СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по окружающему миру "Какой бывает транспорт" 2 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок "Какой бывает транспорт" 2 класс УМК "Школа России.

Просмотр содержимого документа
«Урок по окружающему миру "Какой бывает транспорт" 2 класс»

Урок окружающего мира 2 класс УМК «Школа России»

по теме: «Какой бывает транспорт?»

Подготовлен и проведен Осяниной В.А.,

учителем начальных классов МБОУ СШ № 7

г. Ярцева Смоленской обл.

Тип урока: открытие новых знаний.

Цель: создание условий для формирования у детей представления о видах транспорта и его назначении.

Задачи:

Предметные: расширить и систематизировать знания учащихся о видах транспортных средств и их назначении, использовании человеком;

формировать умение пользоваться телефонами экстренного вызова;

Метапредметные: активизировать познавательный интерес детей, развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление;

развивать информационную компетентность;

развивать умение правильно оценивать собственную деятельность и деятельность своих одноклассников,

развивать у учащихся кругозор и познавательный интерес.

Коммуникативные: совершенствовать умение детей работать самостоятельно, в парах и в группе.

Планируемые результаты: учащиеся научатся классифицировать транспортные средства по их видам и назначению, дети запомнят номера телефонов экстренных служб, узнают историю возникновения транспорта.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация PowerPoint, выставка моделей транспортных средств (игрушечных), детские энциклопедии по теме «Транспорт», раздаточный материал (картинки с изображением транспортных средств разных эпох и видов для проведения обобщения полученных знаний по видам транспорта, магнитная доска, магниты.

Методы: частично-поисковый, наглядный, словесный, создание ситуаций выбора, создание проблемных ситуаций.

Формы: фронтальная, работа в паре, в группе.


Ход урока

I. Организационный момент

- Встаньте спокойно возле своих мест. Проверьте свои принадлежности к уроку. Посмотрите друг на друга, пожелайте друг другу удачи на сегодняшнем уроке.

II. Актуализация знаний

- Как называется раздел учебника, который мы сейчас изучаем? («Жизнь города и села»)

- Давайте проверим, что мы уже по этой теме знаем.

(Работа со слайдом презентации)

- Что такое экономика? (Хозяйственная деятельность людей)

-Какие отрасли экономики вы знаете? (Сельское хозяйство, промышленность, строительство, транспорт, торговля)

- О какой отрасли мы говорили на прошлом уроке? (Строительство)

- Что является основным помощником человека в строительстве? (машины)

- Какие машины нужны на стройке? (строительные: бульдозер, экскаватор, самосвал, краны)

- К какой отрасли экономики мы их отнесём? (транспорт).


III. Самоопределение к деятельности

- На слайде анаграмма. Соберите буквы в слово, и вы сможете назвать тему нашего сегодняшнего урока. («Транспорт»)

- Давайте откроем учебник на стр. 116 и прочитаем, как сформулирована тема урока («Какой бывает транспорт?»)

- Значит, какой будет цель урока? (ответить на этот вопрос)

- Чтобы определить задачи нашего урока, предлагаю поработать с опорой на таблицу «ЗХУ» (Знаю, Хочу узнать, Узнал). Давайте вспомним, что мы знаем о транспорте? Для этого вспомните наши занятия внеурочной деятельности «Добрая дорога детства», обратитесь к своему личному опыту.

- Что мы называем транспортом? (Ответы детей).

- Какой бывает транспорт? (Ответы детей).

- Оказывается, вы достаточно хорошо осведомлены по нашей теме. Если вы уже столько знаете, на какие вопросы вам хотелось бы найти ответ на уроке сегодня? (Ответы детей).

(В результате обобщения детских ответов выбираются те, которые заносятся в таблицу в строку ХОЧУ УЗНАТЬ:

  • Узнать краткую историю развития транспорта.

  • Выяснить, какие бывают виды транспорта).

- А теперь давайте откроем учебник на стр. 116 и прочитаем, какие учебные задачи мы должны выполнить на этом уроке. Совпадают ли наши задачи с указанными в учебнике? (Да).


IV. Изучение нового материала

Скажите, пожалуйста, ребята, какие у нас есть способы, чтобы найти ответ на поставленные вопросы? – обращаются к таблице. (Спросить у взрослых, прочитать в книге, в Интернете.)

-Какие способы нам подходят сегодня? Объясните свой ответ. (Первый и второй. Учитель может дать ответ, он – взрослый. Можем прочитать в учебнике. Учебник – это книга).

- Прочитаем задание, написанное под учебными задачами. (Вспомни, зачем нужны автомобили и поезда. Для чего служат корабли и самолеты?


Работа с выставкой книг.

- Посмотрите на нашу выставку. Дайте общее название этих книг. (Энциклопедии). Давайте воспользуемся ими для того, чтобы найти ответ на первый вопрос: Какова история возникновения транспорта? Для этого объединимся в группы. (Дети знакомятся с книгами, читают указанные учителем страницы. Если необходимая книга в единственном экземпляре, то нужные страницы стоит воспроизвести на экран и прочитать соответствующий текст вместе).

(Обобщение прочитанного можно сделать с помощью распечатанных изображений, которые прикреплены к магнитной доске. (Лошадь, колесо, телега, бричка, карета, автомобиль – картинки поставлены вразнобой).

- Задание: Посоветуйтесь в группе и расставьте картинки в нужном порядке: что появилось раньше всего, что потом? (По одному ребенку из группы по вызову учителя дети на доске выполняют задание).


Работа с учебником.

Задание 1: - А теперь возвращаемся на свои места и дальше работаем с учебником на стр. 116. Задание для работы в паре. Прочитаем задание 1. (На какие виды можно разделить транспорт?) В этом нам поможет схема. Рассмотрите ее. Прочитайте, какие виды транспорта на ней представлены. (Читают)

- Сколько видов вы насчитали? (3) Как догадались? (У каждого вида свой цвет).

- Прочитаем задание 2. (По каким признакам транспорт делится на виды?) (Ответы детей: 1 – по способу передвижения, 2 – по назначению перевозки грузов, 3 – по принадлежности человеку).

- Вернемся к нашим картинкам. К какому виду по способу передвижения относится этот транспорт? (Наземный). А какой вы знаете современный наземный транспорт? (Ответы детей могут сопровождаться показом изображений наземного транспорта на презентации).

- Вы хотели бы узнать, как появился транспорт другого вида? (Да).

Задание 2: - Давайте рассмотрим стр. 117. Какой вид транспорта здесь представлен? (Специальный). А к какому виду по способу передвижения он относится? (Наземный).

- Читаем текст об этом виде. Рассмотрите иллюстрации и назовите, какие службы относятся к специальному транспорту. Почему? Какую роль они выполняют в нашей жизни? (Ответы детей)

- Соотнесите номера телефонов спецслужб с иллюстрациями и ответьте на мои вопросы:

Если человеку стало плохо, то надо позвонить по номеру … , чтобы вызвать…

Если где-то начался пожар, то надо позвонить по номеру … , чтобы вызвать …

От хулиганов и злоумышленников нас защитит … Ее мы можем вызвать по номеру …

Но помните, ребята, что вызывать эти спецслужбы может только взрослый человек. Поэтому если так случилось, что вам, действительно необходима такая помощь, то обратитесь за помощью ко взрослым людям. Даже, возможно и посторонним. Все зависит от ситуации.

- Может быть, вы догадаетесь, какой еще есть специальный транспорт, но он не представлен на иллюстрации. Этот транспорт помогает людям, которые нас защищают. (Военный).

- Приведите примеры боевых машин. (Ответы детей).


Задание 2:

- Откроем страницу 118. Снова работаем в парах. Читаем задание и выполняем его. (Работа с текстом «Как человек научился плавать?»)

(Анализ текста проводится по вопросам учителя и сопровождается рассматриванием иллюстраций.)

- Из чего делали первые суда наши предки, славяне? Как называлось такое судно?

- Как назывались реки, по которым плавали славяне?

- А как строили свое судно жители Севера? Как оно называлось?

(Дополнительная информация, которую может рассказать учитель: С развитием торговли возникла необходимость передвигаться не только по рекам, но и выходить в открытое море. Парусные суда были более быстроходными. Позже появились пароходы, которые двигались с помощью пара. Когда открыли новый вид топлива, судно не только стало выглядеть по-новому, более современно и красиво, но и приобрело новые возможности. Данную информацию стоит сопровождать показом соответствующего слайда презентации).

- Давайте обобщим наши знания. Обсудите в паре и расставьте картинки в нужном порядке: что было в начале, что потом? (Чёлн, ладья, парусник - фрегат, пароход, современный корабль).

- Приведите примеры современного водного транспорта. (Ответы детей).


V.ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

(Слова сопровождаются движениями. Можно повторить ее дважды).

Мы ехали, ехали, к мосту подъехали,

Въехали, съехали, снова поехали.

Ехали, мы ехали, к яме подъехали,

Яму объехали, назад поехали.


Задание 3:

- Усаживаемся на свои места и продолжаем работать. Откройте учебником на стр. 119. На какой вопрос мы найдем ответ сейчас? (Как человек научился летать?) (Чтение текста, анализ прочитанного с опорой на иллюстрации, вывод).

- Кто первым изобрел способ, как подняться в воздух? (Братья Монгольфье). - Когда это было? (Более двухсот лет назад в Париже в 1783 году). На чем поднялись в воздух братья Монгольфье? (Шар, наполненный теплым воздухом).

(Дополнительная информация, которую может рассказать учитель: Вскоре изобретатели стали создавать дирижабли – воздушные шары обтекаемой формы, которые могут передвигаться в воздухе в желаемом направлении с помощью двигателя. Первыми летательными аппаратами, которые тяжелее воздуха, были планеры. В 1903 году братья Райт создали аэроплан с бензиновым двигателем.  А уже почти 100 лет назад, в 1919 году стали работать первые пассажирские авиалинии. Данную информацию стоит сопровождать показом соответствующего слайда презентации).

- Давайте обобщим наши знания. Обсудите в паре и расставьте картинки в нужном порядке: что было в начале, что потом? (Воздушный щар, дирижабль, аэроплан, современный самолет).

- Приведите примеры современного воздушного транспорта. (Ответы детей).

Задание 4: Вернитесь на стр. 116. О каком виде транспорта из первой группы нет информации в учебнике? (Подземный)

- Что относится к подземному транспорту? (Метро).

Верно. Это самый молодой вид транспорта. В России метро было открыто 87 лет назад в Москве в 1935 г. Пока метро есть только в крупных городах.

- Как называется транспорт в метро? (Электричка.)

- Почему такое название? (Движется с помощью электричества).


VI. Итог урока.

- Подведем итог нашего урока. Какова была тема нашего урока? (Какой бывает транспорт?)

- Какую цель мы поставили? (Найти ответ на этот вопрос).

- Какие задачи мы определили для достижения этой цели? (Обратиться к таблице ЗХУ).

- Что же мы сегодня узнали? (Соотнести полученные знания на уроке с поставленными задачами).

Вывод: поставленные задачи выполнены.


VII. Рефлексия (проводится с помощью сигнального светофора или карточек красного, желтого и зеленого цвета, или смайликов…, можно с использованием слайда презентации).

Светофор: Зеленый цвет – встаньте те, кто теперь точно знает какой бывает транспорт и может поделиться этими знаниями дома со своими родными или друзьями. (Стоят)

Желтый цвет – встаньте теперь те, у кому нужно заглянуть в учебник, прежде, чем поделиться своими знаниями с кем-нибудь.

Красный – для тех, кто пока своими знаниями не готов поделиться, плохо разобрался в том, какой бывает транспорт.


VIII. Домашнее задание:

Прочитать тексты на стр. 116-119, ответить на вопросы 1-3. Сделать рисунки или подобрать иллюстрации по последнему виду транспорта «Личный и общественный».

Всем спасибо за урок!



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!