|
Методическая разработка урока по окружающему миру в 3 классе |
Тема урока: «Золотое кольцо России» |
УМК «Школа России» |
Новикова Оксана Васильевна учитель начальных классов |
|
Технологическая карта урока окружающий мир
Цели урока: познакомить учащихся с географией городов Золотого кольца России, историей их возникновения, художественной ценностью.
Задачи урока:
Образовательная:
- сформировать представление у обучающихся о Золотом кольце России, какие города входят в него.
Развивающая:
- способствовать развитию познавательной мотивации, расширению кругозора;
- развивать умение определять цель, строить деятельность по её достижению, способность правильно формулировать мысли в процессе общения;
- развивать наблюдательность, внимание, воображение, мышление, память, связную речь;
- формировать умения слушать и слышать одноклассников, учителя.
Воспитательная:
- способствовать воспитанию чувства патриотизма и гордости за нашу страну через изучение достопримечательностей старинных русских городов.
Тип урока: первичное предъявление новых знаний
Форма урока: урок-путешествие
Оборудование: мультимедийная презентации, карта Золотого кольца России, фотографии с изображением городов Золотого кольца (маленькие фотографии лежат на партах, а большие фотографии прикреплены к доске), конверты разного цвета с заданиями, маршрутные листы, листки для заметок, веер, чемоданчик, воздушный шарик.
Планируемые результаты
Личностные: формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину; проявление интереса к культуре и истории своего народа, родной стране.
Предметные: обучающиеся узнают, какие города входят в Золотое кольцо России, их расположение на карте и достопримечательности; почему эти города объединены в понятие «золотое кольцо».
Метапредметные:
Регулятивные: развитие мотивов учебной деятельности; развитие умения удерживать цель деятельности до получения её результата; осуществление контроля деятельности; оценивание результатов своей деятельности.
Познавательные: формирование умения выявлять особенности и сходства разных объектов в процессе их рассматривания.
Коммуникативные: формирование умения оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли; развитие навыков сотрудничества со сверстниками в групповой работе, умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности
Используемые на уроке современные педагогические технологии:
- здоровьесберегающие технологии (эмоциональное воздействие на детей, физкультминутка),
- ИКТ,
- проблемное обучение (проблемная ситуация с удивлением, проблемные вопросы),
- игровая технология.
Методы обучения:
- частично-поисковые, проблемный (направлены на мотивацию учебной деятельности); учащиеся сравнивали, анализировали, соотносили результат выполненного действия с поставленной проблемой;
- объяснительно-иллюстративный (организация и осуществление учебно-познавательной деятельности);
- репродуктивный (воспроизведение чего-либо по образцу или по памяти; в активной форме ученики самостоятельно определяют, выбирают алгоритм действий, а затем упражняются в его применении);
- беседа, диалоговое взаимодействие;
- практические (самостоятельная работа с карточками-заданиями).
Организационные формы урока: групповая (класс разделён на группы)
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Организационный момент | - Здравствуйте, ребята. Меня зовут Оксана Васильевна. Сегодня урок окружающего мира проведу у вас я. - Посмотрите друг на друга. Подарите своим одноклассникам улыбку и частичку своего хорошего настроения, которое мы пронесём через весь наш урок. Я вам тоже дарю частичку своего хорошего настроения. | Подготовка класса к работе. Приветствие учителя. |
2. Актуализация знаний | -Ребята, а кто из вас был внимательным и заметил, с чем я вошла в класс? (В класс учитель входит с небольшим чемоданчиком и воздушным шариком) - А как вы думаете, в жизни, зачем нужен чемоданчик? -Правильно, чтобы путешествовать. Путешествовать – карточку со словом прикрепить на доску - А зачем люди путешествуют? - А на чём можно отправиться в путешествие? | (Обучающиеся отвечают, чтобы складывать вещи, брать с собой в поездки, путешествовать) Варианты ответов детей |
3. Самоопределение к деятельности | - Ребята, а вы хотите узнать, что лежит у меня в чемоданчике? - Что я держу в руках? (Показать проволоку) - А что можно с ней сделать? - Ребята, а что я сделала из проволоки? (Показать окружность) - На каком уроке мы встречаемся с окружностью? - Окружность – это что… - Как ещё можно сказать, что это? -Правильно, это кольцо Кольцо – карточку со словом прикрепить на доску - А что такое кольцо? - Из какого материала могут быть сделаны кольца? - Золотое кольцо? В прямом или переносном значении употреблено слово золотое? - А когда употребляем это слово в переносном значении? Золотое – карточку со словом прикрепить на доску - Составьте с данными словами предложение. - Кто догадался, куда отправляемся в путешествие? - Предположите, где находится Золотое кольцо? Россия – карточку со словом прикрепить на доску -Давайте сформулируем тему урока (Слайд 1) | Варианты ответов детей (На уроках математики) ( Геометрическая фигура) (Это кольцо) (Это окружность, украшение) (Из золота, серебра…) (В прямом) Варианты ответов детей (Отправляемся путешествовать по золотому кольцу) (В России) Путешествие по Золотому кольцу России |
4. Постановка целей урока | - Какова цель нашего путешествия? - На какой главный вопрос мы должны с вами найти ответ? - На каком транспорте мы отправимся в путешествие, чтобы полюбоваться красотой городов с высоты птичьего полёта? - Вспомните, с чем ещё я вошла к вам в класс? - Так на чём мы отправимся в путешествие? - Что необходимо нам взять с собой, когда отправляемся путешествовать? - Зачем нам нужна карта? (Учитель достает из чемоданчика карту и прикрепляет ее на доску) | Познакомиться с интересными древними русскими городами России. Узнать об их досто-примечательностях. (Почему Золотое кольцо?) (Обучающиеся перечисляют виды транспорта) (Показать воздушный шарик) (На воздушном шаре) (Обучающиеся называют предметы) (Чтобы знать, куда отправиться в путешествие) |
5. Открытие нового знания | - Для вас в чемоданчике припасены и маршрутные листы, и листы фото на память, с которыми мы будем работать на протяжении всего нашего виртуального путешествия.(Приложение 1, 2) Распределите обязанности в группе: кто будет вклеивать фотографии, кто отмечает места, где мы побываем в маршрутных листах, кто фотографирует - Путешествие начинаем. Первый город - это Сергиев Посад. (Слайд 2) Он назван в честь святого Сергия Радонежского, который основал здесь большой монастырь. Этот монастырь называется Троице-Сергиева лавра. - Сделаем фотографию на память. Возьмите свои фотоаппараты. - Отметьте пункт отправления на маршрутных листах и приклейте фото на память. На карте, на доске, учитель отмечает фото города, в котором побывали - Отправляемся дальше в город … (Ростов)(Слайд 3) - Ростов – один из самых древних городов в Золотом кольце. Уже с давних времён его называли Великим. Самая замечательная часть города – Ростовский Кремль. -Что мы видим за его белыми стенами? -Видны многочисленные купола церквей, колокола которых славятся мелодичным звоном и известны по всему миру. Каждый из 13 колоколов звонницы, от самого большого, весом в 32 тонны, до самого малого, звучит по особенному. - Вы хотите послушать знаменитый звон Ростовских колоколов? (слушание колокольного звона) - Какие ощущения вызвал у вас колокольный звон? - Сделаем фотографию на память. Возьмите свои фотоаппараты. - Отметьте пункт отправления на маршрутных листах и приклейте фото на память. | (Образно обучающиеся и учитель фотографируют объект, произнося «чик») (Обучающиеся на маршрутном листе отмечают флажком город, в котором они побывали) Варианты ответов детей Да Варианты ответов детей (Образно обучающиеся и учитель фотографируют объект, произнося «чик») (Обучающиеся на маршрутном листе отмечают флажком город, в котором они побывали) |
6. Физкультминутка | - Посмотрите, ребята, а мы здесь не одни. Кто-то ещё любуется достопримечательностями Ростова. Встаньте и поприветствуем их. Помашите им правой рукой, помашите им левой рукой. Садитесь | |
7. Продолжение работы над новым материалом | - Отправляемся дальше в город … (Ярославль)(Слайд 4) - Ярославль – древнейший город Золотого Кольца России. Он был основан князем – Ярославом Мудрым. В центре города Церковь Ильи Пророка. - Сделаем фотографию на память. Возьмите свои фотоаппараты. - Отметьте пункт отправления на маршрутных листах и приклейте фото на память. - Следующий город, в который мы отправимся - это Кострома (Слайд 5) Если посмотреть на город сверху, можно заметить, что улицы расположены в виде веера. Существует легенда, что когда императрица Екатерина II думала, как перестроить город, она раскрыла свой веер. (Раскрыть веер) Вот город и сделали таким необычным. В той части города, где улицы сходятся, расположены старинные Торговые ряды. (Слайд 6) - Сделаем фотографию на память. Возьмите свои фотоаппараты. - Отметьте пункт отправления на маршрутных листах и приклейте фото на память. - Это ещё одна жемчужина Золотого кольца. Это - Владимир. (Слайд 7) Его основал князь Владимир Мономах. - Осмотритесь вокруг. Что вы видите? - Завораживает величественная красота города. Его древние храмы являются истинным украшением города. (Слайд 8) Величественный Успенский собор, который долгое время был главным на Руси. - Сделаем фотографию на память. Возьмите свои фотоаппараты. - Отметьте пункт отправления на маршрутных листах и приклейте фото на память. - Из Владимира мы отправляемся в "сердце" нашей Родины - Москву (Слайд 9). - Где мы находимся? - Посмотрите, слева Спасская башня с курантами, справа – храм Василия Блаженного. - Сделаем фотографию на память. Возьмите свои фотоаппараты. - Отметьте пункт отправления на маршрутных листах и приклейте фото на память. Наше путешествие по Золотому кольцу России закончилось бы, но есть города, которые мы не посетили, но они тоже входят к Золотое кольцо России. (Слайд 10) - Давайте о них мы прочитает в учебнике. Откройте с. 86. | Образно обучающиеся и учитель фотографируют объект, произнося «чик») (Обучающиеся на маршрутном листе отмечают флажком город, в котором они побывали) Образно обучающиеся и учитель фотографируют объект, произнося «чик») (Обучающиеся на маршрутном листе отмечают флажком город, в котором они побывали) Образно обучающиеся и учитель фотографируют объект, произнося «чик») (Обучающиеся на маршрутном листе отмечают флажком город, в котором они побывали) (Мы находимся на Красной площади) Образно обучающиеся и учитель фотографируют объект, произнося «чик») (Обучающиеся на маршрутном листе отмечают флажком город, в котором они побывали) Чтение текста в учебнике |
8. Закрепление изученного материала | - Ребята, как звучит тема нашего урока? - А давайте отметим маршрут нашего путешествия. - Назовите города нашего маршрута Подойди к доске....., соедини красным маркером города, над которыми мы пролетали. - Так как расположены города? (Учитель показывает проволоку) - Похоже на кольцо? | Путешествие по Золотому кольцу России |
9. Рефлексия | - Вам понравилось наше путешествие? - А на каком транспорте лучше отправиться, чтобы познакомиться со всеми достопримечательностями городов? Почему? - Захотелось бы вам отправиться на экскурсию в эти города вместе с родителями, классом, друзьями? - У вас на столах лежат картинки с транспортом. Выберите тот вид транспорта, на котором вам бы хотелось совершить путешествие. - Выберите город, в котором вам хотелось бы побывать и приклейте картинки на лист бумаги. | Варианты ответов детей Дети выходят и защищают свои мини-проекты. |
10. Итог урока | - Каким было наше путешествие? - Но наше путешествие было виртуальным. - Мы с вами совершили путешествие по Золотому кольцу – гордости России. Каждый город Золотого кольца блистает своей богатой историей и достопримечательностями, а вместе составляют сокровищницу русской культуры. Золотое кольцо – гордость России. - Вот и подошёл к концу наш урок-путешествие по Золотому кольцу России. Я благодарю всех за активную работу на уроке. Спасибо! | |
11. Домашнее задание | с. 86-95 читать | |