СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по окружающему миру на тему "Кто такие насекомые" 1 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Очень интересный урок.Рекомендую.

Просмотр содержимого документа
«Урок по окружающему миру на тему "Кто такие насекомые" 1 класс»

План-конспект урока познания мира в 1 классе на тему : "Кто такие насекомые"

»

Тема: «Кто такие насекомые»

Цель: Дать понятие о насекомых, среде их обитания, приспособление их к среде обитания, их необходимости.

Задачи:

  • Познакомить учащихся с насекомыми, как классом членистоногих животных.

  • Развивать речь, память, внимание.

  • Воспитывать познавательную активность, любовь к животным.

Ход урока:

I.Организационный момент.

1.Повторение изученного.

  1. Как называют животных, которые кормят своих детей молоком? (млекопитающие)

  2. Как называется группа животных, имеющих оперенья? (птицы)

  3. Почему лягушек называют земноводными? (могут жить и в воде и на суше)

  4. Как называют животные, которые передвигаются ползком? (пресмыкающиеся)

  5. Как называют животных, у которых есть плавники и жабры? (рыбы)

Игра « Найди лишнее животное»

Медведь, волк, лиса, белка (белка-не хищник)

Олень, овца, корова (олень-дикое травоядное, а остальные домашние травоядные млекопитающие)

Змея, ящерица, лягушка (лягушка - не входит в группу пресмыкающихся)

Работа с календарём природы.

  • Какое сейчас время года? (зима)

  • Назовите зимние месяцы. (декабрь, январь февраль)

  • Какие изменения происходят в неживой природе с приходом зимы? (становится холоднее, падает снег, день становится короче, солнце светит, но не греет)

  • -Какие изменения происходят в живой природе?( звери залегают в спячку, клесты выводят птенцов)

II. Сообщение темы и цели урока.

– Сегодня мы познакомимся ещё с одной группой животных, а кто относится к этой группе, вы узнаете, если отгадаете загадки.

III. Изучение нового материала

Игра «Отгадай насекомое»

От цветка к цветку летает,

Утомится – отдыхает (бабочка)

Не жужжу, когда сижу,

Не жужжу, когда хожу,

Если в воздухе кружусь

Тут уж вволю нажжужжусь (жук)

С ветки на тропинку

С травки на былинку

Прыгает пружинка

Зелёная спинка (кузнечик)

Не змея, а жалит

(оса)

Голубой аэропланчик

Сел на белый одуванчик (стрекоза)

Не птица, а с крыльями

Над цветком летает,

Медок собирает (пчела)

Насекомые- маленькие, большие; одни летают, другие ползают, прыгают; одни живут несколько лет, другие – один день. Живут в почве, на земле, в воде, в воздухе, то есть везде: от жарких стран до границ льдов на севере.

  • Назовите вредных насекомых (жук листогрыз, комары, муха цеце)

  • Назовите полезных насекомых. (жук-жужжелица, жук- «пожарник», муха-журчалка)

Сказка «Спор животных» собрались все животные в круг и начали спорить, кто важней всего, а кого нужно убрать из насекомых. Медведь говорит: « Насекомых очень много на Земле, их больше, чем всех животных вместе. Давайте оставим только полезных насекомых, а то эти комары и мухи только кусаются да инфекции переносят, а осы грабят пчел, мой мед воруют. Давайте оставим только пчел и бабочек». А лягушки и птицы отвечают: « Это тебе комары и мухи, осы мешают, но если их не будет, то погибнем мы. Ведь это наша пища. Мы питаемся этими насекомыми. Решили тогда животные… - Что решили животные?

Вывод: насекомые все нужны.

Насекомые от слова насекать (на теле есть полоски как насечки)

Определение признаков насекомых.

По мере определения признаков на доску выставляются таблички с надписью признака.

1 признак

«6 ног»

- У разных видов насекомых лапки служат для различных целей. Например, пчелы и шмели с помощью лапок собирают цветочную пыльцу в “корзиночки” на задних лапках. Богомолы используют передние лапки для охоты, зажимая ими свою жертву. Кузнечики и блохи совершают мощные прыжки, спасаясь от врага, а водяные жуки используют их для плавания

- Так чем же отличаются насекомые, от других групп животных?( наличием 6 ног)

2 признак

- Но не только этим отличаются насекомые от других животных. Давайте попробуем назвать части тела насекомых.

- Какие части тела насекомого вы видите? (голова,тело,лапки…)

Выставляются таблички.

«голова»

«грудь»

«брюшко»

- Так в чём же вы видите особенность строения тела насекомых?(тело разделено)

Физминутка «Кузнечики»

Поднимаем плечики,

Прыгают кузнечики

1,2 сели,

Травушку поели

Тихо, тихо высоко

Прыгаем на носках легко

4.Питание насекомых

  • А чем питаются насекомые? (растениями, личинками других насекомых, пыльцой)

  • У меня в руках губка, шприц, кусачки. Как вы думаете, какое отношение имеют эти предметы к питанию насекомых?(похожи на то, как питаются насекомые)

  • Челюсти кузнечика, которыми он откусывает траву, действуют как кусачки

  • Самка комара хоботком, словно шприцем, протыкает кожу и высасывает кровь

  • Ротовые органы мухи впитывают жидкость, как губка

  • Могут ли так же питаться звери? рыбы? птицы?(нет не могут)

3 признак насекомых (наличие усиков)

  • А чем питаются ночные бабочки? (нектаром).

  • А как они ночью находят нужный цветок? Ведь ночные цветы неяркие. Они распускаются в сумерки, когда цвет плохо виден. ( Им помогает запах).

  • Но ведь носа у насекомых нет, они улавливают запахи с помощью усиков.

  • Усики характерный признак многих насекомых (появляется табличка на доске).

4 признак (наличие двух пар крыльев)

  • Рассмотрите еще раз насекомых и ответьте на вопрос, чем еще отличаются насекомые от других групп животных?(6 ног,две пары , есть усики, строение тела другое)

  • Что помогает их передвижению?(крылья)

  • У животных, какой группы тоже есть крылья?(у птиц) Сколько их?(пара)

  • Посчитайте, сколько крыльев у насекомых?(4 крылышка)

Появляется табличка «две пары»

- А теперь перечислите все признаки животных, которые относятся к группе «насекомые»

Узнай животных по описанию.

Я плету красивую, легкую сеть. Чтобы поймать себе на обед насекомых. Я не летаю, а тихонько жду, когда кто-нибудь попадет в мою ловушку. У меня восемь ног. (Паук) Мое тело покрыто пушком. Мой звук – жужжание. Только я могу добраться до пыльцы цветков клевера своим длинным хоботком. У меня шесть ног и есть крылышки. (Пчела, шмель) Я быстро летаю и умею бегать по потолку. Очень люблю, когда оставляют крошки на обеденном столе. (Муха).

- А теперь подумайте, как же зимуют насекомые?( прячутся в кору деревьев)

Как только лето начинает идти на убыль, насекомые, как и многие другие животные, начинают готовиться к зимовке. Происходит это по-разному.

Оказывается, большинство взрослых насекомых до зимы не доживает. Продолжительность их жизни обычно невелика – от нескольких месяцев до одного-двух дней. Некоторые насекомые, выйдя из оболочки куколки и отложив яйца, тут же умирают. Другие, лежат себе где-то за отслоившимся кусочком коры, и нипочем им зимняя стужа. Ну а те насекомые, которым надо дожить до весны, усиленно нагуливают жир и избавляются от воды. От всей воды, конечно, избавиться невозможно, иначе организм погибнет. Поэтому они вырабатывают вещество, препятствующее замерзанию.

Работа в парах.

Дополните потешку и соедините с нужной картинкой:

Ла – ла – ла, на цветке сидит….. (пчела)

Са – са – са, не дает нам спать …..( оса)

Вей – вей – вей, травку тащит…..(муравей)

Кроссворд.

Ответы:

1.светлячок, 2.оса, 3.комар, 4.муха, 6.паук, 7.муравьи, 8.муравейник

В выделенных клетках — таракан

Индивидуальная работа по карточкам.

Укажи цифрами порядок событий. Что бы ты посоветовал ребятам? ( Никогда не ловить бабочек).

(Ответы: 1,3,4,2)

Беседа по охране насекомых.

-Вопрос об охране редких насекомых в общегосударственном масштабе встал сравнительно недавно. Именно поэтому они не были включены в первое издание Красной книги, вышедшей в 1978 году. В то же время, некоторые насекомые в последние десятилетия стали большой редкостью, а ряд видов, возможно, даже исчез.

-Почему? (люди их уничтожают, ловят для собственной забавы, уничтожают их среду обитания)

-Да, в основном в результате хозяйственной деятельности человека, уничтожившего места обитания животных и их самих. Подлежат охране полезные для человека насекомые, в первую очередь хищные и паразитические, уничтожающие вредных для человека членистоногих, а также опылители растений и производители полезных продуктов. Охраняются также редкие и исчезающие виды насекомых /их более 200 видов/. Среди них: бабочка – мертвая голова, бабочка махаон, траурница японская и другие виды.

- В последнее время набирает обороты движение по созданию региональных Красных книг. Значение таких изданий , и в частности насекомых, данного региона не подлежит сомнению, так как это является первым шагом к их реальной охране.

-Что мы с вами можем сделать для охраны насекомых? (рассматривание иллюстраций)

( не ловить насекомых, не наступать, создать свою Красную книгу города, вести акции по охране насекомых, буклеты о правилах поведения в природе)

IV Итог урока.

Продолжите предложение

«Я узнал», ( новое о насекомых)

«Я повторил», ( группы животных)

«Я удивился», (их охранять)как зимуют, чем и как питаются)

«Я запомнил». ( чем насекомые отличаются от других животных, необходимо






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!