СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по окружающему миру в 4 классе "Патриоты России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

закрепить и углубить знания учащихся об истории России, дать представление о значении деятельности К. Минина, Д.Пожарского.

Просмотр содержимого документа
«Патриоты России»

Тема: «Патриоты России»

Цель: формирование представления учащихся о патриотизме; развитие умения делать выводы; развитие навыка чтения и развития речи.

Планируемые результаты:

Предметные: познакомить учащихся с понятиями «патриот», « патриотизм», со значением «народное ополчение»; закрепить и углубить знания учащихся об истории России, дать представление о значении деятельности К. Минина, Д.Пожарского.

Метапредметные:

познавательные – воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу.

Коммуникативные – участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого этикета.

Регулятивные – действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения.

Личностные – целостно воспринимать окружающий мир.

Оборудование: презентация «Патриоты России», карточки для разминки.

Тип урока: открытие новых знаний.

Ход урока


  1. Организационный момент.

Прозвенел звонок и смолк.

Вот и начался урок.

Мы за парты тихо сели

И на доску посмотрели.


  1. Актуализация опорных знаний.

  1. Разминка.

Соотнесите событие и дату.

Дата

Событие

1147

Первое упоминание о Москве в летописи

1237

Вторжение на Русь ордынцев

1380

Куликовская битва

1480

Конец зависимости Руси от Золотой Орды

  1. Блицопрос

  1. В каком веке на Русь напали степные кочевники? (13в.)

  2. Вспомните имя хана, возглавившего первый поход на Русь? (Батый).

  3. Какой русский город оказался первым на пути монголов? (Рязань).

  4. Почему монголам удалось завоевать русские земли?

(Русь состояла из множества княжеств, княжества враждовали между собой, не было единого правителя).

  1. А какой вклад внёс Дмитрий Донской? (Донской сумел нанести сокрушительный удар монголам, перестал платить дань, победил в Куликовской битве, после этого началось освобождение русских земель).

  2. При каком князе Русь полностью освободилась от зависимости Орды?

(При Иване III).

  1. Самопределение к деятельности.


– Подвиг страны складывается из подвига народа и отдельных героев. Как можно назвать А. Невского и Дмитрия Донского? (Защитниками, воинами).


А еще их можно назвать патриотами. Почему? Узнаем на уроке. А также узнаем, что связывает между собой следующие понятия (сайд 2).

  1. Открытие нового знания.

  1. Работа со словарем.

Что значит слово «патриот»? Где можем узнать? ( В словаре)

В словаре русского языка С.И. Ожегова даётся толкование слова «патриот» - это человек,

одушевлённый патриотизмом, патриотизм – преданность и любовь к своему Отечеству,

своему народу и готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей

Родины.

При Иване Грозном русское государство стало ещё сильнее, увеличились его территории. Один монах-отшельник предупредил о предстоящих смутных временах на Руси. Так и случилось-после смерти Ивана Грозного и двух его сыновей (Дмитрия и Федора)на Руси наступили смутные времена.

Показ 3 слайда. Что такое смутные времена?

  1. Работа с учебником и презентацией.

Чтение статьи учебника с. 87. Обсуждение прочитанного.

Если нет сильного правителя, тогда другие страны стремятся вторгнуться в дела этой страны. Так и случилось в России. Польские и шведские короли вторглись со своими войсками в Россию, вскоре заняли Москву. Страна оказалась в опасности. Москва сопротивлялась и поляки решили «обуздать город» огнём. Город сгорел до тла: остались только Кремль и место, где были сами поляки.

Показ 4 слайда. Встал народ на защиту Отечества. (с. 87 учеб.)

Первое восстание возглавил князь Дмитрий Пожарский. Пожарский бился с поляками, но был тяжело ранен и вывезен из Москвы соратниками в Троице-Сергиев монастырь, а затем в родовое имение Юрино Нижегородского уезда. Там Пожарский продолжил своё лечение до возглавления им второго народного ополчения, организация которого началась в Нижнем Новгороде по инициативе земского старосты Кузьмы Минина.

Показ 5 слайда. Стали образовываться народные ополчения.

Спас страну Нижний Новгород, восстание началось здесь. Старейшины пришли на совет, пришёл и земской староста Кузьма Минин, человек честный. Обращаясь к народу, он предложил выбрать воеводой князя Пожарского. Был организован сбор средств и через год ополчение Минина и Пожарского вступили в Москву.

Показ 6 слайда. Икона Божьей Матери.

Одна из самых почитаемых в христианском мире святынь – Казанская икона Богородицы, в переломные моменты российской истории именно к этому образу обращаются за спасением – будь то смутное время, битва под Полтавой или сражение за Сталинград. Список был доставлен из Рязани в Первопрестольную, и русские войска под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского молились перед чудотворным списком с образа, умоляя даровать стране и ее народу победу над захватчиками, которые разграбляли Россию. «Трехдневный пост и усердная молитва перед Казанской иконой Божьей Матери преклонили Господа на милость. В осажденном Кремле находился тогда архиепископ Элассонский (из Греции) Арсений. Ночью к нему в келью явился сияющий божественным светом преподобный Сергий Радонежский и возвестил, что «заутра Москва будет в руках осаждающих (ополчение Пожарского) и Россия спасена». Как бы в подтверждение истинности пророчества архиепископ исцелился от болезни. Св. Арсений оповестил русских воинов о видении и пророчестве великого святого Русской земли, и на следующий день ополчение выбило поляков из Китай-города, а через два дня был освобожден Кремль – 4 ноября именно в день празднования прославления Казанской иконы Богородицы.

Показ 7 слайда. Прибытие Образа Казанской Пресвятой Богородицы

Показ 8 слайдов. Собор Божьей Матери.

Подвиг не был забыт, память о нём жива до сих пор. Через 2 века в Москве был воздвигнут памятник Минину и Пожарскому на народные пожертвования.

  1. Физкультминутка.

  1. Включение нового знания в систему знаний.

1. Викторина.

1. Почему престол опустел?

2. Как полякам удалось войти в Москву?

3. Кто призвал русских людей постоять за родную землю?

4. В каком городе это произошло?

5. Что создали для борьбы с врагами?

6. Где брали средства для вооружения?

7. Кого пригласили возглавить народное ополчение?

8. Только ли из Нижнего Новгорода был народ?

9. Когда народное ополчение двинулось к Москве?

10. С кем произошел бой около Москвы?

11. Чем закончилась эта схватка?

12. Что стало с гарнизоном, запертым в Кремле и Китай-городе?

13. Что предложили русские люди?

14. Какой ответ дали поляки?

15. Чем всё закончилось?

16. как отблагодарило русский народ своих патриотов?

17. На чьи деньги он был поставлен?

18. Кто был избран на престол в 1613 году?

19. Можно ли Минина и Пожарского назвать патриотами России? Почему?

  1. Подведение итога урока.

В годы Великой Отечественной войны воинов вдохновляли подвиги Минина и Пожарского, Невского и Донского. В разные условия попадали русские солдаты на войне. Им приходилось в одиночку вступать в битву с врагом, и силы им давали подвиги предков и родная земля.

Ты воюй, солдат, воюй,

Ты воюй, солдат, толково

Там, где ты сейчас стоишь,

Там и поле КУЛИКОВО.

М. Матусовский

И, действительно, солдаты героически сражались за каждую пядь родной земли, отдавали жизни за свободу и независимость Родины.

- На все ли поставленные в начале урока вопросы мы с вами ответили?

  1. Рефлексия.

  1. Для чего нам нужен такой урок? Определите его ценность, полезность.

  2. Закончите фразу: «Сегодня на уроке я почувствовал…»

  3. Кого можно благодарить за урок?

  1. Домашнее задание.

Прочитать текст на с. 87-91 учебника.

Привести примеры патриотизма в наше время.

Написать мини-сочинение: «Могу ли я себя назвать патриотом России?»

































Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Войковская школа Первомайского района Республики Крым»



























«Патриоты России»























Методическую разработку урока

окружающего мира в 4 классе

подготовила Семенченко Е.Г.,

учитель начальных классов

























Войково 2019








Скачать

© 2020, 327 1

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!