)

- Арктический заповедник расположен на острове Врангеля. (+)


-Встаньте те, у кого все ответы были правильные, вы молодцы! Встаньте те, у кого была 1 ошибка, хорошо! У тех, у кого больше ошибок – вам необходимо активно работать на уроке, быть внимательными и тогда результат будет лучше.


- Исправь географические ошибки в тексте: (у каждого ученика на парте текст)

Арктика – это огромное пространство, расположенное на площади Северного Ледовитого океана с морями и полуостровами. Солнце направляет на зону арктических пустынь свои прямые лучи. Зимой в Арктике бывает полярный день, а летом - полярная ночь. Температура воздуха зимой опускается до минус 60, а летом не поднимается выше нуля.



-Проверим ваши ответы, а для этого обменяйтесь листочками. Прочитайте предложения с исправленными ошибками.

Арктика – это огромное пространство, расположенное на площади Северного Ледовитого океана с морями и полуостровами (правильно – островами). Солнце направляет на зону арктических пустынь свои прямые (правильно – косые, наклонные) лучи. Зимой в Арктике бывает полярный день (правильно – полярная ночь), а летом- полярная ночь ( правильно – полярный день).Температура воздуха зимой опускается до минус 60, а летом не поднимается выше нуля (правильно- поднимается на несколько градусов выше нуля).

Оцените работу соседа. Поднимите руки, чья работа выполнена верно, поднимите руки у кого 1 ошибка. Молодцы! Сдайте, пожалуйста, листочки.


Игра «Что лишнее? Кто лишний?» Слайд 1:

1. Белый медведь, гренландский кит, морж, овцебык, розовая чайка, тюлень

(Белый медведь, гренландский кит, морж, овцебык, розовая чайка – занесены в Международную Красную книгу, а тюлень – нет)

2. Дятел, тупик, соловей, синица, сова

(тупик обитает в Арктике, остальные - в лесу)

3 . белый медведь, тюлень, морж, олень

(олень живет в тундре, остальные – в Арктике)

4. полярная ночь, северное сияние, вечная мерзлота, белый медведь
(белый медведь относится к живой природе, все остальное – неживая природа)

5. Сайда, кайра, гагарка, чайка

(сайда – рыба, остальные – птицы)



III.Актуализация знаний.Введение в тему урока. Самоопределение к деятельности.


Слайд 2:

Из данных слов выберем буквы, соберём из них слово и узнаем тему нашего урока:

1). В слове тюлень назовите букву, обозначающую парный согласный (т)

2). В слове тупик назовите гласную букву первого слога (у)

3). В слове олень назовите вторую согласную букву. (н)

4). В слове медведь назовите букву, обозначающую твердый согласный первого слога (д)

5). В словах Черное море назовите общую согласную букву (р)

6). В слове сайда назовите гласную букву (а)


-Назовите тему нашего урока. Слово «тундра» имеет происхождение от слова «тантури», что в переводе с языка народов саами означает «сопки», невысокие вершины, которые не покрыты лесом. Новая природная зона приглашает нас –в экспедицию отправляется весь класс.

-Итак, цель нашей экспедиции………………….(исследовать зону тундры). (появление на кластере ТУНДРА)

-Что мы будем делать для достижении этой цели? (работать в парах, работать по учебнику, рассуждать, отвечать на вопросы, отстаивать свою точку зрения, делать выводы)

-Что бы Вам хотелось узнать по этой теме? (на доске появляется кластер)


-Какие науки помогут нам в изучении этой природной зоны?

  • Ботаника — наука о растениях.

  • Зоология  - наука, изучающая животных.

  • Экология – это наука, которая изучает взаимоотношения организмов в сообществах и окружающей их среды обитания

  • География –наука о Земле.

-Для того чтобы успеть за урок изучить зону тундры по всем пунктам плана, предлагаю отправиться в экспедицию в эту зону и поработать в 4 группах. Выберите руководителя группы, он должен будет распределить между вами работу и оценить ее в конце урока. 2 докладчика (выступают с результатом работы группы), оформителя (на листе бумаги оформляет ответ)

(расставляются таблички)

IV. Открытие новых знаний

-Любознательные мои исследователи,

В путешествие отправиться пора!

Ждёт нас познавательная игра. Звучит песня «Увезу тебя я в тундру».


- Найдите эту природную зону на ваших картах с.72-73.

- Что вы можете о ней рассказать, глядя на карту? (Тундра протянулась с запада на восток почти по всему побережью северных морей. Эта зона находится южнее арктических пустынь.)

-Какова форма земной поверхности этой природной зоны? На каких равнинах расположена тундра? (Это должна быть равнина, потому что часть зоны расположена на Восточно-Европейской равнине, а часть - на Западносибирской.) Слово «тундра» в финском языке, обозначает «безлесая равнина».


-Для проведения нашей экспедиции мы разбились на группы, которые будут работать каждая по своему плану. У Вас на столах лежат задания, учебники, дополнительный материал. Ваша задача внимательно прочитать задание, найти ответы, сделать выводы и по истечении некоторого времени познакомить класс со своей работой. О готовности своей группы вы поднимаете зеленый кружок, о возникновении трудности – красный. (5 мин)


V. Первичное закрепление.

-Итак, господа учёные, ваше время для исследования закончилось. Прежде чем предоставить свои работы нужно отдохнуть.

Физминутка


Вы, наверное, устали? И за парты все уселись.

Ну, тогда все дружно встали. Глазки крепко закрываем,

Ножками потопали, Дружно до 5 считаем.

Ручками похлопали. Открываем, поморгаем

Покрутились, повертелись И работать продолжаем.


Выступление группы географов


Карточка №1 группа географов

Географическое положение и климат.
Источники информации: учебник с.84, 85; карта природных зон России
Вопросы:
1.Южнее какой зоны протянулась зона тундры?
2.Какая зима в тундре?
3.Какое лето?
4.Почему в тундре много болот и озер?


Спасибо группе географов, а сейчас задание для всех. Мы должны составить кластер по природным условиям тундры. Из набора предложенных карточек выберите те, которые характеризуют природные условия тундры

Составление кластера



Природные условия тундры: вечная мерзлота равнина суровая зима

суровая зима прохладное короткое лето

(на доске выбор карточек: равнина, чернозем, вечная мерзлота, теплая зима, суровая зима, жаркое лето, прохладное короткое лето)


-Мы познакомились с климатическими условиями тундры, а сейчас предстоит узнать, как растения приспособились к жизни в таких суровых условиях.

-Предположите, богаче или беднее будет растительный мир в тундре, чем в Арктике.

-Слово группе ботаников- ,



Очень красива тундра весной. Быстро, словно по взмаху волшебной палочки всё оживает. Многие растения торопятся зацвести, образовать плоды и семена. Ведь через три месяца снег снова укроет землю. (слайд 12)

- Суровые условия оказывают влияние на растения и животных тундры. Растения обычно низкорослые и с мелкими листьями, многие растения растут группами и стелются по земле. Это защищает их от вымерзания зимой, сильных ветров, помогает летом получить больше тепла для роста. Корни почти всех растений находятся в верхнем слое почвы. (слайд 13, 14)

формы растений; их мелкие листья часто свернуты, одеты волосяным покровом, имеют восковой налет; растения стелятся по земле, образуя подушки; корни расположены близко к поверхности; многие растения в цветущем состоянии переносят заморозки; яркая окраска цветов, привлекает насекомых; растения многолетние.) (слайд 27)


-Слово группе зоологов


Карточка №3 группа зоологов

Животные тундры

Вопросы:

1. Назовите животных и птиц обитающих в тундре.

2. Как животные тундры приспособились к суровым условиям?



. Какие животные обитают в тундре.

- Животный мир в тундре очень своеобразен и отличается некоторыми особенностями от животных Крайнего Севера. Густая шерсть зверей, пушистое оперение птиц спасает их от сильных морозов. Светлая окраска зимой делает их незаметными на снегу. Все животные тундры малотребовательны к пище. (слайд 28)

Летом в тундре бесчисленное множество насекомых: комаров, мошек. Там, где имеются большие стада оленей много слепней и оводов. (слайд 29)

Они тучами носятся в воздухе. Это настоящее бедствие для людей и крупных животных. Невозможно работать без накомарника – специальных сеток, одеваемых на лицо для защиты от комаров и мошек. (слайд 30)

Птицы спешат за короткое лето вырастить своих птенцов. Вскоре они полетят в теплые края. На зиму здесь остаются только те птицы, которые могут в морозы найти пищу. Это белые совы и белые куропатки. (слайд 31-33)



Но в тундре есть еще и постоянные ее обитатели. Как же они приспособились к жизни в условиях долгой суровой зимы?

Много в тундре леммингов – небольших зверьков, за ними охотятся песцы и полярные совы.

Из крупных животных в тундре живет северный олень. Олень – неприхотливое животное, круглый год питается в тундре. Широкие копыта позволяют ему бегать по снегу и болотам, не проваливаясь. Ими же он разгребает снег, чтобы достать из-под него корм. На зиму у оленя отрастает теплый подшерсток, который оберегает его от морозов и сильных ветров. . За ними следуют волки, а за волками – песцы и совы. (слайд 35)

Волки охотятся на оленей, а песцы подбирают остатки их добычи. Для песцов и сов очень важно, что олени своими широкими копытами разгребают снег, обнажая растения и норки леммингов. Летят за оленьими стадами и куропатки – они также находят корм на обнаженных от снега местах. Летом олени откочевывают на север, к морскому побережью, где меньше гнуса – мелких летающих насекомых. За ними следуют и другие животные. (слайд 36)

- В тундре обитает и много других животных, таких как заяц-беляк, горностай. Многие из животных тундры занесены в «Красную книгу». (слайд 38-44)



Задание: найдите животных, обитающих в тундре. Расскажите о некоторых из них( олень, песец, горностай, лемминг).

-Восстановите цепи питания:

Растения – лемминг –… ( горностай, волк, песец, сова)

Ягель – …(олень) – волк

-Когда выступает группа, все внимательно слушают, в конце урока Вам ваши знания пригодятся.


- Коренное население тундры представляют коми, эвены, нанайцы, якуты, чукчи, ханты, манси.

- Как вы думаете, чем могут заниматься жители тундры?

- Охота, рыболовство, оленеводство – главные занятия коренных жителей тундры. Также здесь добывают каменный уголь, нефть, газ, цветные металлы, апатиты, торф. Интересно отметить, что в области тундры находится обширный запас природных ресурсов, таких как нефть и уран.

-С развитием промышленности в тундре возникли города, рабочие поселки. Благодаря развитию современной техники, трудности на пути освоения Заполярья перестали быть непреодолимыми.И люди устремились в эти края. Построили посёлки, города,проложили дороги, протянули линии электропередачи. Как это отразилось на природе тундры? Мы это сейчас узнаем из выступления 4 группы, группы экологов.

-Слово группе экологов

Карточка №4 группа экологов

Экология тундры

Источники информации: учебник с.91-92, иллюстрации деятельности человека.


Вопросы:


1.Чем занимается коренное население тундры?

2.Какой вред наносит человек своей деятельностью?

3.Какие меры принимает человек для сохранения природы?

-Что нужно сделать, чтобы не допустить нарушения экологических связей в тундре? (Запретить браконьерство, взять под охрану оленьи пастбища, не использовать тяжелую технику, бережно относиться к природным богатствам.)



VI. Подведение итогов урока.

-С какой природной зоной познакомились на уроке?

«Оловянные солдатики и тряпичные куколки».

Я называю утверждение. Если оно относится к тундре, то Вы напрягают своё тело, как оловянные солдатики, если не относится, то у расслабляете своё тело, как тряпичные куколки.

Утверждения:

  • Зона тундры протянулась с запада на восток по побережью северных морей. /оловянный солдатик/

  • Природные условия тундры суровы: длинная холодная зима и короткое прохладное лето. /оловянный солдатик/

  • В тундре нет коренного населения. /тряпичная куколка/

  • Редкими животными тундры считают краснозобую казарку, кречета, стерха, тундрового лебедя. /оловянный солдатик/

  • Растения тундры высоко тянутся к солнцу. /тряпичная куколка/

  • В тундре добывают нефть и природный газ. /оловянный солдатик/



-Почему растительный и животный мир тундры богаче, чем в зоне арктических пустынь? (Природные условия в тундре менее суровы, чем в арктических пустынях.

- Назовите типичных представителей растительного и животного мира?

-Какова была цель урока?

- На все ли поставленные в начале урока вопросы мы с вами ответили?


VII. Рефлексия деятельности:

-Ребята, сегодня у нас был урок-исследование. Было очень приятно работать в экспедиции с умными, заботливыми и наблюдательными исследователями.Вы все хорошо поработали, все группы справились с заданием. И мне очень хочется узнать ваши впечатления от урока.

- Первый вопрос руководителям группы, кого из ребят вашей группы вы хотели бы поблагодарить?



  - Какая группа справилась с заданием очень хорошо?

- Какие моменты урока вам понравились? (Высказывания детей)


  - С каким настроением вы уходите с урока?

Метод «Светофора» .Учащиеся выбирают карточку того цвета, который, по их мнению, соответствует их оценке урока. Зелёный -понравился, жёлтый –не произвел впечатления , красный – не понравился. После выбора карточки каждый ученик приклеивает её на лист ватмана, группируя по цвету. Таким образом, получается цветная картинка, отражающая оценку урока учениками.





VIII.Вариативное домашнее задание:

1.Пользуясь дополнительной литературой подготовьте рассказ об одном растении или животном тундры.

2.Нарисуйте свой пейзаж тундры, запишите комментарии к рисунку.

3.Задание для всех –уч. – стр. 84 - 93







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!