СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по обществознанию ."Уголовный процесс.(10 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок по обществознанию ."Уголовный процесс.(10 класс)»


Тема урока: «Уголовный процесс»

( урок обществознания в 10 классе)

ФИО, должность ,место работы: Нуруллина Гульназ Нуретдиновна, учитель истории и обшествознания, МБОУ «Верхнечелнинская СОШ» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан


Предмет__Обществознание__Класс___10__

Базовый УМК учебник «Обществознание» 10 класс, Л.Н.Боголюбов,2018;

Тема урока: Уголовный процесс

Тип урока по ФГОС: урок усвоения новых знаний:

Цель урока: : определение стадий и состава уголовного судопроизводства.

Задачи урока:

1. разъяснить роль судебной системы в демократическом государстве, рассмотреть основные стадии судопроизводства, выделить принципы демократического судопроизводства, определить основные ситуации, при которых граждане и организации имеют право обращаться в суд, установить тенденции развития судебной системы Российской Федерации;

2, сформировать умения учащихся характеризовать российское судопроизводство, закономерности его развития, анализировать актуальную информацию о составе судей, целях деятельности различных судов, сроках рассмотрения дел, объяснять различия в компетенции судов высшей юрисдикции, раскрывать на примерах изученные теоретические положения об обращениях граждан в суд.


Планируемые результаты урока:

1.Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД_ умение анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (гражданина);

Познавательные УУД_ умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках;

Коммуникативные УУД_ определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения на роль и место судебной системы и суда в демократическом государстве;


2.Личностные результаты: осознание ценностных ориентиров, основанных на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; понимание положительной роли суда как института, стоящего на страже прав и свобод;

3.Предметные результаты:

владение понятиями «правосудие», «судопроизводство», «принципы судопроизводства», «гражданский процесс», «уголовный процесс», «суд присяжных»; умение находить и извлекать информацию по заданной теме в адаптированных источниках различного типа (Конституция РФ, УПК РФ).

Ключевые понятия урока: уголовный процесс, уголовное производство(уголовное преследование);принципы уголовного судопроизводства, субъекты уголовного процесса, меры процессуального принуждения и меры пресечения ;досудебное производство(возбуждение уголовного дела);предварительное расследование(следственные действия: допрос, очная ставка, опознание, обыск);судебное производство (судебное разбирательство, судебное следствие);суд присяжных заседателей (вердикт, права заседателей, приговор); обжалование, апелляция по судебному решению.

Образовательные ресурсы (в том числе ссылки на интернет-ресурсы): Нормативные правовые акты: Конституция РФ; Уголовно-процессуальном кодексе (УПК)РФ

http://pravo.fso.gov.ru/index.html  «Официальный интернет портал правовой информации»: Конституция РФ, законодательство РФ, официальное опубликование правовых актов;

Оборудование: проектор, средства для демонстрации презентаций.


Урок усвоения новых знаний


  1. Организационный этап

  2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3.Актуализация знаний.

Вспомним признаки правонарушения и преступления , кто может подвергаться уголовному преследования (физические лица), с какого возраста человек подвергается УО (14), что является источником уголовного права (УК), в чем отличие преступления от проступков (высокая степень общественной опасности, вреда), какие виды наказания за нарушения УК, где мы можем ознакомиться со списком преступлений (Особенная часть УК)?

Отличие уголовного процесса в том, что он включает в себя и досудебное производство (возбуждение уголовного дела + расследование).

4) Первичное усвоение новых знаний.

Уголовный процесс Вы уже знаете, какие деяния Уголовный кодекс (УК РФ) признаёт преступлением. Каковы правила изобличения преступников, предания их суду и назначения наказания – такие нормы содержит уголовно-процессуальное право. Уголовный процесс охватывает и досудебное производство.

1,Принципы уголовного процесса:

1) принцип законности (ст. 15 Конституции РФ, ст. 7 УПК);

2) принцип осуществления правосудия только судом (ст. 47, 118 Конституции РФ, ст.8 УПК);

3) принцип уважения чести и достоинства личности (ст. 21 Конституции РФ, ст.9 УПК);

4) неприкосновенность личности (ст.22 Конституции РФ, ст.10 УПК);

5) охрана прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве (ст. 2, 45, 46, 51, 52, 53 Конституции РФ, ст.11 УПК);

6) неприкосновенность жилища (ст. 25 Конституции РФ, ст. 12 УПК);

7) тайна переписки, телефонных и иных переговоров, постовых, телеграфных и иных сообщений (ст. 23 Конституции РФ, ст.13 УПК);

8) презумпция невиновности (ст. 49 Конституции РФ, ст. 14 УПК);

9) состязательность сторон (ст. 23 Конституции РФ, ст. 15 УПК);


Правила уголовного производства собраны в Уголовно-процессуальном кодексе (УПК)РФ(слайд презентации)

5) Первичная проверка понимания


Первичный контроль

Каким принципам соответствуют следующие положения.

Ст.14 УПК РФ

1. 1. Обвиняемый считается невиновным, пока его виновность в совершении преступления не будет доказана в предусмотренном настоящим Кодексом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда…./презумпция невиновности/

2. В соответствии с Федеральным законом «О полиции» проникновение сотрудников полиции в жилые помещения, …допускается в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также:

  • для спасения жизни граждан и (или) их имущества, обеспечения безопасности граждан или общественной безопасности при массовых беспорядках и чрезвычайных ситуациях;

  • для задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления;

  • для пресечения преступления;

  • для установления обстоятельств несчастного случая.

О каждом случае проникновения сотрудника полиции в жилое помещение в возможно короткий срок, но не позднее 24 часов с момента проникновения информируется собственник этого помещения…). /неприкосновенность жилища/

2. Участники (субъекты) уголовного процесса:


1) Участники со стороны обвинения.

Суд бывает или единоличным, или (при тяжких и особо тяжких преступлениях) в составе трёх судей либо с участием присяжных заседателей.

Орган дознания, дознаватель проводят дознание (неотложные следственные действия) и следствие по несложным делам.

Следователь проводит предварительное, т.е. досудебное следствие.

Прокурор надзирает за следствием и дознанием и поддерживает обвинение на суде.

Со стороны обвинения выступает потерпевший, т.е. лицо, которому преступлением причинён вред.

2) Участники со стороны защиты.

Подозреваемый, т.е. лицо, подозреваемое в преступлении.

Права подозреваемого: заявление ходатайства, отказ от дачи показаний, обращение к защитнику.

Обвиняемый – лицо, которому предъявлено обвинение.

Права обвиняемого: встреча наедине с защитником в случае ареста, ознакомление с делом после завершения следствия, получение обвинительного акта.

Обвиняемый после передачи дела в суд называется подсудимым и имеет равные права с обвинителем.

 Защитник – лицо, осуществляющее защиту прав и законных интересов подозреваемого, обвиняемого или подсудимого.

3) Лица, способствующие проведению процесса: свидетели, эксперты, специалисты, переводчики, понятые.

Рассмотрение таблицы на стр. 295 (самостоятельно)



Первичная проверка понимания.Задание 1.

Назовите участника уголовного процесса по описанию его полномочий.

__________ является должностным лицом, уполномоченным возбуждать уголовное дело, принимать уголовное дело к своему производству, самостоятельно направлять ход расследования.

 

__________ уполномочен самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия в форме дознания.

 

__________ является физическое лицо, которому преступлением причинен физический, имущественный, моральный вред, а также юридическое лицо в случае причинения преступлением вреда его имуществу и деловой репутации. 

 

__________ органы внутренних дел Российской Федерации и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления полиции, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности.

 

__________ является должностным лицом, уполномоченным осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.

2. Порядок задержания как меры процессуального принуждения стр. 296 абз. 2

До 48 часов

До 12 часов уведомить семью, произвести допрос

До 3 часов – составить протокол (с объявлением прав)


3. Уголовный процесс (этапы)

Слово учителя.

- Возбуждение уголовного дела (следователь, прокурор, дознаватель)


- Предварительное расследование (дознание, следствие, обвинительное заключение, решение судьи о начале судебного разбирательства)

Дознание в России осуществляется в трех формах: 1) Полная, 2) сокращенная, 3) в виде производства неотложных следственных действий.

  1. Дела, по которым производство предварительного следствия не обязательно, полностью расследуются органами дознания.

  2. Сокращенная форма применяется по ходатайству подозреваемого.

  3. Проведение неотложных следственных действий после возбуждения уголовного дела органом дознания до передачи уголовного дела следователю (ст. 157 УПК РФ). Когда производство предварительного расследования по уголовному делу обязательно, орган дознания возбуждает его и, руководствуясь правилами уголовно-процессуального закона, производит неотложные следственные действия по установлению и закреплению следов преступления: осмотр, обыск, выемку,освидетельствование, задержание и допрос подозреваемых, допрос потерпевших и свидетелей. Об обнаруженном преступлении и начатом дознании орган дознания должен немедленно уведомить прокурора. По выполнению неотложных следственных действий орган дознания обязан передать дело следователю.

- Суд. (подготовительная стадия (проверка формальностей в начале суда стр. 297) – судебное следствие (допрос подсудимого и свидетелей) – прения (речи обвинителя и защитников) – реплики (возражения на речи)

- последнее слово подсудимого

- вынесение приговора (судьи в судебной комнате !)

Оправдательный приговор постановляется:

  1. если не установлено событие преступления;

  2. подсудимый непричастен к совершению преступления;

  3. в деянии подсудимого отсутствует состав преступления;

  4. в отношении подсудимого коллегией присяжных заседателей вынесен оправдательный вердикт.

Обвинительный приговор может быть:

  1. с назначением уголовного наказания, подлежащего отбыванию осужденным;

  2. с назначением уголовного наказания и освобождением от его отбывания, если истекли сроки давности уголовного преследования, либо издан акт амнистии, освобождающий от применения наказания, назначенного осужденному данным приговором, или же время нахождения подсудимого под стражей с учетом правил зачета предварительного заключения поглощает наказание, назначенное ему судом;

  3. без назначения уголовного наказания.

- провозглашение приговора (После подписания приговора суд возвращается в зал судебного заседания и заседания, включая состав суда, выслушивают приговор стоя. Если приговор изложен на председательствующий провозглашает приговор. Все присутствующие в зале судебного языке, которым подсудимый не владеет, то вслед за провозглашением приговора или синхронно он переводится вслух переводчиком на язык, которым владеет подсудимый).

Суд присяжных: стр. 298 (самостоятельно) 12 человек

1. Имело ли место преступление; 2. Доказано ли деяние обвиняемого 3. Виновен ли?


6) Первичное закрепление.

В ЕГЭ вам может встретиться задание составить план по теме «Уголовный процесс». Предлагаем ниже один из его вариантов с пропущенными словами. Вставьте недостающие.

1. Понятие _______ процесса

2. Задачи уголовного процесса:

     а) быстрое и полное раскрытие _______

     б) изобличение _______

     в) воспитание _______ граждан

3. Принципы уголовного процесса:

     а) законность

     б) _______

     в) _______ невиновности

     г) _______

4. Меры процессуального принуждения:

    а) залог

    б) _______

    в) _______

    г) _______

5. Стадии уголовного процесса:

    а) _______

    б) _______

    в) _______

6. Участники уголовного процесса:

     а) _______

     б) следователь

     в) _______

     г) защитник

     д) _______

     е) _______

     ж) _______

 7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

8) Рефлексия (подведение итогов занятия) Д/З п.27 стр. 293- 299















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!