СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по обществознанию "Многонациональный народ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока:

 Выяснить какое значение имеет многонациональный состав Российской Федерации  для её граждан, для государства

Задачи:

1. Формирование представления о  многонациональном  характере нашего государства как результата объективного исторического развития.

2. На конкретных фактах выяснить, как складывается многонациональная культура.

3. Продолжить работу над формированием умения делать выводы на основе фактов.

4. Воспитание уважительного (толерантного) отношения  к людям иной нации, религии, взглядам.

Просмотр содержимого документа
«многонациональный народ»

Тема урока: «Мы – многонациональный народ».

Цель урока:

Выяснить какое значение имеет многонациональный состав Российской Федерации  для её граждан, для государства

Задачи:

1. Формирование представления о многонациональном характере нашего государства как результата объективного исторического развития.

2. На конкретных фактах выяснить, как складывается многонациональная культура.

3. Продолжить работу над формированием умения делать выводы на основе фактов.

4. Воспитание уважительного (толерантного) отношения к людям иной нации, религии, взглядам.

Оборудование: раздаточный материал - кроссворды, пословицы; учебник –«Обществознание. Под ред. Л.Боголюбова.6 класс», мультимедийный проектор.


Ход урока.

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний.

III. Изучение нового материала

IV. Подведение итогов. Домашнее задание.

План урока.

1. Мы - многонациональный народ.

2. Многонациональная культура России.

3. Что такое национальность.


I.Организационный момент.

Деление класса на 4- 5 групп (принцип – по расположению парт в рядах)

II. Актуализация знаний.

Несколько уроков вы изучаете главу, которая называется «Родина», вы познакомились с государственными символами, с основными правами и обязанностями. Прежде чем продолжим изучение этой главы, мы должны вспомнить основные понятия, факты прошлых уроков. Так как эти знания нам понадобиться сегодня на уроке. Каждая группа получит кроссворд, вы можете использовать любые источники – учебники, записи в тетрадях. На решение кроссворда даётся 5 минут. Важно не только качественно выполнить это задание, но и быстро.

Проверить кроссворды.

- Какое слово вы прочитали в выделенных клетках – народ. СЛАЙД 1.

- Давайте посмотрим на слайд как это слово трактуется в словарях. СЛАЙД 2.

Народ – 1.население государства, жители страны

2.Историческая общность людей

-Сидящих в классе мы можем назвать народ?

-жители России;

-русские, татары, чуваши.

Следовательно, мы, россияне – многонациональный народ.

-Эта тема нашего урока. СЛАЙД 3.

-Открыли тетради, записали число, тему, значение слова «народ» СЛАЙД 4 ЦЕЛЬ

- К концу урока мы должны будем ответить на вопрос:

-А какое значение имеет многонациональный характер нашего государства для её народа? СЛАЙД 5.

III. Изучение нового материала.

1.Итак, мы с вами установили, что мы - многонациональный народ. Найдите, пожалуйста, в тексте гимна РФ строчки, которые подтверждали бы этот факт. ( стр. 171.) (Братских народов союз вековой)

Да, действительно, в нашей стране проживает более 100 народов (перепись 2010 г.) СЛАЙД 6.

Среди них есть и многочисленные, и малочисленные. Малочисленными считаются народы, проживающие на исторической родине своего обитания, численностью меньше 50 тысяч человек.

Основная часть – русские. Русский народ – создатель и строитель России. Из истории вы знаете, что ещё в IX веке стало складываться Древнерусское государство, и с самого начала на его территории проживало много разных народов.

- А какие это племена? (финно-угорские, тюркские).

Часть этих народов осталась жить вместе со славянами, принимая порой их веру, язык, культуру, или сохраняя свою собственную

Страна продолжала расти и расширяться. В 14-16 веках вокруг Москвы сложилось единое Русское государство. В16-19 веках были присоединены огромные территории Севера, Поволжья, Сибири, Дальнего Востока. И Жившие там народы, вошли в состав России. Многонациональная семья народов России становилась всё больше и больше.

2. Скажите, что мы вкладываем в понятие культура? СЛАЙД 7.

Культурный человек любой национальности знает, ценит и любит Пушкина, Толстого, Чехова; он должен знать, кто такой М.Ломоносов, какую Музыку написал Чайковский, какие картины – Репин или Суриков. СЛАЙД 8. Николай Гребнев – перевёл, а Ян Френкель – музыку.

Жил на свете человек. Читаем, стр. 185.


А как вы думаете, почему русский язык в нашей стране является государственным?

Не только потому, что русских больше среди россиян. Это язык межнационального общения. Россиянам приходиться вместе работать, учиться, служить в армии, заниматься наукой.

Жил на свете человек. Читаем, стр. 186.


Вывод. Русская культура способствует объединению нашей многонациональной страны в единое государство.

Мы один многонациональный народ России. У нас единая судьба.

Работа с учебником « Два единства». Ф. Тютчев.

-Прочитать

-О каких путях говорится в тексте 1) железом и кровью 2) Любовь, дружба

- Какое национальное единство будет более прочным?

Великая Отечественная война.–национальный состав Героев Советского Союза

Освоение Космоса (А.Николаев, Н. Бударин, М. Манаров)

Вывод: Мы вместе – в этом наша сила. СЛАЙД 9.

3. Что такое национальность.

Национальность – принадлежность человека к той или иной нации. СЛАЙД 10.

- А кто определяет национальность?

сам человек и его родители. Человек должен сам чувствовать к какой национальности он принадлежит.

«Национальность — это вопрос личной судьбы, она идет от родителей и страны, в которой человек родился, а также той культуры, которую он усвоил. Она всегда остается вопросом глубоко личным, внутренним, духовным.
      Говорить о какой-то хорошей или плохой нации — значит поступать некорректно.      Безусловно, у человека может быть чувство гордости за свой народ, культуру, родину. Такие чувства мы называем патриотическими. Это прекрасные, высокие чувства, ибо они основаны на любви. Поэтому настоящий патриотизм не может стать поводом для оскорбления других народов. В противном случае это уже не патриотизм, а шовинизм, от которого недалеко и до фашизма.
      А личная заслуга каждого из нас измеряется только тем, что мы сумеем создать своим трудом и своим талантом».

IV. Подведение итогов.

Давайте вернемся к вопросу, на который мы должны были найти ответ в ходе урока:

- Какое значение имеет многонациональный характер нашего государства? СЛАЙД 11 – 12

1.Мы разные - в этом наше богатство.

2. Мы вместе - в этом наша сила.

3. Для того, чтобы сохранить это многообразие и единство, нужно гордиться не только своей национальностью, но и уважать чужую национальность.


Домашнее задание: подготовить рассказ о каком-либо человеке нерусской национальности, который внёс вклад в развитии культуры Росси – науку или искусство.

Проект: «День знакомства с национальной культурой». СЛАЙД 13


Приложение














1


















2















3














4
















5













Если вы правильно ответите на вопросы, то в выделенных клетках вы прочитаете слово, обозначающее население государства, жителей страны. 1.Торжественная песнь. 2.Автор музыки гимна России. 3. Название нашей страны. 4. Столица Российской Федерации.

5. Всё хорошее, полезное, что помогает жить, защищает жизнь.



1


















2















3














4
















5













Если вы правильно ответите на вопросы, то в выделенных клетках вы прочитаете слово, обозначающее население государства, жителей страны. 1.Торжественная песнь. 2.Автор музыки гимна России. 3. Название нашей страны. 4. Столица Российской Федерации.

5. Всё хорошее, полезное, что помогает жить, защищает жизнь.


1


















2















3














4
















5













Если вы правильно ответите на вопросы, то в выделенных клетках вы прочитаете слово, обозначающее население государства, жителей страны. 1.Торжественная песнь. 2.Автор музыки гимна России. 3. Название нашей страны. 4. Столица Российской Федерации.

5. Всё хорошее, полезное, что помогает жить, защищает жизнь.





2 группа.

1



















2
















3















4
















5










Если вы правильно ответите на вопросы, то в выделенных клетках вы прочитаете слово, обозначающее население государства, жителей страны. 1.Автор музыки гимна России. 2. Один из государственных символов. 3.Человек, который принадлежит к постоянному населению данного государства, подчиняется его законам и имеет определённые права и обязанности. 4. Страна, где человек родился и гражданам которой он принадлежит. 5. С греческого переводится «власть народа».


2 группа.

1



















2
















3















4
















5










Если вы правильно ответите на вопросы, то в выделенных клетках вы прочитаете слово, обозначающее население государства, жителей страны. 1.Автор музыки гимна России. 2. Один из государственных символов. 3.Человек, который принадлежит к постоянному населению данного государства, подчиняется его законам и имеет определённые права и обязанности. 4. Страна, где человек родился и гражданам которой он принадлежит. 5. С греческого переводится «власть народа».

2 группа.

1



















2
















3















4
















5










Если вы правильно ответите на вопросы, то в выделенных клетках вы прочитаете слово, обозначающее население государства, жителей страны. 1.Автор музыки гимна России. 2. Один из государственных символов. 3.Человек, который принадлежит к постоянному населению данного государства, подчиняется его законам и имеет определённые права и обязанности. 4. Страна, где человек родился и гражданам которой он принадлежит. 5. С греческого переводится «власть народа».

3 группа.





1










2












3













4













5









Если вы правильно ответите на вопросы, то в выделенных клетках вы прочитаете слово, обозначающее население государства, жителей страны. 1. Русский поэт, автор поэм «Коробейники», «Мороз, Красный нос» , «Русские женщины», «Кому на Руси жить хорошо». 2. Великий князь, собиратель земли русской. 3. Один из символов власти. 4. Страна, в которой ты живёшь. 5. Создатель «Толкового словаря живого великорусского языка"


3 группа.





1










2












3













4













5









Если вы правильно ответите на вопросы, то в выделенных клетках вы прочитаете слово, обозначающее население государства, жителей страны. 1. Русский поэт, автор поэм «Коробейники», «Мороз, Красный нос» , «Русские женщины», «Кому на Руси жить хорошо». 2. Великий князь, собиратель земли русской. 3. Один из символов власти. 4. Страна, в которой ты живёшь. 5. Создатель «Толкового словаря живого великорусского языка"


3 группа.





1










2












3













4













5









Если вы правильно ответите на вопросы, то в выделенных клетках вы прочитаете слово, обозначающее население государства, жителей страны. 1. Русский поэт, автор поэм «Коробейники», «Мороз, Красный нос» , «Русские женщины», «Кому на Руси жить хорошо». 2. Великий князь, собиратель земли русской. 3. Один из символов власти. 4. Страна, в которой ты живёшь. 5. Создатель «Толкового словаря живого великорусского языка"


4 группа.

1













2











3














4











5












Если вы правильно ответите на вопросы, то в выделенных клетках вы прочитаете слово, обозначающее население государства, жителей страны.1. Один из символов власти. 2. Определённого цвета или цветов широкое полотнище на древке, принадлежащее воинской части, какой-нибудь организации, государству. 3. Человек, любящий своё Отечество, преданный своему народу, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей Родины. 4. Столица Российской Федерации. 5.Отечество, родная страна.


4 группа.

1













2











3














4











5












Если вы правильно ответите на вопросы, то в выделенных клетках вы прочитаете слово, обозначающее население государства, жителей страны.1. Один из символов власти. 2. Определённого цвета или цветов широкое полотнище на древке, принадлежащее воинской части, какой-нибудь организации, государству. 3. Человек, любящий своё Отечество, преданный своему народу, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей Родины. 4. Столица Российской Федерации. 5.Отечество, родная страна.


4 группа.

1













2











3














4











5












Если вы правильно ответите на вопросы, то в выделенных клетках вы прочитаете слово, обозначающее население государства, жителей страны.1. Один из символов власти. 2. Определённого цвета или цветов широкое полотнище на древке, принадлежащее воинской части, какой-нибудь организации, государству. 3. Человек, любящий своё Отечество, преданный своему народу, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей Родины. 4. Столица Российской Федерации. 5.Отечество, родная страна.

5 группа.




1














2














3











4



















5









Если вы правильно ответите на вопросы, то в выделенных клетках вы прочитаете слово, обозначающее население государства, жителей страны.1.Основной закон страны. 2. Прикреплённое к древку или шнуру полотнище установленных размеров и цветов, иногда с изображением на нём герба или эмблемы. 3.Нижний цвет на флаге России. 4.Любовь к Родине, своему народу. 5. Что держит орёл на гербе России.


5 группа.




1














2














3











4



















5









Если вы правильно ответите на вопросы, то в выделенных клетках вы прочитаете слово, обозначающее население государства, жителей страны.1.Основной закон страны. 2. Прикреплённое к древку или шнуру полотнище установленных размеров и цветов, иногда с изображением на нём герба или эмблемы. 3. Нижний цвет на флаге России. 4.Любовь к Родине, своему народу. 5. Что держит орёл на гербе России.


5 группа.




1














2














3











4



















5









Если вы правильно ответите на вопросы, то в выделенных клетках вы прочитаете слово, обозначающее население государства, жителей страны.1.Основной закон страны. 2. Прикреплённое к древку или шнуру полотнище установленных размеров и цветов, иногда с изображением на нём герба или эмблемы. 3. Нижний цвет на флаге России. 4.Любовь к Родине, своему народу. 5. Что держит орёл на гербе России.




8



Просмотр содержимого презентации
«многонациональный народ»

НАРОД

НАРОД

Народ –  1.Население государства, жители страны.    2. Историческая общность людей

Народ 1.Население государства, жители страны. 2. Историческая общность людей

Мы – многонациональный народ

Мы – многонациональный народ

1. Определение «народ». Народ –  1.Население государства, жители страны.    2. Историческая общность людей

1. Определение «народ».

Народ 1.Население государства, жители страны. 2. Историческая общность людей

Перепись населения 2010 г. 1 Русские 2 77,71 % Татары 3 4 Украинцы 3,72 % 1,35 % Башкиры 5 1,11 % Чуваши 6 7 1,01 % Чеченцы 1,00 % Армяне 8 0,83 % Аварцы 9 0,64 % Мордва 10 0,52 % Казахи 0,45 %

Перепись населения 2010 г.

1

Русские

2

77,71 %

Татары

3

4

Украинцы

3,72 %

1,35 %

Башкиры

5

1,11 %

Чуваши

6

7

1,01 %

Чеченцы

1,00 %

Армяне

8

0,83 %

Аварцы

9

0,64 %

Мордва

10

0,52 %

Казахи

0,45 %

2. Многонациональная культура России Самый малочисленный народ как и многочисленный имеет свою культуру. Это язык, фольклор, религию, обычаи, обряды, и даже свою национальную кухню, одежду, утварь и прочее. казахи якуты башкиры русские украинцы

2. Многонациональная культура России

Самый малочисленный народ как и многочисленный имеет свою культуру. Это язык, фольклор, религию, обычаи, обряды, и даже свою национальную кухню, одежду, утварь и прочее.

казахи

якуты

башкиры

русские

украинцы

Расул Гамзатов аварский поэт «Журавли»  Мне кажется порою, что солдаты, С кровавых не пришедшие полей, Не в землю нашу полегли когда-то, А превратились в белых журавлей.  Они до сей поры с времен тех дальних  Летят и подают нам голоса.  Не потому ль так часто и печально  Мы замолкаем, глядя в небеса? Поэт Дагестана П.И. Чайковский А.П. Чехов И.Е.Репин

Расул Гамзатов аварский поэт «Журавли»

Мне кажется порою, что солдаты,

С кровавых не пришедшие полей,

Не в землю нашу полегли когда-то,

А превратились в белых журавлей.

Они до сей поры с времен тех дальних

Летят и подают нам голоса.

Не потому ль так часто и печально

Мы замолкаем, глядя в небеса?

Поэт Дагестана

П.И. Чайковский

А.П. Чехов

И.Е.Репин

Два единства «Единство, - возвестил оракул наших дней, - Быть может спаяно железом лишь и кровью…» Но мы попробуем спаять его любовью, - А там увидим, что прочней… Ф. Тютчев Оракул – тот, кто может дать ответы на любые вопросы. В древности так называли жреца.

Два единства

«Единство, - возвестил оракул наших дней, -

Быть может спаяно железом лишь и кровью…»

Но мы попробуем спаять его любовью, -

А там увидим, что прочней…

Ф. Тютчев

Оракул – тот, кто может дать ответы на любые вопросы. В древности так называли жреца.

Мы вместе – в этом наша сила.

Мы вместе – в этом наша сила.

3. Что такое национальность. Национальность – принадлежность человека к той или иной нации. Кто определяет национальность? Человек должен сам чувствовать, к какой национальности он принадлежит, а подсказать ему может тот язык, на котором он говорит и думает. И конечно , его культура.

3. Что такое национальность.

Национальность – принадлежность человека к той или иной нации.

Кто определяет национальность?

Человек должен сам чувствовать, к какой национальности он принадлежит, а подсказать ему может тот язык, на котором он говорит и думает. И конечно , его культура.

1.Мы разные - в этом наше богатство.  2. Мы вместе - в этом наша сила.  3. Для того, чтобы сохранить это многообразие и единство, нужно гордиться не только своей национальностью, но и уважать чужую национальность.

1.Мы разные - в этом наше богатство. 2. Мы вместе - в этом наша сила. 3. Для того, чтобы сохранить это многообразие и единство, нужно гордиться не только своей национальностью, но и уважать чужую национальность.

Домашнее задание: 1. Подготовить рассказ о каком-либо человеке нерусской национальности, который внёс вклад в развитии культуры Росси – науку или искусство. 2. Проект: «День знакомства с национальной культурой»

Домашнее задание:

1. Подготовить рассказ о каком-либо человеке нерусской национальности, который внёс вклад в развитии культуры Росси – науку или искусство.

2. Проект: «День знакомства с национальной культурой»

Спасибо за урок

Спасибо за урок


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!