Предмет: Окружающий мир
Автор учебника: Плешаков А.А.
Класс: 4
Тип урока: урок-исследование
Составила: Ананьева Валентина Евгеньевна, учитель ГБОУ СОШ с. Надеждино
Тема: Природные зоны. Тундра.
Цели: формировать представление о природной зоне тундра
Задачи:
образовательные: Познакомить с географическим положением тундры, климатическими условиями, растительным и животным миром и деятельностью человека.
развивающие: Развивать познавательный интерес учащихся, умение сравнивать и анализировать, работать с помощью карты, глобуса
воспитывающие:
воспитание аккуратности;
воспитание заботливого отношения к товарищам;
воспитание адекватной самооценки;
воспитание патриотизма, чувство гордости за свою страну.
Планируемые результаты:
Личностные
определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы)
в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить
организовать и упорядочить знания;
принимать самостоятельные решения и выдвигать идеи;
отстаивать свои права.
Метапредметные
Регулятивные УУД:
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в группе и следовать им;
- учиться работать в группе, брать на себя ответственность.
Познавательные УУД:
Предметные
получить представление о природной зоне тундры;
познакомиться с географическим положением тундры;
познакомиться с климатическими условиями зоны;
узнать особенности растительного и животного мира тундры;
Оборудование:
учебник «Мир вокруг нас» часть 1 4 класс автор: А.А.Плешаков, Е.А. сигнальный «светофор»
таблички: «географы», «ботаники», «зоологи» и «экологи»
раздаточный материал: индивидуальные карточки с заданиями, карточки с заданиями каждой группе, гербарный материал;
презентация MS и PowerPoint, , мультимедийный проектор, компьютер, экран, аудиоколонки
Формы работы:
фронтальная
индивидуальная
парная
групповая
Ход урока
I. Организационный момент.
Прозвенел звонок и смолк,
Начинается урок.
Друг на дружку посмотрели,
Улыбнулись, тихо сели.
-Как светло и тепло стало в нашем классе от ваших улыбок. Я приглашаю Вас к сотрудничеству, а чтобы урок наш пошел каждому впрок, активно включаемся все в работу. Желаю всем удачи и успеха.
ΙI. Проверка домашнего задания.
- Так возьмемся, ребята, скорей за работу, и чтобы времени зря не терять
О том, как потрудились дома, поспешим друг другу рассказать.
- С какой природной зоной мы познакомились на прошлом уроке?
- Покажите на карте расположение зоны арктических пустынь. (Район Земли, примыкающий к Северному полюсу. Включает Северный Ледовитый океан с островами и прилегающие окраины материков). Ребята, а кто сможет показать это на глобусе?
- Как вы представляете себе Арктику? (Солнце не поднимается высоко над горизонтом, его лучи скользят по поверхности земли. Зимой долгая полярная ночь, дуют сильные ветры, температура может опускаться до -60градусов, а летом наступает полярный день. В холодных поясах лёд не тает всё лето)
- Сейчас будем работать с сигнальными «светофорами» ((красный цвет – не согласен; зеленый цвет – согласен).
- Природная зона арктических пустынь расположена на островах Тихого океана. (-)
- Территория Арктики не имеет коренного населения. (-)
- В Арктике для растений и животных сложились суровые условия. (+)
- В ледяной зоне растут кедры, пихты, ели. (-)
- В Арктике обитают тюлени, моржи, белые медведи. (+)
- Большое скопление птиц на скалах называют «птичьими рынками». (-)
- Арктический заповедник расположен на острове Врангеля. (+)
-Встаньте те, у кого все ответы были правильные, вы молодцы! Встаньте те, у кого была 1 ошибка, хорошо! У тех, у кого больше ошибок – вам необходимо активно работать на уроке, быть внимательными и тогда результат будет лучше.
- Исправь географические ошибки в тексте: (у каждого ученика на парте текст)
Арктика – это огромное пространство, расположенное на площади Северного Ледовитого океана с морями и полуостровами. Солнце направляет на зону арктических пустынь свои прямые лучи. Зимой в Арктике бывает полярный день, а летом - полярная ночь. Температура воздуха зимой опускается до минус 60, а летом не поднимается выше нуля. |
-Проверим ваши ответы, а для этого обменяйтесь листочками. Прочитайте предложения с исправленными ошибками.
Арктика – это огромное пространство, расположенное на площади Северного Ледовитого океана с морями и полуостровами (правильно – островами). Солнце направляет на зону арктических пустынь свои прямые (правильно – косые, наклонные) лучи. Зимой в Арктике бывает полярный день (правильно – полярная ночь), а летом- полярная ночь ( правильно – полярный день).Температура воздуха зимой опускается до минус 60, а летом не поднимается выше нуля (правильно- поднимается на несколько градусов выше нуля).
Оцените работу соседа. Поднимите руки, чья работа выполнена верно, поднимите руки у кого 1 ошибка. Молодцы! Сдайте, пожалуйста, листочки.
Игра «Что лишнее? Кто лишний?» Слайд 1:
1. Белый медведь, гренландский кит, морж, овцебык, розовая чайка, тюлень
(Белый медведь, гренландский кит, морж, овцебык, розовая чайка – занесены в Международную Красную книгу, а тюлень – нет)
2. Дятел, тупик, соловей, синица, сова
(тупик обитает в Арктике, остальные - в лесу)
3 . белый медведь, тюлень, морж, олень
(олень живет в тундре, остальные – в Арктике)
4. полярная ночь, северное сияние, вечная мерзлота, белый медведь
(белый медведь относится к живой природе, все остальное – неживая природа)
5. Сайда, кайра, гагарка, чайка
(сайда – рыба, остальные – птицы)
III.Актуализация знаний.Введение в тему урока. Самоопределение к деятельности.
Слайд 2:
Из данных слов выберем буквы, соберём из них слово и узнаем тему нашего урока:
1). В слове тюлень назовите букву, обозначающую парный согласный (т)
2). В слове тупик назовите гласную букву первого слога (у)
3). В слове олень назовите вторую согласную букву. (н)
4). В слове медведь назовите букву, обозначающую твердый согласный первого слога (д)
5). В словах Черное море назовите общую согласную букву (р)
6). В слове сайда назовите гласную букву (а)
-Назовите тему нашего урока. Слово «тундра» имеет происхождение от слова «тантури», что в переводе с языка народов саами означает «сопки», невысокие вершины, которые не покрыты лесом. Новая природная зона приглашает нас –в экспедицию отправляется весь класс.
-Итак, цель нашей экспедиции………………….(исследовать зону тундры). (появление на кластере ТУНДРА)
-Что мы будем делать для достижении этой цели? (работать в парах, работать по учебнику, рассуждать, отвечать на вопросы, отстаивать свою точку зрения, делать выводы)
-Что бы Вам хотелось узнать по этой теме? (на доске появляется кластер)
-Какие науки помогут нам в изучении этой природной зоны?
Ботаника — наука о растениях.
Зоология - наука, изучающая животных.
Экология – это наука, которая изучает взаимоотношения организмов в сообществах и окружающей их среды обитания
География –наука о Земле.
-Для того чтобы успеть за урок изучить зону тундры по всем пунктам плана, предлагаю отправиться в экспедицию в эту зону и поработать в 4 группах. Выберите руководителя группы, он должен будет распределить между вами работу и оценить ее в конце урока. 2 докладчика (выступают с результатом работы группы), оформителя (на листе бумаги оформляет ответ)
(расставляются таблички)
IV. Открытие новых знаний
-Любознательные мои исследователи,
В путешествие отправиться пора!
Ждёт нас познавательная игра. Звучит песня «Увезу тебя я в тундру».
- Найдите эту природную зону на ваших картах с.72-73.
- Что вы можете о ней рассказать, глядя на карту? (Тундра протянулась с запада на восток почти по всему побережью северных морей. Эта зона находится южнее арктических пустынь.)
-Какова форма земной поверхности этой природной зоны? На каких равнинах расположена тундра? (Это должна быть равнина, потому что часть зоны расположена на Восточно-Европейской равнине, а часть - на Западносибирской.) Слово «тундра» в финском языке, обозначает «безлесая равнина».
-Для проведения нашей экспедиции мы разбились на группы, которые будут работать каждая по своему плану. У Вас на столах лежат задания, учебники, дополнительный материал. Ваша задача внимательно прочитать задание, найти ответы, сделать выводы и по истечении некоторого времени познакомить класс со своей работой. О готовности своей группы вы поднимаете зеленый кружок, о возникновении трудности – красный. (5 мин)
V. Первичное закрепление.
-Итак, господа учёные, ваше время для исследования закончилось. Прежде чем предоставить свои работы нужно отдохнуть.
Физминутка
Вы, наверное, устали? И за парты все уселись.
Ну, тогда все дружно встали. Глазки крепко закрываем,
Ножками потопали, Дружно до 5 считаем.
Ручками похлопали. Открываем, поморгаем
Покрутились, повертелись И работать продолжаем.
Выступление группы географов
Карточка №1 группа географов
Географическое положение и климат.
Источники информации: учебник с.84, 85; карта природных зон России
Вопросы:
1.Южнее какой зоны протянулась зона тундры?
2.Какая зима в тундре?
3.Какое лето?
4.Почему в тундре много болот и озер?
Спасибо группе географов, а сейчас задание для всех. Мы должны составить кластер по природным условиям тундры. Из набора предложенных карточек выберите те, которые характеризуют природные условия тундры
Составление кластера
Природные условия тундры: вечная мерзлота равнина суровая зима
суровая зима прохладное короткое лето
(на доске выбор карточек: равнина, чернозем, вечная мерзлота, теплая зима, суровая зима, жаркое лето, прохладное короткое лето)
-Мы познакомились с климатическими условиями тундры, а сейчас предстоит узнать, как растения приспособились к жизни в таких суровых условиях.
-Предположите, богаче или беднее будет растительный мир в тундре, чем в Арктике.
-Слово группе ботаников- ,
Очень красива тундра весной. Быстро, словно по взмаху волшебной палочки всё оживает. Многие растения торопятся зацвести, образовать плоды и семена. Ведь через три месяца снег снова укроет землю. (слайд 12)
- Суровые условия оказывают влияние на растения и животных тундры. Растения обычно низкорослые и с мелкими листьями, многие растения растут группами и стелются по земле. Это защищает их от вымерзания зимой, сильных ветров, помогает летом получить больше тепла для роста. Корни почти всех растений находятся в верхнем слое почвы. (слайд 13, 14)
формы растений; их мелкие листья часто свернуты, одеты волосяным покровом, имеют восковой налет; растения стелятся по земле, образуя подушки; корни расположены близко к поверхности; многие растения в цветущем состоянии переносят заморозки; яркая окраска цветов, привлекает насекомых; растения многолетние.) (слайд 27)
-Слово группе зоологов
Карточка №3 группа зоологов
Животные тундры
Вопросы:
1. Назовите животных и птиц обитающих в тундре.
2. Как животные тундры приспособились к суровым условиям?
. Какие животные обитают в тундре.
- Животный мир в тундре очень своеобразен и отличается некоторыми особенностями от животных Крайнего Севера. Густая шерсть зверей, пушистое оперение птиц спасает их от сильных морозов. Светлая окраска зимой делает их незаметными на снегу. Все животные тундры малотребовательны к пище. (слайд 28)
Летом в тундре бесчисленное множество насекомых: комаров, мошек. Там, где имеются большие стада оленей много слепней и оводов. (слайд 29)
Они тучами носятся в воздухе. Это настоящее бедствие для людей и крупных животных. Невозможно работать без накомарника – специальных сеток, одеваемых на лицо для защиты от комаров и мошек. (слайд 30)
Птицы спешат за короткое лето вырастить своих птенцов. Вскоре они полетят в теплые края. На зиму здесь остаются только те птицы, которые могут в морозы найти пищу. Это белые совы и белые куропатки. (слайд 31-33)
Но в тундре есть еще и постоянные ее обитатели. Как же они приспособились к жизни в условиях долгой суровой зимы?
Много в тундре леммингов – небольших зверьков, за ними охотятся песцы и полярные совы.
Из крупных животных в тундре живет северный олень. Олень – неприхотливое животное, круглый год питается в тундре. Широкие копыта позволяют ему бегать по снегу и болотам, не проваливаясь. Ими же он разгребает снег, чтобы достать из-под него корм. На зиму у оленя отрастает теплый подшерсток, который оберегает его от морозов и сильных ветров. . За ними следуют волки, а за волками – песцы и совы. (слайд 35)
Волки охотятся на оленей, а песцы подбирают остатки их добычи. Для песцов и сов очень важно, что олени своими широкими копытами разгребают снег, обнажая растения и норки леммингов. Летят за оленьими стадами и куропатки – они также находят корм на обнаженных от снега местах. Летом олени откочевывают на север, к морскому побережью, где меньше гнуса – мелких летающих насекомых. За ними следуют и другие животные. (слайд 36)
- В тундре обитает и много других животных, таких как заяц-беляк, горностай. Многие из животных тундры занесены в «Красную книгу». (слайд 38-44)
Задание: найдите животных, обитающих в тундре. Расскажите о некоторых из них( олень, песец, горностай, лемминг).
-Восстановите цепи питания:
Растения – лемминг –… ( горностай, волк, песец, сова)
Ягель – …(олень) – волк
-Когда выступает группа, все внимательно слушают, в конце урока Вам ваши знания пригодятся.
- Коренное население тундры представляют коми, эвены, нанайцы, якуты, чукчи, ханты, манси.
- Как вы думаете, чем могут заниматься жители тундры?
- Охота, рыболовство, оленеводство – главные занятия коренных жителей тундры. Также здесь добывают каменный уголь, нефть, газ, цветные металлы, апатиты, торф. Интересно отметить, что в области тундры находится обширный запас природных ресурсов, таких как нефть и уран.
-С развитием промышленности в тундре возникли города, рабочие поселки. Благодаря развитию современной техники, трудности на пути освоения Заполярья перестали быть непреодолимыми.И люди устремились в эти края. Построили посёлки, города,проложили дороги, протянули линии электропередачи. Как это отразилось на природе тундры? Мы это сейчас узнаем из выступления 4 группы, группы экологов.
-Слово группе экологов
Карточка №4 группа экологов
Экология тундры
Источники информации: учебник с.91-92, иллюстрации деятельности человека.
Вопросы:
1.Чем занимается коренное население тундры?
2.Какой вред наносит человек своей деятельностью?
3.Какие меры принимает человек для сохранения природы?
-Что нужно сделать, чтобы не допустить нарушения экологических связей в тундре? (Запретить браконьерство, взять под охрану оленьи пастбища, не использовать тяжелую технику, бережно относиться к природным богатствам.)
VI. Подведение итогов урока.
-С какой природной зоной познакомились на уроке?
«Оловянные солдатики и тряпичные куколки».
Я называю утверждение. Если оно относится к тундре, то Вы напрягают своё тело, как оловянные солдатики, если не относится, то у расслабляете своё тело, как тряпичные куколки.
Утверждения:
Зона тундры протянулась с запада на восток по побережью северных морей. /оловянный солдатик/
Природные условия тундры суровы: длинная холодная зима и короткое прохладное лето. /оловянный солдатик/
В тундре нет коренного населения. /тряпичная куколка/
Редкими животными тундры считают краснозобую казарку, кречета, стерха, тундрового лебедя. /оловянный солдатик/
Растения тундры высоко тянутся к солнцу. /тряпичная куколка/
В тундре добывают нефть и природный газ. /оловянный солдатик/
-Почему растительный и животный мир тундры богаче, чем в зоне арктических пустынь? (Природные условия в тундре менее суровы, чем в арктических пустынях.
- Назовите типичных представителей растительного и животного мира?
-Какова была цель урока?
- На все ли поставленные в начале урока вопросы мы с вами ответили?
VII. Рефлексия деятельности:
-Ребята, сегодня у нас был урок-исследование. Было очень приятно работать в экспедиции с умными, заботливыми и наблюдательными исследователями.Вы все хорошо поработали, все группы справились с заданием. И мне очень хочется узнать ваши впечатления от урока.
- Первый вопрос руководителям группы, кого из ребят вашей группы вы хотели бы поблагодарить?
- Какая группа справилась с заданием очень хорошо?
- Какие моменты урока вам понравились? (Высказывания детей)
- С каким настроением вы уходите с урока?
Метод «Светофора» .Учащиеся выбирают карточку того цвета, который, по их мнению, соответствует их оценке урока. Зелёный -понравился, жёлтый –не произвел впечатления , красный – не понравился. После выбора карточки каждый ученик приклеивает её на лист ватмана, группируя по цвету. Таким образом, получается цветная картинка, отражающая оценку урока учениками.
VIII.Вариативное домашнее задание:
1.Пользуясь дополнительной литературой подготовьте рассказ об одном растении или животном тундры.
2.Нарисуйте свой пейзаж тундры, запишите комментарии к рисунку.
3.Задание для всех –уч. – стр. 84 - 93