СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по окружающему миру "Основной закон человека и его права."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок по окружающему миру "Основной закон человека и его права."»

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе.

Дата: 15.04.2022г.

Тема: «Основной закон России и права человека».

Цели:

1. Разъяснить учащимся сущность Основного закона страны, познакомить с правовым статусом гражданина РФ;

2. Формирование умения работать в группе и парах, выражать свои собственные взгляды, аргументировать;

3. Сформировать уважительное отношение к правам и обязанностям друг друга.

Задачи:

Образовательная:

- Формировать и обучать умению анализировать дополнительную литературу к уроку.

Развивающая:

- Развивать у учащихся навыки работы в группах и парах.

- Расширять правовой кругозор обучающихся.

Воспитательная:

- Воспитывать уважение к Основному закону государства:

- Формировать толерантность.

1. Мотивация учебной деятельности.

На доске: того не себе пожелаешь другим делай не чего

- Собери пословицу. ( Не делай другим того, чего не пожелаешь себе.)

- Объясните её смысл.

2. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи.

- Скажите, какими документами мы пользуемся, когда необходимо подтвердить свою личность? ( Паспорт, свидетельство о рождении).

(Слайд: паспорт, свидетельство о рождении).

- Какую информацию можно извлечь из паспорта или свидетельства о рождении? ( ФИО, год рождения, место жительства, гражданство, семейное положение, дети).

- Скажите, а какой документ будет подтверждать ваше положение учащегося? ( Дневник) (Слайд: дневник)

- Какую информацию можно извлечь из дневника?

( Расписание уроков, ФИО преподавателей, домашнее задание, отметки)

- Как вы считаете, у государства может быть подобный документ?

- Совершенно верно, таким документом является Конституция.

- Что такое Конституция ?

- Какова тема урока ?

Тема урока (на доске): Основной закон России (Конституция) и права человека.

- Какие цели урока ? (Узнать, что такое Конституция, что значит быть гражданином России, основные права и обязанности человека и гражданина).

3. Открытие новых знаний. Реализация построенного проекта.

1) - Что же такое Конституция?

КОНСТИТУЦИЯ – (от лат. constitution «устройство, постановление»).

(Слайд: Конституция – Основной закон страны.)

- Конституция – Основной закон страны, определяющий:

- как устроено государство,

- как образованы органы власти,

- каковы права и обязанности граждан.

- Как вы понимаете слово «Основной» в определении термина «Конституция»? (Главный закон, на его основе разрабатываются все остальные законы страны).

- Конституция РФ была принята в 1993 г.

В Конституции России сказано: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью». Это главная мысль наше Конституции. (Слайд) Работа в группах. (Раздаточный материал)

I группа: Понятие «Гражданин».

Задание: Какие значения слова гражданин вам известны?

  1. Обращение к человеку.

  2. Высокое звание, которым человека удостаивают за определённые поступки (Почётный, уважаемый).

  3. Лицо, принадлежащее к постоянному населению.

Гражданин – житель какой-то страны, имеющий право гражданства, участник правовой и политической жизни.

II группа: Понятие «Гражданские качества».
Задание: Выберите из предложенного списка качества человека, которые на ваш взгляд являются гражданскими.

• Гуманность • Скромность • Чувство справедливости • Честность • Чувство долга • Чувство чести • Искренность • Чувство вины • Стыдливость • Сочувствие • Милосердие • Ответственность.

- Объясните свой выбор. - Какими же качествами должен обладать настоящий гражданин?

III группа: Понятие «Патриот».

Задание: Определить, какое понятие зашифровано в данных словах?

Полезный, активный, творческий, решительный, инициативный, организованный, толерантный.

- Патриотом часто называют человека, совершившего подвиг.

- Какие памятники героям Великой Отечественной войны есть в нашем городе ?

IV группа: Понятие «Гражданство».

Задание: Выберите из предложенного списка определение понятия «гражданство»:

  1. Совокупность прав и обязанностей гражданина.

  2. Лицо, состоящее в устойчивом правовом государстве.

  3. Постоянная политико-правовая связь лица и государства, выражающая в их взаимных правах и обязанностях.

Вопрос всему классу.

- Как можно стать гражданином России? Выбери ответ. Объясни.

  1. Приобретение гражданства по рождению.

  2. Приобретение гражданства в порядке регистрации.

  3. Приём в гражданство (натурализация) – для иностранцев, проживающих на территории РФ, не менее 5 лет.

2) - Что такое правовой статус?

( Правовой статус человека составляет совокупность его прав и обязанностей ).

(Слайд)

- Какие международные документы, закрепляющие права человека, являются фундаментом Российской Конституции?

Слайд:

1948г. – Всеобщая декларация прав человека;

1950г. – Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод;

1959г. – Декларация прав ребенка;

1989г. – Конвенция о правах ребенка.

- Что значит быть гражданином России сегодня?

( Во-первых, это значит иметь права, установленные юридическими нормами;

во-вторых, получая от государства гарантии соблюдения прав, быть ему в чем-то обязанным).

3) - Быть гражданином – значит пользоваться определенными правами и нести необходимые обязанности по отношению к своему государству. Эти права и обязанности определяются в основном законе страны Конституции РФ.

Работа в парах.

- Прочитайте текст в учебнике на с. 157 – 158. Какие права имеет каждый гражданин России? Запиши в рабочую тетрадь.

- Проверим.

Право на достойную жизнь.

Право на свободу и личную неприкосновенность.

Право на защиту чести и достоинства.

Право на труд, отдых, образование, медицинское обслуживание, …

- А есть ли права у ребёнка?

- Да, у детей свои права. У детей есть такое же право, как право на любовь и заботу, специальные права на защиту чести и достоинства. Существует специальная «Декларация прав ребёнка», которую признают во всём мире. В книге «Ваши права» очень доступно рассказано о правах детей.

- У человека в современном обществе с рождения много прав. Но о чём не стоит забывать и взрослым и детям? (Об обязанностях)

- Могут ли права существовать без обязанностей и наоборот? ( Нет.)

- Какие обязанности есть у человека?

Слайд:

Основные обязанности человека и гражданина РФ:

  1. Соблюдение Конституции и законов РФ, прав и свобод других людей.

  2. Защита Отечества.

  3. Уплата законно установленных налогов и сборов.

  4. Бережное отношение к природе и окружающей среде.

  5. Забота о памятниках истории и культуры.

  6. Забота о детях и нетрудоспособных родителях.

  7. Получение основного общего образования.

4. Домашнее задание. Учебник с. 156 – 160, тетрадь с. 58 № 3, 4.

5. Рефлексия деятельности.

- Какие задачи ставили?

- Удалось ли решить эти задачи?

- Что такое Конституция?

- Где можно применить полученные знания?

- Что на уроке у вас получилось хорошо?

- Над чем нужно поработать?








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!