Урок по обществознанию по теме: Одноклассники, сверстники, друзья.
(5 класс по ФГОС)
Цель - сформировать у учащихся представление о дружбе как о важнейшей нравственной ценности.
Задачи:
организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся;
формирование нравственных качеств обучающихся: умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе, рассмотрение роли друга в жизни каждого из нас;
расширение знаний детей о взаимоотношениях людей, о дружбе;
воспитание доброжелательности, уважения друг к другу, толерантности.
Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем занятии? Сегодня на нашем занятии мы с вами поговорим о таких понятиях как друг и дружба.
Пропуск. Звучит песня «Если с другом вышел в путь».
- Вспомните, о чем говорилось в песне?
- Закройте глаза. Представьте, что рядом с вами сейчас находится ваш друг. Посмотрите в его глаза, возьмите его за руку и улыбнитесь ему. Запомните свои ощущения и попробуйте передать мысленно те слова, пожелания, которые у вас в сердце, своему другу.
- Поделитесь с нами своими ощущениями, словами.
- «Друг» - какое красивое слово!
- Кто может быть другом? Друг — это мама, которая обязательно поможет тебе в трудную минуту; друг — это школьный учитель, который поможет тебе заглянуть в тайны знаний. Друг — это старый плюшевый медвежонок с оторванным ухом, который выслушивает тебя, когда тебе будет плохо; друг — это тот, кто связан с кем-нибудь взаимным доверием, преданностью.
- С чего начинается дружба? Поем и танцуем.
От ваших улыбок даже светлее стало в классе и теплее у всех на душе.
- А сейчас улыбнитесь мне, а я улыбнусь вам. Вздохните и выдохните все обиды, печаль и беспокойство. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.
- Какими же качествами должен обладать друг?
- А у вас есть друг? А почему вы не дружите с другим человеком? Значит, вы дружите с теми людьми, которые вам близки по характеру, по интересам, с которыми вы себя чувствуете комфортно. Вот одна из черт дружбы – избирательность.
- А какая пользу вы имеете от своего друга? Другая черта дружбы – бескорыстность. Скажите, будет ли вам интересно с человеком, который не разделяет ваши взгляды? Третья черта – общность интересов.
Давайте узнаем, какое определение дает толковый словарь.
-Друг - человек, который связан с кем-нибудь дружбой, сторонник, защитник кого-нибудь. Дружба – межличностные отношения, основанные на взаимной привязанности и личных отношениях между людьми.
С помощью работы в кругу подводит к рассуждению о ценности дружбы.
- Какая рифма слову «друг»? Круг – символ единства, и я предлагаю всем встать в круг.
Возьмитесь за руки, посмотрите друг на друга и продолжите фразу «Для меня дружба – это…». Очень тёплые и красивые слова вы сейчас сказали.
Организует самостоятельную познавательную деятельность учащихся.
- А сейчас предлагаю разрешить нравственные проблемные ситуации, работая в группах.
- Только взаимная помощь в учебе, труде, взаимная выручка и поддержка в преодолении встречающихся трудностей в учении и делах будет содействовать укреплению отношений.
– А еще о дружбе говорит народная мудрость в пословицах и поговорках. - На столах лежат конверты с заданием. Прочитайте. Вставьте слова, которые, вы считаете, подходят по смыслу.
Прочитайте, что у вас получилось.
Проводит рефлексию с помощью игры –кубик.
Какое прекрасное слово « дружба», произносишь его и сразу вспоминаешь своего друга, с которым тебе интересно играть в снежки, читать новую книгу или секретничать. Произносишь слово дружба и сразу вспоминаешь веселых героев мультфильмов, мир книги, наш мир, в котором мы живем, который дарит нам прекрасное общение с другом.
Давайте подведем итог:
- Кто такой друг, что такое дружба? В чем заключается нравственная ценность дружбы?
Пусть как в доброй сказке исполнятся они.
- Хочется закончить наш урок стихотворением:
Если дружбой дорожить,
Можно спорить и дружить.
И не вспыхнет ссора
Из любого спора.
Уходят дети с урока под музыку «Если с другом вышел в путь», срывая с «дерева дружбы» пожелания.
Проблемные ситуации:
Твой друг не сделал домашнее задание и просит тетрадь, чтобы списать.
Твой друг употребляет плохие слова и выражения.
Проблемные ситуации:
Твой друг совершает плохой поступок, и об этом узнают все, в том числе и ты.
Твой друг не умеет играть в волейбол и подводит команду.
Проблемные ситуации:
Твой друг предлагает тебе поступить плохо.
Твой друг сделал что-то плохое, а наказывают тебя.
Старый друг лучше новых двух.
Был бы друг, найдется и недруг.
Доброе братство дороже любого богатства.
Не забывай друга ни в радости, ни в горе.
Друга ищи, а найдешь береги.
Сам пропадай, а товарища выручай.
Не бросай друга в беде.
Друга за деньги не купишь.
Друзья познаются в беде.